3 Решение координационного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе




Название3 Решение координационного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРешение
dopoln.ru > Финансы > Решение
Подборка материала

преподаватель

эк-х дисциплин

Гайнуллина Н.А

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО ВВЕДЕНИЮ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ УЧИТЕЛЕЙ (НСОТ) В УСЛОВИЯХ НОРМАТИВНОГО ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
В связи с изменением бюджетного законодательства в области разграничения полномочий, задача введения нормативного подушевого финансирования предоставления основных общеобразовательных программ (на первом этапе) и перехода на новую системы оплаты труда работников образования стала обязательной для субъектов РФ.

К настоящему времени действует целый ряд нормативных правовых документов, обеспечивающих основу для перехода на новую отраслевую систему оплаты труда работников образовательных учреждений в условиях нормативного подушевого финансирования, основными из которых являются:

1) Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 13 сентября 2006 года;

2) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;

3) Решение координационного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе;

4) Постановление Правительства Свердловской области от 11.12.2006 г. № 1039 «О повышении эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области»;

5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 8 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 848» и распоряжение Правительства Свердловской области от 12.04.2007 г. № 329-РП «О мероприятиях по реализации комплексного проекта модернизации образования в Свердловской области в 2007 году» (победа Свердловской области в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования).

Введение новой системы оплаты труда в совокупности с переходом на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений представляет собою ключевое, исключительное по важности звено национального проекта в целом. Предполагаемые этими направлениями системные изменения призваны составить экономическую основу перемен, осуществляемых по остальным направлениям, а также всех ожидаемых социальных эффектов.

Введение нормативного подушевого финансирования имеет своим ключевым моментом отказ от постатейного финансирования издержек в пользу подушевого финансирования задач. Важно понимать, что такой переход является необходимым элементом при проведении политики децентрализации управления образовательной сферой и развития экономической самостоятельности образовательных учреждений.

Использование подушевого бюджетного финансирования создаст возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по образовательным учреждениям: они ставятся в равные условия, а их финансовое благополучие зависит, прежде всего, от эффективности организации учебной деятельности и качества предоставляемой образовательной услуги. Кроме того, выравнивание финансовых условий делает возможной содержательную оценку качества работы образовательного учреждения, что стимулирует работу коллектива, его заинтересованность в борьбе за ученика. А это, в свою очередь, создает предпосылки для связи качественных характеристик работы школы и дополнительного финансирования этого качества (выделение бюджетных средств по результатам работы).

В настоящее время в Свердловской области объем субвенций по реализации основных общеобразовательных программ, определяется в соответствии с Законом Свердловской области от 27 апреля 2007 г. № 37-ОЗ «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений общего образования, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета».

Указанным законом установлены нормативы финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений для расчета субвенций по каждой ступени общего образования, учитывающие различные типы и виды учреждений, их повышенный статус, местонахождение, наличие специальных (коррекционных) классов, групп продленного дня, дополнительных образовательных программ, углубленное изучение отдельных предметов и другие факторы, влияющие на величину норматива.

Данные нормативы используются при формировании объемов субвенций на 2008 год для муниципалитетов, то есть для межбюджетных отношений.

Задача подушевого норматива бюджетного финансирования – обозначить количество бюджетных средств, которое должно быть доведено именно до учащегося, так как этими средствами будет оплачена стандартная образовательная программа. Только в этом случае норматив определенной стоимости обеспечит и равенство доступа к бюджетной услуге, и эффективность расходования бюджетных средств. В этом коренное отличие норматива подушевого финансирования от тех нормативов, которые используются при расчете образовательных субвенций.

Введение такого норматива в первую очередь должно расширить полномочия директора школы в распределении выделенных ему ресурсов. Имея величину норматива и контингенты учащихся, директор может заранее рассчитать величину бюджета своей школы и сформировать под бюджет штатное расписание, составить смету, распределив средства по статьям бюджетной классификации.

Таким образом, введение модели подушевого нормативного бюджетного финансирования в расчете на 1 учащегося обеспечивает:

    • обязательное доведение финансового норматива до образовательного учреждения в полном объеме, без изъятия;

  • прозрачность при определении и распределении объемов бюджетного финансирования между ОУ;

  • гарантии бюджетного обеспечения образовательного процесса и возможность бюджетного планирования развития ОУ;

  • переход от финансирования производителей услуг и содержания сети учреждений к финансированию поставленной перед учреждениями задачи через финансирование потребителей образовательных услуг;

  • укрепление и развитие школьной автономии и экономической самостоятельности.

Нормативно-подушевой принцип должен использоваться на всех уровнях формирования бюджета и его доведения до бюджетополучателя: региональном, муниципальном, уровне образовательного учреждения.

С 2006 года Министерство общего и профессионального образования Свердловской области приступило к разработке нормативов подушевого финансирования образовательных учреждений в Свердловской области.

Разработка нормативов осуществляется с привлечением специалистов «Центра фискальной политики» и ООО «Центра универсальных программ» г. Москвы. Данные организации выбраны Министерством образования на конкурсной основе для оказания консультационных услуг по внедрению нормативного финансирования в образовательных учреждениях Свердловской области, как имеющие опыт внедрения данного механизма в 5 регионах РФ.

Министерством образования представлена консультантам вся необходимая для проведения анализа информация о сети образовательных учреждений Свердловской области в разрезе городских и сельских учреждений, о среднем разряде педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, численности учащихся и воспитанников, соотношению фонда оплаты труда педагогического и прочего персонала и других экономических показателей. Также представлен объем расходов на образовательные субвенции на 2007 год в разрезе всех направлений расходов.

В настоящее время работа по проведению анализа статистических и финансовых показателей учреждений образования Свердловской области завершена, разработаны нормативы по всем типам и видам образовательных учреждений, а также просчитан бюджет 2008 года на основе данных нормативов в разрезе каждого образовательного учреждения области.

Все материалы направлены в Министерство финансов Свердловской области 7 августа 2008 года для ознакомления и экспертизы (более 500 страниц). В случае положительной оценки планируется принятие нормативного правового акта Свердловской области о введении нормативного подушевого финансирования, что будет являться результатом выполнения одного из направлений комплексного проекта модернизации образования в Свердловской области.

Другим направлением комплексного проекта модернизации образования в Свердловской области является переход на новые условия оплаты труда работников образования.

Главная на сегодня задача - обеспечить эффективный контакт между обществом и учителем, прежде всего путем повышения его средней заработной платы до социально приемлемого уровня – не менее средней зарплаты в регионе. Федеральные власти требуют повышение зарплаты учителей к 2009 году не менее чем в 2 раза по сравнению с уровнем 2007 года.

Введение новой системы оплаты труда призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской школы: уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное – сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Можно сказать, что от реализации данного направления комплексного проекта зависит обретение учителем заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества.

В Свердловской области принято постановление Правительства Свердловской области от 6 июля 2007 года № 647-ПП «Об одобрении Концепции новой системы оплаты труда работников областных государственных общеобразовательных учреждений Свердловской области в условиях нормативного подушевого финансирования». Концепция новой системы оплаты труда работников областных государственных общеобразовательных учреждений Свердловской области в условиях нормативного подушевого финансирования была разработана министерством образования на базе Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, направленной в органы исполнительной власти и органы управления образованием письмом Министра образования и науки АФ-213/03 от 13.09.2006 г.

В министерстве образования создана рабочая группа по разработке Методики формирования новой системы оплаты труда и стимулирования работников областных государственных образовательных учреждений Свердловской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Проект Методики специалистами министерств подготовлен для обсуждения на заседании рабочей группы.

Суть новой системы оплаты труда – повышение качества образовательной услуги. Главный принцип – учителю оплачивается час его работы с каждым учеником (ученико-час) с учетом качества полученных в итоге знаний. Устанавливается прямая зависимость гарантированной части заработной платы педагога от количества обучаемых им учеников.

Проектом Методики предусмотрено, что оценка результата профессиональной деятельности учителя складывается из двух частей фонда оплаты труда: базовой, гарантированной для каждого учителя, прошедшего процедуру аттестации и стимулирующей.

В отличие от существующего «почасового» порядка, вводимый механизм нормирования и учета учительского труда предусматривает отнесение к оплате в базовой части всех без исключения видов его деятельности, определенных должностными обязанностями: кроме почасовой аудиторной нагрузки, это внеурочная работа по предмету; классное руководство; проверка тетрадей; заведование учебными кабинетами и т.п. Кроме того, в той же базовой части устанавливается зависимость оплаты труда в от числа обучаемых.

В результате этих изменений учитель будет избавлен от унизительной погони за нормой часов аудиторной нагрузки («урокодательства») и станет экономически и психологически заинтересован в использовании инновационных педагогических технологий.

Концепция предлагает новые подходы к оплате труда.

1. Фиксированные размеры ставок, окладов за норму рабочего времени заменены на заработную плату в зависимости от расчетной единицы стоимости педагогической услуги (1 ученико-час).

Таким образом, во-первых, отражается интенсивность труда учителя и преодолевается зависимость заработной платы от количества отработанных учителем часов, а, во-вторых, стимулируется сохранение и повышение наполняемости классов. Новая система оплаты труда гарантирует защиту от создания классов с низкой наполняемостью, поскольку учителя, преподающие в классах с меньшей наполняемостью будут получать меньше зарплаты.

В случае уменьшения школьного и регионального компонентов в базисном учебном плане увеличивается стоимость 1 ученико-часа, а, соответственно, увеличивается заработная плата учителей. Таким образом, заработная плата педагогических работников зависит от рациональности составления учебного плана.

2. С бюджета снята нагрузка по обеспечению гарантий учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка или снижается нагрузка в течение года.

3. Применен новый подход к разделению рабочего времени на «аудиторную и неаудиторную занятость».

Аудиторная занятость – проведение уроков, неаудиторная занятость - подготовка к урокам, консультации, подготовка к олимпиадам, конференциям, смотрам, методическая работа и иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).

4. Установлена зависимость между средним уровнем оплаты труда по учреждению и заработной платой руководителя, что стимулирует руководителя бороться за рост оплаты труда путем рационального использования средств, выделяемых школе по нормативу.

5. Отсутствует четкая регламентация по количеству и заработной плате непедагогических работников, что создаст стимул к сокращению избыточного персонала, позволит сбалансировать штатные расписания, более рационально определить в структуре фонда оплаты труда доли отдельных категорий работников, а также повысить их зарплату.

Основной особенностью новой системы оплаты труда является формирование фонда оплаты труда образовательным учреждением самостоятельно в пределах общего объема средств учреждения, определяемого в соответствии с нормативом подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося в год.

Формирование и распределение фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения будет осуществляться следующим образом.

Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляет образовательное учреждение исходя из объема средств на текущий год, определяемого в соответствии с нормативом подушевого финансирования и количеством обучающихся по следующей формуле ФОТ = N x Д х У. На переходный период может быть применен поправочный коэффициент к нормативу.

Учредитель образовательного учреждения формирует централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений в объеме до 5% от фонда оплаты труда образовательного учреждения по формуле ФОТцст = ФОТ х ц, где:

ФОТцст - отчисление в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений;

ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;

ц - централизуемая доля ФОТ.

Новая система оплаты труда четко отделяет постоянную (базовую) и стимулирующую части заработной платы.

Базовая часть фонда оплаты труда в свою очередь подразделяется на общую и специальную части.

Общая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату педагогическим работникам исходя из количества проведенных ими учебных часов и численности обучающихся в классе.

Специальная часть фонда оплаты труда включает в себя компенсационные выплаты, выплаты за дополнительные виды работ, надбавки за квалификационную категорию.

Объем стимулирующей части определяется образовательным учреждением самостоятельно не более 30%.

Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения обеспечивается за счет стимулирующей части фонда оплаты труда и включает в себя выплаты за наличие ученой степени, почетных званий, государственных наград, а также поощрительные выплаты по результатам труда (премии и надбавки), которые распределяются органами самоуправления учреждения на основании установленных показателей (критериев) по всем категориям работников. Основными критериями при распределении стимулирующих выплат являются качество образования, показатели здоровья и воспитания обучающихся.

Таким образом, переход на новую систему оплаты труда обеспечит:

  • увязку зарплаты учителя и качества (эффективности, результативности) его труда;

  • резкое расширение стимулирующей функции зарплаты;

  • расширение участия представителей общественности в принятии решений о качестве и, соответственно, стимулировании работы учителя;

  • результирующий рост фактических доходов учителей.

Новая система оплаты труда была опробована в экспериментальном порядке в шести муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Похожие:

3 Решение координационного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе iconПрограмма Международной научно-практической конференции "Шахматное...
Главный федеральный инспектор в хмао – Югре аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском Федеральном округе
3 Решение координационного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе iconСибирский федеральный округ российской федерации федеральный округ
России. Во главе Федерального округа стоит полномочный представитель президента, назначаемый президентом Российской Федерации. Главная...
3 Решение координационного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе iconСеверо – западный федеральный округ российской федерации федеральный округ
России. Во главе Федерального округа стоит полномочный представитель президента, назначаемый президентом Российской Федерации. Главная...
3 Решение координационного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе iconИнформационное письмо
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и является ведущим учебно-методическим,...
3 Решение координационного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе iconПрезидента российской федерации об утверждении состава
Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" (Собрание законодательства Российской...
3 Решение координационного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе iconДолгосрочная краевая целевая программа
Президента Российской Федерации от 06 декабря 2010 г. N пр-3534 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному...
3 Решение координационного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе iconМ инистерство образования и науки Российской Федерации
С 29 ноября по 18 декабря Пресс-Центр Приоритетного национального проекта «Образование» в Приволжском федеральном округе принимал...
3 Решение координационного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе iconКонцепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
Концепция одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24. 04. 2002 и 28. 06. 2002. Доработана...
3 Решение координационного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе iconКонцепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
Концепция одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24. 04. 2002 и 28. 06. 2002. Доработана...
3 Решение координационного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе iconШкольная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной...
Президента Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N пр-2582,поручение Правительства Российской Федерации от 6 января 2001 г....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница