Описание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград. Дифференцированный подход в обучении русскому языку




НазваниеОписание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград. Дифференцированный подход в обучении русскому языку
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипКонспект

  1. Дифференцированный подход в обучении русскому языку.

  2. Нормы произношения урок русского языка в 10 классе.

  3. ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА конспект урока.

  4. Открытый урок Сталинград.



  1. Дифференцированный подход

в обучении русскому языку.

( из опыта работы )
Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Тимофеева Галина Николаевна,

МБОУ СОШ №17 МО Северский район.
Совершенствование обучения русскому языку в 5-9-х классах самым тесным образам связано с решением такой сложной и крайне важной проблемы, как дифференциация.

Необходимость одновременно работать с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, сформированности умений и навыков, умению учиться, ставит учителя в сложные условия, требует от него глубоких знаний и большого мастерства. Но в методике обучения русскому языку вопросы дифференцированного подхода совсем не разработаны.

Исходя из подготовленности класса, я условно делю учащихся по уровню знаний, сформированности умений и навыков, а также способов познавательной деятельности на три группы: сильные, средние и слабые.

К сильным учащимся я отношу таких, которые легко и быстро усваивают материал в максимальном объёме, «схватывают» формальные структуры, отличаются способностью к широкому обобщению материала.

К группе средних относятся учащиеся, которые овладевают основным объёмом знаний, определённой программой. Для успешного усвоения материала этим учащимся требуется тренировочная работа. Они выделяют главное, существенное в изучаемом лишь после выполнения ряда упражнений под руководством учителя.

В третью группу входят учащиеся, которые с большим трудом и не всегда в полном объёме усваивают изучаемый материал после длительной тренировке. Эти школьники не могут выделить все необходимые элементы в изучаемом материале (воспроизводят лишь отдельные из них), с большим трудом обобщают материал, не могут руководствоваться правилами даже в знакомой ситуации.

Совершенно очевидно, что в таких условиях необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и строить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить усвоение изучаемого материала, формирование прочных умений и навыков для всех учащихся, не тормозя при этом рост сильных школьников и поднимая средних и слабых до уровня сильных.

В системе специальных заданий, используемых при дифференцированном подходе, обязательным является создание условий, которые обеспечивали бы наиболее целесообразный и эффективный характер деятельности каждого учащегося. Так, для сильных учащихся должны подбираться задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого; для слабых – задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала.

Организация индивидуальной работы с учащимися зависит от типа урока. Индивидуальная работа учащихся на уроках повторения будет иной, чем на уроках объяснения нового материала. Да и разные этапы урока (начало, проверка домашнего задания, новый материал, закрепление, задавание уроков на дом), естественно, дают разные возможности для индивидуальной работы с учащимися.


Индивидуальная работа в начале урока.

Начало урока должно сразу включить в работу всех учеников. Поэтому систематическим приёмом могут стать самодиктанты, поскольку такой вид работы посилен всем. Тексты самодиктантов могут часто повторяться, потому что в работе с одним и тем же текстом меняются задачи: в одном случае текст нужен, к примеру, для расстановки в нём знаков препинания, в другом – для нахождения в нём членов предложения, в третьем – для всестороннего лингвистического анализа. Тексты для самодиктантов – это, прежде всего, отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это упражнения учебника: например, стихотворение И. Бунина «Костёр» (упр. 23, уч. для 6 кл.).

Может так случиться, что ученик не знает, что себе диктовать, тогда даём возможность переписать текст с листа. Результативность такой работы тоже достаточно высока, потому что и в этом случае идёт процесс обучения. Иногда, когда текст чрезвычайно насыщен, слабоуспевающий ученик специально получает задание списать текст (обязательно недеформированный).

В начале урока часто используется приём самопроверки, так как любая работа, проверенная самим учеником, принесёт большую пользу, так как он сразу увидит результат. Задание ученик проверяет карандашом. Приёмы самопроверки для разных учеников разные: одни проверяют записанное по учебнику литературы, другие по орфографическому словарю, третьи – с голоса учителя, который чётко произносит трудные места в слове или в предложении. Ученик сам ставит себе оценку. Конечно, он может сознательно или случайно пропустить ошибки. Учитель, проверяя 2-3 работы тут же в классе, в первый же раз «отучит» проверять невнимательно: тот, кто не пропустил ни одной ошибки, получает «5» - за проверку (а сам он, может быть, поставил себе «2»); тот же, кто пропустил даже одну ошибку, получает «2»(сам-то он поставил, например, «4»). Таким образом, учитель приводит учащихся к мысли, что лучше не пропустить ошибку, чем пропустить и получить «2» в журнал.

Формы проверки домашнего задания разнообразны, но в любом случае и в этом виде работы должно быть заметно продвижение учащихся в развитии мыслительных и интеллектуальных возможностей, должны быть учтены индивидуальные возможности каждого. Очень полезна взаимопроверка домашнего здания, когда учитель или заранее подготовленный ученик дает правильный вариант выполненного задания, а ученики исправляют неверные написания, сами оценивают работу, делают запись: « Проверено в классе». Как прием проверки домашнего задания можно использовать самодиктанты, когда нужно восстановить по памяти самое главное из сделанного упражнения или части его. Удачной формой проверки домашнего задания является и такая, когда ученик проводит диктант по упражнению, тут же выбирая самое трудное в нем. Это интересная и полезная работа, потому что сразу видно, «чувствует» ли ученик материал. Если проверяется творческое задание, то ответ непременно рецензируется.

Учёт индивидуальных возможностей в работе над ошибками.

Для осуществления дифференцированного подхода при анализе контрольных диктантов я считаю эффективным делить класс на группы, исход из оценок, полученных учащимися: I группа – школьники, чьи работы оценены на «5» и «4» (с четвёрками в группу входят только учащиеся, допустившие минимальное количество ошибок); II группа – на «4» и «3», III группа – учащиеся, не усвоившие материал. Первой группе предполагаются творческие задания. Чаще всего это сочинение по картине, к которому может быть дан план, вопросы, словарный материал и т. п. Учащимся второй группы тоже может быть предложена работа творческого характера, однако значительное внимание здесь должно быть уделено тренировкам, повторению и закреплению орфограмм. Эффективным в этом случае являются деформированные тексты, содержащие нужные орфограммы, упражнения, осложнённые грамматическими заданиями. Третья группа работает под руководством учителя, исправляя свои ошибки, выполняя тренировочные упражнения, направленные на формирование орфографических навыков. Работа проводится по этапам с обязательной проверкой каждого задания.
Индивидуальная работа при объяснении нового.

Объяснение нового материала при дифференцированном подходе может осуществляться различными путями. Так, практика работы учителей показывает, что эффективным является троекратное объяснение нового материала. Это позволяет учителю держать в поле зрения средних и слабых учеников и работать с ними на протяжении всего урока. После первого объяснения нового материала группа сильных учеников переходит к самостоятельному выполнению дополнительных заданий. Этой группе могут быть предложены такие задания: проанализировать параграф учебника, подготовить краткое изложение изученного, установить взаимосвязь с изученным ранее; назвать и объяснить все орфограммы (пунктограммы) в данном тексте, подготовить материал для словарного диктанта; написать сочинение-миниатюру и т. п.

После второго объяснения самостоятельные задания получают учащиеся средней группы, работа с которыми должна быть направлена на усвоение и закрепление полученных знаний, автоматизацию умений и навыков.

Третье объяснение нового материала – это работа только со слабыми учащимися. Таким образом, создаются условия, позволяющие педагогу трижды объяснить изучаемый материал группе слабых учащихся. В конце урока учитель проверяет задания, которые выполнялись учащимися первых двух групп самостоятельно, и подводит итоги.

Приведу примеры возможных видов работы, которые могут быть использованы после фронтального объяснения нового материала при изучении темы «Способы образования имён прилагательных».

^ Для группы сильных учащихся.

  1. Прочитайте параграф. Сопоставьте способы образования имён существительных и прилагательных в русском языке. Составьте таблицу «Способы образования имён существительных и прилагательных». Назовите способы образования, которые можно считать самыми распространёнными для каждой части речи.

  2. Определите способы образования данных слов: безоблачный, сельскохозяйственный, осенний, безводный.

Для группы средних учащихся.

  1. Прочитайте параграф. Составьте план ответа. Иллюстрируйте свой ответ примерами.

  2. Образуйте имена прилагательные, обозначьте их состав:

- при помощи приставок (мятежный, водный, грамотный);

- при помощи суффиксов (машина, осень, журавль);

- при помощи приставок и суффиксов (море – за-, -ск-; размер – без-, -н-; шефы – под-, -н-);

- сложением основ (русский и белорусский, чернее брови, лес пилить). Учащимся можно предложить подбирать примеры самостоятельно.

^ Для группы слабых учащихся.

  1. Прочитайте параграф, перескажите его. Иллюстрируйте свой ответ примерами.

  2. Назовите, каким способом образованы слова:

- с помощью приставок. Обозначьте их (предобрый, презабавный, безводный);

- с помощью суффиксов. Обозначьте их (осенний, матросский, талантливый);

- с помощью приставок и суффиксов. Обозначьте их (сотрудник, приморский, прибрежный);

- из двух основ. Обозначьте их (железнодорожный, плодовоягодный, угледобывающий).
При изучении темы «Не с именами существительными, прилагательными и наречиями» на этапе формирования умений и навыков могут быть использованы следующие виды работы:

^ Группа сильных учащихся.

  1. Сгруппируйте слова соответственно правилам: (не)приятель, (не)нависть, (не)воля, (не)брежный, (не)правда, (не)взрачный, (не)ряшливо.

  2. Подберите к словам синонимы и запишите их.

  3. Составьте два предложения с предлагаемыми словами.

Группа слабых учащихся.

  1. Выпишите из упражнения имена существительные, которые не употребляются без НЕ.

  2. Составьте предложение с любым словом.

Группа средних учащихся.

  1. Выпишите из упражнения только те существительные с НЕ, к которым можно подобрать синонимы.

  2. Составьте предложение с любым словом.


Интересным может быть подход учителей к домашним заданиям. В конце урока предлагается несколько заданий: выполнение упражнений, составление различных схем по изучаемому материалу, составление простого или сложного плана, подбор примеров на соответствующее правило уз художественной литературы, различные творческие работы.

Современный урок не может быть эффективным без учёта степени участия в нём каждого ученика, без индивидуальной работы с учащимися.
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ващенко А.А. Дифференцированный подход к учащимся.

  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель»,2005.

  3. Унт И.Э., Границкой А.С., Шадрикова В.Д. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.

  4. Фирсова В.В. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов.

  5. Дифференцированное обучение на уроках русского языка. Методическое пособие./Сост.Л.К.Иванова. – Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2000.



2.Урок русского языка в 10 классе
Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №17 МО Северский район

Тимофеева Галина Николаевна
Тема. Литературные нормы произношения и нормы

постановки ударения.
Цель. Расширить представления учащихся о литературных

нормах произношения гласных и согласных, нормах

постановки ударения. Подготовить учащихся к

тестовым заданиям по данному виду работы.
Оборудование.

Орфоэпические словари, карточки с тестовыми заданиями, таблицами, мультимедийная установка. Класс сидит по группам, среди них один помощник учителя.
I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня много внимания уделяется культуре нашей речи, поэтому мы будем говорить об орфоэпии. На этом уроке будьте внимательны, записывайте важные моменты из сообщений своих одноклассников. На экзаменах разных уровней есть вопросы, связанные с правильной постановкой ударения в словах, поэтому практические моменты урока будут одним из этапов вашей подготовки к тестированию по русскому языку.

II. Учитель (с записями на доске).

Орфоэпия- раздел науки о языке, в которых содержится правила произношения звуков и ударения в словах. Это законодатель произносительных норм литературного языка в его устной форме.

Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных, сочетаний с непроизносимыми согласными, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения.

- Что же такое орфоэпия? (мы будем учиться правильно

говорить.)

- Обозначьте звуковой состав подчеркнутых сочетаний букв в

словах и правильно произносите слова.

а) ателье, модель, свитер, шоссе.

б) что, чтобы, конечно, яичница.

в) Найдите произносительные и речевые ошибки в данном диалоге. Чем, по-вашему, они являются?

(необоснованное выпадение гласных)

- Ап`сины пр`даёшь?

- Канечна,- отвечает продавец.- Можит нужна?

- Разумеца, нужна. Скока берешь?

- Аднака мало. Пят.

- Куда ложить?

- Ложите в сумку.
III. - ^ Теперь поговорим о нормах ударения

(сообщение учащихся)

  1. О важности правильного ударения (прилагается)

  2. Об особенностях ударения в русском языке (прилагается)

^ Делается запись в тетрадях.

а) беглость ударения.

вырезать, резать, вырезной.

б) различие смысла слов.

мука – мука, трусит – трусит.

- Придумайте еще аналогичные слова:

^ Стоит – стоит , атлас – атлас , замок – замок , запасный(выход, путь) – запасной (игрок, ключ).

в) Ударение – как способ выражения грамматических значений.

крови (Р.п) – крови (П.п)

обрезать (несов. в.) – обрезать (сов.в.)

молча (нареч.) – молча (дееприч.)

  1. Об основных тенденциях в развитии русского ударения. (прилагается)

  2. Работа у доски и с классом.

- Попробуйте расставить ударения в глаголах.

Какую закономерность наблюдали?

(Есть большая группа глаголов, имеющая ударение на основе

во всех формах, кроме ж.р.).

Брал , брала , брало , брали ,

Взял , взяла , взяло , взяли ,

Гнал , гнала , гнало , гнали ,

Дал , дала , дало , дали .

(Вывешивается таблица «Запомнить!»)

(Обращайте внимание на стены с таблицами).


  1. Учитель.

- Многие слова с правильным ударением требуют запоминания, для этого нужно стараться чаще их произносить, читать. В этом случае вы подключаете м зрительную, и слуховую память. Обратите внимание на стенды, где я постаралась поместить слова, часто употребляемые в текстах на экзаменах и в речи. Они будут периодически меняться. Учите. Ударения можно проверять по словарям и специальным справочникам. Об этом вам расскажет…

^ 6. Орфоэпический словарь (знакомство)

а) Самостоятельная работа с учебником упр. 17 с.15 (каждой

группе по пять слов, учитель проверяет у своих помощников,

а они у своей группы).

б) Тестовые задания по теме «Культура речи» по группам

- Что интересного узнали о своих словах с помощью словарей?

- Что же помогает узнать орфоэпический словарь?
IV. Шуточная сценка о правильном и неправильном ударении

(прилагается)

- Постарайтесь запомнить слова с правильным ударением.
ИТОГ: на экране спроецированы слова из сценки.

- Расставьте ударение.

Фарфор, нужен, алфавит, каталог, творог, магазин,

статуи, партер, шофёр, квартал.
V. Д/З с. 14 учебника и конспект,

с. 13 упр.10 (I ч.)

  1. ^ ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.


Глаза – зеркало души.
Урок развития речи в 6 классе.

(из опыта работы)
Учитель МБОУ СОШ №17 МО Северский район

Тимофеева Г.Н.

ЦЕЛЬ: воспитание в душах детей внимания к человеку и его судьбе.
Задачи: вспомнить, что такое портрет литературного героя; развивать наблюдательность, внимательное отношение к окружающим людям, умение постигать их внутренний мир; научиться излагать свои наблюдения за внешностью человека; способствовать развитию монологической речи учащихся.
Оборудование: мультимедиапроектор, «Песенка о глазах» из к/ф «Укротительница тигров», слайды – репродукции картин И.Репина «Девочка-рыбачка», В.Серова «Девочка с персиками», «Мика Морозов», Н.Жукова «Андрюша»; фотографии киноактеров, ученицы на уроке; слайды с пословицами и портретной лексикой.


  1. Музыкальная минутка. Звучит «Песенка о газах» из к/ф «Укротительница тигров».

  2. Беседа с классом:

- О чем поется в песне?

- Что говорится о глазах?

- Как можно назвать песню?

- Часто ли приходится вам, ребята, смотреть в газа окружающих вас людей?

- Приходилось ли вам замечать печальные глаза одноклассника, или побледневшее лицо учителя, или слезы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы?

«Чтобы это увидеть, надо быть наблюдательным и внимательным к окружающим нас людям. Надо уметь смотреть в глаза друг другу».

- Что такое портрет литературного героя? Для чего он вводится в литературное произведение?

3. Литературная викторина, в процессе которой надо определить, о портретах каких героев идет речь в данных отрывках, какие элементы внешности изображает автор при создании портретов героев.

А) «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного сверкающего льда! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира».

(Г.Андерсен. «Снежная Королева»)

^ Б) «…И вдруг его не узнал:

Был он как будто прежний,

Спокойный и молодой,

Все те же глаза мальчишки,

Но только … совсем седой».

(К.Симонов. «Сын артиллериста»)

В) «Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит».

(А.Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)

Г) «Это был мальчик, лет девяти, худенький и тоненький, как тростиночка. Одет он был в грязной рубашонке и коротких штанах. Темные курчавые волосы лохматились над задумчивыми глазами».

(В.Короленко. «Дети подземелья»).

Д) «…а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз:

Все серые, карие, синие глазки –

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты».

(Н.Некрасов. «Крестьянские дети»).
4. Слово учителя. «Ведь недаром говорят: «Глаза – зеркало души». Значит, глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. Чтобы вы убедились в этом, послушайте отрывок из рассказа М.Шолохова «Судьба человека»: « Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника». Прочитав этот отрывок, еще ничего не зная о судьбе героя, о чем можно догадаться? Но не только писатели дают изображение внешности людей: описание внутреннего состояния души, характера человека через выражение лица, глаз мы встречаем также в пословицах и поговорках».

- Обсуждение пословиц и поговорок, спроецированных на экран:

« Коль очи светятся, душа чиста».

« Строгие глаза – не гроза».

« Что в сердце творится, на лице не утаится».

« По когтям да по зубам зверей знать, а человека по глазам видать».

« В глаза боится тот смотреть, кто совершил преступление или думает совершить».

По два понравившихся высказывания учащиеся записывают себе в тетради.
5. Групповая работа. Каждая группа из 5 человек получает репродукцию произведения одного из художников или мастеров фотографии.

Задание: рассмотреть портреты, описать выражение лица, улыбку, глаза, душевное состояние, мысли человека: на обороте каждой репродукции помещены вопросы, которые помогут выполнить работу.

В помощь учащимся на экран спроецирована портретная лексика.

Карточка № 1.

Рассмотрите внимательно портрет. Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу пропущенные слова. Перепишите. Подготовьтесь к рассказу о данном портрете.

Картина В.Серова «Верушка Мамонтова». Верушке двенадцать лет. Лицо девочки … , на щеках … , глаза … .

О чем думает Верушка? Она думает о … .

Карточка № 2.

Картина В.Серова «Мика Морозов». Мике 4 года. Кажется, мальчик кого-то увидел. Лицо его … . Губы … . Он думает: … .

Карточка № 3.

Рисунок Н.Жукова «Андрюша». Кто-то обидел мальчика. Лицо у него …, глаза … . Губы … и … . Он вот-вот … . Андрюша думает: … .

Карточка № 4.

Картина И.Репина «Девочка-рыбачка». Судя по одежде, она очень бедная. Лицо …, … .

Взгляд … глаз наполнен … . Она думает: … .

Карточка № 5.

Портрет известной киноактрисы. Лицо у нее … . Глаза …, улыбка … . О чем она думает в этот момент? Нам кажется, … .

Карточка № 6.

На фотографии Юля. Она внимательно слушала объяснение учителя и, когда он задал вопрос, сразу подняла руку. Лицо девочки … . Глаза …, … . Она думает: … .

- При проверке выполненной работы учащиеся каждой группы показывают классу портрет и рассказывают о нем. Учитель оценивает проделанную работу.
Д\З. Написать сочинение-миниатюру на основании личных наблюдений на тему «Мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)».

^ 4. Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе
Цель урока: рассмотреть основное направление удара немецко-фашистских сил летом 1942 года; уяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; продолжить формировать навыки работы с документами и на примере исторических источников, а также художественной литературы вскрыть истоки перелома; продолжить воспитание чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.

Оборудование: карта «Великая Отечественная война Советского Союза»; атласы, схемы, документы; выставка художественной литературы, портреты писателей-фронтовиков, документальный фильм «Сталинградская битва», слайды «Мамаев курган», грамзапись песен В. Лебедева-Кумача «Священная война», А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Поклонимся великим тем годам», мелодии В. Бетховена «Лунная соната».

Эпиграф. От рождения земля не видела

Ни осады, ни битвы такой.

Содрогалась земля, и краснели поля.

Всё пылало над Волгой-рекой.

В. Лебедев-Кумач

Учитель: «В словах Лебедева-Кумача ярко отражены страшные события войны под Сталинградом. В этом мы убедимся сегодня на уроке истории и литературы».
I. Звучит грамзапись песни «Священная война». Ученик рассказывает: «На третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом,- «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача. Эта песня пробудила дух патриотизма, её торжественные , исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту Родины, война названа «народной» и «святой», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны».

II. Просмотр документального кинофильма “Сталинградская битва». Учитель истории рассказывает об исторических событиях 1942 года.
Учитель литературы: «23 августа запомнился сталинградцам: «Гудение моторов становилось всё сильней. Все звуки города сникли, сжались, и лишь гудел, наливался гудящий звук. Немцы шли в несколько этажей, заняв весь голубой объём летнего неба. Бомбы достигали земли и врезались в город. Дома умирали так же, как умирают люди. Одни, худые, высокие, валились на бок, убитые наповал, другие стояли дрожа, шатаясь. Тот, кто был здесь, никогда этого не забудет. Теперь этот город – длинный и серый, над которым день и ночь пляшет огонь и вьётся пепел. Это город-солдат, опаленный в бою. В городе уже давно нет безопасных мест. Гул бомбёжек и артиллерийской канонады день и ночь стоит над содрогающейся землёй. Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головами и земля содрогается под ногами. Да, здесь трудно жить, больше того: здесь невозможно жить в бездействии. Но жить, сражаясь, жить, убивая врага, - так жить здесь можно, так жить здесь нужно и так жить мы будем, отстаивая этот город среди огня, дыма и крови». (К. Симонов).
III. Героическая битва под Сталинградом.

  1. Бои за «дом Павлова» - историческую справку даёт ученик.




  1. Проецируется на экран слайд «Защита «дома Павлова».

  2. Учитель литературы рассказывает о писателе-фронтовике Василии Гроссмане: «В годы Великой Отечественной войн Василий Гроссман в качестве военного корреспондента газеты «Красная звезда» был среди защитников Сталинграда. Поэтому в его произведениях «мысль народная» выдвинута на первый план. «Пусть не будет слова величавей и святей, чем слово «народ»!- пишет Гроссман. Все события, значительные и незначительные, и судьбы каждого из героев связаны со Сталинградской битвой».

  3. Ученик рассказывает о защите дома 6/1 по страницам романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» и зачитывает отрывок.



IV. Оценка обороны Сталинграда.
Учитель истории.

1. Работа с картой и атласами.

2. Учащиеся зачитывают дневниковые записи немецкого солдата, убитого под

Сталинградом, отрывки из воспоминаний немецкого генерала Г. Дёрра, русского

генерала В. И. Чуйкова.

3. Анализируя приказ, ученики раскрывают сущность плана контрнаступления

советских войск под Сталинградом.
Вывод: победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу и удерживала её вплоть до полной победы над врагом.
V. ^ Сталинградская битва в литературе.

1. Учитель литературы: «Наше поколение – наполовину вырубленная роща», - с болью сказал когда-то Сергей Наровчатов о себе и своих ровесниках, кому в начале войны было всего по 18-20 лет. И это была ещё не вся горькая правда. На самом деле с кровавых полей сражения живыми вернулись лишь трое из каждых ста его молодых участников. Остро чувствовали ответственность за судьбу страны и писатели: 941 из них ушел на фронт, 417 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, лётчиками, моряками. Конечно, наши писатели не могли остаться в стороне от событий на Волге. Очень много книг написано о Сталинградской битве. Перед вами выставка книг писателей-очевидцев: К. Симонова, В. Некрасова, Ю. Бондарева, В. Гроссмана, стихи поэтов-фронтовиков. Вы получили индивидуальные домашние задания к этому уроку и сейчас расскажите, что подготовили.
2. Учитель: «О тяжелых боях под Сталинградом ярко написал Ю. Бондарев в романе «Горячий снег».

Ученик рассказывает о писателе: «Один из самых крупных современных русских

писателей Юрий Бондарев принадлежит к славному «военному поколению» юношей 1941 года, которые прямо со школьных, студенческих скамей отправились на фронт защищать Отечество. Непосредственный участник великих и грозных событий 1941-1945 годов, боевой офицер-артиллерист, прошедший весь тяжкий путь войны от самого начала и до конца, Бондарев поведал обо всём перечувствованном и увиденном на фронте так человечно, с такой пронзительной достоверностью и нескрываемым драматизмом, каких в ту пору уже жаждала, но почти ещё не знала советская литература о войне. Произведения Юрия Бондарева несли в себе неподдельную правду не только о батальной стороне войны, но, главное, о людях, чьё нравственное достоинство строго испытывалось в безошибочных обстоятельствах, на грани жизни и смерти. В них читатель увидел бесстрашную окопную правду. Маршал Жуков, защищая Бондарева от нападок критики, убеждённо говорил: «Не зная правды окопной, нельзя написать правды о войне вообще».
^ Беседа по роману.

- Как вы поняли название романа «Горячий снег»?

- Какие эпизоды романа взволновали вас больше всего?

- Что вкладывает писатель в понятие «героизм»?
Учитель: «Спустя 30 лет после Сталинградской битвы престарелый гитлеровский фельдмаршал Манштейн отказался встретиться с советским писателем Бондаревым, узнав, что тот пишет книгу об историческом сражении на Волге.

До сих пор то, что сделали советские бойцы под Сталинградом, изумляет, восхищает одних и вызывает неутихающую злобу и ненависть у других».
3. Учитель: «В художественной литературе мы видим не просто исторические факты, а прежде всего людей-тружеников, быт войны. С хлебом было плохо, не хватало курева, боеприпасов. Грязь. Вши. Обо всём этом мы читаем в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Но в этой бесчеловечной, кровавой войне человек оставался человеком, а люди – людьми. Это для писателей-фронтовиков главное. Это главное и для нас».
- Что вы можете сказать о Викторе Некрасове?

Ученик: «Виктор Некрасов попал на фронт в первые дни войны, воевал под Сталинградом, был дважды ранен, на себе испытал то, что описано им «В окопах Сталинграда». В его повести нет ни генерала, ни политработника – только солдаты и офицеры».

- Как достигается достоверность изображаемого автором?

- Как название повести соответствует содержанию?

- Как описывается война в повести?

- Что ценит в человеке автор и его герой?
^ Вывод: - Почему отстояли Сталинград?

- Что помогло солдатам?
Учитель: «Один из героев кинофильма «Курсанты» сказал: «Я знаю, почему мы победили в этой войне, мы оставались людьми». В любых обстоятельствах такие, как Керженцев, оставались людьми».
4. Учитель: «Невозможно умолчать и о фронтовой поэзии. Она была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну».
- Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу? (Чтение стихотворения Владислава Занадворова, геолога и поэта, погибшего под Сталинградом).

- Какие чувства выражены во фронтовых стихах? О чём они?

- Каким вы увидели военный Сталинград?
VI. ^ Заочная экскурсия по Мамаеву кургану.

(Звучит Лунная соната В. Бетховена. На экран проецируются слайды с видами ансамбля-памятника. Ученики проводят заочную экскурсию).
Учитель литературы: «Ребята, вы, наверное, согласитесь с тем, что никогда не изгладится из памяти людей Сталинградская битва. Земля не забудет своих героев, ушедших в бессмертие с кровавых полей сражений. В честь великого подвига героев на Мамаевом кургане зажжён Вечный Огонь Славы».
1-й ученик: «Никогда не зарастёт тропа к величественному памятнику на Мамаевом кургане – Главной высоте России.

Не только талант художника, энергию строителя и долг гражданина, но и святую солдатскую память вложил в ансамбль Мамаева кургана его автор Евгений Викторович Вучетив.

Только она, солдатская память, могла подсказать ему этот сомкнутый строй тополей, начинающих путь к вершине кургана… Ты только ступил на его землю. Но уже замирает сердце: это не тополя, это плечо к плечу навек стоят насмерть солдаты Сталинграда. И павшие, и те, кто выжил.

Молодой Сталинградский солдат Микола Упеник написал такие строки:
На приволжскую твердыню

Налетело вороньё.

Мы хранили, как святыню,

Славу гордую её.

Позади, полна тревоги,

Затуманилась река.

Дальше не было дороги,

Хоть Россия велика.
Значительную часть комплекса занимают стены-руины».
2-й ученик: «Трудно забыть эти суровые камни непокорённого города, эту железную стену мужества и отваги его защитников.

Высоко-высоко над руинами стоит простой солдат в плащ-палатке – чей-то сын, чей-то муж, чей-то любимый…

Стены-руины.

На них начертаны призывы, клятвы защитников Сталинграда».
3-й ученик: «Поднимаемся на Площадь Героев. В центре её – водяной партер.

В скульптурных композициях запечатлены подвиги отважных защитников города: двух израненных солдат, девушки-санитарки, моряка, раненого командира, знаменосца.

Стоят люди, смотрят на скульптуру «Стоять насмерть», и в памяти, наверное, всплывают стихи А. Суркова.

Гулко катился в кровавой мгле

Сотый атаки вал.

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.
С чувством глубокого уважения и скорби к павшим защитникам Сталинграда стоят пришедшие на курган перед скульптурой «Скорбь матери».
2-й ученик: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперёд. И снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они!»-эти слова начертаны на стене, что на Площади Героев.

А на стене Зала Воинской славы дан ответ: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг до конца перед священной матерью-Родиной!»
1-й ученик: «И вот мы подходим к самой высокой скульптуре, главному монументу памятника-ансамбля на Мамаевом кургане «Родина-мать зовёт».
Так есть гора в Европе или нет,

Что выше и Эльбруса и Монблана?..

Есть высота Мамаева кургана;

Её вершину видит целый свет!

(И. Гончаренко)
VII. Учителя истории и литературы: «Закончим нашу необычную экскурсию стихотворением Василия Щебуняева «На Мамаевом кургане» (звучит Лунная соната В. Бетховена).

Друзья мои, счёт времени проверьте,

Минувшим дням уже немалый срок.

Я вновь ступаю на курган бессмертья,

И к горлу поднимается комок.

Здесь сердце как-то неритмично бьется,

К глазам спешит незваная слеза.

А Волга так же величаво льётся,

И на траве хрустальная роса.

Ступенька за ступенькой: выше, выше,

Остановись, товарищ, помолчи,

Здесь каждый камень сердцем павших дышит,

И гром разрывов в памяти стучит.

Мир над землёй.

Но здесь душа трепещет,

Смотрю и вижу в блеске чёрных плит,

Как Волга окровавленная плещет

И пламенем волна её горит.

Встают руины обгоревших зданий,

Разрывы бомб и пушек дикий гром,

И падают, сражённые свинцом,

Солдаты на Мамаевом кургане.

Мне кажется, не будет им конца-

Боям, атакам, схваткам до рассвета,

Но не сломить советского бойца:

Ещё рывок – и вот она, победа!

Над высотою гордо реет флаг,

«Ура» победное гремит по всей долине.

Здесь, на кургане, был повержен враг,

Чтобы добитым быть потом в Берлине.

-Сыны мои,- зовёт Отчизна-мать,

Поднявши меч всесильною рукою,-

Вы пали здесь, чтобы в веках сиять,

Как символ славы городу-герою!
Мелодия песни – стихи читает ученик.
VII. Заключение.

Учитель литературы: «Эпилогом нашему уроку послужат слова из песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Поклонимся великим тем годам».

(Звучит мелодия песни, стихи читает ученик).
Не забывай те грозные года.

Когда кипела Волжская вода,

Земля тонула в ярости огня,

И не было ни ночи и ни дня.

Сражались мы у Волжских берегов.

На Волгу шли дивизии врагов,

Но выстоял великий наш солдат,

Но выстоял бессмертный Сталинград.
Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам, и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым, и живым,

Всем тем, которых забывать нельзя.

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Учитель истории: «Это не просто слова, а гимн героизму советского солдата. Объявляю минуту молчания. Прошу всех встать».

IX. Домашнее задание.

1). Используя материалы учебника «История Отечества» (& 40), заполнить таблицу.

2). Написать сочинение на одну из тем: «Он защищал Сталинград», «Мои земляки на фронтах Отечественной».

Похожие:

Описание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград. Дифференцированный подход в обучении русскому языку iconУрока: Обучающая
Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложносочинённые предложения»
Описание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград. Дифференцированный подход в обучении русскому языку iconУрок смотр знаний. Тема урока: Обобщающий урок по теме “Однородные...
Конспект урока, посвященный 450 – летию добровольного присоединения Башкортостана к России, по русскому языку в 8 классе
Описание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград. Дифференцированный подход в обучении русскому языку iconМуниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная...
«Урок развития речи. «Текст – портрет» (подготовка к сочинению-рассуждению задания С)»
Описание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград. Дифференцированный подход в обучении русскому языку iconПлан-конспект урока по информатике
Ключевые слова: информатика, открытый урок, конспект, презентация, поиск информации, Интернет, компьютерная сеть, поисковая система,...
Описание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград. Дифференцированный подход в обучении русскому языку iconУрока: Строчная и заглавная буквы Дд. Перенос слов. Географические названия
Конспект урока по русскому языку (письмо) по системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Описание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград. Дифференцированный подход в обучении русскому языку iconПлан-конспект урока по технологии «Деятельностный подход в обучении»
Тема: «Давление. Единицы измерения давления. Способы уменьшения и увеличения давления»
Описание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград. Дифференцированный подход в обучении русскому языку iconДифференцированный подход в обучении младших школьников
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе...
Описание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград. Дифференцированный подход в обучении русскому языку iconКонспект урока по русскому языку в 4 классе
Цель: обобщить и систематизировать знания по темам «Глаголы» и «Однородные члены предложения»
Описание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград. Дифференцированный подход в обучении русскому языку iconРеализация прикладной направленности курса математики основной школы...
Прикладная направленность в обучении математике как и дифференцированный подход к учащимся, являются в настоящее время важнейшими...
Описание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград. Дифференцированный подход в обучении русскому языку iconКонспект урока по русскому языку по теме: «Значение слова»
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница