Программа внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош»




НазваниеПрограмма внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма
dopoln.ru > Информатика > Программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Крыловская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО:

на пед. совете № __

от _____________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

___________Бондарь Ю. Н.

Приказ № __ от ___________




ПРОГРАММА

ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

ЗА КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

В МКОУ «КРЫЛОВСКАЯ СОШ»

с. Крылово 2012 г.

Пояснительная записка

Основной задачей управленческой деятельности является контроль со стороны администрации за исполнением требований государственных образовательных стандартов. Контроль осуществляется на основании программы внутришкольного контроля, положения о внутришкольном контроле.

Внутришкольный контроль (ВШК) – это сознательная деятельность администрации школы, направленная на повышение качества учебно-воспитательного процесса с целью выявления имеющихся отклонений в программе развития учебного заведения.

Для администрации школы внутришкольный контроль является методической помощью педагогам с целью совершенствования и развития профессионального мастерства. Другими словами внутришкольный контроль – это вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы УВР работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.

По мнению М.М. Поташника, чтобы управлять не формально, а реально образовательным процессом и жизнью учебного заведения в целом, принимать правильные, научно обоснованные решения, субъекту менеджмента нужны разнообразные фактические данные о различных сторонах этого процесса. Без информации о ходе и промежуточных результатах, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен.

Внутришкольный контроль должен обеспечивать:

  • сбор и обработку информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;

  • связь между всеми управленческими решениями в ходе их реализации.

Система внутришкольного контроля должна быть планомерной, обоснованной и всесторонней, а его результаты – основанием для принятия оптимальных управленческих решений.

Внутришкольный контроль строиться в соответствии с целями и задачами школы. По итогам внутришкольного контроля составляются аналитические материалы, издаются приказы директора. Систематизированные данные внутришкольного контроля ведутся в графиках и таблицах.

Результаты внутришкольного контроля обсуждаются на совещаниях при при директоре, при завуче, педагогических советах. Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу. Мониторинг, проводимый на протяжении нескольких лет, обеспечивает администрацию необходимой объективной информацией, позволяет соотнести результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность.

В МКОУ «Крыловская СОШ» необходимо совершенствование системы внутришкольного контроля, этого требуют новые федеральные государственные стандарты, новая система оплаты труда, а также положение образовательной инициативы «Наша новая школа», новый квалифицированный справочник и др.

Ведущие принципы ВШК:

  • стимулирование творческого и профессионального роста учителя;

  • выполнение требований ФГОС нового поколения;

  • доброжелательность;

  • взаимоуважение и взаимообогащение;

  • мотивационная и информационная основы;

  • сравнительно-аналитический подход;

  • методическая направленность;

  • системность;

  • цикличность;

  • демократизация;

  • гуманизация и гласность;

  • открытость и доступность результатов;

  • самосохранение (сохранение себя как личности).

Цель программы ВШК:

  1. Достижение соответствия функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного образовательного стандарта с выходом на причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию учебно-воспитательного процесса в школе; обеспечение качества и эффективности образовательного процесса.

  2. Совершенствование учебно-воспитательного процесса, удовлетворение различных образовательных потребностей, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья.

  3. Отслеживание динамики развития обучающихся, создавая при этом эмоциональный комфорт и условия для самопознания и саморазвития каждого ученика.

Задачи:

  1. Диагностировать состояние учебно-воспитательного процесса, выявлять отклонения от запланированного результата (стандарта образования) в работе коллектива и отдельных его членов, создавать обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества «учитель – ученик – родитель», «руководитель – ученик», «руководитель – ученик – родитель».

  2. Обеспечить сочетание административного и общественного контроля в школе с самоанализом и самоконтролем участников педагогического процесса.

  3. Создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния УВП, уровня воспитанности, развития учащихся.

  4. Побуждать к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей.

  5. Повышать ответственность учителей, осуществлять внедрение новых стандартов, передовых, инновационных, интенсивных методов и приемов работы в практику преподавания учебных дисциплин.

  6. Мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.

  7. Совершенствовать систему контроля за состоянием и ведением школьной документации.

Объекты ВШК:

  • состояние организационно-педагогических условий успешной работы в школе,

  • сопровождение и курирование введения ФГОС НОО, анализ результатов.

  • состояние учебно-воспитательного процесса,

  • состояние внеклассной воспитательной работы,

  • состояние финансовой и хозяйственной деятельности,

  • качество и эффективность работы учителя (качество преподавания государственных учебных программ, рост профмастерства и др.),

  • качество и эффективность работы учащихся (посещаемость, успеваемость: качество знаний, умений и навыков, формирование некоторых качеств и др.),

  • качество работы обслуживающего персонала.



Функции ВШК:

  • осуществление обратной связи, так как без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения;

  • диагностическая, под которой понимается аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля. Связана прежде всего с его переводом на диагностическую основу. Педагог должен иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки развития ученика и методах оценивания;

  • стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя. Задача контроля - получение информации и оказание помощи педагогу.

Администацией школы используются различные виды внутришкольного контроля:

  • предупредительный;

  • диагностический;

  • текущий;

  • тематический;

  • фронтальный;

  • персональный;

  • индивидуальный;

  • административный;

  • итоговый;

  • взаимоконтроль;

  • самоконтроль.

Предупредительный контроль используется для того, чтобы снять возможные трудности учителя-предметника, классного руководителя при выполнении тех или иных видов взаимодействия с коллективом педагогов, учащихся, родителей. Предупредительный контроль можно использовать как метод выборочной проверки перед осуществлением итогового или фронтального контроля. Предупредительный контроль помогает избежать психологический дискомфорт, который часто испытывают проверяющие в ходе итогового контроля. Предупредительный контроль предполагает последующую консультацию и разъяснение по возникшим трудностям.
Диагностический контроль используется с целью выяснения возможностей педагога, учащихся в той или иной учебно-воспитательной ситуации. Диагностический контроль предполагает педагогическую коррекцию, которая может быть групповой или индивидуальной.

Диагностический контроль можно использовать для выяснения: атмосферы в коллективе; взаимодействия в системе учитель – ученик – родитель; уровня воспитанности учащихся; взаимоотношений в коллективе учащихся; профессиональных умений педагогов; коммуникативных и иных возможностей всех участников учебного процесса.

Текущий контроль используется для изучения состояния традиционных проблем учебно-воспитательного процесса. Традиционный контроль используется для изучения планирования учебно-воспитательной работы в целом и содержания деятельности педагогов по выполнению плана.

С помощью текущего контроля можно проверить: ведение журнала классными руководителями и учителями-предметниками; ведение журнала кружков и секций; ведение личных дел учащихся; состояние документации классного руководителя, учителя-предметника, воспитателя ГПД; ведение тетрадей учащимися; выполнение учебных программ педагогами школы и др.

Тематический контроль осуществляется в том случае, если в организации учебно-воспитательного процесса назрела определенная проблема или необходимо сделать определенные выводы по вопросам традиционной и инновационной деятельности школы.

Тематический контроль используется для изучения и принятия соответствующего решения. Такая форма контроля может быть полезной при анализе результативности программы формирования УУД, программы внеурочной деятельности, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, результативности работы кружка, секции, курса по выбору и др.

Фронтальный контроль используется для изучения проблемы, которая требует долгосрочного или детального исследования. Фронтальный контроль в учебно-воспитательном процессе можно использовать для изучения результативности работы школы в определенном направлении. Надо учитывать, что фронтальный контроль предполагает сравнительный анализ, а для этого в изучении вопроса нужна большая выборка.

Персональный контроль предполагает изучение проблемы, возникшей в результате непрофессионального выполнения педагогом своих обязанностей или в результате конфликтной ситуации. Персональный контроль требует детального изучения профессиональных умений педагога по всем аспектам деятельности. Теме персонального контроля может предшествовать диагностический контроль, который выявляет проблемы в организации учебно-воспитательного процесса учащихся.

Индивидуальный контроль можно использовать в том случае, когда заместитель директора предполагает изучить опыт работы классного руководителя, учителя-предметника и определить содержательную сторону учебно-воспитательного процесса в классе.

Административный контроль – это форма традиционного контроля, которая осуществляется администрацией школы. Административный контроль может охватывать все стороны учебно-воспитательного процесса. Он строится на основе задач планирования учебно-воспитательного процесса школы, планирования воспитательной работы школы. Планирование учебно-воспитательного процесса школы предполагает получение определенных промежуточных и итоговых результатов в том или ином направлении деятельности, административный контроль позволяет их эти достижения и результаты подтвердить или опровергнуть.

Итоговый контроль используется, если проблема изучалась достаточно глубоко и по самым различным аспектам деятельности педагога, класса, объединения. Результатом итогового контроля может стать представление педагога к поощрению, распространению опыта, освещения материалов в периодической печати.

Взаимоконтроль имеет огромное значение в организации процесса внутришкольного контроля. Взаимоконтроль помогает классным руководителям, учителям-предметникам избежать ошибок в организации обучения и воспитания учащихся и используется для проверки правильного выбора образовательной стратегии. Взаимоконтроль дает хорошие результаты, когда он используется в работе методического объединения. Взаимоконтроль можно предложить педагогам во время подготовки открытых уроков, подготовки к творческим отчетам, праздникам, смотрам-конкурсам, педсоветам.

Взаимоконтроль помогает повысить педагогическую, профессиональную, методическую и личную культуру педагогов, учит наблюдательности, ответственности за принимаемое решение.

Самоконтроль используется как поощрение для тех педагогов, которые имеют высокий уровень профессионального мастерства, сами являются наставниками молодых специалистов, руководителями методических объединений в школе, районе.

Для того, чтобы все виды внутришкольного контроля были эффективны, необходимо соблюдать технологию внутришкольного контроля, включающую следующие этапы.

Подготовительный этап. На заседании МО завуч знакомит педагогов школы с видами и формами контроля, персоналии контроля, целесообразность контроля тех или иных вопросов.

Прогностический этап. На этом этапе определяется программа осуществления контроля, формы контроля и анализа полученных данных.

Изучение проблемы и сбор информации. На этом этапе происходит посещение уроков, внеклассных мероприятий, проводятся встречи и консультации, изучается документация, проводится собеседование с участниками УВП.

Анализ информации. На данном этапе материалы, полученные в ходе изучения вопроса, анализируются, составляются диагностические таблицы, схемы. Все полученные материалы являются основой для написания справки по результатам контроля. Материалы справки предлагаются педагогу для изучения, по материалам исследования с ним проводится собеседование, намечаются мероприятия по коррекции.

Коррекция. На данном этапе проводятся координационные мероприятия с последующим анализом для кардинального улучшения сложившейся ситуации.

Для обеспечения эффективности реализации инноваций такого масштаба, как ФГОС и НСОТ, необходимы анализ и совершенствование существующей в каждой школе системы ВШК с учетом новых требований как к результатам, так и к процессу их получения.

Современные требования к качеству образования в первую очередь определяют введение в реалии школьного образования новых качеств как новых характеристик процесса.

Осмысление требований стандарта именно с этих позиций требует обязательного, определенного законом введения в ВШК мониторинга личностного роста обучающегося, социализированности, воспитанности, мониторинга уровня развития над- и метапредметных общеучебных умений (по терминологии ФГОС: универсальных учебных действий – УУД).

При этом реализуется консолидирующий, интегративный характер ВШК, обеспечивая согласованность в пространстве и времени функционирования и развития всех образовательных и инновационных процессов.

Таким образом, при совершенствовании ВШК необходимо сначала пересмотреть состав и структуру системы контроля образовательного процесса, определив набор критериев по принципу необходимости и достаточности.

При этом стандарт образования можно рассматривать как основу для выделения качеств как существенных признаков, свойств, определяющих качество. В этом случае три группы требований к качеству в стандартах определяют три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования:

  1. требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой;

  2. требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности;

  3. требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу "распределенной ответственности".

Особенности содержания ВШК в соответствии с ФГОС

Три последующие составляющие этого раздела ВШК отражают структуру и содержание требований ФГОС к образовательным результатам. Именно здесь необходимо пересмотреть всю систему оценки качества образования в школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода.

Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, должны стать, как минимум, три показателя:

  • уровень социализированности и уровень воспитанности (сложные показатели, требующие выделения составных элементов показателей в соответствии с описанием в ФГОС);

  • уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;

  • уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.

Метапредметные образовательные результаты необходимо оценивать минимум по четырем позициям в ВШК:

  • уровень реализации регулятивных УУД (организация и самоуправление, навыки системного, экологического мышления и т. д.);

  • уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения и т. д.);

  • уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и т. д.);

  • уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета).

Качество и динамика обученности

  • подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;

  • уровень обучаемости (уровень учебно-познавательных возможностей);

  • участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах.

Уровень обучаемости как объект мониторинга позволяет управлять качеством образовательного процесса на разных уровнях:

  • в системе "учитель – ученик" уровень обучаемости ученика определяет для учителя уровень педагогической помощи;

  • в системе "методическое объединение (далее – МО) – учитель – ученик" уровень обучаемости ученика определяет выбор учебных программ и при необходимости основы для их адаптации и модификации;

  • в системе "ЗУВР – МО – учитель – ученик" уровень обучаемости ученика позволяет оценить и скорректировать вклад учителя, МО в увеличение зон актуального и ближайшего развития ученика.

Качество обучающей предметной деятельности

  • качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе;

  • качество планирования и организации уроков по предмету;

  • качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД);

  • качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ;

  • качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся;

  • качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе;

  • качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.;

  • качество реализации деятельности по обучению детей с ОВЗ;

  • качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы;

  • качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника".


^ Качество воспитательной работы

  • содержание и структура системы воспитательной работы, отражающие и/или акцентирующие требования к содержанию и структуре программы воспитательной работы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни);

  • качество реализации программы воспитательной работы;

  • качество работы с родителями.

Мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя

  • динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя;

  • качество деятельности МО, предметных кафедр;

  • качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы;

  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка;

  • распространение о обобщение собственного педагогического опыта.

Контроль качества управления

  • оптимальность состава и структуры ВШК;

  • качество управления реализацией требований государственных документов (СанПиН, ГОСТ и т. д.);

  • качество выполнения Положения о документообороте образовательного процесса (полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса);

  • качество управления материально-технической базой образовательного процесса (достаточность и качество оснащения образовательной среды школы);

  • качество управления профессиональным ростом педагогов школы (наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты);

  • компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения).


^ Схема внутришкольного контроля

ФГОС

ВШК

Требования к результатам освоения ООП

Качество результатов

По уровню и динамике достижений ученика

Требования к условиям реализации ООП

Качество процессов управления

По качеству уроков, школьных мероприятий

По уровню компетентности учителя

По материально-техническому оснащению, качеству кабинетной системы

Требования к структуре ООП

Качество системы управления

По качеству ВШК

По уровню компетентности администрации


Список использованной литературы


  1. Дереклеева, Н. И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с.

  2. Дереклеева, Н. И. Справочник завуча начальной школы: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 336 с.

Похожие:

Программа внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош» iconПлан внутришкольного контроля мкоу «Никольская сош»
Согласование рабочих программ, календарно-тематических планов, элективных курсов, факультативов, кружков и секций
Программа внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош» iconКомитет администрации г. Славгорода алтайского края по образованию
Мкоу «Максимовская сош», мкоу «Архангельская сош», мбоу «Знаменская сош» муниципального образования город Славгород. Специалисты...
Программа внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош» iconОб организации внутришкольного контроля
Типовым Положением об образовательном учреждении, Письмом Министерства образования РФ от 1009. 1999 г. №22-06-874 «Об обеспечении...
Программа внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош» iconПлан внутришкольного контроля по реализации фгос мкоу сош ст. Просница...
Проверка наличия решения органа государственно-общественного управления о подготовке к переходу оу к фгос
Программа внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош» iconМбоу «сош №5» принято педагогическим советом протокол №3 от 15. 11. 2013
«О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений» (от 07. 02. 2001 №22-06-147)...
Программа внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош» iconПриказ №21 от «01»сентября 2012 г. Положение о внутриучрежденческом...
Настоящее положение регламентирует осуществление внутриучрежденческого (внутришкольного) контроля в образовательном учреждении, порядок...
Программа внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош» iconО внутришкольном контроле в моу сош №42 Общие положения
Письмом Министерства образования РФ от 10. 09. 1999 г. №22-06-874 «Об обеспечении инспекционно контрольной деятельности», Уставом...
Программа внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош» iconНа уроках и во внеурочной деятельности предметов
«икт в системе управления качеством образования в условиях внедрения фгос» в мкоу сош №6 с. Гофицкое
Программа внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош» iconОбразовательного стандарта основного общего образования в мкоу «крыловская...
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных...
Программа внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош» iconМбоу «сош №5» утверждаю директор мбоу «сош №5»
Целью бракеражной комиссии является осуществление контроля за правильной организацией питания обучающихся сош №5, качеством доставляемых...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница