— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников. Организация личностно ориентированного урока




Название— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников. Организация личностно ориентированного урока
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
dopoln.ru > Информатика > Урок
МОУ «Стригуновская средняя общеобразовательная школа»

Требования к современному уроку с точки зрения личностно-ориентированного обучения

(сообщение

на педсовете)


учителя математики и информатики

Коровянской Т.А.


Стригуны 2007

В стратегии модернизации содержания образования одним из основных условий достижения целей образования называется вариативность и личностная направленность системы общего образования. Т.о. на современном этапе в условиях модернизации образования важнейшим направлением становится личностно ориентированная работа с учащимися.

Целью работы является организация личностно ориентированного развития учащихся, обновления содержания образования, выстраивания индивидуальных программ обучения учащихся.

Итак, личностно ориентированное обучение — способ организации обучения, в процессе которого обеспе­чивается всемерный учет возможностей и способно­стей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучениясоздание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников.


^ Организация личностно ориентированного урока
Личностно ориентированный урок — это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить"). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя— выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
^ Основные особенности личностно ориентированного урока
Цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;




  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;




  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;



  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;



  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;




  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.



Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков представлены в таблице.
Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного урока


  • Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.




  • Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.

^ В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.


  • ^ Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.




  • ^ Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала,

важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным: образом, процесса учения.
Таблица Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков

Цели традиционного урока

Цели личностно ориентированного урока

^ 1 . Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

^ 1 , Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

^ 2. Определяет учебные задания, форму работы де­тей и демонстрирует им образец правильного вы­полнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла­совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по­ведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между деть­ми: поощряет правых и наказывает виноватых

^ 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения



Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока


  • использование проблемных творческих заданий;

  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

  • создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;

  • сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятель­ности;

  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;

  • оценка определяется по ряду параметров; по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.


а) Личностно ориентированная образовательная концепция, о которой говорят современные ученые, требует от педагога высокого уровня знаний, в том числе и по различным аспектам психологии личности.

б) Важной особенностью профессионализма творчески работающего учителя является знание предмета и эрудиция.

в) Учитель должен обладать высоким уровнем методического и педагогического мастерства. Под этим понятием мы понимаем следующие характеристики педагога: умение донести учебный материал до уровня понимания каждым учеником (способность работать в системе индивидуального и дифференцированного режима обучения детей); умение создать благоприятный психологический климат в ходе занятия, способствующий выработке у обучаемых положительной установки на обучение; обладание чувством юмора, умением управлять настроением аудитории.

г) Учитель должен обладать хорошими знаниями стилей управления детским коллективом и умело применять к конкретной ситуации соответствующий уровень требований.

д) Весьма значимым компонентом является внешний облик учителя, который оказывает целенаправленное воздействие на формирование личности ученика. Эксперимент подтвердил, что внешность педагога на 40% предопределяет отношение учеников к учебному предмету.

Таким образом, пять вышеуказанных компонентов являются основополагающими при характеристике профессионально – личностных качеств современного учителя.

Профессионализм творчески работающего учителя постоянно совершенствуется, а значит, появляются новые требования к его личности и педагогической деятельности.

( Демонстрируется слайдовая презентация с показом примеров использования вышеуказанных приемов, форм и методов личностно-ориентированного подхода к современному уроку на уроках математики и информатики).

Похожие:

— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников. Организация личностно ориентированного урока iconСправка Использование технологий и методик личностно ориентированного взаимодействия
Личностно ориентированные технологии направлены на обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности...
— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников. Организация личностно ориентированного урока iconПути и средства повышения эффективности и качества урока как формы учебной деятельности
Огический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения...
— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников. Организация личностно ориентированного урока iconФормирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности...
Петенева Е. С. – учитель русского языка и литературы, образование высшее, бгпи, имеет высшую квалификационную категорию
— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников. Организация личностно ориентированного урока iconПлан работы социально-психологической службы на 2011-2012 учебный год
Цель: гармонизация психики детей через создание условий для развития в учебной и трудовой деятельности
— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников. Организация личностно ориентированного урока icon3. Анализ методической работы
Целью при этом является создание условий для всех и для каждого: разных по способностям, возможностям, интересам школьников: обеспечения...
— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников. Организация личностно ориентированного урока iconЛичностно-ориентированное обучение в профессиональном образовании
Цель работы: Апробировать эффективность личностно-ориентированного обучения на уроках производственного обучения и во внеурочной...
— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников. Организация личностно ориентированного урока iconПлан работы педагога психолога на 2010 2011 учебный год №
Создание условий для эффетивного развития, с учетом их индивидуальных особенностей
— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников. Организация личностно ориентированного урока iconГодовой план работы муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №10
Цель: создание условий для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребёнка в зависимости от его психофизического...
— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников. Организация личностно ориентированного урока iconСоздание условий для максимально эффективного, целостного развития...
Ознакомление детей с различными традиционными ремеслами, промыслами современными видами декоративно-прикладного искусства
— создание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников. Организация личностно ориентированного урока iconСтатья «Создание условий для укрепления физического и нравственно-психологического...
Создание условий для укрепления физического и нравственно- психологического здоровья школьников на уроках русского языка
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница