Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи




НазваниеОбучение умственно отсталых школьников связной письменной речи
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
dopoln.ru > Философия > Документы
Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи.


c:\program files\microsoft office\media\cagcat10\j0217698.wmf

Выполнила: учитель 1 класса

Булыгина Юлия Александровна


Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи является одной из актуальных проблем российской вспомогательной школы. Особую значимость приобретает реализация этой проблемы при обучении умственно отсталых детей умению связно и последовательно излагать свои мысли в устной и в письменной форме. Как известно, письменная речь, в отличие от устной, применяется вне ситуации непосредственного общения, в отсутствии собеседника. Это обстоятельство обуславливает развернутость и последовательность изложения. Чтобы написанное было правильно понято читающим, нужно излагать мысли расчленено, полно и последовательно. При письменном изложении создаются большие возможности, чем при устном, для обдумывания и исправления высказывания.

Овладение письменной речью способствует совершенствованию мышления учащихся, формированию личности и их социально-трудовой адаптации.

Связная письменная речь учеников вспомогательной школы была предметом изучения многих дефектологов (М.Ф. Гнездилов, Е.А.Гордиенко, Л.С.Вавина, Р.К.Луцкина, В.Г.Петрова и др.). Характеризуя ее, авторы указывали ряд своеобразных черт. Они отмечали, что для письменных пересказов школьников свойственны фрагментарность, пропуски важных деталей, неточное или неправильное употребление некоторых слов и выражений, наличие синтаксических и грамматических ошибок.

В результате проведенного мною констатирующего эксперимента были получены данные, которые подтверждают наличие специфических затруднений умственно отсталых школьников при написании текстов разной степени сложности. Количественный и качественный анализ собранных материалов позволяет определить уровень доступности текстов для каждого школьного возраста.

Установлено, что затруднения при написании изложений у учащихся шестых и седьмых классов возникают при наличии в тексте сложных причинно-следственных связей и отношений, а также смысловых звеньев, требующих домысливания. В связи с этим тексты, имеющие сложные причины и временные связи, и с пропущенными звеньями для учеников шестых и седьмых классов не рекомендуются.

Материалы экспериментов показали, что письменные пересказы из экспериментальных классов в специально организованных условиях были написаны полнее, правильнее и последовательнее, чем изложения учеников из контрольных классов.

Исследование позволило определить длительность, содержание и объем работы, необходимой для подготовительного периода, проводимого перед изложением, разработать и апробировать новую систему работы над изложением в старших классах вспомогательной школы.
Особенности связной письменной речи учащихся старших классов школ VIII вида.

Теоретические и методические основы разработки проблемы формирования у умственно отсталых детей умения последовательно и связно выражать своих мысли, пользуясь устной и письменной речью, представлены в ряде исследования. М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, М.П. Феофанов психологически обосновывают некоторые возможности умственно отсталых детей в овладении письменной речью и дают методические рекомендации учителю относительно развития письменной речью учащихся специальных коррекционных школ (система самостоятельных письменных работ и упражнений, выработка навыков самоконтроля, использование учащимися предложного и беспредложного управления и др.). Имеются также работы, выдвигающие принцип связи обучения учеников устной и письменной речи с их жизнью и трудом (М.Ф. Гнездилов, Л.С. Вавина и др.). Е.А. Гордиенко предлагает систему работы, эффективною для обучения написанию сочинений по картинам. Р.К. Луцкина говорит о необходимости дифференцированного применения приемов коррекционной работы на всех годах обучения. В.Г. Петрова на основе изучения речи учащихся вспомогательной школы ставит вопрос о поиске оптимальных методов, способствующих реализации возможностей речевого развития умственно отсталых детей и о соотношении этих возможностей с зоной ближайшего развития школьника.

Однако в перечисленных трудах авторов не рассматривалась проблема понимания текстов разной сложности и умения пересказывать их в письменной форме учащимися старших классов специальных коррекционных школ. Исходя из этого, в данной главе нами анализируются особенности письменной речи учащихся старших классов специальной коррекционной школы, обнаруживающиеся при написании изложений, для понимания и письменного изложения, разработать приемы и методы обучения школьников письменного пересказывания тексты различной сложности.

По степени сложности тексты можно разделить на три группы:

  • К первой группе относятся повествовательные рассказы, не заключающие в себе сложных смысловых связей.

  • Ко второй группе относятся рассказы с более сложными смысловыми связями, пропущенными звеньями, которые читающий должен восстановить на основе общего смысла.

  • Третью группу составляют рассказы со скрытым смыслом. В них имеются элементы противоречия между конкретным содержанием и внутренним смыслом.

В учебниках для чтения, по которым занимаются учащиеся специальных коррекционных школ, имеются рассказы всех трех типов. Учитель должен уметь разбираться в построении рассказа, чтобы лучше уяснить себе, что извлекает умственно отсталый ребенок из текста той или иной сложности на разных ступенях своего развития.

В специальной коррекционной школе при обучении написанию текста используется в некоторой мере видоизмененная традиционная методика. Изменения заключаются в аналитической работе, направленной главным образом на то, чтобы помочь учащимся понять содержание текста. При этом основная задача формирования связной письменной речи реализуется недостаточно полно. Во всех классах применяется одинаковая методика проведения изложений. Предусматривается подбор текстов, отличающихся по степени сложности. Предварительная лексико-грамматическая работа не осуществляется.

Похожие:

Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи iconПлан выступления Речевые особенности детей с онр активный словарь...
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи умственно отсталых школьников
Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи iconЕдиные требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению...
Работа учителя по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса. Рассмотрено
В школе для умственно отсталых детей в старших классах (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более...
Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи icon«Как помочь ребенку, имеющему специфические ошибки в письменной речи»
Нарушения письменной речи (т е письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т к они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие...
Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи iconО нарушениях письменной речи
Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью, основным симптомом...
Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи iconКак средство подготовки руки к письму
Важный аспект работы подготовка руки дошкольника к обучению письму и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников
Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи iconКонспект логопедического занятия по развитию связной речи у учащихся с фрнр и онр

Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи iconИгровые приемы развития речи дошкольников посредством наглядного моделирования
Многолетний опыт показывает, что для формирования и активизации связной речи дошкольников наряду с традиционными методами и приемами...
Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи iconПрограмма «Молодое поколение читает»
Проблемы устной и письменной речи школьников актуальны, особенно в наш век технического прогресса. Школьник не читает книги. Ему...
Обучение умственно отсталых школьников связной письменной речи iconПлан работы проблемной группы по развитию речи на 2013 2014 учебный год
Цель: активизировать деятельность педагогов по данному направлению; раскрыть значимость своевременной педагогической работы специалистов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница