V научно практическая конференция среди обучающихся образовательных учреждений




НазваниеV научно практическая конференция среди обучающихся образовательных учреждений
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРеферат
dopoln.ru > Литература > Реферат
  1   2



Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пст. Приуральский



ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ

V научно – практическая конференция среди обучающихся

образовательных учреждений



Работу выполнили:

Виногоров Ю. А. 5 класс

Лапин И.И., 5 класс

Клепикова Т.С., 6 класс

Пешков М.В., 6 класс



Руководитель работы:

Пешкова Н.Л., заместитель директора по УВР


пст. Приуральский

2012 год


СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание …………………………………………………………….с.2

2. Введение………………………………………………………………..с.3-7

3. Теоретическая часть:………………………………………………….с.8-14

3.1.Пословицы и поговорки………………………………………с.8-11

3.2. Русские и коми пословицы. Тематика. Особенности употребления в речи…………………………………………………………………с.11-14

4. Исследовательская часть………………………………………………с.15-19

4.1. Анкетирование учащихся 1 -4 классов школы………………с.15

4.2. Анкетирование учащихся 5 -11 классов школы…………….с.15-16

4.3. Опрос учителей школы………………………………………..с.16-17

4.4.Опрос жителей пст. Приуральский и д. Еремеево…………. с.17-18

4.5. Вопросы, оставшиеся до конца не изученными……………..с.18-19

5. Практическая часть……………………………………………………..с.20

6. Заключение ……………………………………………………………..с.21-22

Библиография…….…………………………………………………….….с.23

Приложение………………………………………………………………..с.24-28

1. ВВЕДЕНИЕ

«В простоте слова – самая великая мудрость.

Пословицы и песни всегда кратки,

а ума и чувства в них на целые книги».

А.М.Горький

«Пословицы – это драгоценные украшения из пяти слов,

вечно сверкающие на указательном пальце времени».

Альфред Теннисон

«А что за роскошь, что за смысл,

какой толк в каждой поговорке нашей!

Что за золото!»

А.С. Пушкин

В 2009 году исполнилось 210 лет со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. В его произведениях собрано величайшее богатство нашего народа, сокровищница народной мудрости – его язык! Лет 30 – 40 назад образцом правильной речи был язык дикторов телевидения, радио, деятелей культуры. Прислушайтесь сегодня к языку различных передач: от самых серьезных, до легких, развлекательных. Язык шаблонный, сухой, много иноязычных слов. Речь некоторых носителей языка совсем «несваримая», пошлая, в общем, не «вкусная» для слуха. Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознаёт, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Пословицы дошли к нам с давних времен. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом еще до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму – разуму. В них всегда можно было найти небесполезный совет, как поступить в том, или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле и т.д.

А многие ли используют накопленную нашими предками мудрость в своей повседневной жизни и речи? Сколько пословиц – этих сгустков народной мудрости – знает каждый из нас?

С целью изучения реального положения дел мы провели анкетирование. Всего в анкетировании приняли участие 26 учащихся 1-4 классов и 36 учащихся 5 – 11 классов (смотри раздел «Приложение» № 1 «Анкетирование «Пословица недаром молвится»). 37 учащихся заявило о том, что употребляют пословицы в своей речи иногда, 10 –вообще не используют, а всего 3 ответили, используют часто. Чаще всего ребятами пословицы используются на уроке (37), больше всего пословиц знают о труде, работе, занятости (42), об учебе, знаниях, книге (38), о хлебе (31). Меньше всего о Родине и матери (21), о смелости, трусости, дружбе (3). Употребляют пословицы чаще, чтобы дать совет (33), украсить речь (24), покритиковать (10), ни с какой целью не употребляю (6). Первое место среди источников информации о пословицах занимают книги (42), второе – речь педагогов (38), третье место - учебники (27), а родители оказались на последнем месте (11). Необходимость использования пословиц в нашей речи признают 51 учащийся, а 11 считают, что нет необходимости их использовать (данные результатов опроса смотри в приложении №2 «Результаты анкетирования. Диаграммы»).

Таким образом, мы видим, что анкетирование вывело ряд проблем. Тематика пословиц, которые используют ребята в своей речи, бедна. Сами пословицы используются неактивно. Используются не все источники информации.

Мы решили, что ситуацию надо менять. На пословицах вырабатывается умение выражать в звучащем слове суждение и свое отношение к жизненному явлению, вызвавшему это суждение. Она – суждение о жизни, результат наблюдения над жизнью, вывод из каких – то фактов. Пословица отражает глубокие и сложные связи разнообразных явлений жизни и говорится для того, чтобы в чем – то убедить слушателя, призвать к чему – то, что – то одобрить, похвалить или, наоборот, осудить высмеять.

Как говорится в русской народной пословице, «Большая река начинается с малого ручейка», и мы решили стать таким ручейком, для этого создали групповой практико-ориентированный проект, в котором приняли участие учащиеся 5 и 6 классов. Название нашего проекта «Пословица недаром молвится».

^ Актуальность проекта заключается в том, чтобы донести до многих красоту, пользу и функциональность народных пословиц в современной жизни, а также то, что она отражает жизненный уклад населения. В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах.

^ Новизна проекта в том, что мы впервые (да пусть простят нас, если мы ошибаемся) составили книжку - малышку наиболее популярных пословиц учащихся школы, учителей и жителей поселка Приуральский и деревни Еремеево с целью обогащения словарного запаса и развития речи.

^ Цель проекта:

Способствовать пополнению словарного запаса учащихся пословицами и знаниями о них, проследив взаимосвязь соответствия значения пословицы и статуса населения жителей поселка Приуральский и деревни Еремеево и, в конечном итоге, создать пособие для практического применения в повседневной жизни.

Гипотеза

Исходя из выше сказанного, можно предположить, что пословица воспитывает и отражает реальную действительность жизни населения. Она передает бытовые, социальные, морально – этические народные взгляды. Задачи:

  1. Провести диагностику уровня знаний пословиц учащихся школы, дать оценку полученных результатов.

  2. Дать общую характеристику пословице (и поговорке как части суждения), изучить историю возникновения.

  3. Научиться самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией.

  4. Сравнить пословицы, употребляемые коми и русским населением.

  5. Создать мини-пособие (в виде буклетов) для использования пословиц в повседневной жизни.

Методы исследования:

  1. Поисковый

  2. Исследовательский

  3. Групповой

  4. Наглядно – иллюстративный

  5. Опрос, беседа, анкетирование

Для достижения цели мы приложили немало усилий: как говорится, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Этапы работы над проектом:

  1. Поиск информации о пословицах под руководством учителя.

На этом этапе мы обменивались, найденной информацией о пословицах. Попытались сформулировать свое определение пословицы, выделили ее основные признаки и функции.

  1. Определение основных тематических групп пословиц русского и коми народа, в сравнении.

Тематика пословиц буквально безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, морально – этические народные взгляды. Изучая литературу о пословицах, мы выбрали основные темы пословиц.

  1. Анкетирование учащихся школы, опрос учителей и жителей поселка Приуральский и деревни Еремеево.

  2. Создание буклетов для использования пословиц в повседневной жизни

  • Отбор информации

  • Оформление пособия.

  1. Создание презентации по выполненному проекту.

  2. Подготовка к выступлению в научно – практической конференции.

  3. Участие в конференции и, желательно, победа!

Участники проекта

Виногоров Юрий (5 класс)

Лапин Иван (5 класс)

Клепикова Таисия (6 класс)

Пешков Максим (6 класс)

Хотелось бы, чтобы наша работа помогла всем любителям русского и коми языка подняться по ступенькам высокой лестницы, ведущей к познанию языковой культуры наших народов.

2. Теоретическая часть

2.1. Пословицы и поговорки.

Образные речения, или краткие народные суждения, употребляются в разговорной речи с незапамятных времен разными народами. Такие изречения и выражения принято называть пословицами и поговорками.

Пословица – самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Она составляет достояние целого народа или значительной части его, и заключает в себе общее суждение или наставление на какой – нибудь случай жизни. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Итак, что же такое пословица и поговорка, обратимся к разным источникам (словари, энциклопедии):

Пословица, жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»)1.

Поговорка, образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»).2

Пословица, –ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.3

Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

В речи пословица чаще становится поговоркой и наоборот. Например, «Легко чужими руками жар загребать» часто употребляется как поговорка «Чужими руками жар загребать», то есть образное изображение любителя чужого труда.

Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам чаще присущи все свойства языкового явления. Например, выражение «свинью подложить», то есть устроить кому – нибудь неприятность. Происхождение возникло со времен древних славян. Во время военных действий дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение, в древности.

Источники появления пословиц разнообразны. Главные из них – непосредственные жизненные наблюдения людей, социально – исторический опыт народа. Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа – все это нашло в коротких, но мудрых изречениях. Некоторая часть пословиц и поговорок, бытующих в народе, возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов («битый не битого везет», «по моему прошению, по щучьему велению»); церковных книг («Бог дал, Бог взял»).

Следует отметить, что и сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок. Вспомним изречения Крылова: «Сильнее кошки зверя нет». «А воз и ныне там». Пушкина — «А счастье было так возможно». «Любви все возрасты покорны». Грибоедова — «Счастливые часов не наблюдают». «Свежо предание, а верится с трудом».

Ценность народных пословиц и поговорок неоспорима: «Пословица не на ветер молвится». «Пословица пословицу зовет», «пословица беседу красит», да и вообще: пословицу не обойти, не объехать, ибо в ней выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить — не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери». «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит». «Где труд, там и счастье». «Ученье — свет, а неученье — тьма». «Ученье да труд к счастью ведут». «Век живи, век учись».

Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай). «В беде руки не опускай — трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду». «Не руби сук, на котором сидишь». «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к пословице и поговорке.

Совсем не случайно в предисловии к своему сборнику «Пословицы русского народа» — «Напутное» — великий Даль писал о том, что поговорки и пословицы — это свод народной опытной премудрости, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда.

Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результат тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорок, изречений, прибауток и загадок, которые сгруппированы по тематике.

^ 2.2. Русские и коми пословицы. Тематика. Особенности использования в речи.

О богатстве речи свидетельствует использование в ней пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

В каждом народе есть пословицы о труде, о Родине, о пище, еде, о правде и лжи и другие. Объектом нашего исследования стали пословицы коми и русского народов. Особый интерес при изучении данного культурного пласта представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме.

Мы изучили сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословицы и поговорки о труде. М., 1985 г), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н\Д, 1985 г.) в 1994 году издательство «Школа – Пресс» выпустило учебный словарь «Русские пословицы и поговорки». Народные изречения в нем объединены по темам: «Человек», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Торговля» и другие. Оригинальность словаря заключается в том, что в словарной статье объединяется не только значение всего выражения, если оно не достаточно прозрачно, но и уточняется значение отдельных слов.

Тематика пословиц безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всем его многообразии.

Например, в сборнике «Коми пословицы и поговорки» автор Плесовский Ф.В рассказывает о том, что с давних пор в хозяйстве коми ведущую роль имели земледелие и скотоводство, также охотничий и рыболовный промыслы («Кöдз-гöр пася дукöсöн, а вунды дöрöм кежысь» — «Сей, паши в шубе, а жни в одной рубашке»; «Кöдз кöть пöимö, да пöраö» — «Сей хоть в золу, но вовремя»). Некоторые из поговорок об охоте возникли, видимо, в тот период, когда коми не пользовались еще огнестрельным оружием. Об этом можно судить по пословице; «Ош дiнö кö мунан — небыд вольпась лöсьöд, йöра дiнö кö мунан — гу да горт лöсьöд» — «Если идешь на медведя — готовь мягкую постель, если идешь на лося — готовь гроб и могилу». Речение имело в виду, очевидно, то, что раненый лось, по рассказам охотников, был гораздо опаснее раненого медведя. От охотничьего же промысла остались такие поговорки, как «Чирöм уртö и кукань увтас» — «Вылинявшую белку и теленок облает»; «Кыйсьысьыдлöн сямыс ноп сертиыс тöдчö» — «Уменье охотника видно по его котомке». Кстати, из всех зверей медведь наиболее часто фигурирует в пословицах и поговорках коми, например: «Кык ош öти гуö оз тöрны» — «Два медведя в одной берлоге не уживаются», у русского народа «Две хозяйки на одной кухне не договорятся» ; «Ошкисны, ошкисны да ошкö пöрис» — «Хвалили, хвалили и в медведя превратился» (перехвалили) и другие. Большие лишения и страдания пришлось пережить народу коми, как и русскому, в прошлом. Его угнетали, грабили попы, чиновники, купцы, кулаки. Но его преследовали также и стихийные бедствия: неурожаи, наводнения, пожары, несчастья в работе, в борьбе с хищными зверями и пр. Судя по пословицам и поговоркам, трудящимся много раз пришлось спасаться от голодной смерти употреблением в пищу всяких суррогатов: «Няньтöм воö кач вылö рад» — «В голодный год и пихтовой коре рад»; «Голодному Федоту и репка в охоту» (русская пословица); «Эм кö нянь край, и коз улын рай» — «Если есть горбушка хлеба, то и под елью рай». Вымерзание хлебов, побитие их градом, засухи, нападения хищных зверей на скот могли свести на нет все труды крестьянина коми. Жизнь в таких условиях породила веру в судьбу, в счастье и несчастье (в «шуд-та-лан»). Пословиц и поговорок об этом у коми в прошлом было много (в сборнике им уделяется специальный раздел)4. Важно, однако, заметить, что пессимизм не характерен для народа. Судьбе противопоставляется вера в труд; показательно, что трудолюбие — одна из основных черт народа коми. Об этом говорят такие, например, поговорки: «Синмыд полö, а киыд вöчас да он и тöдлы» — «Глаза страшатся, а руки сделают и не заметишь», анологично и у русских «глаза боятся, а руки делают», «Волков бояться в лес не ходить»; «Зiль мортлы низьыд-мойыд керка пельöсöдыс кайö» — «Работящему человеку бобры-соболи сами в дом идут», а у русского народа «У умелого и долото рыбу ловит», «Эн тэрмась кывнад, а тэрмась уджнад» — «Не спеши языком, торопись делом», также как и у русского народа.    Особо выделяют пословицы и поговорки коми уважение к старшим, к старикам вообще. У людей старшего поколения велики жизненный опыт и знания, пословицы учат прислушиваться к советам старших. Таковы, например, поговорки «Важ йöзлысь кывтö он вуштышт» — «Слова предков не сотрёшь», «слова, сказанные предками, не забываются»; «Важ йöзлöн ставыс кывйöз» - «У старых людей (у предков) что ни слово, то поговорка», а на Руси – «Молоденький умок, старым умом крепится».

Изучив ряд источников с примерами коми и русских пословиц, мы пришли к следующим выводам:

  1. Наблюдая над пословицами и рассмотрев различные источники, мы пришли к выводу, что тематика пословиц коми народа и русского одинакова. Тем неменее коми пословицы, в отличие от русских, отражают, в некоторой степени, особенности рода занятий жителей Коми, особенности географического месторасположения республики и проч.

  2. Также мы выявили функции и особенности употребления пословиц в речи.

Какую же функцию выполняют пословицы в речи, в чем особенность их использования?

Прежде всего, пословицы позволяют говорящему раскрыть нравственные идеалы, которые построены на основании Добра, Истины и Красоты. Они помогают:

  1. Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: «Чует кошка, чье мясо сьела», «работать – день коротать;отдыхать – ночь избывать», «Что сердце чувствует – то и на лице отражается» (Мый сьöлöмыс кылас, сiйö и чужöм вылас).

  2. Раскрыть отношения между людьми: «Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец», «Сытый голодного не разумеет», «Öти öшмöсысь васö юам» («Из одного колодца воду пьем»).

  3. Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: « Йöз добра вылö кырымтö эн нюжöдлы» («На чужое добро руки не протягивай»), «Друга ищи, а найдешь береги» и т.д.

  4. Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом.

Также пословицы служат воспитанию таких положительных идеалов, как трудолюбие, стремление к знаниям, дружба, правдивость, смелость, патриотизм.

Пословицы помогают лучше узнать родной язык, увидеть его красоту, понять, что язык – это пласт культуры нашего народа. Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится «Хороша пословица в лад да в масть».
  1   2

Похожие:

V научно практическая конференция среди обучающихся образовательных учреждений iconНаучно-практическая конференция
Конференция проводится с 2006 года на базе гоу сош №1301 с углубленным изучением экономики для учащихся 10 – 11 классов образовательных...
V научно практическая конференция среди обучающихся образовательных учреждений iconКраевая научно практическая конференция учащихся образовательных...
Краевая научно – практическая конференция учащихся образовательных учреждений по истории и культуре кубанского казачества
V научно практическая конференция среди обучающихся образовательных учреждений iconВсероссийская научно-практическая конференция «Символы России: история и современность»
Васильевича Александрова автора музыки Государственного гимна Российской Федерации, одного из главных символов государства в городе...
V научно практическая конференция среди обучающихся образовательных учреждений iconV всероссийская молодежная научно-практическая конференция
Владивостокская епархия Русской Православной Церкви в рамках IX дальневосточных образовательных чтений памяти свв. Кирилла и Мефодия...
V научно практическая конференция среди обучающихся образовательных учреждений iconНаучно-практическая конференция "когнитивно-поведенческая психотерапия вчера, сегодня, завтра"
Когнитивно-поведенчес кая психотерапия вчера, сегодня, завтра⌡ (Санкт-Петербург, 5-7 октября 2012 года). Это первая научно-практическая...
V научно практическая конференция среди обучающихся образовательных учреждений iconX городская научно-практическая конференция обучающихся «Школьный университет-2012»
Автор Кречетова Марина, ученица 9 класса, активист школьного экологического кружка
V научно практическая конференция среди обучающихся образовательных учреждений iconИсследовательская работа обучающихся 10 класса мбоу «Кадетская школа «Патриот»
Муниципальная научно-практическая конференция «Первые шаги в науке» по предметам общеобразовательного цикла
V научно практическая конференция среди обучающихся образовательных учреждений iconОбластная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ...
...
V научно практическая конференция среди обучающихся образовательных учреждений iconОбластная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ...
...
V научно практическая конференция среди обучающихся образовательных учреждений iconВсероссийская научно-практическая конференция с международным участием...
Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница