Изложение основ науки




НазваниеИзложение основ науки
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипИзложение

Стили

Черты

стиля

Научный


Официально-деловой

Публицистический

Художественный

Разговорный

собственно научный

научно-популярный

учебно-научный













^ 1. Стилевая черта

Логичность изложения, понятийная точность, отвлеченность и обобщенность.

Точность, не допускающая инотолкований, громоздкость, стандартное расположение материала.

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Образность и эстетическая значимость каждого элемента текста.

Минимум заботы о форме выражения.

2. Адресат

Специалисты в данной научной области.


Широкий круг читателей-неспециалистов.

Учащиеся.


Граждане и организации, вступающие в деловые отношения.

Широкие слои общественности.

Читатель художественной литературы.

Близкие друзья, знакомые, родственники и т.д.


^ 3. Функция (цель высказывания)

Сообщение научных фактов.

Популяризация знаний.


Изложение основ науки.


Сообщение, информирование, управление.

Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя.

Эстетическое воздействие с помощью созданных образцов и картин (нарисованных словом) на чувства и мысли читателя.

Обмен сведениями, мыслями, чувствами, общение.


^ 4. Сфера употребления

Наука, образование, просвещение.


Законодательство,

делопроизводство,

административно-

правовая деятельность (сфера правовых, служебных и производственных отношений).

Политика, СМИ, общественно-экономические и культурные отношения.

Словесно-художественное творчество.

Неофициальная,

домашняя обстановка.


^ 5. Языковые особенности

Лексика

Употребление слов в прямом значении, однозначность слова.

Отсутствие образных средств.

Абстрактная лексика (развитие, время).

Общенаучная лексика (вопрос, операция, явление, процесс, поглощать).

Терминология (орфоэпия, префикс, доминанта).

Частая повторяемость ключевых слов.

Отсутствие образных средств.

Употребление слов в прямом значении. Употребление устойчивых сочетаний неэмоционального характера.

Клише (принять решение, а не решить), канцелярская лексика, штампы.

Специальная терминология (реестр,

акт, истец).

Деловая фразеология (обратиться с

ходатайством, провести мероприятия).

Общественно-политическая лексика и терминология (свобода, демократия).

Этическая лексика (милосердие).

Экспрессивно-оценочная лексика и фразеология (инфляция совести).

Характерные клише, речевые стереотипы (акулы бизнеса).

Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов.

Тропы.


Столкновение разностилевой лексики.

Слова, употребленные в переносном значении (море огней, спит земля).

Эмоционально-оценочная лексика.

Устаревшие слова, народнопоэтическая речь (^ О дуб, великий князь дубрав).

Диалектные и просторечные слова (Сама я, березынька, // Сама я оденуся…).

Фразеологические обороты.

Тропы (аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет).

Общеупотребительная, нейтральная, конкретная лексика.

Слова, имеющие разговорную окраску.

Экспрессивно-окрашенная лексика и ф/о.

Ограничены книжные слова, терминологическая лексика.

Своеобразные обороты, не свойственные книжной речи.


Морфемика

Интернациональные корни, суффиксы, приставки (авиа, авто, анти, био, гео, граф, дром, интер, макро, медиа, поли, радио, супер, стерео, фоно, экс, экстра).

Суффиксы, придающие отвлеченное значение (-ение, -тель).

Сложные слова (электропоезд).

Аббревиатуры (МОУ СОШ. СМИ).

Отсутствие суффиксов субъективной оценки.

Суффиксы: - изм, - ист, -и(я), -ци(я)

-изаци(я), уменьшительно-ласкательные, пренебрежительные суффиксы.

Приставки: а-, анти-, де-, меж-, раз(с)-.

Корни, близкие по значению к приставкам обще-, все-, сверх-

Уменьшительно-ласкательные суффиксы (березка, ключик, звездочка, серенький).

Суффиксы -оват- (-еват-) (сладковатый, синеватый).


Суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения и др. (лапушка, холодина, грязища).

С окраской разговорности: -к- (ночёвка, свечка), -яга (работяга, деляга), -ятина (дохлятина, пошлятина), -ша (докторша).

Прилагательные и глаголы оценочного значения (глазастый, пошаливать).

Использование удвоения слов (большой-пребольшой, глазастый-преглазастый).

Морфология

Использование отглагольных существительных (бурение, сверление, радиофикация).

Использование глаголов 3 лица ед. и мн. числа и кратких причастий.

Отсутствие местоимений я, ты и глаголов 1 и 2 лица ед. числа.

Отсутствие восклицательных частиц и междометий.


Преобладание существительных, в том числе отглагольных (постановление).

Употребление существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (директор Иванова В.П.).

Употребление отыменных предлогов и союзов (в соответствии, в связи).

Точное название количества, дат, имен.

Употребление кратких прилагательных (умен).

Глаголы повелительного наклонения.

Глагольные формы.

Частицы, междометия.

Языковое разнообразие.

Экспрессивное употребление различных морфологических средств.

Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (зацвел сад).

Глаголы настоящего времени вместо прошедшего (^ Ходил я за грибами. Вдруг вижу…).

Обилие прилагательных и причастий.


Личные местоимения и частицы (ну, вот), глагольные междометия (прыг, скок, бух).

Притяжательные прил. (Петина сестра).

Варианты форм Р. п., П.п. на -у (из дому).

Тенденция: не склонять первую часть собственного имени (к Иван Иванычу) и составные числ. (из двести тридцать пять), склонять аббревиатуры (в РАНе).

Разнообразные временные значения гл. (прошедшее и будущее в значении наст.).

Синтаксис

Прямой порядок слов.

Использование словосочетаний «сущ. + сущ. в Р. п.» (изучение явлений, обобщение понятий).

Преобладание неопределенно-личных и безличных предложений.

Использование причастных и деепричастных оборотов.

Редкое использование неполных предложений.


Прямой порядок слов.

Предложения с одним главным членом – сказуемым.

Осложнённые простые предложения

(однородные члены, обособленные обороты разных видов).

Тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим.

Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, обращения).

Все стилистические фигуры.

Несогласованные определения (голос мира).

Вводные слова, словосочетания, предложения.

Причастный оборот, деепричастный оборот.

Предложения с однородными членами.

Сложные синтаксические конструкции.

Предложения вопросительные, побудительные.

Предложения восклицательные.

Предложения с однородными членами.

Вставные конструкции.

Синтаксические конструкции самых разнообразных видов.

^ Стилистические фигуры (анафора, антитеза, инверсия, многосоюзие, градация, параллелизм, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение, эллипсис, умолчание).

Неполные, вопросительные и

побудительные предложения.

Свободный порядок слов в предложении.

Простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать), междометием (а он бац об землю);

повтором сказуемого (и делать не делает).

Безличные предложения.


6. Жанры

Реферат, лекция, диссертация, инструкция, словарь, научная, статья, энциклопедия, доклад.

Справка, приказ, постановление, резолюция, автобиография, заявление, протокол, акт

Очерк (путевой, портретный, проблемный), фельетон, статья, публичное выступление (речь, лекция, репортаж, доклад, дискуссия).

Эпические (роман, рассказ, новелла, повесть, басня, былина, миф, сказка), лирические (элегия, мадригал, послание, романс, эпиграмма, ода), драматические (драма, комедия, трагедия), лиро-эпические (баллада, поэма).

Дружеская беседа, личные записки, частные письма, частный разговор.

Похожие:

Изложение основ науки iconМоу «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» Учитель русского...
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс умений
Изложение основ науки iconКонтрольно-измерительные материалы по русскому языку 7 класс в формате гиа
Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое...
Изложение основ науки iconВариант №8 Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном...
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего...
Изложение основ науки iconВариант №13 Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном...
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего...
Изложение основ науки iconИнструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ...
Т. А., Ж. Т., Ералиева М. Е., Жукеш К. М., Жумагулова К. А., Жумадилова Р., Жусанбаева Г., Каимова Р. Т., Калиакпар Д. К., Кунакова...
Изложение основ науки iconРабочая программа по православной культуре для 8 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению духовно-мировоззренческих основ отечественной культуры, православной литературы; основ православной...
Изложение основ науки iconПрограмма Дни науки и творчества 27-28 января 2012 г
Закрытие дней науки и творчества. Награждение победителей XХ нпк (по Дню науки)
Изложение основ науки iconТемпы развития и структура российского сектора исследований и разработок...
Стратегия), разработанная в соответствии с решением Правительства рф, развивает положения Основ политики Российской Федерации в области...
Изложение основ науки icon«Формирование основ информационной компетентности учащихся начальной...
Использование проектной деятельности учащихся в воспитательной работе для формирования основ информационной компетентности (начальная...
Изложение основ науки iconИзложение профилактических мер по предупреждению отказов и аварий
На примере одной из специальностей спо укрупненной группы «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница