Изложение в книге последовательное от легкого к трудному. Име­ется большое количество рисунков, таблиц, схем, которые в данном из­дании во многих случаях переработаны и упрощены. Упрощены и неко­торые правила, например, написания слитных знаков «РЛ+ »




НазваниеИзложение в книге последовательное от легкого к трудному. Име­ется большое количество рисунков, таблиц, схем, которые в данном из­дании во многих случаях переработаны и упрощены. Упрощены и неко­торые правила, например, написания слитных знаков «РЛ+ »
страница1/9
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипИзложение
dopoln.ru > Литература > Изложение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


О. С. АЛЕКСАНДРОВА


ФОНОСТЕНОГРАФИЯ

СЛУХОВАЯ СКОРОПИСЬ




ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ

(переработанное и упрощенное)

ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАРТЯ МОЛДОВЕНЯСКЭ»

КИШИНЕВ * 1968

Посвящаю молодежи

ОТ АВТОРА

В этой книге излагается новая стенографическая система по слухо­вому методу, изобретенному русским стенографом-новатором и педагогом Михаилом Андреевичем Терне (1874) с целью создания массового скоростного письма.

В этой новой, разработанной нами и названной фоностенографией системе учтены и использованы технологические достижения ряда авторов — последо­вателей М. А. Терне: Сапонько, Паткановой, Амосова, Гильденбранда [правильно – Гильдебранда], Реймиллер и других. Главной, характерной особенностью фоностенографии, отличающей ее от всех других систем, в том числе и слуховых, является связное начертание слов - целыми предложениями, от точ­ки до точки, без отрыва пера от бумаги, что способствует развитию ско­рости во время письма. Это, в свою очередь, позволяет записывать слова достаточно полнозвучно, почти не прибегая к так называемым «услов­ным сокращениям» (словам-значкам), что также отличает фоностенографию от других систем. Кроме того, введен еще ряд других, новых графических правил и приемов, коренным образом отличающих фоностенографию от первоначальной стенографической системы М. А. Терне.

Данная книга является третьим переизданием фоностенографии, в ней произведены значительные переработки ряда разделов первых двух изданий и введены некоторые графические упрощения, которые, совер­шенствуя слуховой метод, позволяют делать запись максимально прибли­женной по звучанию к обыкновенной разговорной речи. Все фоностенографические начертания слов сведены к пяти графическим типам, в то время как количество условных сокращений минимальное: несколько десятков вместо сотен и тысяч в других системах.

Изложение в книге последовательное — от легкого к трудному. Име­ется большое количество рисунков, таблиц, схем, которые в данном из­дании во многих случаях переработаны и упрощены. Упрощены и неко­торые правила, например, написания слитных знаков «РЛ+...» и «...+РЛ»; ряд слитных знаков дается лишь для некоторых, часто встре­чающихся слов (вместо условных сокращений); уменьшено количество

специальных окончаний, некоторые из них упразднены. Многие примеры, упражнения и тексты переработаны и заменены, но так же, как и в пре­дыдущих изданиях, даются с «ключом», то есть предназначены для са­мообучения. Количество тренировочных текстов и упражнений, приве­денных в книге после теоретической части, увеличено, в то время как ко­личество правил, которыми необходимо руководствоваться для записи, уменьшено. В текстах использован разнообразный и доступный как взрос­лым, так и детям материал: отрывки из популярных песен и стихов, ци­таты из известных произведений и т. п. Графический материал и рисунки выполнены, в основном, автором.

Слуховой метод обладает интернациональным свойством, то есть легкостью применения не только к русскому, но и ко многим другим языкам. В «Приложении», в книге, даются образцы записи на молдавском, украинском, белорусском, болгарском, немецком, английском языках и международном языке эсперанто.

Считаю своим долгом выразить глубокую благодарность заслуженному деятелю наук МССР А. А. Зуеву, давшему физиологическое обоснование фоностенографии в свете учения И. П. Павлова, филологу Ф. И. Кожухарь, оказавшей помощь в фонетической разработке слуховой скорописи на русском и молдавском языках, преподавателям фоностенографии Р. К. Лапикус, Р. А. Яковлевой и Л. И. Бондаревой, завучу и директору Кишиневско школы № 9, где преподается фоностенография, - Л. Ф. Кондрашкиной и М. В. Корневу, журналисту и практику по фоностенографии Е. А. Бибилейшвили, всем тем, кто изучал мою систему, в общении с которыми совершенствовались и уточнялись отдельные фоностенографические начертания и правила, всем, кто так или иначе оказывал мне поддержку и помощь.

С самым теплым чувством хочу упомянуть и о пытливых «первооткрывателях» – пионерах и школьниках, которые с увлечением изучали слуховую скоропись с помощью изобретенных ими же увлекательных игр в кружке фоностенографии при кишиневском Дворце пионеров, которые и сейчас, став старшеклассниками, студентами или окочившими вузы специалистами, не забывают слуховую стенографию, пользуются ею практически: записывают лекции, конспектируют книги, излагают фоностенографически свои мысли в письмах, дневниках, черновиках сочинений и т. д. Это – Нила Баркарь, Света Качанова, Юра Живолуп, Таня Колпакова, Олег Гитис, Витя и Женя Мазур, Берта Лернер, Тася Сырбу, Сергей Тимашов и многие другие.

Просьба к читателям, ознакомившимся с данной книгой, присылать свои отзывы, замечания и пожелания по адресу: МССР, Кишинев, ул. Жуковского, 44, Издательство «Картя молдовеняскэ».
^ ^ ЧТО ТАКОЕ ФОНОСТЕНОГРАФИЯ И ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП СОКРАЩЕНИЯ СЛОВ

Фоностенография как предмет изучения и ее назначение

Кто из работников умственных профессий, служащих государствен­ных учреждений, учащихся, студентов не испытывал досады, не успев записать возникшую мысль, интересное выступление оратора на сове­щании или лекцию преподавателя?

«Как бы хотелось каждому из них научиться писать быстро, со ско­ростью живой речи!»1 – так писала республиканская газета «Молодежь Молдавии», выражая потребность в овладении скоростным письмом, которую испытывает наша молодежь и вся советская интеллигенция.

Фоностенография, или слуховая скоропись, даёт возможность даже начинающим — после прохождения теории и небольшой тренировки — писать со скоростью 50—60 слов в минуту, а после приобретения доста­точного навыка скорость может повыситься до 90—120 слов в минуту, вместо 15—25 слов в минуту обыкновенного письма. Из практики вид­но, что стенографическое письмо нашей системы легко читает­ся как самим писавшим, так и другими лицами, знающими фоностенографию, и что она может применяться для записи не только на русском, но и многих других языках. Назначение фоностенографии не ограничивается записью речей на съездах, конферен­циях, собраниях и т. п., что может и должно быть механизировано. Знание слуховой стенографии будет способствовать повышению производи­тельности труда не только канцелярского работника, но и лю­дей самых разнообразных профессий. Так, владея скорописью, студент потратит меньше времени и сил на запись лекций и сделает свои конспекты более точными и подробными; связист сэкономит время и энергию при приеме телефонограмм; ученый, врач или разведчик смогут исполь-

зовать фоностенографию для записи наблюдений; журналист, инспектор или юрист — при беседах с людьми и сборе материалов; писатель — для составления черновиков и заметок. Секретарь — для записи распо­ряжений, опроса посетителей и протоколирования и т. п. Машина не смо­жет заменить скоропись там, где требуется быстро записать свои соб­ственные, потоком нахлынувшие мысли, зафиксировать их, чтобы сохра­нить и сообщить другим. Дать массовое скоростное письмо как допол­нительное средство общения — такую цель преследовали лучшие представители русской стенографической мысли.

^ История развития стенографии

Стенография является весьма древним искусством скорописи. Па­пирусы со стенографическими письменами были обнаружены, например, в древнеегипетских гробницах фараонов. При раскопках под Акрополем была найдена мраморная доска, относящаяся к 360 году до нашей эры, с высеченными на ней стенографическими знаками. Есть сведения о стенографировании известным греческим историком и литератором Ксенофонтом речей философа Сократа. В Риме, в первом веке до нашей эры, возникло особое скоростное письмо — так называемые «тироновы ноты», изобретенные римским грамматиком Марком Тироном. Тироновой скорописи мы обязаны, например, тем, что до нас дошло наследие Цицерона— блестящего оратора своего времени (58 записанных его речей). Тироно­вы ноты при Августе преподавались в 300 специальных школах и находи­ли применение не только в частной переписке, но и при составлении до­кументов (например, духовных завещаний на передачу имущества). Тироново письмо просуществовало свыше тысячи лет.

После падения Римской империи, в эпоху средневекового мракобе­сия, стенография была почти совершенно искоренена как «колдовское» письмо и заново возрождается лишь в конце XVII века (в Англии). В XIX столетии стенография получает большое распространение во мно­гих странах в виде английской фонографии Питмана, французской фоне­тической системы Дюплуайе, немецкой стенографии Габельсбергера, Штольце и Шрая и др. В большинстве стран принцип сокращения слов в стенографии является фонетическим. Уже с конца прошлого столетия стенография в Западной Европе преподается во многих средних, ком­мерческих и военных школах, стенографическим письмом овладевают миллионы людей различных профессий. В Германии в 1924 году стено­графия была введена специальным правительственным постановлением как обязательный предмет изучения на государственных железных до­рогах. Введение стенографии в госаппарате Германии привело к экономии в один миллион рабочих часов ежедневно.
^ Возникновение и развитие русской стенографии

Скоропись существовала еще в Древней Руси. Так, известно, например, что в древнем Новгороде речи выступавших на вече записывались специалистами-скорописцами. При дворе Петра I скорописцы существовали под наименованием «кампании писак». Но собственно о русской стенографии следует говорить с конца XVIII века. Так, в конце XVIII века профессор Вольке, в Петербурге, изобрел систему стенографии, по­средством которой он с успехом записывал разговоры на русском язы­ке. Однако первой опубликованной на русском языке скорописью явля­ется составленная на рубеже XIX столетия так называемая «тахиграфия» Франца Анри. К тому же, примерно, времени относится и создание в России так называемого «нотного» скоростного письма, за которое изо­бретатель Блан получил в награду от Александра I драгоценный пер­стень. Примечателен факт, что в числе подписчиков на издание стенографии (Корфа) были поэты А. С. Пушкин и А. С. Грибоедов.

Практическое значение стенография стала приобретать в России с 1860-х годов. Возникшая в то время оригинальная русская система Иванина преподавалась в Петербургском военном училище топографов. По этой системе стенографировала А. С. Сниткина (жена Достоевского), а также известный русский революционер И. Мышкин. В связи с проведе­нием судебной реформы в 60-х годах в России повышается потребность в записывании речей, из-за границы были ввезены в Россию немецкие си­стемы Габельсбергера и Штольце. В 1874 году Михаил Андреевич Терне, один из преподавателей системы Штольце в Петербургской женской гим­назии, опубликовал изобретенный им оригинальный способ сокращения слов (так называемую слуховую скоропись), прекрасно приспособленный к особенностям русского языка и в то же время оказавшийся удобным для записи и на других языках. Но это изобретение М. А. Терне, имеющее международное значение, было недооценено царским правительством и осталось по сути дела незамеченным. В России продолжали усиленно пропагандироваться мало приспособленные к русскому языку немецкие системы. Отсталость царской России и косность чиновников препятствовали практическому развитию русской стенографии. И все же теорети­ческая русская мысль по стенографии оставила значительное наследие: уже в 1880 году в России было опубликовано более ста работ, 55 отдельных руководств по различным стенографическим системам, десятки журнальных и газетных статей.

Находит своих последователей и развивается также слуховой метод. Так, в Петербурге свыше 20 лет успешно преподавала слуховую скоропись ученица М. А. Терне Е. Н. Патканова. Всего за четыре месяца она подготавливала стенографисток не только на русском, но и на фран­цузском, немецком, итальянском, польском и других языках, за что и

получила правительственные награды (серебряную медаль и Почетную грамоту). Однако широкого распространения стенография в условиях царской России не получила, да и не могла получить. «Не было живого слова, не могло быть, естественно, и потребности в искусстве, предназна­ченном для занесения этого слова на бумагу» 1,—так писал на заре рус­ской революции 1905 года один из выдающихся представителей слухового метода А. И. Сапонько.

^ Стенография в советское время

Развитие русской стенографии наблюдается вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции. Возникает большое количе­ство новых систем, переиздаются старые. Организуется Московское об­щество стенографов. Принимаются меры для создания единой государ­ственной системы стенографии (ГЕСС), за основу которой в 1933 году в РСФСР была принята система Н. Н. Соколова, близкая по своим прин­ципам сокращения слов к немецкой системе Габельсбергера. Занимав­шая в течение многих лет положение единственной системы в СССР, ГЕСС способствовала успешному выполнению задачи обеспечения круп­ных городов и центральных учреждений кадрами профессионалов-стенографов, однако вопрос о создании массовой стенографии введением этой системы до последнего времени не разрешен. С 1949 года стеногра­фия Н. Н. Соколова применялась для преподавания в старших классах некоторых средних школ, но этот опыт оказался неудачным, и стеногра­фия из учебных планов была исключена. В течение нескольких послед­них лет стенография преподавалась в некоторых школах по програм­мам производственного обучения, но и этот опыт показал, что система ГЕСС требует для ее изучения очень много времени и усилий уча­щихся, а достаточной квалификации школьное обучение не дает: для работы в крупном учреждении требуется, согласно программе, утверж­денной Министерством Просвещения РСФСР, еще дополнительная под­готовка в школе или на курсах стенографии2.

Вполне очевидно, что для решения вопроса о массовом овладения скорописью как средством повышения производительности труда необ­ходима другая, более доступная для широких масс стенографическая система, то есть такая, в основе которой лежит слуховой метод.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Изложение в книге последовательное от легкого к трудному. Име­ется большое количество рисунков, таблиц, схем, которые в данном из­дании во многих случаях переработаны и упрощены. Упрощены и неко­торые правила, например, написания слитных знаков «РЛ+ » iconИгры и упражнения для развития мелкой моторики
Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных...
Изложение в книге последовательное от легкого к трудному. Име­ется большое количество рисунков, таблиц, схем, которые в данном из­дании во многих случаях переработаны и упрощены. Упрощены и неко­торые правила, например, написания слитных знаков «РЛ+ » iconТема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е»
Цель: выявление условий написания не с наречиями на –О, -е; сопоставление данного правила с правилами написания не с другими частями...
Изложение в книге последовательное от легкого к трудному. Име­ется большое количество рисунков, таблиц, схем, которые в данном из­дании во многих случаях переработаны и упрощены. Упрощены и неко­торые правила, например, написания слитных знаков «РЛ+ » iconОформление принципиальных электрических схем
Основным видом конструкторских документов в различных областях электроники и радиоэлек­троники являются схемы. Правила выполнения...
Изложение в книге последовательное от легкого к трудному. Име­ется большое количество рисунков, таблиц, схем, которые в данном из­дании во многих случаях переработаны и упрощены. Упрощены и неко­торые правила, например, написания слитных знаков «РЛ+ » iconСемиотический подход: сущность и методологический потенциал в сфере...
Нных произведениях в рамках, например, иконографии. Однако описания, принадлежащие семиографическому уровню изучения знаков, еще...
Изложение в книге последовательное от легкого к трудному. Име­ется большое количество рисунков, таблиц, схем, которые в данном из­дании во многих случаях переработаны и упрощены. Упрощены и неко­торые правила, например, написания слитных знаков «РЛ+ » iconПунтк2: попробуйте схематично ( в виде схем, знаков) законспектировать суть содержания пункта
Какова связь кризисных явлений в Восточной Европе с внутриполитическими событиями в ссср?
Изложение в книге последовательное от легкого к трудному. Име­ется большое количество рисунков, таблиц, схем, которые в данном из­дании во многих случаях переработаны и упрощены. Упрощены и неко­торые правила, например, написания слитных знаков «РЛ+ » iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия «Неделя математики» в общеобразовательной школе
Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами,...
Изложение в книге последовательное от легкого к трудному. Име­ется большое количество рисунков, таблиц, схем, которые в данном из­дании во многих случаях переработаны и упрощены. Упрощены и неко­торые правила, например, написания слитных знаков «РЛ+ » iconОбучение грамоте и развитие коммуникативно-познавательных способностей
Обращается внимание на значение жестов, мимики, выразительных движений, интонации общения, рисунков, осмысливается роль знаков в...
Изложение в книге последовательное от легкого к трудному. Име­ется большое количество рисунков, таблиц, схем, которые в данном из­дании во многих случаях переработаны и упрощены. Упрощены и неко­торые правила, например, написания слитных знаков «РЛ+ » icon-
Вопрос здоровья и безопасности при работе на компьютере волнует многих. И не удивительно – «посадить» глаза при длительной работе...
Изложение в книге последовательное от легкого к трудному. Име­ется большое количество рисунков, таблиц, схем, которые в данном из­дании во многих случаях переработаны и упрощены. Упрощены и неко­торые правила, например, написания слитных знаков «РЛ+ » iconСамый простой и доступный алгоритм написания эссе по обществознанию
Я разделяю точку зрения … (имя автора цитаты) по … (укажите раздел, по которому пишете эссе, например философской) проблеме … (укажите...
Изложение в книге последовательное от легкого к трудному. Име­ется большое количество рисунков, таблиц, схем, которые в данном из­дании во многих случаях переработаны и упрощены. Упрощены и неко­торые правила, например, написания слитных знаков «РЛ+ » iconИзвестные предприниматели
Они рискнули и изменили правила ведения бизнеса, вдохновляя большое количество людей на достижение своих целей. Список самых известных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница