Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся




НазваниеПроектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
dopoln.ru > Экономика > Документы
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Дмитриева Т.Н., учитель технологии, МБОУ СОШ№28
Во все времена конечным результатом обучения должна была быть высокообразованная и эстетически развитая личность. А любая личность должна уметь свободно мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа. И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка мыслить творчески.

Хочу поделиться своими методами обучения технологии девочек 5-8 классов. Эта работа скорее попытка осмыслить путь поиска. Что я как педагог трудового обучения могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Вот, пожалуй, главные вопросы, волновавшие меня, когда я обдумывала новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты. По этой системе я работаю 9 лет и хочу сказать, что эта методика дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что обучение идет предельно конкретно; помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в активную позицию; учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?".

Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса "Технология". Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.

Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии.

Так, на первом году обучения (в 5 классе) учащиеся знакомятся с разделами предмета «Технология», осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.

На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий, с составлением карт и схем выполнения работы. Например: в разделе "Работа на швейной машине" девочкам предлагается на основе изученных швов выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть прихватка, а может грелка на чайник – важно правильно рассчитать свои силы и время. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё "хочу" и "могу ". Уже при выборе изделий каждая девочка опирается на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.

На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется следующий этап. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.

На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, мы переходим на более сложный этап. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом.

В 7-8-ых классах особенно ценны и интересны коллективные творческие проекты, где над одной темой работает группа девочек. Каждая из них находит свое место в общем деле. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности – совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет учитель. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать для назначения руководителей отделов определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей. Для этого создаются проектные отделы: маркетинга, дизайнерский, конструкторский, технологический, производственный и т.д., в зависимости от вида изделия и рода деятельности. Каждый найдет себе достойное место и будет востребован.

Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно объемного изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Например, при работе над проектом в разделе “Обработка текстильных материалов” по теме “Лоскутное шитьё” в 7-8 классах возможно соединение индивидуальных работ учениц в одно изделие – панно, т.е. единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами, имеют дизайнерское решение. Примерами коллективной работы являются: текстильное панно “Самовар” в технике аппликации; панно “Цветы” в технике лоскутного шитья и аппликации; панно “На лугу ” в технике аппликации и бисероплетения. Такие проекты позволяют проявлять коммуникативные способности каждой ученице.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов.
Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:

- личностно- ориентированно;

- использует множество дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

На уроках технологии работает все – от фантазии до логики. Этот предмет опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Если в правописании слова "костюм" двух мнений быть не может, то на наших уроках только от обилия зарисовок этого самого костюма просто голова кругом идет. И задача учителя - помочь этим замыслам осуществиться. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей, до реализации продукции, позволит обеспечить им преуспевание в жизни, потому что они сумеют найти ответ на вопрос "как делать?".

Литература:

Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.-256

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. -240 с.

Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н.Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982.- 319 с.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.

Программы средних общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (Технология)/ Под ред. Ю.Л.Хотунцева и В.Д.Симоненко.-М.: Просвещение,1996.-224 с.






Похожие:

Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся iconПроект как средство развития творческого потенциала учащихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32», учитель технологии
Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся iconОценка уровня творческого потенциала личности
Назначение. Методика позволяет определить самооценку личностных качеств либо частоту их проявления, которые и характеризуют уровень...
Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся iconНа заседании мо рассматриваются следующие вопросы: пути реализации...
Этот комплекс ориентирован прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете...
Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся icon«Информационная карта победителя пнпо»
Современное инновационное образование в школе предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного...
Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся iconПерспективный( годовой) план работы педагога-психолога моу «сош с. Койгородок»
Цель: создание единого психологического пространства, способствующего развитию личностного, интеллектуального, творческого потенциала...
Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся iconМдоу «Центр развития ребёнка детский сад №270»
Значение русской народной песни в развитии творческого потенциала детей на основе Сибирского фольклора
Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся iconДеятельность моу дод «Центр внешкольной работы» Первомайского района...

Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся iconРегламентирующие документы
Российской Федерации, создания условий для творческой самореализации, раскрытия и роста творческого потенциала детей и молодежи,...
Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся iconОлимпиадах. Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников
Основной идеей работы мбоу «Ивашкинская сош» с одарёнными детьми является объединение усилий педагогов, родителей, общественности...
Проектный метод как средство развития творческого потенциала обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного воспитания обучающихся
Мбоу сош №16 является образовательным учреждением, главная цель которого – создать комплекс условий, обеспечивающих развитие интеллектуального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница