1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности




Название1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипТематический план
dopoln.ru > Философия > Тематический план
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Х. М. БЕРБЕКОВА


СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра теории и истории социальной работы

ПРОГРАММА
Организация и методика научно-педагогической

и научно-исследовательской деятельности
для магистерской подготовки направления

321100 – социальная работа

Нальчик – 2007
СОСТАВИТЕЛЬ: доктор философских наук, профессор кафедры

теории и истории социальной работы

^ Кильберг-Шахзадова Н. В.
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов, перечень вопросов для контроля знаний, а также тематику курсовых работ, экзаменационные вопросы.
Утверждено на заседании кафедры теории и истории социальной работы

Социально-гуманитарного института «______» _______________2007 г.

^ Тематический план



Недели

Наименование разделов, тем

Лекц.

Сем. прак.

1

Тема 1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности.

2




2

Тема 2. Современное образование: поиск исследования.


1


1

3

Тема 3. Социально-философский анализ образовательной деятельности.

1

1

4

Тема 4. Педагогическая деятельность.

1

1

5

Тема 5. Социально-педагогическая деятельность.

1

1

6

Тема 6. Онтологический подход к анализу образовательного процесса.

1

1

7

Тема 7. Педагогический процесс.

1

1

8

Тема 8. Социализирующий процесс.

1

1

9

Тема 9. Цели и этапы развития организационных форм педагогической деятельности.

1

1

10

Тема 10. Основные типы обучения в педагогической деятельности.

1




11

Тема 11. Социально-философский анализ научно-педагогической деятельности

1

2

12

Тема 12. Социально-педагогическое исследование.

1

2

13

Тема 13. Разработка программы исследования.

1

2

14

Тема 14. Разработка программы исследования.




2

15

Тема 15. Работа над научным материалом.

1

1

16

Тема 16. Работа над научным материалом.




2

17

Тема 2. Методика изложения и стилистика научной работы



1


18

Педагогическая практика.




1




Итого:

15

21


^ Ведение в предмет и задачи курса
Учебная дисциплина «Организация и методика научно-педагогической деятельности» и ее основные цели:

–дать основы организации научно-педагогической деятельности;

– овладеть методикой научно-педагогической деятельности;

– подготовить магистров к научно-педагогической практике.

Связь учебной дисциплины с философией образования, педагогикой, методикой преподавания предмета и др.

Овладение теоретическими знаниями и методикой научно-педагогической деятельности.
Литература

1. Кильберг-Шахзадова Н.В. Со-деятельность и образование: Теоретико-методологический анализ. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001.

2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.
Раздел I. Теоретические традиции образования

и представления о деятельности
Тема 1.^ Философский взгляд на образование как форм

человеческой деятельности
Истоки понятия «образование». Историческое становление феномена образования. Стадии образования.

Образование эпохи Возрождения.

Образование в эпоху Просвещения.

Кант и Гегель об образовании.

Взаимосвязь образования и здравого смысла.

Образование – специфический феномен культуры.

Стратегии развития образования в философском осмысление. Взаимоотношения образования и среды (социума).

Вопросы


1. Культурно-историческая трактовка понятия «образование».

2. Характеристика стадий образования.

3. Философское осмысление образования Платоном и Аристотелем.

4. Учения Канта и Гегеля об образовании.

5. Современная интерпретация образования как «образ мира и места человека в нем».
Литература

1. Буева Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

2. Гусейнов А. А. Выражение кризиса и симптомы обновления // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

3. Кильберг-Шахзадова Н. В. Со-деятельность и образование: Теоретико-методологический анализ. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001.

4. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

^

Тема 2. Современное образование: поиск исследования



Донаучное образование.

Новизна и практическая значимость философии образования. Понятие «философия образования». Концептуальное видение философии образования.

Основные подходы к определению статуса философии образования.

Науковедческий и философско-образовательный подходы в рефлексивном анализе наук об образовании.

Новшества в российском образовании.

В.Я. Нечаев об осмыслении основ философии образования.

Пересечение философии образования и социальной философии: соединение общих философских идей с образовательными решениями.

Философско-образовательный анализ и синтез конкретных аспектов образовательной деятельности.

Вопросы


1. Влияние природного образования на философию.

2. Содержательная характеристика понятия «философия».

3. Методологические и мировоззренческие функции философии.

4. Понятие «философия образования».

5. Проблема сути и цели образования в проблематике философии образования.

6. Новизна и практическая значимость философии образования.

7. Три основных подхода к определению статуса философии образования.

8. Проблемы современного образования в контексте философского знания.
Литература

1. Бестужев-Лада И. В. Образование: традиции и перспективы // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

2. Буева Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

3. Гершунский Б. С. Философия образования. – М., 1998.

4. Лекторский В. А. О философском взгляде на образование // Вопросы философии. Философия, культура и образование. Материалы «Круглого стола», № 8, 1999.

5. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

6. Нечаев В. Я. Социология образования. – М., 1992.–200 с.

7. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. Статьи - лекции. М., 1993.

^

Тема 3. Социально-философский анализ

образовательной деятельности



Научные предпосылки возникновения и развития социальных форм человеческой деятельности.

Теория особенного и всеобщие основы осознания бытия людей.

Развернутое обоснование термина «деятельность». Понятие «деятельность» как принцип объяснения человеческого бытия (Г. С. Батищев, О. Г. Дробницкий и Э. Г. Юдин).

Не однозначное толкование деятельности в работах отечественных ученых (Л. П. Буева, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев).

Социально-философское понятие «деятельность» (В. Е. Кемеров, С. Э. Крапивенский).

Предметность деятельности и ее социальное качество.

Качественная сторона деятельности людей.

Теория образовательной деятельности и ее предметы.

Образование как форма человеческой деятельности. Понятие «предметности педагогической деятельности». Связь предметности и социальности в человеческой деятельности.
Вопросы

1. Различия теоретической деятельности.

2. Обоснование термина «деятельность».

3. Толкование деятельности в работах отечественных ученых.

4. Методологические и теоретические концепции деятельности.

5. Социально-философское понятие «деятельность».

6. Предметность деятельности.

7. Предметы теории образовательной деятельности.

8. Предметность педагогической деятельности.

9. Связь предметности и социальности в человеческой деятельности.
Литература

1. Борцов Ю. С. Образование в век информации: Человек и новые информационные технологии обучения / Под науч. ред. д-ра филос. наук, проф. Ю. Г. Волкова. – М.: Высшая школа, 1997. – 320 с.

2. Буева Л. П. Человек, деятельность и общение. – М., 1994.–109 с.

3. Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельности // Философские науки. 1970. Вып. 5. С. 43–53.

6. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1996.–215 с.

7. Кильберг-Шахзадова Н. В. Со-деятельность и образование: Теоретико-методологический анализ. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001. – 180 с.

8. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.
Раздел II. Основы деятельности
Тема 1. Педагогическая деятельность
Содержание педагогической деятельности. Цели и принципы как некие научные идеи.

Античная эпоха как своеобразный носитель научных идей. Смысл и значение системы образования Аристотеля. Главные факторы совершенствования человека.

Система устройства идеального государства Платона. Платоновская истина как идея наивысшего блага.

Эвристические методы познания Сократа, смысл их идеи.

Основные ценности сократовского подхода к педагогической деятельности.

Вопросы


1. Каким образом педагогическая мысль определяла развитие научной мысли.

2. Чем определяется противоречивая взаимосвязь творчества, философии и обыденной педагогики?

3. Каким образом принципы классической науки оказывают влияние на образование?

4. Какие факторы определили научные основы формирующего подхода к образованию?

5. Чем вызвана необходимость использовать «собственно человеческое начало» в образовании (по Сократу)?

6. Почему гуманистические основы педагогики оказались несвоевременными для эпохи античности.
Литература

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.

2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

^

Тема 2. Социально-педагогическая деятельность



Термин «социально-педагогическая деятельность», его определение.

Характер деятельности.

Компоненты социально-педагогической деятельности.

Проявление активности деятельности. Условия эффективности и качества деятельности в социальной сфере.

Взаимодействие личностных культур воспитателя и воспитуемого.

Результат социально-педагогической деятельности.

Изменения в субъекте и объекте социально-педагогической деятельности.
Вопросы
^
1. Термин «социально-педагогическая деятельность».

2. Характеристика социально-педагогической деятельности.
Литература

1. Кильберг-Шахзадова Н В. Основы социальной педагогики. – Нальчик, 2003. – 58 с.

2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

3. Шахзадова Н. В. Социальный педагог и его деятельность: Учебное пособие. – Нальчик, 1995. – 58 с.

^

Тема 3. Социально-философский анализ


научно-педагогической деятельности
Зарождение научно-педагогической науки. Основная задача науки.

Организационно-содержательные основы исследования.

Информационно-диагностические основы исследования социальной работы. Исследовательские функции.

Наука социальной работы как теоретическая дисциплина. Исследования социальной работы.

Количественные и качественные методы исследования.

Качественно-эмпирические исследования. Исследование социальной работы как комплексный анализ жизненного пространства.

Вопросы


1. Зарождение научно-педагогической науки.

2. Методология исследования социально-педагогической концепции.

3. Исследование проблем социальной работы.

4. Качественные и количественные методы исследования.
Литература

1. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования социальной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – М., Тула, 1993. Т. 1, с. 127–134.

2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. Ростов – н./Д., 1999. – 560 с.

3. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.
Раздел III. Процессы деятельности
Тема 1. Онтологический подход к анализу образовательного процесса
Онтология Платона. Платоновские эйдосы – не вещи, а то, чем вещь должна быть, когда не подлинное бытие не затмевает ее сущность.

Эйдосы Аристотеля. Ведущие первопричины бытия.

Модель бытия Аристотеля.

Подход к анализу современного образовательного процесса. Понимание процесса развития в образовательной деятельности.

Связь обучения и развития человека.

Развитие и становление сущностных сил ребенка, а также воспитания, образования и обучения.
Вопросы

1. Образовательный идеал Платона.

2. Процесс в онтологических схемах.

3. Герменевтический анализ современного образовательного процесса.

4. Понимание процесса развития в образовательной деятельности.
Литература

1. Аристотель. О небе. Собр. соч. в 4-х тт. – М.: Мысль, 1981. Т. 3, с. 322–324.

2. Гадамер Г. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988, с. 352.

3. Платон. Тимей. Собр. соч. в 4-х тт. – М.: Мысль, 1990. Т. 3.
Тема 2. Педагогический процесс
Учебная дисциплина – модель определенного вида или сферы профессиональной деятельности.

Проектирование учебного плана. Основные требования к реализации учебного плана. Структура учебного плана.

Учебная программа. Требования к учебной программе.

Учебная деятельность – одна из организационно-дидактических форм, направленная на формирование профессиональной компетентности.
Вопросы

1. Учебная дисциплина.

2. Учебный план.

3. Учебная программа.

Литература

1. Кильберг-Шахзадова Н. В. Основы социальной работы. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001. – 116 с.

2. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

3. Нечаев В. Я. Социология образования. – М., 1992.
Тема 3. Социализирующий процесс
Люди и вещи в процессах человеческой деятельности.

Философская функция понятия «процесс» в традиционном противопоставлении «вещи – процессы».

Социальные процессы – совокупность человеческих действий и понятие социального процесса в содержании социально-философского познания.

Вопрос о процессуальности человеческого бытия.

Социализирующий процесс – процесс по социальному преобразованию вещей и людей в различных формах человеческого бытия и человеческой деятельности.

Многомерность социализирующего процесса.
Вопросы

1. Процессы в понимании человеческой деятельности.

2. Представление о социализирующем процессе.

3. Многомерность социализирующего процесса.
Литература

1. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 215 с.

2. Кильберг-Шахзадова Н. В. Со-деятельность и образование: теоретико-методологический аспект / Под. ред. д. ф. н., проф. Р. Х. Кочесокова. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001.

3. Кильберг-Шахзадова Н. В. Основы социальной педагогики: Учебное пособие. – Нальчик. Каб.-Бал. ун-т, 2003. – 58 с.

4. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

5. Шахзадова Н. В. Социализирующая деятельность в структуре образования: социологический аспект. – Нальчик, 1999.
Раздел IV. Значение методов обучения в педагогической деятельности
Тема 1. Цели и этапы развития организационных форм

педагогической деятельности
Цели успешности процесса обучения. Иерархия целей: цели образования в обществе; цели в системе непрерывного образования; цели в учебном процессе конкретного образовательного учреждения; цели в учебном предмете и деятельности учителя.

Внешняя и внутренняя направленность цели образования.

Образцы школ древневосточных цивилизаций.

Развитие теории и практики обучения в эпоху античности, греко-римской древности.

Две модели обучения и воспитания: спартанская, афинская.

Педагогический идеал Средневековья.

Педагогический идеал в эпоху Возрождения.

Педагогический идеал Реформации.

Концепции целостного развития личности в эпоху Просвещения.

Особенности педагогического идеала человека в русской педагогике.

Цели воспитания в ходе истории человеческого общества. Теория образовательной деятельности.
Вопросы

1. Обучение в первобытном обществе и педагогический идеал в Древней Греции.

2. Особенности педагогического идеала эпохи средневековья.

3. Педагогический идеал Возрождения и Реформации.

4. Эпоха Просвещения как основа для формирования педагогического идеала современности.

5. Специфика педагогического идеала в России.

Литература

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – Сант-Петербург, 2000.

2. Михайлов Ф. Т. Аксиомы педагогики // Философские исследования. 1998. № 4. С. 5–39.

3. Кильберг-Шахзадова Н.В. Организация и методика научно-педагогической деятельности. Курс лекций. – Нальчик: Каб.-Бал. ун-т, 2006.

4. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. – М., Бишкек, Екатеринбург, 1996. – 608 с.

5. Шахзадова Н. В. Перспективы развития социального образования и подготовки специалистов социализирующей деятельности. – М.: Социально-технологический институт, 1998. – 221 с.
Тема 2. Основные типы обучения в педагогической деятельности

  1   2   3   4

Похожие:

1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности iconРешение задачи одним из математических методов
Предмет и задачи курса. Экономико-математическая модель задачи линейного программирования. Пример
1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности iconРабочая программа Предмет биология основное общее образование, 6...
Они должны знать, что человек – часть природы и его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих...
1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности iconРабочая программа Предмет русский язык основное общее образование, 7 класс Пояснительная записка
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе следующие
1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности iconРабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка
Цель курса: Получение знаний об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире...
1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности iconРабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8...
Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность....
1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности icon«Введение в зоопсихологию, ее объект, предмет, задачи и прикладное значение»
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности iconКонтрольная работа по предмету
Предмет и задачи курса материально – техническое обеспечение физической культуры
1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности iconКонспект лекций Предмет, цели и задачи дисциплины «Организационное поведение»
Предмет, цели и задачи дисциплины «Организационное поведение». Факторы, формирующие организационное проведение
1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности iconРабочая программа учителя информатики предмет «Основы информатики и икт»
«Информатика» для 8 класса. Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе,...
1. Введение в предмет. Предмет и задачи курса. Философский взгляд на образование как форму человеческой деятельности iconПлан введение Учебные вопросы: Понятие криминологии и ее предмет
Дать курсантам основные понятия криминологии как науки и учебной дисциплины, как фундамента теоретических знаний для изучения этого...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница