«Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся»




Название«Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
dopoln.ru > Информатика > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Большеелховская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района

Педагогическая идея
на тему: « Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся»

Подготовила учитель технологии Паршина Людмила Михайловна


Большая Елховка

2009
Проектное обучение как условие для творческой самореализации учащихся.

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий. Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологий, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Стало очевидно, что образование, ориентированное на передачу знаний, не обеспечивает ребёнку гарантии того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности.

Предмет «Технология» - интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Приоритетные задачи преподавания технологии - формирование нравственной творческой личности, адаптированной к современной жизни. Одним из способов оптимального решения этих задач для меня стало применение проектного обучения на уроках технологии.

Для уточнения термина «Проект» обратимся к Большому толковому словарю русского языка. Проект – латинское происхождение, в переводе означает выступающий вперёд.

Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогическом значении, как самостоятельно выполненное учащимися конкурсное задание.

Метод проектов привлек внимание российских педагогов еще в начале XX столетия. В 1905 г. группа педагогов под руководством С. Т. Шацкого применяла этот метод на практике. Их опыт стал довольно широко внедряться в общеобразовательных школах страны. Метод проектов в России развивался параллельно с разработками американских ученых и связан с именами С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, М.В. Крупениной, Е.Г. Кагарова. Важнейшей целью воспитания Шацкий считал проектирование процесса развития личности ребенка. Он полагал, что в первой группе школы ребенка следует знакомить с жизнью семьи с целью раскрыть горизонты, обогатить новыми знаниями. Во второй группе школы ребенок знакомится с экономикой, культурой района, города или деревни, в которой он жил. В третьей-четвертой группе ребенок знакомиться с макросредой, ее экономическими, политическими, культурными сферами. Таким образом, ребенок развивался за счет расширения пространства культуры, самостоятельно решая постоянно усложняющиеся задачи. А цель воспитания всегда соотносится с целями социального окружения, в котором происходит педагогический процесс.

Использование этого метода в российских школах по времени совпало с исследованиями американских ученых. В 20-х гг. XX в. американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик предложили метод проектов, в основе которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на его личных интересах и предусматривавшая приобретение новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель. Широкое распространение получил метод проектов, особенно после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.).

Со временем эти идеи были доработаны системой образования Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Израиля и других стран мира. Популярность метода была обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных проблем.

Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Возрождающийся проектный метод обучения при его умелом применении по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал.

Научно-техническая революция XX века существенно изменила жизнь на Земле и стала предпосылкой для коренной ломки в системе образования. При переходе в третье тысячелетие известные нам технологии обучения начали буксовать, давать сбои. Они не в силах компенсировать отрицательное влияние на человека техносферы и связанных с ней экологических катаклизмов, а наоборот, стали усугублять их. В обучающей, развивающей и воспитывающей школе число детей с физическими и психическими недостатками с 1 по 10 классы увеличивается более чем на треть. Если в 1 классе таковых более 50 %, то к 11 этот процент превышает 80% и получается, что в науке - школа развития, а на практике - угнетения и подавления детского таланта, пытливости, здоровья.

Образовательная область «Технология» призвана привнести элементы новизны в содержание школьного образования, а вместе с ним и в методы обучения школьников; способствовать развитию качеств личности и здоровья учащихся, компенсации отрицательного влияния техносферы на их здоровье и психику. Нетрадиционными методами обучения «Технология» научит школьников «рождать» и воплощать в жизнь идеи - идеи, способные развивать творчество, а вместе с ним и производство.

И вполне естественно, что для этого нужен учитель, способный нау­чить школьников учиться, привить способы быстрого и эффективного усвоения знаний одним из таких методов - методом проектов.

Информационный взрыв XX века вооружает учителя большим количеством информации. Уметь отделить нужную - важная задача методики обучения. Как отобрать лучшее, чему учить и как учить, для чего учить - эти многовековые проблемы методика не разрешила и на пороге третьего тысячелетия. Раскрыть эти задачи технологически призвана наряду с другими областями знаний и «Технология».

Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили, в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Ведение уроков методом творческих проектов выявляет и развивает творческие возможности и способности учащихся, учит решать новые нетиповые задачи, выявляет деловые качества работника нового типа.

Профессиональное самоопределение - именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются о профессиональном самоопределение над вопросами на что способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

При выборе темы проекта учитываю индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Для меня, как для учителя технологии индивидуальная работа с учащимися - это познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимаю ученика таким, какой он есть, делаю всё возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Под методом проектов мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Он предусматривает реализацию определенных потребностей людей, разработку идей изготовления изделий или услуги по удовлетворению этих потребностей, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Результатами проектов могут быть изделия, услуги, системы. Технологии, разработки по благоустройству окружающей среды и другие навыки работы с материалами, инструментами и информацией учащиеся получают по мере необходимости для выполнения того или иного проекта. Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:

  • постепенное увеличение объема знаний и навыков;

  • выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая более сложными (общество, бизнес, индустрия);

  • постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (использование комплексного подхода, учет большого количества воздействующих факторов);

  • постепенно учащиеся осознают собственные способности и возможности для удовлетворения потребностей личности и общества;

  • возможность акцентировать внимание на местных условиях, так как проблемы для проектов выбираются в основном из окружающей жизни.

При работе над проектом оказываю помощь в планировании проекта, практическом его осуществлении, в анализе конечных результатов.

При разработке плана проекта учащиеся обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, с ведущими людьми, изучают инструменты, материалы необходимые для выполнения проекта. Первоначальный план реализации проекта постоянно пересматривается, корректируется.

Техника составления плана, конечно, может быть самой разнообразной, столь же разнообразной, как и сами проекты. Самое главное - чтобы план отвечал проекту, а не наоборот.

Особое значение имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности. Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

^ По ведущему методу или виду деятельности проекты подразделяются на:

^ 1. Практико-ориентированный проект.

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, и. т. д.

Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению России. Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

^ 2. Исследовательский проект.

I. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

^ 3.Информационный проект. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

^ 4. Ролевой проект.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.

^ 5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в процессе развития ситуации. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.

6.^ Творческие проекты. Предполагают соответствующее оформление результатов.

Типология проектов (по Е.С. Полат):

  1. По ведущему методу или виду деятельности: исследовательский творческий, игровой, практико-ориентированный и др.

  2. По предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

  3. По характеру координации проекта: непосредственный (жесткий гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)

  4. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса) города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.

  5. По количеству участников проекта:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);

  • парные (между парами участников);

  • групповые (между группами участников).

6. По продолжительности выполнения:

  • краткосрочные (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3—6) по программе одного предмета или междисциплинарные);

  • средней продолжительности (один-два месяца);

  • долгосрочные (до года).

Разработка проектов может проводиться как в рамках одного урока (например, малым группам учащихся даю задание на уроках технологии, экологии и химии), так и на протяжении ряда занятий.

Тематика проектов в разных ситуациях может быть различным и выдвигается мною с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Тематика проектов также предлагается и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

При работе над проектом осуществляю помощь учащимся:

  • в подборе проектов;

  • наблюдаю за ходом работы учащихся;

  • оказываю помощь отдельным учащимся и стимулирую их учебно-трудовую деятельность;

  • поддерживаю рабочую обстановку в классе;

  • оцениваю учебно-трудовую деятельности на каждом этапе;

  • анализирую и обобщаю работы отдельных учащихся и группы в целом.



^ 3. Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
• выдвижение гипотез их решения;
• обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
• обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Существуют общие подходы к структурированию проекта:
1. Начинаем всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее продумываю возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися следующим образом: задаю наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд. Провожу “мозговую атаку” с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределяю задачи по группам, обсуждаем возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках и на кружке).

  1. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Я убеждена, что защита проекта формирует у учащихся чувство ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, прививает эстетический вкус.

Пректно-исследовательскую деятельность осуществляю также при изучении экологии, биологии, химии. В начале учебного года провожу подготовительную работу. Выявляю желающих заняться исследовательской работой. Основными мотивами при выборе этой деятельности являются: интерес к предмету, желание углубить свои знания, расширить кругозор, самоутвердиться; получить награду на конкурсе, поступить в вуз и др. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются о профессиональном самоопределении. Ежегодно по несколько моих учеников поступают в высшие учебные заведения на специальности «Архитектура и дизайн», « Дизайн среды и интерьера», «Дизайн одежды».

. Используя метод проектов, я добилась достаточно высокого качества знаний.

Мои ученики являются победителями и призёрами предметных олимпиад муниципального и республиканского уровней.

Призёрами районного конкурса научно-исследовательских и проектных работ

«Первые шаги», призёрами республиканского конкурса научно-исследовательских и проектных работ « Интеллектуальное будущее Мордовии».

Я хочу, чтобы те, кого я обучаю, были способными и талантливыми, и я как могу, помогаю им шагать по ступенькам творчества.

Я верю: труд учителя таков,

Что вспыхнет моя яркая звезда

Поступками моих учеников.

Похожие:

«Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся» iconКапаева Тамара Салеховна Организация проектно-исследовательской деятельности...
Одним из действенных способов успешного обучения является проектное обучение, которое является компонентом системы образования, способствующее...
«Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся» iconСущность проекта «Продуктивное обучение в средней общеобразовательной...
Организация продуктивного обучения имеет свою специфику, в её основе лежит педагогическая деятельность, сориентированная не столько...
«Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся» iconПроектное обучение младших школьников
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации....
«Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся» iconЦель программы Поддержка одаренных учащихся и обеспечение возможности...
Работа с одаренными детьми одно из приоритетных направлений работы мбоу "сош №5". В школе реализуется Программа "Одаренные дети"
«Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся» iconТема: Расширение информационного взаимодействия учащихся в процессе...
Цель: создание условий для развития творческой личности, способной действовать в сложных условиях современной действительности и...
«Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся» iconПояснительная записка Подростковый возраст отличает ярко выраженная...
Медиасфера является информационно сверхнасыщенной средой, где концентрация новых идей предельно высока. Для обучения конкурентоспособных...
«Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся» iconАнализ результатов работы мбоу «Красногвардейская гимназия» за 2011-2012 учебный год
...
«Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся» iconРегламентирующие документы
Российской Федерации, создания условий для творческой самореализации, раскрытия и роста творческого потенциала детей и молодежи,...
«Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся» iconПубличный отчет учебно-воспитательной деятельности гимназии за 2012-2013 учебный год
Тема школы: Развивающая образовательная среда сельской гимназии как условие самореализации личности школьника в условиях перехода...
«Проектное обучение как условие творческой самореализации учащихся» icon«Роль ученического самоуправления как условие развития творческой личности»
Актуальность темы воспитательной деятельности в данном классе – организация самоуправления
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница