Урок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии»




НазваниеУрок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Урок № 18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по

молекулярной биологии».

(Тему урока запиши в тетрадь).
1. Познакомься с содержанием параграфа № 27 учебника А. А. Каменского, Е. А.

Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология».

2. Из п.1 параграфа изучи строение оперона:

?Почему в клетке не идет синтез сразу всех белков, свойственных данному организму?

?Что такое оперон?

?Из чего состоит оперон?

?Что такое промотор? Оператор? Репрессор?

?Какова их роль в синтезе белка?

3. Изучи механизм регуляции синтеза белка у прокариот, пользуясь рис.45 и текстом

из п.2 параграфа. Приготовь пересказ этого текста, передавая в нем процесс работы

оперона.

4. Изучи механизм регуляции синтеза белка у эукариот, пользуясь текстом из п.3

параграфа. Назови три причины большей сложности регуляции работы генов у

эукариот.

5. При повторении изученного материала к следующему уроку ответь на вопросы

после параграфа № 27 на стр.105 учебника.
В молекулярной биологии существует тип задач, позволяющий используя таблицу

генетического кода (см таблицу №6 на стр.97 учебника), представлять схему реализации информации в процессе биосинтеза белка, определять последовательность аминокислот в молекуле белка по последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК или и-РНК и наоборот.

Рассмотрим пример решения таких задач:
Дан участок молекулы ДНК:

ТТЦ – ГЦТ – ЦГГ – АТГ – ЦТА

1.Определите последовательность нуклеотидов в и-РНК, комплементарной этому участку ДНК;

2. Определите антикодоны т-РНК, комплементарные кодонам и-РНК;

3. Определите последовательность и количество аминокислот, зашифрованных на данном участке ДНК;
Решение:


Одна из нитей ДНК (кодоны)

ТТЦ

ГЦТ

ЦГГ

АТГ

ЦТА

и-РНК (кодоны)

ААГ

ЦГА

ГЦЦ

УАЦ

ГАУ

т-РНК (антикодоны)

УУЦ

ГЦУ

ЦГГ

АУГ

ЦУА

аминокислоты

лиз

арг

ала

тир

асп


На данном участке зашифровано 5 аминокислот через 15 нуклеотидов, т. к. каждая аминокислота шифруется 3-мя нуклеотидами, т. е. одним кодоном. Эти 5 аминокислот закодированы 5-ю кодонами или триплетами.

Прежде чем определять последовательность аминокислот по кодонам ДНК или и-РНК, разберитесь с примечанием после таблицы генетического кода на стр.97, выясните, как искать первый, второй и третий нуклеотиды в кодоне ДНК или и-РНК, а потом вы увидите, что название аминокислоты появляется при пересечении сначала столбцов, а потом строк. Обратите внимание на то, что в скобках даны нуклеотиды ДНК, т. к. тимидиловый нуклеотид встречается только в молекуле ДНК, а без скобок даны нуклеотиды и-РНК, т. к. уридиловый нуклеотид встречается только в молекуле РНК. Определять последовательность аминокислот можно и по кодонам ДНК, и по кодонам и-РНК, только не запутаться в том, где их искать: в скобках или без скобок. Разобравшись с приведенным примером, попробуйте взять свою последовательность участка ДНК и выполнить всю последовательность реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

Похожие:

Урок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии» iconВопросы к экзамену по молекулярной биологии Важнейшие достижения,...
Методы молекулярной биологии. Определение нуклеотидных последовательностей ДНК и рнк
Урок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии» iconУрок №17: «Генетической код. Транскрипция. Синтез белков в клетке»
Где заключена информация о строении и жизнедеятельности клетки и организма в целом?
Урок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии» iconРабочая программа по элективному курсу «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»
Программа предназначена для подготовки учащихся старших классов. Её особенность состоит в фундаментальном характере изложения предмета,...
Урок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии» iconУрок по биологии в классах с малой наполняемостью учащихся по теме...
Понимать фундаментальные понятия биологии и пользоваться знаниями биологических закономерностей
Урок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии» iconБ илет 14 •Регуляция активности ферментов. Различные способы активации...
Няется за счет: а.↑его синтеза; б.↓его распада. Считывание инфы о ферменте с ДНК регул-ся индукторами (I e у E. Coli, выращенной...
Урок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии» iconУрок изучение нового материала, решение задач. Тема: «Электроёмкость. Конденсатор»
«Электростатика» в 10 классе. Урок проводится по следующему плану: повторение, в процессе которого повторяется материал электростатики,...
Урок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии» iconУрок биологии в 7 классе Тема: «Размножение и развитие насекомых»
Урок проведен в рамках кустового методического объединения учителей химии и биологии
Урок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии» iconРабочая программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»
В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении химии
Урок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии» iconРешение следующих задач: I ступень (1-4 классы)
...
Урок №18: «Регуляция синтеза белков в клетке и в организме. Решение задач по молекулярной биологии» iconУрок на тему: «Железы внутренней секреции»
Сформировать понятие желез внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций в организме человека, рассмотреть влияние гормонов...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница