Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»




НазваниеКонспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипКонспект
dopoln.ru > Астрономия > Конспект
  1   2   3
Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

Цели:

1. Образовательная: расширить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;

2. Развивающая: научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради;

3. Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.

Оборудование: бинты, жгуты, палочки для закрутки. Презентация урока по теме «Кровь и кровообращение», ПК, проектор, видеокассета с видеофильмом « Первая помощь при кровотечении».

^ Тип урока: урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала, повторение и систематизация знаний, навыков учащихся.

^ Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.) Рефлексия настроения

Ребята, доброе утро. Я пришёл к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьёзных, значимых вещах для нашего здоровья.

Знаете ли вы о том, что первое место среди заболеваний, ведущих к тяжелейшим последствиям, занимают болезни сердечно-сосудистой системы, и в первую очередь самого сердца!

Именно поэтому в нашей стране реализуется национальный проект «Здоровье», целью которого является сохранение здоровья населения. Наш район одним из первых включился в реализацию данного проекта. Диспансеризацию в нашем районе прошли ---- человек, и, оказалось ---- %, имеют заболевания сердечно-сосудистой системы.

Эта проблема не может не волновать современное общество.

Поэтому тема сегодняшнего урока: «^ Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях» (с картинкой) Слайд 1.

Для себя я ставлю цели: Слайд 2

- во-первых, систематизировать и расширить ваши знания о системе кровообращения;

- во-вторых, познакомить вас с правилами гигиены сердечно-сосудистой системы и приемами оказания первой медицинской помощи при кровотечениях;

- в-третьих, сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Для вас я ставлю следующие задачи: Слайд 3

- вооружить себя знаниями правил гигиены сердечно-сосудистой системы, чтобы сохранить свое здоровье;

- выработать умения и навыки в оказании первой медицинской помощи при кровотечениях, чтобы вовремя помочь человеку, оказавшемуся в беде.

^ II. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

На протяжении нескольких уроков вы изучали тему «Транспорт веществ. Кровь, лимфо- и кровообращение». Давайте систематизируем и проверим свои знания.

Форма работы – разноуровневые контрольно-измерительные материалы, предназначенные для сдачи экзаменов в 9 классе в новой форме.

Учитель: тот, кто уверен в своих глубоких и разносторонних знаниях, возьмите задание на розовых бланках; тот, кто знает материал только хорошо – возьмите синие бланки; для тех, кто не уверен в своих знаниях – белые бланки.

Прочитайте инструкцию по выполнению заданий и приступайте к выполнению, если все понятно. Кто затрудняется, поднимите руку, и я окажу помощь.

Учитель: Поменяйтесь, пожалуйста, выполненными работами. Прочитайте инструкцию по проверке работы, проверьте.

Слайд 4. Ключ.

^ Слайд 5. Критерии оценивания:

- 1 балл за правильный ответ (1-2 мин)

Учитель: Давайте посмотрим наши результаты, поднимите руки, кто получил пять – молодцы, кто получил оценку четыре – замечательно, кто получил оценки ниже, попробуйте их исправить на следующем уроке.
^ III. Изучение нового материала

А) Гигиена сердечно-сосудистой системы (10 мин)

Учитель: Какие заболевания органов кровообращения вам известны?

Предполагаемые ответы учеников: гипертония, тромбофлебит, анемия, порок сердца, инфаркт миокарда и др.

Учитель: Вот видите, сколько заболеваний переносит наша сердечно-сосудистая система. А знаете ли вы, что ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие – в возрасте 30-40 лет. Значит борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – одна из основных проблем современного поколения людей.

^ Слайд 6. Сердце.

Тебя я помучил немало
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, моё сердце, меня
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твоё подгонял колотьё.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце моё.
За то, что железным ты мнилось
И мог я подставить под копьё
Тебя я, безумно на милость,
Прости меня сердце, сердце моё.
Кружит, как над полем сраженье,
Порой над тобой вороньё.
За подвиги долготерпенья
Прости меня, Сердце моё!

^ Так писал Расул Гамзатов в своем стихотворении “Прости меня сердце моё”

Вопрос учителя: За что, по вашему мнению, просит прощение поэт у своего сердца? Каковы, на ваш взгляд, причины, приводящие к заболеванию органов кровообращения?

Предполагаемые ответы учащихся: курение, употребление алкоголя, нервные перегрузки, малоподвижный образ жизни, экологические факторы.

(Заполнение кластера) Слайд 7

Учитель предлагает учащимся перенести кластеры в тетрадь.




Причины, приводящие к заболеваниям сердечно-сосудистой системы

1. Вредные

привычки

3. Экологические факторы



2. Гиподинамия


^ 1. Влияние вредных привычек.

Учитель: Какое же влияние на сердце и сосуды оказывает алкоголь? Он возбуждает нервную систему и угнетает обмен веществ в мышечных волокнах. В результате пульс учащается, а сила и скорость сокращения сердца уменьшается, нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь.

Слайд 8 Сравните сердце здорового человека и человека, часто употребляющего алкоголь. Он даже в небольших количествах влияет на обмен веществ в клетках сердца. В них накапливается жир, уменьшается содержание белка и, в конце концов, мышечные волокна сердца отмирают.

Слайд 9

Учитель: Курение или здоровье – выбирайте сами, но знайте, что в табачном дыму определено 300 различных вредных веществ. Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления. Сердце работает напряжённее. Статистика свидетельствует, что у курящих людей, вероятность возникновения инфаркта миокарда втрое выше, чем у некурящих.

В рамках этого урока мы не сможем с вами назвать все последствия к которым приводит употребление алкоголя и никотина. Для вас я приготовил буклеты с информацией о гигиене сердечно-сосудистой системы.

Для того чтобы оградить себя и своих сверстников от пагубного влияния алкоголя и курения, я предлагаю вам создать антирекламу табаку и алкоголю. Это может быть рисунок, призыв, плакат, карикатура.

Учащиеся знакомят друг друга с результатами творческой работы.

2. Гиподинамия.

Учитель: что такое гиподинамия?

Слайд 10 (человек за компьютером).

Ответ: ограничение физической подвижности.

Учащиеся записывают определение термина в тетрадь.

Учитель: гиподинамия вызывает ослабление мышц, увеличивает количество, жировой ткани, снижает выносливость.

Вопрос: Как нам избежать таких последствий малоподвижного образа жизни?

Ответ учащихся: физическая нагрузка.

Учитель: попробуйте составить буриме, которым вы призываете своих сверстников к активному образу жизни.

Слайд 11.

Буриме «Измени свою жизнь».

___________________ лежите

____________________ глядите

_____________________ встать

______________________начать.

Учащиеся зачитывают свои варианты. Учитель предлагает свой вариант:

Свой вариант.

- Убедили, движение необходимо, давайте проведем физкультминутку.

3. ^ Экологические факторы.

Учитель: Очень важной причиной, влияющей на сердечно-сосудистую систему, является состояние окружающей среды. Прочитайте текст «………….» и выделите экологические факторы, которые повышают риск возникновения заболеваний сердца и сосудов. Названия экологических факторов занесите в схему.

^ Составить перечень негативных факторов, влияющих на сердечно-сосудистую систему

1.Загрязнённый атмосферный воздух промышленными выбросами и выхлопными газами автомобилей, содержащий угарный газ, отрицательно влияет на процесс газообмена в лёгких и тканях человека, т.к. гемоглобин образует прочную связь с угарным газом.

2. В результате радиационного облучения клетки красного костного мозга – опустошаются, изменяются их строение. Они как бы лишаются каркаса, расплавляются, ядра сморщиваются, уменьшаются, клетки погибают, на их месте образуются мертвые пустоты. А красный костный мозг – своеобразная фабрика клеток крови - эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов разрушается.

Учитель: Какие экологические факторы вы выделили?

Ответ учащихся: загрязнённый атмосферный воздух, радиационное облучение.

Сделаем для себя выводы:

Учитель: Для предупреждения развития сердечно-сосудистых заболеваний необходимо…?

Ответы учащихся:

1. Отказаться от вредных привычек.

2. Необходимо заниматься физическим трудом, физической культурой, причём обязательным условием является систематичность. Правильное чередование нагрузки и отдыха.

3. Жителям промышленных центров чаще бывать в парках, на природе в лесу, у моря.

Слайд 11

- Здоровье – это не личное дело каждого.

- Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит пользу обществу.

Учитель: Мы должны стремиться к здоровому образу жизни. А как бы вы сформулировали, что представляет собой здоровый образ жизни?

- Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включающая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

Б) ^ Лабораторная работа (20 мин.)

Учитель: я думаю, вы все знаете то, что каждый из нас рождается с чувством откликаться на чужую боль. Иногда очень важно вовремя и правильно оказать помощь. Сегодня мы проведём лабораторную работу

Слайд 12

«Виды кровотечения, оказание первой медицинской помощи»

Учитель: при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.

Для того чтобы помочь пострадавшему, надо уметь, знать, тренироваться.

Кровотечения обусловлены рядом причин. Это могут быть повреждения сосудов при травмах или разрушение стенки сосудов при болезнях, увеличение проницаемости сосудов и нарушение свертываемости крови, при ряде заболеваний.

Если кровь начинает вытекать из сосуда, то вместе с ней, как говорят, утекает жизнь.

При потере одной третьей объёма крови человек может получить смертельные осложнения.

^ Цель работы: научиться оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений.

Оборудование: схемы «Виды кровотечении», «Оказание первой помощи при кровотечении», видеофильм «Остановка кровотечения», бинты, палочки для закрутки, ножницы, платки, ткань, жгут, галстук.

Слайд 13

Учитель: кровотечения делят на внутренние и внешние. Внешние делится на капиллярное, венозное, артериальное.

^ Фильм (Оказание первой медицинской помощи при кровотечении) 8 мин.

Учитель: знакомит учащихся с методикой наложения жгута и скрутки из подручного материала.

^ Работа по заданиям и вопросам (10 мин.)

Выработка практических навыков

Учитель: ознакомьтесь с инструкцией проведения лабораторной работы. Работайте индивидуально или в паре.

Ход работы:

1. Наложите марлевую повязку на указательный палец, при капиллярном кровотечении.

2. Сделайте скрутку на конечность (руку или ногу) при артериальном кровотечении.

3. Наложите давящую повязку при венозном кровотечении.

4. Заполните таблицу:

Вид кровотечения

Характеристика кровотечения

Меры первой помощи

 

 

 

 

 

 










5. Запишите вывод работы.

В ходе лабораторной работы мы научились:

- оказывать доврачебную медицинскую помощь при различных видах кровотечений: ____________, ______________, _______________.

^ Подведение итогов работы на уроке-3 мин:

Учитель: спасибо за вашу активную работу, мне очень приятно с вами общаться на уроке. Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами своё отношение к уроку:

- если вам было интересно и всё понятно, поставьте !!;

- если интересно, но не всё понятно, поставьте !?;

- а, если вам было не интересно и не понятно, поставьте 00

^ Домашнее задание-2 мин.: пов. стр. 122 -137.

Творческое задание – оформите в буклете страничку рекламы здорового образа жизни или электронную презентацию – рекламу здорового образа жизни, или сообщение по этой теме.

Приложение:

Ф.И. учащегося____________________________________ (на «5») I Вариант

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А3) обведите кружком номер правильного ответа в работе.

А 1. У больного перед операцией определяют группу крови. Это позволяет врачу:


1)назначить правильное лечение;

2)определить причину болезни;

3)найти нужного донора;

4)вычислить количество форменных элементов;

А2. Некоторые люди страдают малокровием. С какими изменениями крови это связано?



1) разрушением тромбоцитов;

2) уменьшением гемоглобина;

3) увеличением числа лейкоцитов;

4) изменением скорости тока крови.



А3. Как называется межклеточное вещество крови:

1) лимфа;

2) плазма;

3) коллаген;

4) фибриноген.
  1   2   3

Похожие:

Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях» iconУрока: учащиеся должны знать
Быть знакомы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и их профилактикой, осознавать вред никотина, алкоголя, наркотиков для работы...
Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях» iconУрок 30 первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности...
Цели: проверить усвоение знаний по теме «Основы здорового образа жизни»; познакомить учащихся с основами строения сер­дечно-сосудистой...
Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях» iconКонспект урока, посвящённый 450-летию добровольного присоединения...
Конспект урока, посвящённый 450-летию добровольного присоединения Башкортостана к России, в 6 классе по биологии по теме:,,Растительные...
Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях» iconХроническая интоксикация алкоголем и сердечно-сосудистая система
При хроническом алкоголизме нередко наблюдаются сердечно-сосудистые изменения, выраженные в различной степени. Достоверно установлено,...
Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях» iconГрипп тяжелая вирусная инфекция
При тяжелом течении гриппа часто возникают необратимые поражения сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, центральной нервной...
Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях» iconФакторы риска и особенности формирования патологии сердечно-сосудистой...
Д737. 005. 02. при Таджикском государственном медицинском университете им. Абуали ибни Сино (734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе,...
Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях» iconТематическое планирование по биологии Человек и его здоровье. 8 класс
Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях» iconКонспект урока по обществознанию в 6 классе по теме: «Домашнее хозяйство»

Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях» iconКонспект урока истории в 3 классе по программе образовательной системы «Школа 2100»
Конспект разработан учителем начальных классов моу «сош №6 г. Новотроицка Оренбургской области» Кангиной Татьяной Сигизмундовной
Конспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях» iconКонспект урока обществознания в 6 классе по теме «Государство и граждане»
Цель урока: дать представление обучающимся о государстве и о том, что значит быть гражданином своей страны
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница