Урока : Экспертная система «Распознавание волокон»




НазваниеУрока : Экспертная система «Распознавание волокон»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
dopoln.ru > Информатика > Урок
Тема урока: Экспертная система «Распознавание волокон»
Цель урока: создание приложения «Распознавание волокон» с использованием визуального объектно-ориентированного программирования
Задачи

Образовательные:

построить и создать информационную модель экспертной системы для лабораторной работы по химии «Распознавание волокон», на основе алгоритма распознавания волокон и программы, созданной в среде VB.

Развивающие:

способствовать развитию компетенции применять свои умения в практической деятельности; развитию познавательного интереса учащихся, общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении

Материалы:

  1. реактивы: сульфат аммония, серная кислота, р-р BaCl2, р-р NaOH, лакмусовая бумажка, вода. Несколько пробирок.

  2. таблицы «Распознавание волокон» (приложение 1);

  3. блоки и стрелки для построения блок-схемы;

  4. магниты;

  5. карточки с надписями волокон: вискоза, ацетат, шерсть, хлопок, лавсан, капрон;

  6. Учебник Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ»


Программное обеспечение:

  1. экспертная система «Распознавание удобрений» (см. учебник Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ»);

  2. среда программирования Visual Basic.

План урока:

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний учащихся

  3. Постановка задачи. Построение схемы распознавания волокон

  4. Работа над созданием проекта (приложение 3)

  5. Защита проекта


Ход урока

  1. Оргмомент:

    1. Я приветствую вас, ребята, и членов экспертной комиссии, которые присутствуют на уроке. Наши гости заинтересованы в приобретении приложений, которые можно применять в лаборатории для распознавания волокон. Поэтому, наша главная задача на уроке – создать и предложить свой продукт как можно дороже. Большое значение при оценивании будет иметь оригинальность дизайна и удобство использования приложения.

    2. Хочу обратить ваше внимание на то, что машины включены и вы должны соблюдать правила техники безопасности. Если забыли правила, взгляните на них (указать на их местонахождение). Сядьте так, чтобы мониторы не мешали нам общаться, и ваша поза была «рабочей».

    3. Цель нашего занятия: построить экспертную систему для лабораторной работы по химии «Распознавание волокон», а для этого мы в начале вспомним предыдущую модель, схему ее построения, построим схему распознавания волокон, и вы должны будете по этой схеме создать и защитить проект распознавания выбранного вами волокна.

  2. ^ Актуализация знаний

    1. Для начала давайте вспомним, что же это такое экспертная система (э/с)? (ответ: э/с – интеллектуальные программы, способные делать логические выводы на основе знаний из конкретной предметной области)

    2. Какую э/с мы создавали на прошлом занятии? (ответ: э/с «Распознавание удобрений»)

    3. Какова стратегия поиска? (ответ: уменьшение неопределенности)

    4. На основе какой логической структуры данная стратегия осуществлялась? (ответ: если…то…иначе…)

    5. Откройте стр.279 и вспомните схему поиска.

    6. Из химической лаборатории поступил заказ: потерялась этикетка и неизвестно, какое удобрение находится в емкости. Давайте попробуем произвести поиск по схеме, а выводы пусть сделает наша э/с. Перед тем как выполнить лабораторный опыт, вспомните о правилах техники безопасности при обращении с химическими веществами. (один из учащихся проводит д/о: отсыпает в пробирку вещество, добавляет серной кислоты – выделение бурого газа не наблюдается, в другую пробирку с веществом добавляет р-р хлорида бария – выпадает осадок белого цвета, в третью пробирку с веществом приливает щелочь – выделяется аммиак. Учащиеся запускают э/с, созданную на прошлом занятии, вводят полученные ответы, на экране высвечивается – сульфат аммония. Вывод: емкость содержит сульфат аммония.)

  3. Постановка задачи. Построение схемы распознавания волокон

    1. Постановка задачи: из лаборатории поступил новый заказ – построить э/с по распознаванию волокон

    2. Определение первого шага. Внимательно посмотрите на таблицу «Распознавание волокон», которые находятся у вас на столах. Применяя стратегию уменьшения неопределенности и логическую структуру «если…то…иначе…», давайте построим блок-схему поиска. Я хочу услышать ваши предложения. (учащиеся предлагают первый реактив, с которым надо провести взаимодействие, чтобы максимально уменьшить неопределенность, учителем выбирается вариант со щелочью. Учащийся доказывает, что неопределенность уменьшится вдвое и таким образом мы разделим вещества на 2 группы: первая – вискоза, шерсть и ацетат, которые растворяются в щелочи, вторая – хлопок, капрон, лавсан, которые не растворяются.)

    3. ^ П
      рименение логической структуры.
      Вызвать учащегося к доске, чтобы создать логическую структуру «если…то…иначе…» для разделения веществ на две группы:


Рисунок 1. Логическая структура первого шага


    1. ^ Второй шаг. Учащиеся по той же стратегии выбирают следующее вещество (д/б серная кислота, по взаимодействию с ней можно из первой группы выделить вискозу):





Рисунок 2. Логическая структура второго шага


    1. ^ Третий шаг. Учащиеся выбирают еще один путь, для того чтобы

разделить шерсть и ацетат (горение). Достраивают схему на доске:



Рисунок 3. Логическая структура третьего шага


    1. Четвертый шаг. Учащиеся предлагают путь для распознавания 2-ой группы веществ – хлопок, капрон, лавсан. Чтобы распознать лавсан достаточно провести взаимодействие с азотной кислотой. Лавсан в ней растворяется. Вторая часть блок-схемы выглядит так:






Рисунок 4. Логическая структура четвертого шага



    1. Пятый шаг. Чтобы отличить хлопок от капрона можно использовать реакцию горения:



Рисунок 5. Логическая структура пятого шага
На доске получилась схема как на рисунке в приложении 2.


    1. Вопросы:

Сколько всего процедур должно быть в программе?

Какая процедура должна быть обязательно в каждом проекте?

Сколько процедур общих?

Какой функции осуществляется диалог с пользователем?

4. ^ Практическая работа (приложение 3).

1) Каждый из учащихся получает индивидуальное задание: провести распознавание компьютер №1 – вискоза, компьютер №2 – ацетат, №3 – шерсть, №4 – хлопок, №5 – лавсан, №6 – капрон (можно по желанию). Учащиеся подходят к магнитной доске и забирают с собой карточку с заданием.

^ 2) Работа над проектом (10 – 15 минут).

5. ^ Защита проекта.

Ученик, выполнивший задание презентует его по плану: цель, способ выполнения, результат.

Для демонстрации результата учащиеся запускают приложение и проводят распознавание заданных волокон. Например: «Я провожу распознавание вискозы. На вопрос растворяется ли волокно в щелочи, я отвечаю – да, на вопрос с серной кислотой образуется красно-коричневый раствор, отвечаю – да. Моя э/с выводит в окно списка надпись – вискоза».

6. Завершение урока.

Отметить успехи учащихся: у кого получилось удачно, у кого – недостатки в работе.

Спасибо за урок, урок окончен, успехов вам!

Похожие:

Урока : Экспертная система «Распознавание волокон» iconИмпрегнация серебром для ретикулиновых волокон
Ретикулярные волокна – это молодые и тонкие отростки коллагеновых волокон, которые содержат в себе углеводные группы и способны связывать...
Урока : Экспертная система «Распознавание волокон» iconТема урока: Натуральные волокна животного происхождения. 6 класс Цели урока
Обучающие: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; научить...
Урока : Экспертная система «Распознавание волокон» iconЗнаете ли вы, что в прошлом веке лен кормил, одевал, помогал дома строить, детишек растить?
С ног до головы одеты в одежду из нейлона, дедерона, капрона, т е сплошь из химических волокон. Но кто знает толк в одежде, да здоровье...
Урока : Экспертная система «Распознавание волокон» iconПовышение квалификации
Инновационная и экспертная деятельность в развитии профессиональной компетентности педагогов
Урока : Экспертная система «Распознавание волокон» iconРадиолокация область науки и техники, предмет которой наблюдение...
Радиолокация область науки и техники, предмет которой наблюдение различных объектов (целей) радиотехническими методами: их обнаружение,...
Урока : Экспертная система «Распознавание волокон» iconПрофессионально-важные качества личности педагога в образовательном процессе Югорск хмао
Опытно-экспертная группа по выявлению самоотношения и ответственности у педагогов в дошкольном образовании
Урока : Экспертная система «Распознавание волокон» iconПсихологическая помощь при потенциальном суициде
Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь
Урока : Экспертная система «Распознавание волокон» iconВопросы к контрольной работе
Понятие компьютерной графики. Основные направления кг: визуализация, обработка изображений и распознавание изображений
Урока : Экспертная система «Распознавание волокон» iconУрок по теме «Механические колебания»
Цель урока: ознакомление с понятиями: колебательное движение, свободные колебания, колебательная система, маятник, развитие зрительного...
Урока : Экспертная система «Распознавание волокон» iconРаспознавание символов на основе метода сечения символов
Светоклапанный метод разделения стереопар, реализуемый на основе светозатворов на жк
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница