«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры»




Название«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
dopoln.ru > Культура > Урок


Адрес передового педагогического опыта
Автор: Сафронова Елена Михайловна

МБОУ СОШ №6, мкр5д22

Учитель физической культуры

17 лет, 6 месяцев первая квалификационная категория

Уровень обобщения: городской.

  1. Наименование опыта

« Развитие координационных способностей на уроках физической культуры».

2.Условия возникновения, становления опыта.

Государственная политика России – социально направлена. Государство озабочено качеством жизни всех слоев населения и каждого гражданина в отдельности. Главным условием комфортного проживания является здоровье и социальная адаптация в обществе, которые влияют на развитие личности. Одним из главных факторов – является возможность проявить себя. Именно занятия спортом позволяют воспитать в детях трудолюбие, упорство, веру в себя.

Вопросы физического воспитания в нашей стране государство регулирует через два федеральных органа Министерство образования и науки и Министерство спорта. Подобный подход говорит о высокой значимости физической культуры.

Современные условия жизни , требуют от человека высокого уровня развития двигательных способностей, особенно координационных . Под координационными способностями понимают - умение быстро, точно и экономно управлять сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита времени. Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования , отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям , преодолевать их с возможно большей ловкостью».

Ведущие специалисты в области физической культуры , гигиены, психологии и медицины отмечают , что в связи с малоподвижным образом жизни, вегетативная нервная система организма, отвечающая за деятельность внутренних органов, оказывается в угнетенном состоянии. Это сказывается на состоянии всего организма в целом. Для повышения функциональных возможностей организма применяют малоинтенсивный бег, кроссовый бег, спортивные игры, так как они оказывают разностороннее влияние на весь организм занимающихся ( действия спортсмена носят ациклический характер, во время игр необходимо выполнять новые формы движений, которые возникают внезапно. Эта деятельность напрямую зависит от уровня развития координационных способностей. Вопрос развития координационных способностей на уроках физической культуры плохо освещен в методической литературе. Поэтому актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы « Развитие координационных способностей на уроках физической культуры».

  1. ^ Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Современные условия жизни требуют от человека высокого уровня развития двигательных способностей , особенно координационных.

Одним факторов отрицательно влияющих на состояния здоровья детей, является традиционная учебно – воспитательная работа в школе. Существующие учебные программы по физическому воспитанию содержат материал , который не учитывает конкретные условия проживания , особенности Северных регионов, а детский организм очень подвержен воздействию климатических и других неблагоприятных факторов.

Современный этап развития физической культуры в России характеризуется поиском эффективных путей решения задач укрепления сохранения здоровья , что обусловлено его существенным снижением за последние годы.

Важным компонентом состояния здоровья является уровень развития основных физических качеств, который у 20-40% характеризуется как низкий. Между тем именно этот показатель определяет работоспособность школьника, играет большую роль во всестороннем и гармоничном развитии школьника, в достижении высокой устойчивости организма к социальным условиям , в повышении адаптивных свойств организма.

^ Актуальность темы опыта заключается в том, что координационное совершенствование направлено на подготовку учащихся к усложняющимся условиям жизни. Таким образом, целью деятельности стало – создание прочной основы для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого человека. Расширение его двигательных возможностей, компенсация дефицита двигательной активности. Задачи деятельности:

  • изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей;

  • выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей. систематизировать средства и методы развития координационных способностей школьников.




  1. ^ Теоретическая база опыта.

Для характеристики координационных способностей , при выполнении какого- либо двигательного действия, отечественной теории и методики долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70х годов, для обозначения все чаще применяется термин « координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но тождественны по содержанию. В качестве отправной точки, при определении понятия координационные способности может служить термин « координация», что означает согласование, сочетание, порядок.

Еще в 1946году, в книге « Физиология человека», крупнейший ученый в области биомеханики Бернштейн писал: « Координация движений есть, не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений т.е., превращение их в управляемые системы». Это определение и сейчас является наиболее распространенным. По мнению О. Фишера с учетом возможных перемещений между туловищем и конечностями в человеческом теле находится не менее 107 степеней свободы ( возможных основных направлений движений). Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы. Поэтому основная задача, которую должен решить человек при координации движений - исключить избыточную степень свободы. В результате утомления, гипоксии, сильных эмоциональных перегрузок происходит рассогласование, дискоординация между различными функциями организма, в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью отдельных систем, обеспечивающих работу мышц. Природной основой КС являются задатки, под которыми понимают врожденные, наследственные, физиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы, темперамент, характер особенности регуляции и саморегуляции психических состояний. Проявление КС зависит от целого ряда факторов:

      1. Способность к точному анализу движений;

      2. Деятельности анализаторов, особенно двигательного;

      3. Сложности двигательной задачи;

      4. Уровня развития физических качеств;

      5. Смелости и решительности;

      6. Возрасте ;

      7. ОФП.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления, силовыми, пространственными и временными параметрами, обеспечиваются сложными взаимодействиями центральных и периферических звеньев моторики ( передача импульсов от рабочих центров к нервных ) имеют выраженные возрастные особенности.

Теоретической основой исследования являются идеи П.Ф. Лесгафта , о том что координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое, соответственно поставленной задачи. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям . Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на её дальнейшую стабилизацию и ситуационное применение.

Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки учащихся к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.  Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей –гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. Эти особенности в значительной мере совпадают , но имеют свою специфику. Нетрудно представить себе ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать её, как только меняются условия выполнения. Эти противоречия можно разрешить путем работы над координационными способностями учащихся , начиная с младшего школьного возраста. В этом возрасте происходит « закладка фундамента» для развития этих способностей , а также приобретение знаний умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовки, а составляет как бы одну из инертных сторон. Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы.

      ^ 5. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в следующем

Предпринята попытка создания комплекса упражнений , для развития координационных способностей и включение их в урок физической культуры.

Значимость воспитания координационных способностей.

^ 6. Принципы педагогической деятельности.

  • принцип соответствия;

  • принцип развивающего эффекта;

  • принцип сопряженного воздействия

  • принцип индивидуализации;

  • принцип самообучения;

  • принцип мотивации.

^ 7. Технология опыта.

Практическая реализация опыта осуществляется на уроках физической культуры. Я работаю по программе В.И . Лях, В.И .Зданевич (1-9класссы). Данная программа предусматривает обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях. Применение мной на уроках упражнений для развития координационных способностей приводит к тому, что

    1. учащиеся быстрее , на более высоком уровне, овладевают новыми двигательными действиями.

    2. Пополняют свой двигательный опыт, который помогает им более успешнее овладевать более сложными двигательными действиями

В. И. Лях предлагает два вида упражнений для развития координационных способностей.

1. Аналитические ( направленные на развитие координационных способностей, относящимся к однородным группам, например все акробатически, циклические)

2. Синтетические ( которые содействуют развитию двух и более координационных способностей, эстафеты, подвижные и спортивные игры).

Основными средствами развития координационных способностей являются упражнения повышенной сложности, которые содержат элемент новизны. Сложность выполнения отдельных упражнений я усложняю за счет : изменения времени, пространственных параметров, за счет изменения внешних условий. Большое значение для развития координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений ( бег , прыжки, лазанье) , а также кроссовая подготовка, передвижение на лыжах. Упражнения для развития координационных способностей эффективны до тех пор , пока они не будут выполняться автоматически .Затем они теряют свою ценность.

т.к. любое упражнение освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же условиях , не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей .Выполнение координационных упражнений я планирую на первую половину основной части урока, поскольку они быстро ведут к утомлению, даю их не только в период начального обучения ,но в период совершенствования, так позволяют совершенствовать такие качества как смелость, решительность, инициативность, быстрота реагирования. Процесс физической подготовки я осуществляю используя метод комплексного развития физических качеств. Особенно он эффективен в возрасте 8-11лет ( когда ребенок развивается относительно спокойно, увеличение роста, ЖЕЛ, веса, идет довольно равномерно и пропорционально. Происходит функциональное совершенствование мозга, процесс торможения становится более сильным, но все - таки преобладает процесс возбуждения. Занятия физическими упражнениями, участие в соревнованиях, требуют от младших школьников больше энергетических затрат, чем у старшеклассников. Положительное влияние на организм оказывают только оптимальные нагрузки, чрезмерная работа может замедлить рост и развитие ребенка. Все это влияет на разучивание упражнений во время уроков физической культуры. По мнению ученых младшие школьники очень быстро забывают то, что изучали один, два месяца назад . Чтобы этого избежать мною применяются на уроках систематическое совершенствование изученных двигательных действий, система домашних заданий. При обучении двигательным действиям мною активно применяется метод показа, особенно в младшем школьном возрасте. Показ при этом прост по своему содержанию, из двигательного действия я выделяю нужные части, основные элементы. Основные методы оценки координационных способностей

1.наблюдение

2.метод направленного сопряжения

3.специализированые средства

4. Игровой и соревновательный.

Дети школьного возраста любят играть, склонны к фантазированию, позволяющему им легче представить себе различные двигательные действия. Поэтому большее число упражнений провожу в игровой форме, с этой целью в 2011-2012 учебном году , приняла участие в апробации программы по бадминтону, для учащихся 5-11 классов. Игровой метод , в силу всех присущих ему особенностей , вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями. Игра и соревнование , в силу присущих им психологических особенностей вызывают сильный эмоциональный отклик у учащихся. Ещё Р.Ф . Лесгафт ,говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что однообразная деятельность утомляет, угнетает учащихся и убивает в них всякое желание заниматься. Использование этого метода позволяет повысить интерес и активность детей, достичь более полного осмысления обстановки применения изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных движениях.

Всё же лучше всего применять специальные подобранные тесты. Когда ребенок выполняет несколько однородных испытаний. Тесты должны быть доступны для всех, чтобы не требовали сложного оборудования, максимально меньше зависели от размеров тела, выполнялись бы ведущей и не ведущей рукой, давали полную картину динамики изменений.

Большое внимание уделяю применению тестовой методики. За основу тестирования беру «Президентские состязания» , которые позволяют определить уровень развития двигательных качеств и координационных способностей. Школьник наглядно видит свои изменения в физическом развитии . Для повышения уровня физической подготовленности учащихся и вовлечения их систематические занятия спортом , веду секцию «Баскетбол». В 2010 году мною написана и лицензирована программа дополнительного образования « Баскетбол». Секцию посещают юноши и девушки с 6 по 9 классы. Также одним из важнейших факторов проведения внеклассной работы являются проведения общешкольных спортивных мероприятий..

Основным показателем своей работы является - динамика роста индивидуальных показателей выполнения программных требований, выступления на городских соревнованиях и олимпиаде по физической культуре.

8. Результативность.

В течение всех лет обучения наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся: муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников 2009-2010 учебный год 1 победитель,2 призера,5 учащихся получили грамоты за высокий процент выполнения заданий, 2010-2011 учебный год 1 призер, 2011- 2012 учебный год 1 победитель . В 2010 учащийся 11 класса стал призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Все учащиеся осваивают государственные учебные программы по курсу физическая культура и успешно выступают на спартакиаде школьников. При 100% абсолютной  успеваемости повышается и качество обучения.

^ Положительная динамика качества знаний по предметам, в % соотношении

2009 -2010 уч. г-96%

2010-2011-уч. г-98%

2011 -2012уч. г-98%

Развитие координационных способностей учащихся повышают интерес к предмету физическая культура и отражаются на участии и результатах школьников в различных соревнованиях.

Результаты городской спартакиады школьников.

  • Спартакиада школьников по пулевой стрельбе – 2,3,2 места 2009-10 г;

  • Спартакиада школьников по волейболу 1,1,1,2,3 места 2009-2010 г;

  • Первенство города по мини-футболу на Кубок «Динамо» среди школьников, 2,2 места 2010 – 2011г;

  • Спартакиада школьников по легкоатлетическому кроссу 3,3 места 2010, 2012 г ;

  • Спартакиада школьников по баскетболу 2,2,2 места 2009 -2012г;

  • Спартакиада школьников по шахматам 1,2009г;

  • Спартакиада школьников по настольному теннису 3место,2012г;

  • Спартакиада школьников по плаванию 2 место ,2012г;

  • Первенство города по мини-футболу в рамках Общероссийского проекта «Мини-футбол в школу» 2 место,2011г;

  • Первенство города по мини-футболу, посвященном «Дню защиты детей» 3,2 места 2009-2012г;

  • Первенство города среди школ по легкоатлетической эстафете – 3 место,2010г;

  • Городская спартакиада школьников командный зачет -3 место , 2010


^ 9. Адресная направленность.

Данный опыт может использоваться учителями – предметниками, работающими над другими проблемами и по другим технологиям.

10. Трудоемкость

- необходимость физического развития ученика и отсутствие условий для индивидуальной работы с каждым учеником ;

- недостаточная теоретическая подготовка учащихся по физической культуре;

- с одной стороны ,самостоятельная работа учащихся является неотъемлемой частью учебной и внеучебных видов деятельности, с другой стороны, учащиеся переступившие порог школы , не могут поставить перед собой задачу, организовать её решение, оценить адекватно уровень выполнения ;

^ Как создать условия успешности и эффективности развития координационных способностей на уроках физической культуры?

  • Организация подготовительной работы.

  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

  • Обеспечение преемственности в развитии двигательных качеств в целом.

  • Совершенствование системы индивидуальных заданий и их контроля.

  • Вовлечение в секционную работу школы и других спортивных учреждений дополнительного образования большего числа учащихся.

  • Применение методов и приемов с оздоровительной направленностью на уроке.

Подводя итог можно сделать выводы, что координационные способности тренируемы, дети поддаются воздействию педагогического процесса. Развитые координационные способности сохраняются в течение длительного времени, являются предпосылками успешного освоения сложных двигательных действий. Взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития координационных способностей не существует, поэтому есть основание заниматься со всеми без исключения.


Похожие:

«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры» iconОтчет тема: «современные игровые технологии на уроках физической...
Развитие физических качеств на уроках физической культуры посредством использования подвижно – развивающих игр
«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры» iconРазработка открытого урока по физической культуре «Методы круговой тренировки»
Урок по материалу раздела «Гимнастика», проведенный на базе 10 -11 классов имеет цель – развитие физических качеств и координационных...
«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры» iconПояснительная записка целью физического воспитания в школе является...
Слагаемыми физической культуры является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей,...
«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры» iconТема: «Реализация программы сохранения здоровья и развития физических...
«Реализация программы сохранения здоровья и развития физических способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочной...
«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры» iconЗалозний Сергей Александрович учитель физической культуры Павловский...
Система работы по улучшению показателей здоровья на уроках физической культуры методом круговой тренировки
«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры» iconМинимальные требования к учащимся, оканчивающим начальную школу (3-4кл.),...
Как и для чего возникла физическая культура в истории человечества. Чему учат на уроках физической культуры. Основные средства физической...
«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры» iconУроках изобразительного искусства Для развития творческих способностей...
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры» iconУроках изобразительного искусства Для развития творческих способностей...
Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры» iconМетодические рекомендации «Профилактика травматизма на уроках физической культуры»
Целью данной работы является вооружение преподавателей по физической культуре необходимыми знаниями по предупреждению и профилактике...
«Развитие координационных способностей на уроках физической культуры» iconТема: «Развитие творческих способностей»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница