Тема опыта




НазваниеТема опыта
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
dopoln.ru > География > Урок
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ЗАСЛУЖЕННОГО УЧИТЕЛЯ РФ

СЫЧЁВА И. А.


  1. ТЕМА ОПЫТА

«НЕСТАНДАРНЫЕ УРОКИ ОБЖ – АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ»

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся в связи с тем, что ежегодно в России регистрируется огромное количество происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьёзные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе и дети. Чтобы в какой-то мере обеспечить безопасность детей, необходимо давать им знания и обучать навыкам поведения в экстремальных ситуациях, выработать у них умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать помощь себе и другим людям.

В преподавании курса ОБЖ - курса с явно выраженной практической направленностью не может быть пассивного чтения лекции, которое не поможет ученику в его дальнейшей жизни. Поэтому применение активных форм обучения является сегодня актуальным в преподавании курса ОБЖ.

  1. ^ ^ ОБОСНОВАНИЕ АВТОРСКОЙ ИДЕИ

Главная цель курса ОБЖ (зафиксирована в нормативных документах) – формирование у обучаюшихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим. Экстремальная ситуация – это событие, находящееся за пределами человеческого опыта, к которому невозможно подготовиться знаниями и умениями. Любая чрезвычайная ситуация по-своему уникальна, и выбирать возможный вариант действий, скорее всего, придётся человеку, когда рядом с ним не будет преподавателя ОБЖ и тетради с конспектами. Поэтому одной из главных задач в курсе ОБЖ является следующая: научить учеников мыслить самостоятельно, проявлять творческую инициативу к решениям возникающих проблем, сформировать «готовность к творческой деятельности» и «навыки эвристического мышления»

Активные формы обучения в курсе ОБЖ позволяют решить эту задачу

Привлекательность активных форм обучения проявляется ещё и в том, что:

  • ученик перестаёт зазубривать материал учебника,

  • в работу включены все ученик класса, а не только «сильные»,

  • формируются качества так необходимые в современном мире: коллективизм, товарищеская взаимопомощь, уверенность в своих силах.

Урок ОБЖ связан с решением жизненных проблем, поэтому является необычным, привлекательным. Что же представляет собой урок ОБЖ? Можно ли вообще называть его уроком? Традиционный или стандартный урок имеет следующие структурные компоненты: триединая цель, содержание материала, методы обучения, оценка и контроль, домашнее задание, подведение итогов. Урок ОБЖ по сравнению с классическим уроком отличается уже тем, что не имеет определённой структуры. Каждый урок ОБЖ по своей структуре является гибким, неповторимым, и самое главное, нестандартным. По своей сущности урок ОБЖ – урок действий, урок движений. Урок ОБЖ создаёт реальные педагогические условия, в которых ребёнок может проявить решительность, целеустремлённость, ответственность за свои поступки. Таким образом,

Урок ОБЖ по своим характеристикам является уроком нового типа –

нестандартным уроком

  1. ^ ^ НАУЧНАЯ ОСНОВА ОПЫТА

Рассмотрим в сравнении каждый структурный компонент двух типов уроков: традиционного и нестандартного ОБЖ (предложено Е. Римской, кандидатом педагогических наук).

ЦЕЛЬ. Для традиционного урока характерна триединая цель: обучающая, воспитывающая, развивающая, которые отражают единство обучения и воспитания. В течение традиционного урока выполняются только определённые учебные действия. На уроке ОБЖ ставится цель, связанная со стремлением, с желанием делать быстро и качественно. Задача учителя ОБЖ сформировать цель урока так, чтобы действия учащихся были побудительными, направленными и обязательно регулируемые учителем. Поэтому цель урока ОБЖ – это сознательно планируемая установка на оптимальное решение, которое предполагает познание, учёт условий, причинных связей и реальных возможностей реализации (по Володарской И. А., Митиной А. М.). Ни один традиционный урок не ставит таких целей.

^ ^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА. Современные школьные знания представлены насыщенными, яркими фактами и требуют особых приёмов, как для передачи знаний, так и для их осмысления. Содержание учебного материала всё ещё зависит от стандартной формы урока. Содержание учебного материала на уроке ОБЖ представляет собой сочетание знаний разных форм деятельности людей; это могут быть не научные факты, о них порой не говорится ни в одном школьном учебнике. Знания ОБЖ должны отражать смысл и значение жизни человека на Земле. Знания подобного рода не требуют особых математических и других расчётов, они специфичны и требуют к себе нового подхода к усвоению и применению их не только на уроке, а, прежде всего в повседневной жизни. Это конкретные действия человека в постоянно возникающих противоречиях природы и общества. В разнообразной деятельности человека формируются понятия основ безопасности жизни – такие, как медицинские, психологические, производственные, социальные, юридические. Следовательно, содержанием предмета ОБЖ являются знания о деятельности людей в разных сферах природы и общества с целью самосохранения и с учётом характера окружающей среды.

^ ^ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. Самым эффективным методом традиционного урока является определённое конкретное учебное действие. Это сравнение, анализ и т.д. Методы обучения учащихся на уроке ОБЖ по своей специфике являются нестандартными и требуют условий для их осуществления. Одним из таких условий является организация учебной ситуации, в которой можно практически закрепить полученные знания. Ни один школьный предмет не ставит цели научить ребёнка действовать практически, научить выживать в условиях окружающей среды. Урок ОБЖ должен позволить детям двигаться, только тогда можно достичь желаемого результата. Организованная сюжетно-ролевая деятельность учащихся является самым эффективным условием для приобретения знаний, а также усвоения их на практике. Именно этим урок ОБЖ отличается от всех стандартных, классических и традиционных уроков.

^ ^ ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ. Традиционный урок – это отметка, которая является своеобразной шкалой измерения уровня обученности учащихся. На уроке ОБЖ существенную роль играет не оценка, а контроль. На уроке ОБЖ могут быть применены разные виды контроля в течение всего урока, т.е. контроль по своей сути может быть долговременным и кратковременным в зависимости от реакции организма ребёнка. Особенностью урока ОБЖ является подведение итогов, которые можно осуществлять на основе разных видов контроля.

При проведении нестандартных уроков ОБЖ применяются как старые, так и новые технологии (технология коллективного способа обучения,

модульная технология)

Обобщая исследования по модульному обучению, П. А. Юцявичене подчёркивает: «Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей».

^ Обучающим модулем Г. К. Селевко называет автономную часть учебного материала, состоящую из нескольких компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа),

  • банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ,

  • методическое руководство по достижению целей,

  • практические занятия по формированию необходимых умений,

  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

  1. ^ ^ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ОПЫТА

Педагогическая технология – это по определению ЮНЕСКО, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

В настоящее время существует множество различных технологий. В своей практике при проведении нестандартных уроков ОБЖ я использую следующие инновационные педагогические технологии:

  • технология коллективного (группового) способа обучения)

Основная идея обучения в группах на уроках ОБЖ – это общность целей, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Обучение в группах на уроках ОБЖ формирует коммуникативные умения ученика, учит вместе работать, творить, быть готовым прийти на помощь друг другу, быть доброжелательным и заинтересованным в успехах других, а это в дальнейшей жизни становится критерием личности.

Если использовать только традиционные формы проверки знаний, то не всегда можно добиться ожидаемого результата: те дети, которые способны выучить материал могут подвергаться психологическому дискомфорту, а тем более дети в условиях сельской школы. Наглядным примером может служить ребёнок, который стоит у доски, да и не всегда ученик идёт отвечать к доске, даже если и знает фактический материал. На письменной контрольной работе ученик из-за эмоционального напряжения не может сконцентрировать своё внимание: в результате время ушло – работа не выполнена, поэтому он не показывает истинные знания. Решить положительно все перечисленные недостатки позволяет групповая форма обучения, которая используется на уроках в игровой форме: проведение итоговых уроков, уроков – зачётов. Игра – это универсальная форма, через которую происходит лучшее запоминание материала и раскрытие уровня знаний учеников. На этих уроках учащимся предлагаются задания индивидуальные, которые может выполнить любой самый слабый ученик, т.к. сложность этих заданий низкая. Но это создаёт стимул для дальнейшей работы, слабые ученики начинают чувствовать себя более уверенно в более сложных заданиях. Применение такой игровой групповой методики, начиная с 5 класса, позволяет получать стабильные результаты в старших классах.

Ещё одним положительным моментом игровой групповой методики считаю применение вводных, т.е. ситуаций, которые в какой-то степени имитируют реальные случаи. Например, в 5 классе на уроке «Пожар в жилище» учащиеся проводят реальную эвакуацию из помещения в различных ситуациях, возникающих при пожаре (завален основной выход, сильное задымление и т.д.). Поэтому когда проходит общешкольная учебная тревога, объявленная неожиданно, результат получается очень хороший.

Разновидностью группового обучения является бригадная форма. Каждый ученик в группе несёт определённую персональную ответственность, поскольку успех или неуспех всей группы зависит от каждого. Это стимулирует деятельность всех членов группы вовремя приходить друг другу на помощь в усвоении и понимании учебного материала. В группе равные возможности получают и продвинутые, и средние, и отстающие ученики (урок «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества»).

Одной из форм работы в парах является следующая методика:

  • объявляется тема и цель урока,

  • на доске записывается план ответа,

  • после самостоятельного изучения материала по учебнику или опорному конспекту учащиеся дают ответы друг другу,

  • прослушав ответы, учащиеся выставляют самостоятельно оценки друг другу,

  • после того как все учащиеся ответили, один представитель от пары вытаскивает одну из следующих карточек: «Доверие», «Все всё», «Делегат», «Выбор»,

  • если карточка «Доверие», то в журнал заносятся оценки, выставленные учениками друг другу; если другие оценки, то учащиеся идут к доске и защищают свои оценки, отвечая на один пункт плана ( «Все всё» - отвечают оба ученика, «Выбор» - по желанию учителя, «Делегат» - пара решает сама, кто будет отвечать),

  • если учащиеся отвечают хуже, то обоим в журнал заносится оценка, сниженная на один балл,

  • отвечающим ученикам могут быть заданы дополнительные вопросы, чтобы уточнить оценку,

  • такая форма позволяет всем ученикам получить оценки, не испытывая при этом большого дискомфорта.

  • технология модульного обучения

Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществить самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

к преимуществам технологии модульного обучения относятся:

  • гибкость метода,

  • вариативность структуры модуля,

  • дифференциация содержания учебного материала,

  • разнообразие форм и методов обучения,

  • сокращение учебного материала без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся,

  • возможность создания эффективной системы рейтингового контроля и оценки знаний учащихся.

Технология модульного обучения даёт больший результат, чем попытки прививать «сверху» необходимые умения и навыки.

Учитель становится партнёром в учении, а не «давателем знаний».
^ ^ ПРИМЕРЫ УРОКОВ

ОБЖ – 6

ТЕМА: Безопасность человека в природных условиях.

ЦЕЛЬ:

  • в игровой форме провести контроль знаний учащихся,

  • формировать психологический стереотип: «Человек – часть окружающей среды, и чтобы выжить, надо знать и понимать законы природы и использовать их в своих интересах»,

  • воспитывать чувство коллективизма.

ВРЕМЯ: 1 урок.

^ ^ МЕСТО: ФОК.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • рюкзак, покрывало, набор посуды, учебник «ОБЖ», фонарик, котелок, аптечка, мяч,

  • набор «брёвен»,

  • цветные ленты,

  • НАЗ,

  • страховочные системы, верёвки, карабины,

  • маршрутные листы,

  • карточки с заданиями.

^ ^ ХОД УРОКА

  1. Объявляю тему и цель урока.

  2. Провожу жеребьёвку для формирования команд.

  3. Объясняю порядок прохождения по этапам.

  4. Прохождение команд по этапам:

Этап 1. Укладка НАЗ.

Этап 2. Укладка рюкзака.

Этап 3. Узлы.

Этап 4. Костёр, вводная.

Этап 5. Сигналы бедствия, вводная.

Этап 6. Прохождение траверса.

Подведение итогов.
Узлы: «прямой», «восьмёрка».

«5» - оба узла завязаны правильно,

«4» - один узел завязан о ошибкой,

«3» - завязан правильно один узел,

«2» - узлы завязаны неправильно.

Костры: «звёздный», «нодья», «таёжный».

«5» - костёр выложен правильно.

«4» - костёр выложен с ошибками,

«3» - действия медленные, неуверенные,

«2» - костёр выложен неправильно.

Вводная решена правильно – «5».

Сигналы бедствия: «место для посадки», «требуются карта и компас», «не имеем возможности двигаться», «нужны медикаменты».

«5» - сигнал выложен правильно; действия быстрые, уверенные,

«4» - сигнал выложен правильно; действия медленные, неуверенные,

«3» - сигнал выложен с ошибками (плохо заметен),

«2» - сигнал выложен неправильно.

Вводная решена правильно – «5».

Вводные:

    • У вас имеются спички, свечки, нитки, флажки, шоколадка, книга. Необходимо изготовить наиболее простое и наиболее эффективное сигнальное средство.

    • У вас имеются зажигалка без газа, вата, жидкость от комаров, мокрые спички, лист бумаги, нитки, палочка. Необходимо с помощью этих предметов добыть огонь.

ОБЖ – 10

ТЕМА: Патриотизм и воинский долг – качества защитника Отечества.

ЦЕЛЬ:

  • совместно с учащимися в игровой форме сформировать понятие «патриотизм»,

  • воспитывать любовь и уважение к героической истории Отечества,

  • расширить кругозор учащихся,

  • учить работать самостоятельно,

  • воспитывать чувство коллективизма.

ВРЕМЯ: 1 Урок.

МЕСТО: Кабинет ОБЖ

^ ^ МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • плакаты «Патриот», «Любить Родину», «Знать историю Отечества», «Готовиться к защите Отечества»,

  • набор фотографий, фамилий и кратких биографических данных знаменитых людей Курганской области,

  • конспекты «С чего начинается Родина»,

  • магниты,

  • книги.


^ ^ ХОД УРОКА

  1. Объявляю тему и цель урока.

  2. Работа с конспектами «С чего начинается Родина».

- Какое самое главное качество истинного патриота?

(на доске открывается плакат «Любить Родину»).

  1. Каждой паре учеников выдаются наборы фотографий, фамилий и кратких биографических данных выдающихся людей нашей области. Необходимо найти соответствие между фотографиями, фамилиями и биографическими данными и выложить в три ряда. Если работа выполнена правильно, то на обратной стороне карточек можно прочитать ещё одно качество патриота: «Знать историю Отечества» (открывается на доске).

- Кто заметил определённую закономерность на доске?

  1. Комментарий о людях на фото, представление книг.

  2. Просмотр видеофрагмента о ВПК.

  3. - Каким же ещё качеством должен обладать истинный патриот – защитник Отечества? (На доске открывается «Готовиться к защите Родины»).

  4. Таким образом: Истинный, настоящий патриот своего Отечества – это человек, который любит свою Родину, знает её историю, готовиться к её защите.

  5. Быть патриотом … А что же это значит?

^ А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

^ Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которого не смог никто подмять.


ОБЖ - 8

ТЕМА: Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

ЦЕЛЬ:

  • проверить знания учащихся по данной теме,

  • воспитывать чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи,

  • учить учащихся находить выход из сложных положений.

ВРЕМЯ: 1 урок.

МЕСТО: кабинет ОБЖ.

^ ^ ХОД УРОКА

1. Класс разбивается на группы.

2. Игра « Крестики - нолики»

Правила игры:

    • жребий – кто первый начинает,

    • задаётся тема,

    • команды по очереди называют число подсказок,

    • ответ даёт та команда, которая назвала меньшее число подсказок,

    • если ответ правильный, то команда в таблицу (см. ниже) ставит свой знак, если нет – то знак противника,

    • побеждает команда, у которой три своих знака на одной линии.



ПОЖАРЫ


ТЕХНИКА

^ ^ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

ПРИРОДА

ЧС

ВЗРЫВЫ


МЕДИЦИНА

РАДИАЦИЯ

АХОВ


Тема: «Техника» АВАРИЯ

^ 1. Она может стать причиной ЧС.

  1. Если она незначительна, то это происшествие.

  2. При этом может происходить повреждение или разрушение машин, оборудования.

  3. При больших человеческих жертвах – это катастрофа.

  4. Бывают авиационные автомобильные, ж/д, производственные.

Тема: «Пожары» ИСТОЧНИК ВОСПЛАМЕНЕНИЯ

^ 1. Появляется из-за небрежного отношения с огнём.

  1. Без него горение прекращается.

  2. Поступает в зону горения.

  3. Им может являться непогашенная спичка.

  4. Одно из условий горения.

Тема: «АХОВ» ХЛОР

^ 1. Это газ.

  1. Вызывает раздражение слизистых оболочек и кожи, нарушение координации движений.

  2. Искусственное дыхание проводить нельзя.

  3. Имеет зеленовато-жёлтый цвет с резким запахом.

  4. Тяжелее воздуха.

Тема: «Взрывы» ^ ^ УДАРНАЯ ВОЛНА

1. Возникает при взрывах.

2. Приводит к гибели людей.

3. Является одним из поражающих факторов взрыва.

  1. Происходит разрушение или повреждение зданий.

  2. Быстрый поток сжатого воздуха.

Тема: «Природа» СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

^ 1. Опасно для жизни человека.

  1. Наносит вред окружающей среде.

  2. Происходит уничтожение материальных ценностей.

  3. Разрушительное природное явление.

  4. К ним относятся ураган, землетрясение, наводнение.

Тема: «Радиация» ОБЛУЧЕНИЕ

^ 1. Больше всего от него страдает костный мозг.

  1. От него зависит степень радиационных поражений.

  2. Оно может образовываться в результате солнечных вспышек.

  3. Бывает однократным и многократным.

  4. Измеряется в рентгенах.

Тема: «Медицина» АММИАК

^ 1. Нужен полный покой.

^ 2. В нос закапывают оливковое масло.

3. Дают пить теплое молоко с боржоми.

  1. Рекомендуется вдыхать пары лимонной или уксусной кислоты.

  2. Кожу и слизистые оболочки промывать 2% раствором борной кислоты.

Тема: «ЧС» ПОЖАР

^ 1. Деформируются кирпичные стены, металлические перекрытия.

  1. Особенно опасен на объектах нефтегазодобывающей промышленности.

3. Погибают люди.

  1. Вторичным последствием является взрыв.

  2. Причина – окурок.

Тема: «Правила поведения» РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ

1. Занять место вдали от окна.

2. Промывать продукты проточной водой.

3. Не выходить из помещения без средств ИЗ.

  1. Провести йодную профилактику.

  2. Сделать герметизацию помещения.


3. Подведение итогов игры.

Похожие:

Тема опыта iconКв категория Предмет Образовтельное учреждение Тема опыта
Картотека передового педагогического опыта работников оу красногвардейского района
Тема опыта iconТема семинара
Выступления учителей моу «Краснобаррикадная сош». Из опыта работы. (регламент для выступающих 10 минут)
Тема опыта iconОпыта
Формы обобщения и распространения положительного педагогического опыта руководителей, педагогов
Тема опыта iconАктуального педагогического опыта (апо)
Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом
Тема опыта iconПлан работы рмо учителей физики на 2012-2013 учебный год. Методическая тема объединения
Методическая тема объединения: «Повышение эффективности качества образования на основе изучения новых методик преподавания и обобщения...
Тема опыта iconОбобщение педагогического опыта Игольницыной Евдокии Леонидовны
Тема: «Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности»
Тема опыта iconТема: Личностно-ориентированный подход в воспитании обучающихся школы
Цель: обобщение и распространение опыта классных руководителей, повышение их профессионального мастерства
Тема опыта iconОпыта
Автор опыта: Ковалева Н. М., учитель английского языка муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Тема опыта iconТема опыта
Развитие цветового восприятия окружающей действительности на уроках изобразительного искусства в 1-6 классах как средство формирования...
Тема опыта iconПредметной области
Электронная версия педагогического опыта учителя, представляемого предметным шмо при размещении в банке данных педагогического опыта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница