«Теория Эрика Берна. Социальные роли»




Название«Теория Эрика Берна. Социальные роли»
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипКонспект
dopoln.ru > Информатика > Конспект
  1   2   3   4
УД ОГСЭ.03 Психология общения


Формы промежуточной

аттестации

Проверяемые результаты обучения


1

2

5 семестр (Дошкольное образование)
Портфолио
Тип портфолио - смешанный тип портфолио.
^ Структура портфолио.

В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы:

^ Титульный лист.

Раздел I .

Отчет по практическим и лабораторным работам.

Схема «Работа с информационными источниками»

Конспект «Вербальная коммуникация как универсальное средство коммуникации».

Тестовый контроль»Виды и функции общения»

Раздел 2.

Решение педагогических ситуаций «Социальные роли»

Анализ социальных ролей.

Решение задач по теме «Теория Эрика Берна. Социальные роли»

Раздел 3.

Решение задач «Определение уровней социального взаимодействия»

Решение задач «Оцените правила проведения проблемной беседы»

Конспект « Феномен личного влияния».

Раздел 4.

Конспект «Содержание и эффекты межличностного восприятия»

Решение педагогических ситуаций «Использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения»

Конспект «Основные механизмы взаимопонимания в общении».

Раздел 5.

Конспекты:

-Техника беспроблемного общения Гордона. Активное слушание. «Я» -замечания.

-Трансактный анализ Эрика Берна

-Другие техники эффективного общения

Решение задач. «Я» - замечание.

Решение задач. «Определение Эго-состояний по трансактному анализу».

Раздел 6.

Конспект «Этические принципы общения».
^ Дошкольное образование:

Раздел 7. Конспект «Сущность конфликта».

Лабораторная работа. Конфликтный ли вы человек. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

Решение задач по выходу из конфликтных ситуаций.



У 1. - различает приемы и техники эффективного общения;

-выявляет основные этапы техник и приемов эффективного общения;

- использует их в практике общения.

У 2 -диагностирует уровень развития собственных процессов;

-выявляет основные условия, определяющие процесс межличностного общения;

-владеет приемами саморегуляции поведения.

З 1 -знает понятия общения и деятельности;

-выделяет сходные и отличительные стороны;

-проводит сопоставление процессов общения и деятельности;

З 2-перечисляет цели, функции, виды и уровни общения;

-дает понятие данным явлениям, понимает их суть;

-приводит примеры по видам и уровням общения;

З 3-знает виды ролей и признаки, по которым определяются роли;

- характеризует роли в общении по предложенным ситуациям;;

- объясняет соотношение ролей с ролевыми ожиданиями.

З 4 -перечисляет виды социальных взаимодействий;

-характеризует основные признаки некоторых видов социальных взаимодействий;

- приводит примеры, отражающие суть каждого из видов.

З 5-знает основные механизмы взаимопонимания;

-характеризует основные механизмы взаимопонимания в общении;

-определяет механизмы взаимопонимания в общении в предложенных педагогических ситуациях

З 6- разъясняет основные положения техник и приемов общения, знает правила слушания и ведения беседы;

-характеризует каждый из этапов техники или приема общения, правил слушания и ведения беседы ;

-определяет технику или прием общения по предложенным ситуациям, использует правила слушания и ведения бесед

З 7- формулирует этические принципы общения;

-реализует этические принципы общения

^ Общие компетенции:

ОК 1 - проявляет интерес к профессиональным аспектам общения учителя;

- осознает социальную значимость своей будущей профессии учителя;

-стремится овладеть профессиональными аспектами деятельности учителя на высоком уровне;

ОК 2- организует собственную деятельность в соответствии с заданным алгоритмом;

-способен вносить некоторые коррективы в процесс организации деятельности;

-оценивает эффективность и качество выполненной работы в соответствии с предложенными критериями;

-логически верно, аргументировано и ясно строит устную и письменную речь;

ОК 3-выбирает способ разрешения проблемы в соответствии с заданными критериями и ставит цель деятельности;

- оценивает последствия принятых решений

- проводит анализ ситуации по заданным критериям и называет риски

ОК 4-; самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета;

- указывает на недостаток информации, необходимой для решения задачи;

- извлекает информацию по двум и более основаниям из одного или нескольких источников и систематизирует ее в рамках заданной структуры;

- делает вывод об объектах, процессах, явлениях на основе сравнительного анализа информации о них по заданным критериям или на основе заданных посылок и \ или приводит аргументы в поддержку вывода.

ОК 5- создает, редактирует, оформляет, сохраняет, передает информационные объекты различного типа с помощью современных технологий для обеспечения образовательного процесса;

- использует сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

ОК 6- участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу;

- при групповом обсуждении: аргументированно отвергает или принимает идеи;

- начинает и заканчивает служебный разговор в соответствии с нормами;

-отвечает на вопросы, направленные на выяснение фактической информации;

-осознает социальные роли и готов к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности

ОК 7- проводит самоанализ и коррекцию результатов собственной работы на основе критериев;

- проявляет инициативу, находит организационно- управленческие решения и несет за них ответственность в ходе работы в группах;

- ставит цели, мотивирует деятельность сверстников, организуя контроль за ходом работы в группах;

ОК 8- понимает «точки успеха» и «точки роста»;

-указывает причины успехов и неудач в деятельности;

-анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающихся своего продвижения;

- выбирает средства развития достоинств и устранения недостатков;

- занимается самообразованием;

ОК 9- знает основные подходы в области общения;

- анализирует инновационные подходы в области общения;

- владеет методами адаптации к новым социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности;

ОК 10-знает основные положения техники безопасности;

- соблюдает технику безопасности;

ОК 11-знает основные нормы общения;

-осуществляет свою деятельность в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм;

ОК 12- понимает права и обязанности гражданина,

-проявляет граждански взвешенное и ответственное поведение


^ VМатрица контрольных процедур

Код

Текущий контроль (недели)

Дифференцированный зачет

ПР

ЛР

Тест

Конспект

СР




У1

12,14

13




13

13,14

16

У2

2,5,6,7,9,11,15,16

3,13




2,8,10,

3,6,9,16




З1

ОК1, ОК2, ОК4, ОК5

2

3

3

2

3




З2

ОК2

ОК11

5,6










6




З3

ОК1,

ОК3

ОК4, ОК5,

ОК6,

ОК8,

ОК12

7,9




9

8

9




З4

ОК1,

ОК4,

ОК5,

ОК6,

ОК7,

ОК10

11







10







З5

ОК2,

ОК3

ОК4,

ОК5,

ОК6,

ОК8

ОК9

12, 14

13




13

13




З6

ОК1,

ОК3,

ОК6,

ОК7

ОК10

14










14




З7

16










15





^ Памятка по оценке для студента
Название УД: Психология общения

Номер: ОГСЭ 03
Для оценки результатов изучения УД Психология общения вам будут предложены различные задания для освоения действий УД. Оценка действий будет проводиться по мере вашей готовности.
^ Итоговая оценка – портфолио, в котором должны быть представлены все запланированные работы.
Вам будут предложены следующие методы оценки:

- лабораторные работы;

- практические работы с информационными источниками;

- практические работы по анализу практики общения, тренинговые упражнения; -

- практические работы – решение педагогических задач и педагогических ситуаций;

- тестовые задания.

При выполнении данных работ руководствуйтесь требованиями к их оформлению и оценке.
^ Проведение лабораторных работ.

Лабораторные работы направлены на самоанализ уровня развития психических процессов и состояний. Проводятся в аудитории. Результаты отражают в дневниках, анализируют и обобщают во время лабораторного практикума. Лабораторные работы проводятся индивидуально – каждый студент получает задание, которое выполняет в присущем для его деятельности темпе.

^ Организация работы:

-объяснение преподавателя – этап теоретического осмысления работы;

-показ – этап инструктажа;

-проба – этап, на котором осознаются возможные ошибки, отрабатываются наиболее эффективные подходы к решению проблемы;

-выполнение работы – этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание;

-контроль – на этом этапе работы принимаются и оцениваются работы студентов.

^ Требования к оформлению лабораторных работ:

-указывается тема работы;

-цели работы;

-форма работы;

-инструкция;

-содержание отчета;

-выводы по работе;

-рисунки, таблицы вводятся в соответствии с требованиями к их оформлению.

^ Оценивание лабораторных работ.

Оценка "5" ставится в следующем случае:

- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий и измерений; психологическое заключение полное, корректное и доказательное, в работе нет ошибок; в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

Оценка "4" ставится в следующем случае:

выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5",», однако психологическое заключение местами схематичное, не совсем полное, имеются 1-2 негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка "3" ставится в следующем случае:

результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, однако психологическое заключение неполное, схематичное, имеются 2-3 негрубые ошибки.

Оценка "2" ставится в следующем случае:

требования не выполнены, протокол исследования схематичный и оценочный, психологическое заключение бездоказательно, имеются 2-3 и более грубых ошибок.

^ Время на выполнение лабораторной работы: 45 минут – 1час 30 минут.
^ Проведение практических работ по анализу информационных источников.
Если вы хотите извлечь максимальную пользу при работе с книгами и учебными пособиями -составляйте конспекты.

Конспектом называется краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

Существуют разнообразные виды и способы конспектирования. Одним из наиболее распространенных является, так называемый текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.

При работе с книгами и учебными пособиями соблюдайте следующий порядок действий:

 1. Сделайте библиографическое описание конспектируемого источника.

2. Предварительно просмотрите материал. Так вы сумеете выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые вам термины. При беглом знакомстве с литературой вы сумеете выбрать подходящую разновидность конспектирования.

3.Снова прочтите текст и тщательно проанализируете его. Такая работа с материалом даст вам возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке. Используйте закладки – это отменное подспорье.

4.Обозначьте основные мысли текста, они называются тезисами. Их можно записывать как угодно – цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль) либо своим собственным способом. Однако помните: изобиловать цитатами можно тогда, когда вы используете текстуальные конспекты. Кроме того, дословную выдержку из текста всегда заключайте в скобки и помечайте ссылкой на источник и автора.

5.Напишите краткое резюме – обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

Очень удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Наиболее распространенными являются схемы типа «генеалогическое дерево» и «паучок».

В схеме «генеалогическое дерево» выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности «сверху - вниз» - от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме типа «паучок» записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют «ножки паука». Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой «ножке» ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении.

Действия при составлении конспекта – схемы могут быть такими:

    1.Подберите факты для составления схемы.

    2.Выделите среди них основные, общие понятия.

    3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

    4.Сгруппируйте факты в логической последовательности.

    5.Дайте название выделенным группам.

    6.Заполните схему данными.

Те учащиеся, которые не могут положиться на свою память, должны иметь зрительную опору, которая является удобным способом проверки и запоминания информации.

Образец
Схема "Дерево
Паучок

Оценивание практической работы с информационными источниками
Критерии оценки:

-полнота раскрытия темы и логика изложения;

-наличие собственных выводов, обобщений, критического анализа;

-оформление конспекта.

^ Оценка "5"

ставится в том случае, если ученик правильно и полностью воспроизвел содержание конспекта или допустил незначительные неточности, не носящие принципиальный характер.

^ Оценка "4"

ставится при наличии неточности (ошибки), не носящей принципиальный характер, или при пропуске какого_либо незначительного фрагмента конспекта.

^ Оценка "3"

ставится при наличии грубых ошибок либо при написании недостаточной части конспекта.

^ Оценка "2"

ставится при наличии нескольких грубых ошибок. После проведения такой работы важно проанализировать результативность способов заучивания и в очередной раз посоветовать рациональный путь.

^ Время выполнения конспектирования не определяется, время защиты конспекта – до 10 минут.
^ Проведение практических работ по анализу практики общения, тренинговых упражнений.
Практическая работа позволяет связывать теоретические знания с практической деятельностью, это своеобразный тренинг поведения.

Вам будут предложены работы репродуктивного (по инструкции), частично-поискового (даны лишь рекомендации), поискового (самостоятельная работа) характеров.

^ Форма проведения этих работ – групповая.

Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими членами группы и, пожалуй, самое главное - это интенсивно"подготовиться к активной и полноценной жизни в обществе.

Задача группы - помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно с в о и м и, т.е. характерными для каждого члена группы. В этом и заключается основная идея тренинга -не заставлять, не давить, а помочь человеку преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо, помочь стать самим собой, и прежде всего, в общении с окружающими людьми.

^ Организация работы исходит из следующего:

- студент должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы.

- полноценное межличностное общение на занятиях, основанное на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

- самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

^ Оценивание работ.

При оценивании данного вида практических работ исходим из следующего:

а) повышение психологической компетентности студентов и развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

б) овладение определенными социально-психологическими знаниями;

в) развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

в) диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

г) изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

^ Оценка «5»

Приобретенные знания, умения и установки соответствуют установленным стандартам. Результаты работы соответствуют заявленным целям. Студент применяет изученные приемы в практике общения.

^ Оценка «4»

Приобретенные знания, умения и установки соответствуют установленным стандартам. Результаты работы соответствуют заявленным целям. Студент применяет изученные приемы в практике общения, но допускает незначительные ошибки.

^ Оценка «3»

Приобретенные знания, умения и установки соответствуют установленным стандартам, но допускаются неточности. Результаты работы соответствуют заявленным целям. Студент применяет изученные приемы в практике общения, но допускает значительное число ошибок (2-3).

«Не зачет»

Знания, умения и навыки не соответствуют предъявляемым требованиям в соответствии со стандартами.

^ Время на выполнение данного вида работ – 1час 30 минут.

Решение педагогических задач.

С появлением в воспитании ситуативного подхода в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

^ Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Одни педагогические ситуации (штатные) встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие (нештатные) – редко встречающиеся сложные, неповторимые, требующие длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

Решение – это формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации. В процессе решения выделяют стадии поиска, принятия и реализации решений. Типичная структура поведения человека в ходе решения – разделение исходной проблемы на множество более простых промежуточных задач соответственно плану решения.

Принятие решения – акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования информации об исходной ситуации. Процесс принятия решения является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной деятельности.

Под принятием решения понимается только сознательный выбор из имеющихся альтернатив единственного варианта действия, позволяющий человеку добиться наибольшей эффективности. Другими словами, процедура принятия решения - формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекция эталонной гипотезы и программы действий.

В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:

- недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);

- разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);

- противодействие (действие, препятствующее другому действию);

- противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);

- разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).

Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:

  1. Обнаружение факта.

  2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.

3. Определение характера ее содержания.

4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.

5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.

6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.

7. Выбор способов решения педагогических задач.

8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Образец

Рассмотрим более подробно каждый из этих шагов, обращаясь для примера к конкретной ситуации.
  1   2   3   4

Похожие:

«Теория Эрика Берна. Социальные роли» iconЧто это такое?
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что существует социальная мимика, социальные позы, социальные телодвижения и даже социальные...
«Теория Эрика Берна. Социальные роли» iconТеория бинарных отношений (тбо)
Теория отношений – это логическая теория, в которой рассматриваются все отношения любого характера и устанавливаются общие законы,...
«Теория Эрика Берна. Социальные роли» iconСкоро в школу, или Кризис семи лет
Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек она была стимулом и условием их развития. Через...
«Теория Эрика Берна. Социальные роли» iconУправление социальными системами. Социальные системы в РФ
Социальные системы – определенная совокупность государственных и общественных организаций, учреждений, имеющих целью оказывать содействие,...
«Теория Эрика Берна. Социальные роли» iconТема задания
Греческие философы. Оптика Ньютона. Оптика Гюйгенса (теория мирового эфира). Исследования Юнга, Френеля. Максвелл (электромагнитная...
«Теория Эрика Берна. Социальные роли» iconЛитература к курсовому проектированию по дисциплине «Теория и обработка сигналов»
Голышев Н. В., Щетинин Ю. И. Теория и обработка сигналов: Учеб пособие. – Новосибирск. Изд-во нгту, 1998. – Ч – 103 с
«Теория Эрика Берна. Социальные роли» icon«Теория и методология истории»
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория и методология истории по направлению
«Теория Эрика Берна. Социальные роли» iconЗакон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893 Психология...
Теория волевого внимания (Ланге Н. Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893)
«Теория Эрика Берна. Социальные роли» iconМоей курсовой работы «Кейнсианская макроэкономическая модель»
Целью данной работы является изучение макроэкономической модели Кейнса. Автором в работе будут рассмотрены модели расходов и доходов,...
«Теория Эрика Берна. Социальные роли» iconСоциально-экологический проект в области экологии человека «Социальные сети и подросток»
Социальные сети для поиска людей, для любителей музыки, для сбора новостей, для видео, фото и так далее. Но это не совсем верно....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница