Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом»




НазваниеКонспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипКонспект
План – конспект

урока русского языка .

Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом»

Тип урока: урок – коммуникация

Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи;

развивающая: развитие коммуникативной компетенции учащихся: участие в диалоге, составление правильных речевых конструкций;

воспитательная: формирование устойчивого интереса к родному языку на примере жизни и творческой деятельности академика Д.С.Лихачева.
Оборудование: мультимедиа, словари, раздаточный материал.
Ход урока

^ I. Оргмомент. Приветствие учащихся, гостей.

II. Актуализация знаний.

1. Графический диктант.

З/д: составьте схемы предложений. Определите, какие это предложения.

1. В холодном поле ветер шумел, и дождик лил, и гром гремел.

2.По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

3.Поворот вправо – и перед нами бескрайняя водная гладь Байкала.

4.И вот сразу же по окончании университета я решил учиться писать, и систему придумал сам.

5.Когда на конференции я читал свой текст, то чтение имело большой успех, и с этого момента меня охотно стали приглашать участвовать в другие издания.

Проверка (слайд № 2)
^ II Монологический ответ учащегося о постановке знаков препинания в ССП

? Какие знаки препинания ставятся между частями ССП? На какие группы по значению и союзам они делятся?

( Раздается текст Д.С.Лихачева)

В моем школьном образовании был один очень существенный недостаток: мы не писали классных работ и не делали домашних заданий…

В общем, когда я появился в университете, я с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли. Особенно не удавались мне переходы от предложения к предложению. Было такое впечатление, что каждое предложение живет самостоятельно. Логическое повествование не складывалось. Фразу трудно было прочесть вслух…

И вот сразу же после окончания университета я решил учиться писать, и систему придумал сам.

Во- первых, чтобы язык мой был богатым, я читал книги, хорошо написанные, с моей точки зрения, хорошо написанные прозой – научной, искусствоведческой, и делал из них выписки – главным образом фразеологические обороты, отдельные слова и целые предложения…

Во- вторых, я решил писать каждый день и писать особым образом. Этот особый образ я назвал «без отрыва пера от бумаги», т.е. не останавливаясь. Я решил (и решил правильно), что главный источник богатой письменно речи – речь устная. Поэтому я старался записывать свою … устную речь, старался догнать свой внутренний монолог, обращенный к конкретному читателю – адресату письма или просто читателю. И как-то быстро стало получаться. Работая корректором, я вел записные книжки, куда записывал особенно точно выраженные мысли.

Впоследствии, когда я поступил в Институт русской литературы, мне было поручено написать главу о литературе XI – XIII вв. Далось мне это нелегко… Я переписывал текст от руки десять раз. Правил и переписывал, правил и переписывал… Я читал текст вслух и про себя, отрывками и целиком, проверял логичность изложения в целом. Когда на конференции я читал свой текст, то чтение имело большой успех, и с этого момента меня стали приглашать участвовать в разных изданиях…
^ III. Чтение текста.

Учитель: Как вы думаете, с какой целью я принесла этот текст?

(Ответ учащихся)
Учитель: А легко ли высказать свое мнение?

(Ответ учащихся)
Учитель: Так о чем мы сегодня будем говорить?

(Ответ учащихся)
Учитель: Другими словами, мы должны провести экспертизу текста. Итак, мы все филологи- эксперты. Но прежде чем приступить к анализу текста, необходимо сказать несколько слов об авторе. Ведь автор вкладывает свое «Я» в написанное, а через написанное познается личность писавшего.
^ IV. Презентация учащихся о Лихачеве (домашнее задание)

V. Работа по группам.

Учитель: У нас 4 группы экспертов, каждая будет выполнять свою работу. Итогом работы группы станет обобщение по тому направлению, по которому она работала, и мы, обобщив все материалы, получим конечный продукт – анализ текста Д.С.Лихачева.

(Руководители групп получают материалы).
Задание 1 группы


  1. Прочитайте текст, ответьте: какова основная мысль текста ;

  2. Какую систему придумал Д.С.Лихачев, чтобы научиться писать? Составьте инструкцию. В каком стиле она получится?


Задание 2 группы
1.Определите стиль текста

2. Определите тип речи.

3. Докажите свое мнение. Ответ дайте в научном стиле.
Задание 3 группы

1.Проанализируйте лексику и синтаксис текста:

а) пользуясь толковым словарем, дайте значение слов: АДРЕСАТ*, АДРЕСАНТ*, КОРРЕКТОР*. Сравните слова- паронимы адресат – адресант.

б) охарактеризуйте предложения с точки зрения синтаксиса. Докажите целесообразность их использования в данном тексте.

^ VI. Подведение итогов работы каждой группы.

(Учащиеся представляют результаты работы своих групп, остальные делают заметки)

а) Слайды №№3 - 6 (словарная работа группы 3)

VII. Обобщение проделанной работы.

Учитель: Итак, группы представили результаты своих исследований. Обобщим. (Ответы в виде экспресс – вопроса и ответа. Ответы дают все группы)

^ Учитель: а) Стиль (публицистический – слайд № 7)

б) Тип речи (рассуждение)

в) Основная мысль (работа над текстом – трудное, но нужное занятие)

г) Языковые средства: (сложные предложения, вводные слова)

д) Что нужно делать, чтобы научиться писать, по мнению Лихачева? (обогащать свою речь: читать хорошую прозу; писать каждый день)

^ VIII. Представление своих способов работы над созданием тексов: сочинений, других творческих работ.

Учитель: Итак, создание текста – сложное и кропотливое занятие. Необходима система, способы создания текстов. А есть ли у вас свои способы?

Не знакомя ребят с текстом Лихачева, я попросила их за день до урока познакомить со своими способами работы над созданием текстов.

^ IX. Рефлексия.

Подумайте, помогло ли вам наше сегодняшнее занятие задуматься над проблемой серьезной работы по созданию собственных текстов?

Насколько вы оцените свое участие в работе группы? Выберите в конверте оценку.

^ X. Творческое задание.

Процесс создания текста часто называют «муками слова». Напишите сочинение-миниатюру «Мои «муки слова»

XI. Заключение.

Лев Николаевич Толстой писал: « Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера». Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».

^ Дерзайте, и у вас все получится!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

План – конспект урока русского языка в 9 классе

«Сложные предложения. Работа с текстом»


Выполнила Важенина Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

г. Мончегорск

2010

Группа 1

А) Основная мысль текста: работа над созданием текста – занятие трудное, но необходимое для овладения правильной письменной и устной речью.

Б) Инструкция ( в виде плана: 1.

2. и т.п.)

В) Стиль инструкции – деловой, т.к. назначение данного стиля – сообщение конкретной информации, стиль деловых бумаг. Характеризуется четкостью, лаконичностью, соблюдением строгой структуры.

Группа 3
1. Мы работали со словарем (дать полное название словаря)

2. Объяснить значение слов6 адресат, адресант, корректор.

3. Проанализировали лексику данного текста и пришли к следующим выводам:

  • Автором используются общеупотребительные слова (образование, проза, образ т др., т.е. слова, употребляемые и понимаемые всем русским народом)

4.Синтаксическая картина текста такова: большей частью автор использует сложноподчиненные предложения (пример), два сложносочиненных предложения (И вот сразу по окончании университета…- 3 абзац): также с целью четкого оформления мысли Лихачев употребляет вводные слова (во-первых, во-вторых); вставные конструкции (и решил правильно); предложения с однородными членами.

Мы пришли к выводу, что синтаксис данного текста соответствует стилю и типу речи, а стиль и тип выбраны в соответствии с целью автора - рассказать о своей сложной работе над созданием собственных текстов.



5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Похожие:

Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» iconУрок русского языка в 11 классе. Тема урока «Работа с текстом в рамках...
Научиться излагать в письменной форме мысли о тематике текста, поднимаемых в нем проблемах и позиции
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» iconКонспект урока русского языка в 8 классе Тема: «Синтаксический разбор...
Формировать знания об особенностях и порядке устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» iconУрок русского языка с элементами здоровьесбережения по теме: «Безличные предложения»
Оборудование: компьютер, карточки с текстом «Пешие прогулки по лесу укрепляют здоровье» и заготовкой таблицы «Односоставные предложения»,...
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» iconПлан-конспект урока русского языка 9 класс
Районный семинар для учителей русского языка и литературы «Современный урок русского языка и литературы с использованием электронных...
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» iconКонспект урока русского языка (с требованиями фгос) Учитель русского языка и литературы
Цель деятельности учителя: способствовать формированию знаний по наречию через организацию работы в паре
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» iconКонспект открытого урока литературы в 5 классе для методического...
...
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» iconУрок русского языка в 8 классе Тема
Тема: Односоставные назывные предложения, их структурные и смысловые особенности
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» iconУрок русского языка в 8 классе. Тема: Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»
Цели: закрепление умения ставить и объяснять знаки препинания при однородных членах предложения
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» iconРабота с текстом на уроке Практическое пособие по русскому языку
Работа с текстом на уроке: практическое пособие по русскому языку/составитель Т. Г. Гужева, учитель русского языка и литературы
Конспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа с текстом» iconПлан-конспект урока русского языка в 7 классе программа углубленного изучения предмета
План-конспект урока русского языка в 7 классе (программа углубленного изучения предмета под ред. В. В. Бабайцевой)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница