Рабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе
Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009-2010 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год».

3. Региональный базисный учебный план Новосибирской области: Письмо Департамента образования Новосибирской области от 3 июля 2009 г. № 3858-03-05/30 http://metodist.edu54.ru/sites/default/files/userfiles/pdo.doc

4. Учебный план МОУ Чановской средней общеобразовательной школы № 2 Новосибирской области на 2010-2011 учебный год.

5. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

6. Авторская программа, рекомендованная МО и Н РФ

7. Контроль и оценка результатов обучения в средней школе: Письмо МО и ПО РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15

Данная рабочая программа создана на основе программы А.И.Власенкова « Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (профильный уровень). Министерство общего среднего образования РФ, 2004г. В аннотации к которой сказано, что она соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Настоящая программа по русскому языку для X-XI классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

В соответствии с новым Базисным учебным планом русский язык в старшей школе становится обязательным предметом, на его изучение на базовом уровне отводится 1 час в неделю, на изучение русского языка на профильном уровне – 3 часа в неделю (36 недель), 108 часов в год.

^ Цели обучения русскому языку на профильном уровне:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

^ Основные задачи курса русского языка в старших классах сводятся к следующему:

  • закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  • обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие учащимися художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения;

  • способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.


Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков. В авторских программах возможно по-разному определять последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок. При этом важно отразить их взаимосвязь.

Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же время профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.

В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

^ Основное содержание программы «Русский язык. Профильный уровень» 10 класс

Введение в науку о языке

Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.

Русский язык в Российской Федерации.

Русский язык в современном мире.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.

Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. Диалекты как историческая база литературных языков.

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая), Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Языковая система

Взаимосвязь единиц языка разных уровней.
Фонетика (фонология)

Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования фонем. Ударение в русском языке.

Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации, Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы.

Роль орфоэпии в устном общении.

^ Лексика и фразеология

Слово - основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языкгиМногозначность, омонимия, синонимии, антонимия, паронимия. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Слова с национально-культурным компонентом значения.

Фразеологические единицы русского языка: фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Национальная специфика русской фразеологии.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения.

Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Нарушения лексических норм, характерные для современной речи.

Морфемика и словообразование.

Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.

Система современного русского словообразования.

Морфология.

Классификация частей речи в русском языке. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.

Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).

Морфологические нормы. Нормативное употребление форм слова.

Орфография

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Исторический комментарий к различным языковым явлениям. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Речевое общение. Культура речи

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Система функциональных разновидностей современного русского
языка. Культура речи


Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Закономерности построения текста.

Культура разговорной речи.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Совершенствование умений вести беседу, разговор, спор, рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях повседневного обиходно-бытового общения.

Культура научной (учебно-научной) речи

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур.

Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности.

Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров.

Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного) стиля.

Совершенствование умений восприятия устной научной речи (монологической). Развитие умений написания конспектов лекции.

Изучающее чтение научной, научно-популярной статьи. Просмотровое и ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий, научно-популярной литературы.

Написание доклада, реферата по учебно-научной проблеме, теме.

Редактирование. Использование синонимических замен как один из способов редактирования.

Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов.

Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в учебно-научной сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов научного стиля.

Публицистический стиль

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

Основные жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, статья, корреспонденция, рецензия, очерк.

Лингвистический анализ текстов публицистического стиля. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач.

Совершенствование умений слушания (аудирования) текстов массовой коммуникации.

Культура публичной речи.

Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Совершенствование умений выступать публично в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях.

Изучающее чтение текстов массовой коммуникации различных жанров. Просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-реферативное чтение текстов массовой коммуникации определенной тематики, интересующей учащегося.

Письменное изложение прослушанного текста публицистического стиля. Написание тезисов выступления, доклада; написание рецензии.

На протяжении всего курса русского языка в целом и в 10 классе в частности предусматривается работа над орфоэпическими, орфографическими и пунктуационными нормами. При изучении разговорной речи, научного, (учебно-научного) и официально-делового стилей необходимо уделять внимание и данным аспектам языковой нормы. Работа по орфоэпии, орфографии и пунктуации проводится попутно, с привлечением тренировочных тестов (как на бумажных, так и на электронных носителях).

^ Материал для сопутствующего повторения и обобщения

Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое чтение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

^ Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
^ Методы и приёмы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой ( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • письмо под диктовку;

  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • взаиморецензирование;

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

  • аудирование;

  • информационная переработка устного и письменного текста:

  • составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • пересказ текста с использованием цитат;

  • переложение текста;

  • продолжение текста;

  • составление тезисов;

  • редактирование;

  • создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

  • реферирование;

  • докладирование;

  • рецензирование;

  • аннотирование и т.д.

  • создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

  • участие в дискуссии;

  • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.


^ Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

  • учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

  • учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

  • учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.


^ Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, сообщения, доклады, тестирование, в том числе и с помощью компьютерных программ. Контроль по орфоэпии, орфографии и пунктуации проводится попутно, с привлечением тренировочных тестов (как на бумажных, так и на электронных носителях).
^ Требования к уровню подготовки учащихся за курс 10 класса
В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик

должен

знать/понимать

• функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

• системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

• понятие языковой нормы, ее функций; современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

• компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

• основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

• проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

• разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

• проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

• оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

• использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников:

учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

• владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

• применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и меж- культурному общению, сотрудничеству;

• увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств;

совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Основные блоки изучения русского языка в 10-м классе (108ч.)

  1. Введение в науку о языке (12 часов)

  2. Фонетика (фонология, орфоэпические нормы) (10 часов)

  3. Лексика и фразеология. Лексические нормы (16 часов).

  4. Морфемика и словообразование (8 часов)

  5. Морфология. Морфологические нормы (16 часов)

  6. Орфография (18 часов)

  7. Речевое общение. Культура речи (8 часов)

  8. Система функциональных разновидностей современного русского языка. (20 часа)

ИТОГО: 108 часов

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе по программе А.И.Власенкова

« Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (профильный уровень). Министерство общего среднего образования РФ, 2006 г.

По учебнику под редакцией Власенкова А.И. Рыбченковой Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Москва «Просвещение», 2006 г.
^ Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Способы проверки

ЗУН уч-ся

Примечание, литература







^ Введение в науку о языке (8 часов)












1




Роль языка в обществе










Быстрова Е. А.Диалог культур на уроках русского языка.- СПб.,2002.




2




«Язык каждого народа создан самим народом»







Сообщения учащихся

Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. - М., 1986.




3




История развития русского языка







Проверочная работа







4




Периоды в истории развития русского языка







Тест

Ященко В.Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки. — М., 2002.




5




Место и назначение русского языка в современном мире







Сообщения учащихся

Горшков А.И. Русская словесность.




6




Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные нормативные словари, справочники, пособия.







Сообщения учащихся

Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.




7




Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.







Сообщения учащихся

Горбачевич К.С.Нормы современного русского литературного языка.




8




Тематический контроль по теме «Введение в науку о языке»







Тест











^ Фонетика (фонология), орфоэпия (9 часов)













9




Классификация фонетических единиц русского языка.







Работа с упражнениями учебника

Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников.-М., 2001.96-112.




10




Звук речи и фонема.







Самостоятельная работа

ЭОР, 1 С репетитор




11




Позиционные чередования фонем.










1 С репетитор




12




Ударение в русском языке.










1 С репетитор




13




Интонационные особенности русской речи.







Сообщения учащихся

1 С репетитор, презентация-исследование интонации в речи




14




Основные элементы интонации.










1 С репетитор




15




Смыслоразличительная функция интонации.







Сообщения учащихся

1 С репетитор




16




Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.







Сообщения учащихся

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.




17




^ Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы.







Тест

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.




18




^ Контрольная работа по теме «Фонетика, орфоэпия»



















Лексика и фразеология (14 часов)













19




Слово - основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка







Работа с упражнениями учебника







20-21




Многозначность, омонимия, синонимии, антонимия, паронимия








Тест







22




Практикум по теме «Многозначность, омонимия, синонимии, антонимия, паронимия»







Работа в группах







23




Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения







Самостоятельная работа







24




Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса










Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка.-




25




Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления, стилистической дифференциации. Слова с национально-культурным компонентом значения.







Тест

ЭОР, 1 С репетитор




26




Фразеологические единицы русского языка: фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения.







Тест

ЭОР, 1 С репетитор




27




Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.







Работа в группах

Мокиенко В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии.-СПб, 1999.




28




Национальная специфика русской фразеологии.










Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка.-




29-30




^ Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения.







Самостоятельная работа

ЭОР, 1 Срепетитор




31




Синонимы и речевая культура.







Работа в группах, электронный тест

ЭОР




32




Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
















33




Практикум по теме «Нарушения лексических норм, характерные для современной речи».







Работа в группах, электронный тест

Скворцов Л.И. Культура русской речи.




34




Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология»































^ Морфемика и словообразование (8 часов)




35-36




Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные.







Объяснительный диктант

Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии.



  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая программа по русскому языку составлена...
С о с т а в л е н а н а о с н о в е п р и м е р н о й п р о г р а м м ы о с н о в н о г о о б щ е г о о б р а з о в а н и я
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка Предмет: русский язык Класс: 11 Общее количество часов по плану: 34
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 11 классе с учетом
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Греков В. Ф, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко Русский язык Учебник для 10-11 классов оу. – М.: Просвещение, 2011
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку
Данная рабочая программа по русскому языку для 6 класса на 2013-2014 учебный год создана на основе Программы по русскому языку. 5...
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе
Государственного стандарта общего образования (2009), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по...
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе:...
Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов. М....
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку, ориентированная на умк
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента Государственного стандарта...
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку (профильный уровень)...
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе...
Л. М. Рыбченкова. К данному варианту программы прилагается методическое пособие И. В. Золотарёвой, Л. П. Дмитриевой «Поурочные разработки...
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка iconПояснительная записка к «Справочнику по русскому языку. 2 класс»
Справочник по русскому языку разработан для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями школьной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница