Доклад учителя математики н. И. Тарасенко на тему: «развивающее обучение основное направление современного подхода в обучении математике»




НазваниеДоклад учителя математики н. И. Тарасенко на тему: «развивающее обучение основное направление современного подхода в обучении математике»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДоклад
dopoln.ru > Математика > Доклад
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ Н.И. ТАРАСЕНКО НА ТЕМУ:

«РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ – ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»

В РАМКАХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МОУ«СОШ № 31» В 2009-2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

Вся деятельность педагога строится через урок. Как бы мы не изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским более 400 лет назад, остаётся основой обучения.

Понятно, что на протяжении всех лет урок совершенствуется, а значит, совершенствуются его типы и виды, соответственно меняются цели и задачи. Основной целью современных уроков является развитие ребёнка, выработка самостоятельности, воспитание личности, адаптированной к современным условиям.

Говоря о современном уроке, очевидно, что необходимо работать в первую очередь над его эффективностью. Возникает вопрос: КАК? На что в первую очередь надо обратить внимание?

Для эффективности современного урока необходимо тщательно продумывать цели урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможности учеников. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.

Второй фактор, положительно влияющий на эффективность урока – создание на уроке ситуации успеха. Принцип обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития личности школьника. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к учению, школе, труду, тем самым способствует эффективности обучения.

Третий фактор предполагает формирование определённых способов и приёмов познавательной деятельности (работа в группах и парах).

Следующей неотъемлемой частью эффективности урока является вовлечение учащихся в творческую работу.

В старших классах творческие способности учащихся раскрываются:

- в проблемном обучении,

- исследовательской работе,

- в методе проектов,

- в новых информационных технологиях

и других видах творческой деятельности.

Старая педагогическая формула «знания – умения – навыки» это вчерашний день современной школы. В современной школе актуальными являются слова американского педагога Д. Дьюри: «Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Эффективность самостоятельной и тем более, творческой работы учащихся полностью зависит от эффективности работы учителя по руководству ею. Речь идёт о педагогике сотрудничества обучающего и обучаемого.

Современный учитель не мыслим вне творчества. Современный учитель должен не только давать учащимся знания, соответствующие стандартам обучения, он должен воспитывая развивать творческие способности учащихся. Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и ободряет» – писал Н. Рерих. Педагогическое творчество является главным фактором эффективности труда педагога.

Очевидным является тот факт, что сегодня для каждой школы качество образования неразрывно связано с модернизацией учебно-воспитательного процесса, выбором новых образовательных технологий, способствующих достижению высокого уровня мотивации учебной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности и рациональному использованию учебного времени.

Руководящая роль учителя в учебно-познавательном процессе заключается в активизации сознательной, самостоятельной и результативной работы каждого ребёнка по усвоению основ наук и выработке общеучебных умений продуктивной деятельности. Отсюда технология обучения предполагает управление учебно-познавательным процессом, организацию деятельности обучающего и обучаемого на уроке.

В современной школе актуальность развивающего обучения очевидна, так как основной целью современного образования является развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Именно развивающее обучение обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта и направлено на формирование новых качеств личности. Поэтому в современной школе актуальными являются технологии развивающего обучения и проектный метод обучения, которые служат основными способами организации самостоятельной и творческой работы учащихся в учебно-познавательном процессе.

После небольшого теоретического вступления, я хочу немного рассказать о элементах развивающего обучения, используемых мною на уроках математике в пятых классах по учебнику А.Г. Мордковича.

Нестандартное объяснение нового материала, использование нестандартных вопросов во время устной работы, решение нестандартных задач, работа в группах – вот основные приёмы, приводящие к активизации мыслительной деятельности учащихся во время уроков. Посредством вышеперечисленных приёмов у учащихся повышается интерес к изучаемому материалу, они лучше запоминают и усваивают отдельные вопросы учебного материала, активизируется их мыслительная деятельность, повышается работоспособность. Приведу некоторые примеры из опыта своей работы в данном направлении.

1^ . Нетрадиционное изучение нового материала.

Так, например, при изучении темы «Прямоугольник», объяснение нового материала можно провести в виде беседы с помощью нестандартных вопросов и проблемной ситуации. А именно:

- давайте вспомним, какие фигуры вы изучали в начальной школе ( прямоугольник, треугольник, квадрат, круг );

- чем схожи прямоугольник и квадрат ( у них прямые углы, четыре стороны, четыре угла, четыре вершины, противоположные стороны равны );

- чем отличаются прямоугольник и квадрат ( у прямоугольника есть длина и ширина, а у квадрата все стороны равны );

- что проще вычислить, периметр прямоугольника или квадрата, запишите эти формулы;

- начертите прямоугольник, у которого площадь равна 12 см2 ( 1 см х 12 см, 2 см х 6 см, 3 см х 4 см ), что общего у этих прямоугольников;

- какое из предложений будет верно всегда: если фигуры равны, то равны и их площади или если площади равны, то равны и соответствующие им фигуры.

^ 2. Решение нестандартных задач.

Повышенный интерес дети проявляют к решению нестандартных задач. Так, при изучении темы «Десятичная система счисления» эффективным приёмом является решение нестандартных задач повышенной сложности. Например: напишите наибольшее десятизначное число, в котором все цифры различны. ( 9 876 543 210 ). Учащиеся выдвигают свои версии, в результате было представлено несколько вариантов, один из которых был правильным. Но цепочку логических рассуждений можно продолжить, предложив в виде ответа другое число, например,

9 876 543 120. После чего следуют доказательства, и в итоге будет подтверждено верное решение: 210 > 120, а остальные разряды равны. Проблемный потенциал этой задачи будет более полно использован, если рассмотреть сходные задачи:

№ 2. Написать наибольшее девятизначное число, записанное различными цифрами ( 987 654 321 ).

№ 3. Написать наибольшее одиннадцатизначное число, записанное различными цифрами ( решений нет, так как цифр всего 10 ).

Путём логических рассуждений учащиеся доказывают, почему в первой дополнительной задаче решением является именно число 987 654 321, а не другое. Почему вторая дополнительная задача решений не имеет, то есть одиннадцатизначное число написать невозможно.

При изучении темы «Обыкновенные дроби» наиболее интересными являются задачи на сравнение дробей нестандартным способом с помощью остатков или с помощью середины отрезка. При решении таких задач, наряду с базовыми знаниями об обыкновенных дробях, от учащихся требуются цепочки логических рассуждений и выводов, что способствует развитию не только логического мышления, но и математической речи учащихся.

  1. ^ Групповая работа и работа в парах.

Теоретический опрос учащихся можно также проводить нетрадиционно, когда учитель задаёт вопросы, а учащиеся отвечают. Большой интерес у детей вызывает работа в группах или парах, которая носит соревновательный характер. Свои уроки начинаю с повторения теоретического материала, т. е. с математической разминки, основу которой составляет групповая работа, где учащиеся одного ряда задают вопросы, второго – отвечают, а третий дополняет и корректирует. Самостоятельную работу учащихся можно также разнообразить путём проведения её в парах с последующей взаимопроверкой.

Похожие:

Доклад учителя математики н. И. Тарасенко на тему: «развивающее обучение основное направление современного подхода в обучении математике» iconОрганизация дифференцированного подхода в обучении математике
И. М. Долгова, преподаватель математики, председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин фгоу спо «Мичуринский аграрный...
Доклад учителя математики н. И. Тарасенко на тему: «развивающее обучение основное направление современного подхода в обучении математике» iconДоклад на тему «Реализация системно деятельностного подхода в обучении...

Доклад учителя математики н. И. Тарасенко на тему: «развивающее обучение основное направление современного подхода в обучении математике» iconДоклад «Технология личностно ориентированного образования и развивающее обучение»
Доклад подготовлен для выступления на педагогическом совете классным руководителем 9 класса Жихаревым Сергеем Алексеевичем
Доклад учителя математики н. И. Тарасенко на тему: «развивающее обучение основное направление современного подхода в обучении математике» iconРазвитие толерантных установок и творческих способностей учащихся...
Так как считаю, что дифференцированное обучение способствует становлению личности и имеет огромный воспитательный потенциал
Доклад учителя математики н. И. Тарасенко на тему: «развивающее обучение основное направление современного подхода в обучении математике» icon2. Значение гендерного подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
В российской педагогической науке на стыке XX xxi столетий появилось новое направление – гендерология, наука, занимающаяся рассмотрением...
Доклад учителя математики н. И. Тарасенко на тему: «развивающее обучение основное направление современного подхода в обучении математике» iconОкружающий мир 3 класс
М.: Просвещение, 2008г., Буп оу 2004 г.; методическими рекомендациями: Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас»: 3 класс....
Доклад учителя математики н. И. Тарасенко на тему: «развивающее обучение основное направление современного подхода в обучении математике» iconМатематики, физики и информатики
Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению и предметов гуманитарного цикла. Практические...
Доклад учителя математики н. И. Тарасенко на тему: «развивающее обучение основное направление современного подхода в обучении математике» iconРеализация прикладной направленности курса математики основной школы...
Прикладная направленность в обучении математике как и дифференцированный подход к учащимся, являются в настоящее время важнейшими...
Доклад учителя математики н. И. Тарасенко на тему: «развивающее обучение основное направление современного подхода в обучении математике» iconРабочая программа по математике
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные...
Доклад учителя математики н. И. Тарасенко на тему: «развивающее обучение основное направление современного подхода в обучении математике» iconДоклад учителя математики Коновой Светланы Владимировны
Формирование ключевых компетентностей обучающихся при изучении производной функции в школе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница