Чудеса и тайны начала Истории




НазваниеЧудеса и тайны начала Истории
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы


Глава 7. Чудеса и тайны начала Истории

Ослепительные глубины

То, что в до-истории что-то происходило, понятно. Понятно и то, что это «что-то» было мало похоже на картинки из школьных учебников. Но что это за «что-то», что именно происходило, понять невозможно. Мы вылавливаем всякие интересные штучки, которые приплыли к нам из неведомой дали, понимаем, что они интересные, но что они означают – понять не можем. Понять это можно только по тому, что происходило дальше – там, где мы начинаем видеть историю как непрерывный поток.

Начало «культурной истории» не менее таинственно. Но теперь мы видим уже не просто интересные, а очень яркие вещи. И по мере того как мы открываем все больше и больше таких вещей, мы догадываемся о том, какое грандиозное событие произошло тогда, и более того, не «произошло», а «началось» – потому что это Событие еще не закончилось.

Одна из таких вещей – «Веды».

^ Не было ни сущего, ни не-сущего тогда.

Ни воздуха, ни свода над ним.

Что колыхалось тогда? Где? У кого?

Что за вода была без дна?
Не было ни смерти, ни бесcмертья тогда.

Не было ни признака дня-ночи.

Лишь дыхание Закона Одного,

И – ничего другого.
Мрак был сокрыт мраком –

Неразличима пучина.

Творящая Пустота

Зародилась от жара!
Она помыслила –

И родилось желание.

Рождение сущего от не-сущего

Мудрый зрит в сердце.
Шнур разделил низ и верх.

И упало семя. И взошло.

И росло. И рвалось наверх

К радости верха.
Кто истину знает, как мир явился?

Ведь даже боги сотворены позже...

Видевший это с высшего неба,

Лишь он то знает. Или не знает.

Это написано в начале истории.

И это не единичный шедевр – плод случайного озарения древнего стихотворца с бусами на шее и кольцом в носу. Это массовая продукция, один из более чем тысячи гимнов Ригведы, отличающийся от других меньшей иносказательностью и оттого более нам понятный. В других гимнах смысл под иносказаниями скрыт глубже.

Иносказания Ригведы рисуют картину тонких энергетических взаимообменов между мирами разной тонкости. Для современных «ведоведов» эти тексты непонятны, потому что они не знают описываемой ими реальности. Представьте на минуту, что авторы Ригведы знали квантовую механику и хотели описать такие два квантовомеханических события: первое – электрон поглощает фотон и переходит на другую орбиту; второе – электрон испускает фотон и возвращается в исходное состояние. На языке Вед это звучало бы примерно так: «Лучезарный Светунда сочетался с томившейся в плену Элесвати и бежал с ней от старого Ядруна, но красавица Элесвати, родив сына Светунды Свешну, вернулась к Ядруну». А, например, такой стих: «О ты, Элесвати, основа основ, что везде и нигде, дай нам силу тепла, освети нас светом!» – мог бы быть очень приличным заклинанием перед тем, как ввернуть пробку. Современные интерпретаторы не понимают даже совсем элементарных вещей, вроде Рождение сущего от не-сущего мудрый зрит в сердце. Они чувствуют величие Ригведы, но не понимают, в чем оно. И от этого такими забавными кажутся их попытки снисходительно похлопывать по плечу кажущихся им полудикими авторов Ригведы. Они бы и Эйнштейна пожурили бы за нападки на Ньютона: «Как скорость света постоянна? Ведь свет фар едущего автомобиля движется быстрее света фар стоящего автомобиля. Что же вы, Эйнштейн, простейших вещей не знаете?» В самом деле, даже чтобы увидеть, что Земля – это большая черепаха, мало догадаться, что речь идет не о земном шаре, а о земле в смысле «суша» – огромном материке Евразия, на краю которого живут индусы, и мало заметить сходство Евразии на глобусе с панцирем черепахи; нужно еще допустить мысль, что несколько тысяч лет назад кто-то мог видеть Евразию как часть выпуклой поверхности земного шара. Чтобы догадаться, что таинственный Сома – один из главных героев Ригведы – это не сок неизвестного растения, а некая субстанция, вроде электромагнитного поля, нужно не только знать о таких «субстанциях-полях» – нужно «разрешить» авторам Ригведы знать то, о чем не знали десятки и сотни более современных поколений. Без этого, даже найдя в Ведах таблицу Менделеева, интерпретаторы все равно увидят в ней только причуду фантазии древних поэтов.

Другие вещи – Сфинкс и Пирамиды в Египте.

^ Из путевых заметок. Это трудно передать словами. Сначала чувствуешь себя внутри какого-то непонятного потока. Через какое-то время понимаешь, что это не поток, а Поток, и Поток этот накрывает тебя с головой. А потом Он начинает рассказывать. Обо Всем. Здесь можно получить ответ на любой вопрос. И более того, здесь нельзя остаться без ответа. Только спрашивай. Но и это не главное. Пирамиды собирают, а Сфинкс направляет на тебя не только мощнейший поток Всезнания, но и поток Жизненной Силы, и поток Могущества Любви – и всего этого сразу. Сколько ни смотришь в его горящие глаза, столько наполняешься Чем-то ярким настолько, насколько ты способен вместить. Ничего ярче Сфинкса я не видел нигде – это верхний конец моей шкалы, 100 люм.

Это было тем неожиданней, что впервые мы оказались там случайно и ничего подобного не ожидали. Я видел много египетских штучек, но они ни о чем мне не говорили. И в учебнике по истории о Египте ничего интересного я не помнил: так, какое-то предисловие к истории Древнего мира. И сам Египет казался мне каким-то грязным захолустьем. Это, впрочем, во многом так и есть. Но в этом «захолустье» разбросаны даже не жемчужные, а бриллиантовые «зерна».

Кто написал Веды? Кто построил Пирамиды со всеми их инженерными чудесами – многотонными плитами, между которыми не просунуть и лезвие ножа, точной ориентацией, а главное, с этой удивительной способностью концентрировать «тонкие энергии»? Кто изваял Сфинкса? Те же люди, которые не могли вылепить приличного глиняного горшка? Которые сшивали шкуры костяными иглами и носили ожерелья из ракушек? Конечно, нет. В Индии и Египте за только-только появляющимися полудикими культурами-I отчетливо видны культуры, до которых нашему «венцу творения» – европейской культуре-IV – мягко говоря, далеко.

Впрочем, нам не нужно особенно гадать, что это были за люди (или не люди), потому что от них к нам протянулась непрерывная цепь. Они оставили наследников – посвятили их в свои тайны, а их наследники посвятили своих наследников, и так далее. Продолжатели этой цепи Посвященных живут и сегодня.

...И просто яркие

Веды и Сфинкс – это недосягаемые вершины. Но в начале истории видны и просто очень высокие, повыше нас сегодняшних, люди и вещи. И их можно обнаружить не только в Индии и Египте.

Вот, например, Мезоамерика – территория между южными районами современной Мексики и западными районами Гондураса и Сальвадора. Там, на побережье Мексиканского залива, где сейчас мексиканские штаты Табаско и Веракрус, начинало культурную Америку племя, которое ученые впоследствии назвали по имени других, гораздо более поздних обитателей этих мест ольмеками (olmec).

Мы не знаем, кто создавал культуру ольмеков, но видим, какими они были. До нас дошли портреты – гигантские головы, с большим искусством вырезанные из огромных, высотой больше полутора метров, прямоугольных базальтовых блоков.

^ Из путевых заметок. Яркость «голов» как произведений искусства – люм 55–60. Для Мезоамерики это потолок. А изображены на портретах люди, чей рост никак не ниже 30 люм. Глубокие, умные глаза. Иногда грустные, иногда тоскующие. Есть и улыбающиеся (это большая редкость в Мезоамерике). Четко читаются характеры – разные у разных голов. Вот суровость, вот грустная мягкость, вот мизантропия, вот самоуглубленность. Одного взгляда на любую из «голов» достаточно, чтобы понять, что это не дикари, а существа высшей расы.

В других местах (например, в Египте или Китае) такие лица не встречаются. Широкие ноздри и толстые, чуть оттопыренные губы кажутся негроидными. Но глаза у них европейские. На некоторых портретах просматривается техническая атрибутика, похожая на части скафандров.

На мысль о пришельцах наводят и другие портреты, гораздо более близкие к нам по времени (точнее, даже не портреты, а «иконы» – канонические образы великих перво-индейцев) – «носолобые интеллигенты» майя. Первый раз я увидел такой «портрет-икону» в Лувре, а потом – и в нескольких мексиканских музеях: в Халапе (Jalapa), Комалькалько (Comalcalco) и Паленке (Palenque). Сторонники теории пришельцев считают, что необычная анатомия этих лиц – нос, «растущий» от середины лба, – с определенностью указывает на инопланетное происхождение портретируемых. Аргумент небесспорный – мало ли фантастических «пришельцев» рисуют наши абстракционисты. Но дело тут вовсе не в «носолобости». Дело в интеллигентности. Это высокие люди ростом не меньше, чем люм 25–30. Тонкие черты лица, глубокие, мудрые, всепонимающие глаза. Эти «портреты-иконы» отличаются от других, «дикарских» изображений майя – например, свирепых персонажей знаменитых фресок в Бонампаке (Bonampak) – сильнее, чем портреты участников научного симпозиума – от фотографий имбицилов. Инопланетным кажется и барельеф «мудреца в очках» перед Северным акрополем в Монте-Альбане (Monte Alban): глубокий взгляд, тонкие черты лица. Он тоже совсем непохож на более поздние портреты индейских «вельмож». Кто это?

^ Из путевых заметок. О пришельцах думается и когда видишь древний религиозный обряд – voladores de Papantla («папантлаские летуны»), который сегодня все больше превращается в шоу для туристов.

Вокруг высокого, метров пятнадцать столба-цилиндра, способного вращаться вокруг своей оси, намотаны четыре каната. Пять человек поднимаются на небольшую платформу, которая закреплена на вершине столба. Четверо из них (пятый аккомпанирует) прикрепляют концы канатов к себе и бросаются вниз. Разматываясь, канаты вращают столб, и «летуны» по все более расходящейся спирали опускаются на землю. Зрелище очень красочное. Что стоит за этим прозрачным намеком на спуск богов на Землю?

Но пришельцы или не пришельцы – это не важно. Ясно, что это другая «раса». И откуда бы эти люди (или не люди) ни пришли – из космоса или из соседней страны, они все равно «пришельцы». Так же, как «пришельцами» были белые на полинезийских островах и даже – декабристы в Сибири.

Впрочем, создатели культуры ольмеков пришли не из соседней страны. Характер ольмекской скульптуры довольно прозрачно намекает, что она растет из того же корня, что и культуры Восточного и Центрального миров. Через ольмеков перекидывается мост между Америкой и остальным миром. Позднее этот «ольмекский мост» растает, подобно льдам Берингова пролива, по которым, согласно «официальной» точке зрения, происходило заселение Америки. Скульптуры и рельефы индейцев станут совершенно непохожи на что-либо знакомое человеку Центрального мира. Но у ольмеков постоянно слышны культурные переклички с Центральным и Восточным мирами.

^ Из путевых заметок. Странная эта ольмекская скульптура! То мелькнет что-то похожее на египетского Сфинкса, то на Мадонну с Младенцем, то на столпников. Вот люди в шляпах и плащах со шпагами (такие придут сюда, как минимум, через 2000 лет), над ними «ангелы», змея подползает к девушке (правда, без яблока). Вот очень странный прямоугольный камень (ольмековеды назвали такие камни «алтарями») – вблизи это просто большая голова с глубоким взглядом исподлобья, а когда отходишь на несколько шагов, то видишь, что нос и рот этой головы превращаются в сидящего в позе лотоса человека («будду»), который, как атлант, поддерживает некий свод – лоб большой головы. Но есть у ольмеков и такое, чего не встретишь в иных местах. Обезьяна, смотрящая в небо, – кажется, в Центральном мире никто так хлестко не определял сущность человека.

Скульптуру ольмеков роднят с искусством Востока и Центра и отличают от более позднего индейского «искусства» не только тематические переклички. Она реалистична и человечна. Их художественная система остается живой, подвижной, вибрирующей. В поздних, «классического» и «постклассического» времени мезоамериканских скульптурах и рельефах этой жизни уже не будет. «Искусство» станет почти чисто символичным – задачей «художника» (так же как и задачей писца пиктографического письма) будет не изобразить, а обозначить.

А вот древний Шумер. Здесь тоже сохранились портреты.

^ Из путевых заметок. Лувр, залы Месопотамии. Удивительные лица: знаменитый «интендант» из Мари – окраины шумерского мира – или не менее знаменитые принцы. Мягкость, даже застенчивость, тихая грусть и покорность – и даже тоска и потерянность. А глаза глубокие. Как... у современных интеллигентов. И вообще, у них лица «интеллигентов в изгнании». И здесь, как и в Мезоамерике, интеллигентные лица. Потом таких не будет несколько тысяч лет. Рост этих людей – около 25 люм: гораздо выше, чем средний рост в сегодняшних развитых странах.

Сохранились не только их лица, но и голоса. Шумеры оставили огромные библиотеки самых разных текстов.

Эти тексты интересны даже тем, на чем и как они написаны. Например, «шумерская бумага» – клинописные таблички: аккуратный, изящный прямоугольник со скругленными углами и гладкой поверхностью напоминает даже не просто бумагу, а специальную «элегантную» бумагу, которую используют для создания имиджа, – какую-нибудь кремовую, плотную с тиснением, водяными знаками и виньетками. И исписаны эти таблички бисерной скорописью.

Писание для шумеров было делом совершенно повседневным. Они писали деловые письма, расписки, учетные книги, наставления-инструкции. Например, такое наставление пахарю: Один плуг может вспахать 65 гектаров, но, если очень устал, можно ограничиться и 52 гектарами. Расход посевного зерна – 180 литров на каждые 6 гектаров. 8 борозд на 6 метров ширины (для ячменя больше). Зерно должно падать в землю на глубину 3.5 сантиметра. И так далее – подробная, «техническая» инструкция, просто учебник для сельхозтехникума.

А вот из отеческих наставлений сыну просто «по жизни»: ^ Не ручайся за другого, чтобы тот не получил власть над тобой... Держись в стороне от ссоры... Не спи с рабыней: она получит власть над тобой (дословно – сжует тебя)... Не проклинай другого; проклятие отскочит на тебя... Богатство может вырасти, но оно не станет лучше того малого, что имеешь... Не выноси суждений, когда пьешь пиво... Небеса далеко, земля – самое драгоценное, но это небеса умножают твое богатство... Молитва – холодная вода, которая охлаждает сердце... Не работай только глазами, не увеличивай имения только языком... Ничто на свете, кроме самой жизни, не имеет ценности. Вещи должны служить тебе, а не ты им... Без окраин нет и центра города...

Была у них и поэзия. Вот так описывает свою мать любящий сын Лу-дижира:

^ Ягненок, мед, сладкоструйное масло...

Яркий свет в небе.

Горная серна. Утренняя звезда,

Что не меркнет и в полдень...

Самородок золота и серебра,

Но живущий и дышаший...

Дождь с небес.

Канал, несущий воду саду.

Вода для лучших семян.

Урожай тучных колосьев.

Сад, полный смехом...

Первый плод...

Та, что наполняет праздники радостью.

Дитя царя, песня...

Любовница, любящее сердце,

Что никогда не пресыщается радостью...

Добрая весть, что пленник шлет своей матери...

^ Пальма со сладчайшими плодами...

Прекрасное благоухающее платье...

Фиал, сделанный из страусинного яйца,

Переполненный тончайшими маслами.

И внутренняя жизнь шумеров была насыщенной и напряженной. ^ Мой бог, ты мой отец, ты породил меня, подними мое лицо к тебе (не наоборот – «обрати свое лицо ко мне», а именно так – «подними мое лицо к тебе»!)... Я знающ. Но... истина, которую я говорю, превращается в ложь... Юноша должен преданно восхвалять слова своего бога; жители праведной земли должны распутывать их, как запутавшиеся нитки... Дай мне достичь благородной силы. Сколько еще ты будешь оставлять меня своей заботой? Я бы поднимался к тебе, но ты не даешь мне подниматься, не даешь встать на правильный путь... В твоем святом сердце может быть милость и сострадание ко мне, юному. Мой трепет может восстановить твое сердце ко мне... Я устремил свой взгляд на тебя, как на восходящее солнце. Ты дал мне испытать великую силу. Мой бог, ты смотрел на меня издали своими добрыми животворящими глазами. Дозволь мне воспеть твою святую силу.

Конечно, это не слова эволюционирующего первобытного дикаря. И даже не дикаря, который вдруг, сразу, моментально «развился». После шумеров в истории долго не слышно подобных слов. Да что там в истории! Только очень немногим из современных людей знакомы состояния, в которых были произнесены эти слова. А ведь больше-то и молить-то не о чем. Дай мне достичь благородной силы – подними мое лицо к Тебе! Дозволь мне воспеть Твою святую силу!

Кто такие первые шумеры и откуда они появились? Вопрос этот интригующе интересен. Шумеры несравнимо выше диких соседей – жителей Ирана, Леванта, Аравии. Их средний рост кажется не ниже 15 люм. Они гораздо выше не только современников, но и далеких потомков. Такого среднего роста люди Центра достигнут только к нашему тысячелетию, больше чем через 3000 лет после расцвета Шумера. Впечатление такое, что какие-то высшие племена выбрали Месопотамию местом своего жительства. Но, хотя шумеры и гулливеры по сравнению с соседями, по сравнению с Перво-египтянами они лилипуты.

Были ли первые шумеры, Перво-египтяне и Перво-индусы современниками или соплеменниками? Например, шумеры – людьми нижней касты, а Перво-индусы и Перво-египтяне – высшей, но той же расы (или того же «поколения» по Гесиоду)? Или же титаны Перво-египтяне жили раньше гигантов первых шумеров? Все эти загадки заставляют снова и снова вчитываться в те главы Библии, в которых расказывается о потопе и первых поколениях потомков Ноя.

В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... Всякая плоть извратила путь свой на земле.

Это и стало причиной потопа, который пережили лишь немногие праведники. Группа этих праведных наследников исполинов-полубогов пришла с востока в Месопотамию. В отношении того, оказались ли в Месопотамии все пережившие потоп или часть «потомков Ноя» сразу отправилась в другие места (Индию, Египет), в Библии ничего не сказано. Впервые о шумерских землях упоминается всвязи с Нимродом – правнуком Ноя. Ничего не сказано и о том, что занятые поселенцами земли были необитаемы. Вполне допустима интерпретация, что, с точки зрения авторов Книги Бытия, те, кто жил в Месопотамии до прибытия туда «потомков Ноя», просто еще не доросли до того, чтобы называть их людьми. Так европейские колонизаторы часто отказывали в праве называться людьми, например, аборигенам Африки. Это ли имеет в виду Библия? Снова загадка.

Из первого Китая портреты до нас не дошли. Но зато дошли легенды. Такие, как легенда о небесных императорах (Суй Жэнь, Фу-си, Шэнь-нун, Хуан-ди), или запечатленная в эмблеме Кантона легенда о пятерке бессмертных–рам, спустившихся на землю в виде козлов (сторонники теории пришельцев увидели бы в козлиных рогах антенны скафандров), или легенда об «атлантах», которые поселились в Китае и превратили местных жителей в своих слуг (хотя, казалось бы, окультуривать Китай было бы больше с руки обитателям Тихого, а не Атлантического океана). Вот эти пришельцы-благодетели и научили китайцев всем ремеслам и искусствам: огню, земледелию, календарю, шелководству, военному делу, иероглифам, медицине... И хотя их портреты до нас не дошли, но в любых из самых ранних культурных вещей Китая чувствуется «рука старшего брата», который не ниже нас, современных людей. Особенно явно она ощутима в находках из Саньсиндуй (Sanxingdui). Бронзовые портреты демонов из Саньсиндуй поражают мастерством, за которым должна стоять традиция, художественная школа. Но... о такой традиции ничего не известно.

Много выше неолита

И наконец, последнее, по сравнению с двумя первыми самое маленькое, но тоже чудо. При всех переходах из культуры-0 в культуру-I виден невысокий, но тем не менее вполне заметный скачок – резко меняется и характер вещей, и образ жизни. Людей-0 как бы подбрасывает вверх. Новые вещи, вещи-I, которыми начинают пользоваться люди-I, качественно отличаются от вещей людей-0, и появляются эти вещи-I не в результате долгого процесса постепенного, эволюционного совершенствования вещей-0, а сразу, скачком. У тех африканцев или индейцев, которые вступают в «культурную историю» только сегодня, мы не видим постепенного превращения набедренных повязок в джинсы. Точно так же в Китае, Индии, Шумере, Египте, в Америке – всюду тонкие, «культурные» вещи приходят на смену грубым, «диким» вещам вдруг, сразу. Нигде нет постепенного совершенствования: вот вещи грубые, а вот потоньше, еще потоньше, еще – и, наконец, тонкие, «культурные». Нигде мы не видим длинной шеренги глиняных горшков, постепенно превращающихся в изящные вазы: с постепенно утончающимися формами, со становящимися все чище и чище поверхностями, со все менее и менее наивными рисунками.

Как именно происходил подъем из неолита первых народов-I, яснее всего видно в Японии. Ранняя японская история интересна тем, что попыток ввести Японию в историю было несколько. Первые были сделаны очень рано, но успехом не увенчались, а последние, более удачные (хотя и они не сделали японцев «корневой» культурой Восточного мира) относятся уже к тому времени, когда соседи Японии жили в культуре-II. Но «окультуривали» Японию не они.

^ Из путевых заметок. Первая попытка поднять в культурную историю Японию, возможно, была вообще первой в Восточном мире. Японская керамика Дзёмон (Jomon) – одна из самых удивительных загадок ранней истории человечества. Не говоря уже о том, что в Японии керамика появилась гораздо раньше, чем в других местах, ее художественный уровень несопоставим с другой ранней керамикой. «Пламенеющая» керамика среднего Дзёмон (по датировкам в японских музеях – примерно от 3500 до 2000 лет до нашей эры) – настоящие произведения прикладного искусства, не имеющие аналогов ни в других регионах в 4–3-м тысячелетиях до нашей эры, ни в самой Японии еще добрых несколько тысяч лет. Трудно поверить, что эти яркие (люм под 20), крупные (до метра высотой) сосуды, изукрашенные орнаментом в виде взлетающих языков пламени, были сделаны за несколько тысяч лет до нашей эры. Изваянный огонь следующий раз возникает в истории искусств только в соборах пламенеющей готики. Кем были создавшие эти вещи гончары, неизвестно, но жили они в разных областях Японии и, судя по всему, работали очень активно. Но продолжения их искусство не получило.

Из археологических находок видно, что Япония-I началась вместе с нашей эрой и, просуществовав ни шатко ни валко несколько столетий, в 6-7-м веках была подхвачена и унесена вверх буддизмом. Но среди более ранних свидетельств археологии есть и такие, которые наводят на мысль, что работа по созданию Японии-I могла занять и несколько веков непосредственно перед началом нашей эры. О том же свидетельствуют и легенды о начале японской истории. Но безотносительно ко времени рождения Японии-I ясно, что в отличие от Японии-II и Японии-III, созданных китайским влиянием, среди «родителей» Японии-I Китая не было. А создана Япония-I была религией, остающейся не менее двух тысяч лет едва ли не синонимом Японии, – синтоизмом.

^ Из путевых заметок. Синтоистских святилищ (дзиндзя) в Японии, наверное, сотни тысяч, а может быть, и миллионы – есть совсем маленькие, домашние, есть районные и городские, а есть и гигантские государственные центры синтоизма – храмы главных богов и места многомиллионных паломничеств, такие, как Исе (Ise), Идзумо Тайся (Izumo Taisha) или Котохира (Kotohira), поражающие своей удивительной энергетикой, особой атмосферой, какой-то густой напитанностью воздуха чем-то таким, что ни на минуту не позволяет забыть, где ты находишься. Политика эпохи Мейдзи, когда синтоизм был объявлен государственной религией, привела к тому, что святилища стали устраивать даже внутри дзэнских монастырей. (Правда, часто монахи «хитрили» и пытались вынести их подальше от монастырских центров.)

Синтоизм – типичная религия-I, которая уникальна тем, что японцы бережнейшим образом сохраняют ее более двух тысяч лет.

^ Из путевых заметок. Сохраняется, например, внешний облик дзиндзя: во всех них есть П-образные ворота (тории) – иногда высотой в метр, а иногда и – под десять метров, протянутая вдоль верхней перекладины веревка (диаметр самых толстых – около метра, самых тонких – меньше сантиметра), белое бумажное «опахало». В Исе главное святилище перестраивается каждые 20 лет по одному и тому же проекту: покрытая толстым (толщиной сантиметров семьдесят) слоем соломы-тростника простая деревянная хижина, крыша которой скреплена позолоченным перекрестьем балок; четыре частокола образуют четыре вложенных один в другой двора, из которых во внутренние вход разрешен только жрецам (этой планировкой синтоистcкие святилища напоминают египетские и индуистские храмы). Сохраняют синтоисты и такие мелочи, как «форма одежды»: белые рубашки, красные или голубые шаровары, немного напоминающие запорожские, остроконечные колпаки. У жрецов высокого ранга они темные, с золотистым узором.

Некоторые обряды, такие, как танец со львом, который охотники танцуют, чтобы сделать охоту удачной, своим сходством с общими для многих шаманских культур-0 ритуалами указывают на древность корней синтоизма. Но в религиях-0 нет таких ритуальных церемониалов, которые синтоизм хранит так же тщательно, как и все, что он хранит.

^ Из путевых заметок. В Идзумо Тайся мы видели вот такой ритуал кормления божества. Группа жрецов медленно поднимается к входу в святилище под звуки протяжной мелодии флейты, ритмизированной барабаном. Мелодия совсем не «дикая». Ассистенты по очереди приносят и передают главному жрецу заранее подготовленные блюда, которые он с поклоном вносит в святилище. Вся процедура длится, наверное, минут двадцать, пока процессия наконец не удаляется.

Это типичный ритуал-I, который не мог появиться в результате «естественной эволюции» шаманизма. (Более того, подобного рода «естественной эволюции» шаманизма мы вообще не видим нигде с мире.) Такие ритуалы, как и весь синтоизм, могли быть только кем-то завезены в Японию, подобно тому как сегодня христианство завозится в Океанию или Африку.

Легенды о происхождении синтоизма похожи на аналогичные легенды других народов: боги спустились с неба в Японии и научили будущих японцев всему. Но отличие японских легенд о богах – в том, что боги синтоизма оставили множество вполне материальных свидетельств своего пребывания в Японии. Например, императорские регалии, такие, как бронзовое зеркало праматери императоров – богини Солнца Аматэрасу, хранящееся в святилище Найку (Naiku) в Исе. Но эти регалии мало кто видел. (И даже вроде бы последнюю тысячу лет не видел никто.) Но есть и более доступные для публики свидетельства.

^ Из путевых заметок. Знаменитые японские статуэтки «пришельцев в скафандрах». Их датируют первой половиной первого тысячелетия до нашей эры. Выполнены они мастерски, других вещичек такого уровня от этого времени до нас не дошло. Но интересней другое – в этих изображениях не видно никакой авторской фантазии: все статуэтки вполне канонично изображают одно и то же существо, похожее на человека, хотя назвать его человеком просто не поворачивается язык.

И наконец, еще одно «материальное свидетельство» – продолжающаяся до нашего времени династия императоров, которую основали создатели Японии. В соответствии с официальной генеалогией императоров произошло это в той же первой половине первого тысячелетия, когда, по мнению археологов, были сделаны и статуэтки «пришельцев».



Похожие:

Чудеса и тайны начала Истории icon2 дн. 1н. Тайны "Русской Атлантиды" Рыбинск Тутаев (Романов-Борисоглебск) Молога
Красота и история уездной провинциальной России. Столица бурлаков и тайны «Русской Атлантиды». Удивительные истории "Романовского...
Чудеса и тайны начала Истории iconРабочая программа по Всеобщей истории. История Нового времени
Настоящая программа обеспечивает реализацию авторского варианта курса новой истории XIX — начала XX в для учащихся 8 класса общеобразовательной...
Чудеса и тайны начала Истории iconПроекта
Карандаш очень простой и приятный в использовании инструмент. Он не сдаст свои позиции в условиях новых технологий. Но мы никогда...
Чудеса и тайны начала Истории iconИсточники по истории рода Куртуковых второй половины XVIII начала...
Источники по истории рода Куртуковых второй половины XVIII – начала XX века отложились в фондах архивов трех регионов
Чудеса и тайны начала Истории iconУрока Система уроков
Литературный процесс рубежа веков – конца 19 – начала 20. русская литература в контексте отечественной истории
Чудеса и тайны начала Истории iconТайны Древнего Египта и современность «белые» И«красные» крокодилы, солнце правды и спасители
Эти связи обнаруживаются в пантеонах, функциях и заповедях богов, в символах и аллегориях Священных Писаний, в образах и сюжетах...
Чудеса и тайны начала Истории iconОбязательные административно-технические требования для проведения...
Монтаж, включение и проверка звуковой аппаратуры должны быть завершены за 4 часа до начала концерта. Приезд коллектива на площадку...
Чудеса и тайны начала Истории iconКалендарно-тематическое планирование по истории России в 6 классе
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России с древнейших времён до начала XVI в., 4-е изд., стереотип....
Чудеса и тайны начала Истории iconСлучайно волка не видали?
В этом зале ожидают нас сегодня чудеса. (Раскрыт занавес, там надпись «Добро пожаловать в сказку»)
Чудеса и тайны начала Истории iconОпарин Евгений Григорьевич «Физические основы бестопливной энергетики....
Возражения приверженцев классической термодинамики против ограниченности второго начала и позиция ан СССР и ран
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница