Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах




НазваниеДифференциация обучения на уроках литературы в старших классах
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4







Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах.

"... разных детей и учить надо по-разному,
потому что каждый по-своему воспринимает мир.
Массовое образование не учитывает эту особенность"
Говард Гарднер


I.

Принципы индивидуализации и дифференциации обучения основательно разработаны в современных психолого-педагогических науках. При этом дифференциация обучения - часть дидактического и развивающего комплекса педагогики сотрудничества и технологии личностно ориентированного обучения.
Переступая порог класса, учитель видит десятки глаз, насторожённо смотрящих на него. Дети разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, характеру, способностям. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта. Как построить урок так, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство учителя и состоит в том, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую, индивидуальную, учитывая при этом общее – для класса, типичное – для групп и индивидуальное – для отдельных учащихся. Каждому учителю известно, что полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого обучающегося.

Цель данной работы – обобщить опыт педагогической деятельности её автора по проблеме дифференцированного обучения литературе в старших классах, уделяя особое внимание некоторым приоритетным приёмам и методам , которые на практике показывают свою состоятельность.

Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот вопрос дает новая технология обучения "Уровневая дифференциация”, позволяющая более активно использовать потенциальные возможности учащихся. Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить.
Школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.
Мы считаем, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского означает «разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени».
Цель дифференцированного обучения - организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача - увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Дети всегда приступали и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.
Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.
Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Осуществляя дифференцированный подход, учителю следует руководствоваться следующими требованиями:

  • создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

  • активно общаться с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

  • обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому «взять» столько, сколько он может).

Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

О требованиях к уровневой дифференциации.
В основе уровневого дифференцированного обучения лежит планирование результатов обучения: выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом
Достижение обязательных результатов обучения становится тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель каждого ученика и перестраиваться содержание его работы: либо его усилия направляются на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений.
Благодаря такому подходу дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный, осязаемый и для учителя, и для ученика смысл. Заметно увеличиваются возможности для работы с сильными учениками, поскольку учитель уже не должен спрашивать данный на уроке материал в полном объёме со всех школьников. Кроме того, отпадает необходимость постоянно разгружать программу и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых обучающихся.

Для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации необходимо соблюдение следующих требований:

• Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся.
Успех дифференцированного обучения в значительной степени зависит от познавательной активности обучающихся, от того, насколько они заинтересованы в собственной работе. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить предъявляемые учителем требования активируют познавательную деятельность обучающихся , причём на разных уровнях.
Если цели известны и посильны обучающемуся, а их достижения поощряются, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться их выполнить. Поэтому открытость уровней подготовки способствует формированию положительных мотивов учения, сознательного отношения к учёбе , повышению самооценки обучающегося.

• Наличие определённых «ножниц» между уровнем требовании и уровнем обучения.
Не следует отождествлять уровень преподавания материала с обязательным уровнем его усвоения. Первый должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а обучающиеся , потенциально способные усвоить больше, не дадут двигаться дальше.
Каждый ученик должен в полном объёме услышать предлагаемый материал, ознакомиться с образцами анализа, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных вопросов.
Иначе говоря, давая всем одинаковый материал, учитель устанавливает различные уровни требований к его усвоению.

• В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням.
Не следует предъявлять более высоких требований тем обучающимся, кто не достиг уровня обязательной подготовки. Трудности в учебной работе должны быть для подростков посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения.

• Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности.
Каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал.
Такой поход позволяет формировать у обучающихся познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности.

  • • Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход.

  • Контроль должен предусматривать проверку достижения всеми обучающимися обязательных результатов обучения, а также дополняться проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.

4. Диагностика уровня литературного развития учащихся старших классов и формирование групп.
На уроках литературы в 10-11 классах большое место занимает групповая самостоятельная работа. Для того чтобы эта работа была эффективной, процесс формирования ученических групп должен быть контролируемым.
При формировании групп нужно учитывать уровень коммуникативной компетентности учащихся. Состав коммуникативной компетентности – это грамматическая, социолингвистическая , дискуссионная и стратегическая компетентности. В грамматическую компетентность входит степень овладения лингвистическим ходом языка; в социолингвистическую – способность пользоваться языковыми средствами с учётом темы, ролей, участников общения или конкретно заданной ситуацией общения. Это знание правил поведения, принятых в данном языковом коллективе. Дискуссионная компетентность – способность создавать текст. Используя и интерпретируя формы слов и их значения. Стратегическая компетентность – это способность обучающегося эффективно участвовать в общении, выбирая правильную стратегию, тактику общения.
Материал для анализа перечисленных компонентов дают наблюдения, контрольные срезы, по результатам которых учитель заполняет диагностическую таблицу:
1. Обучающиеся с высоким уровнем коммуникативной компетентности
2. Обучающиеся со средним уровнем коммуникативной компетентности
3. Обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетентности

В каждом полугодии учитель проводит диагностику с целью выявить уровень литературного развития учащегося.
Несомненно, качественный и количественный состав групп меняется в зависимости от результатов диагностики в процессе обучения. Обучающиеся знают, что такой состав группы не закреплён раз и навсегда. Со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения и собственным желанием.

5.Основные этапы дифференцированной работы на уроке.
Дифференцированная работа на уроке литературы в 10-11 классах проходит в несколько этапов.
1-й этап. Дифференцированная домашняя работа.


Обучающимся с низким уровнем коммуникативной компетентности предлагаются типовые задания - аналогичные задания были выполнены на уроке.
Обучающимся со средним уровнем коммуникативной компетентности к типовым заданиям даются и такие, которые направлены для ликвидации пробелов в знаниях, для восстановления утраченных умений и навыков. Однако первую и вторую группы школьников не нужно перегружать, так как это может вызвать отрицательную реакцию. Поэтому учителю необходимо отбирать необходимый минимум дополнительных заданий в соответствии с основными пробелами в знаниях.
Группе с высоким уровнем коммуникативной компетентности предлагаются усложнённые задания не только с применением практических знаний, но и с использованием теоретического материала, творчества, задания, требующие рассуждений, анализа. Приветствуется чтение дополнительной литературы, что способствует расширению кругозора обучающихся: предлагается выделить связь с другими темами и предметами.
Таким образом, домашнее задание не должно быть формальным, оно должно ещё раз закрепить изученное, отработанное на уроке и, конечно, тоже должно быть дифференцированным.

2-й этап. Объяснение нового материала.


Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся со второго урока по новой теме.
Обучающимся с низким уровнем коммуникативной компетентности , по возможности, следует «разбить» материал на мелкие части и постоянно контролировать их.
А обучающимся со средним и высоким уровнем предлагается, где это разумно, самостоятельно работать по углублению и изучению материала, чётко выделять каждое понятие, затем вырабатывать и самостоятельно осуществлять важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение – и переходить к творческим заданиям.

3-й этап. Закрепление знаний, умений и навыков.


Это этап дифференциации заданий, объёма и количества и меры помощи учителя.
Обучающимся с низким уровнем коммуникативной компетентности даются облегчённые задания (найди ответ в параграфе, выдели главную мысль абзаца…) Они способны составить аннотацию, тезисный план или обычный план, по тезисам раскрыть содержание темы, дополняя своими примерами , могут составить рассказ по конспекту, таблице, схеме, алгоритм. Работа, безусловно, идёт в замедленном темпе при заранее ограниченном материала. Учитель непосредственно контролирует работу таких обучающихся и при необходимости даёт подробные инструкции.
Обучающимся со средним уровнем коммуникативной компетентности даются задания и опросы на применение нового материала. Для таких старшеклассников вполне посильны более сложные творческие задания: мини-интервью, взаимовопросы, составление сложных планов, схем, таблиц (например, сопоставительных: «Понтий Пилат и Га-Ноцри»); написание эпилога произведения, исходя из логики развития художественных образов; постановка проблемных вопросов, составление монологов, диалогов: создание «автопортрета писателя» по воспоминаниям и запискам о нём и т.д.
Обучающимся с высоким уровнем коммуникативной компетентности , как правило, поставлена на уроке цель – выполнить как можно больший объём заданий, чтобы отработать навыки до «автоматизма» и подойти к общим выводам самостоятельно. Старшеклассникам предлагается создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос и найти ответ на поставленный вопрос. Этим обучающимся можно предложить сравнить проблематику произведений (например, пьесы М.Горького «На дне» и сказки «О чиже, который лгал, и дятле, любителе истины»); сравнить героев (например, кто ближе к истине: Понтий Пилат или Га-Ноцри); сделать общий вывод по теме («Человек и природа: границы дозволенного» (по произведениям М.Булгакова и Е.Замятина); составить схемы, алгоритмы, сделать сопоставительный анализ поэтических произведений. Можно предложить и такие творческие задания: составить библиографический список по определённой теме, создать психологический портрет по произведениям изобразительного искусства, например, по портретам Л.Н.Толстого, принадлежащим разным художникам. Интересными, как показывает опыт работы, для ребят творческих являются создание саморецензии, телепередач о поэте или писателе, состязание со знаменитыми поэтами – классиками, написание стилизации под то или иное направление или чей-либо авторский стиль. Такой дифференцированный подход на уроках литературы делает выполнение этих заданий вполне посильным ученику соответствующего уровня, а, кроме того, ещё интересным и занимательным.
  1   2   3   4

Похожие:

Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах icon"Поиск методических средств, способствующих развитию личности глухого...
В руках сурдопедагогов находится мощное средство повышения качества учебно – воспитательного процесса, каким … является развитие...
Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах iconПрограмма предпрофильной и профильной подготовки учащихся
Создание профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию...
Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах iconУроках математики в старших классах
Этим, конечно, не ограничивается вся область творчества; элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности...
Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса. Рассмотрено
В школе для умственно отсталых детей в старших классах (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более...
Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах iconМетодические рекомендации по проектированию и экспертизе учебных курсов по выбору учащихся
«системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию...
Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах iconОписание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград....
Совершенствование обучения русскому языку в 5-9-х классах самым тесным образам связано с решением такой сложной и крайне важной проблемы,...
Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах iconОдним из видов практической деятельности, используемый на занятиях...
«Основы регионального развития» в старших классах, является проектирование. Учащиеся знакомятся с учебными, социальными, бизнес-проектами...
Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах iconПрограмма «Математика»
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком...
Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах iconПояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение...
Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном...
Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах iconПояснительная записка общая главная цель уроков литературы: приобщение...
Как и в средних классах, литература в 10 и 11 классах изучается как вид искусства, а элементы истории и теории литературы в основном...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница