Программа «Молодое поколение читает»




НазваниеПрограмма «Молодое поколение читает»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипПрограмма


Муниципальное образовательное учреждение

Мирновская средняя общеобразовательная школа.

(МОУ Мирновская СОШ)
Программа

« Молодое поколение читает»


2007 год



Содержание программы.



  1. Вступление.

  • Пояснительная записка.

  • Цели программы

  • Задачи программы



  1. Основная часть. Содержание программы.

  • Первый год (01.01.08 – 01.09.08)

Краеведение.

Чтение с последующим обсуждением

Практический выход

  • Второй год (01.09.08 – 01.09.09)

Краеведение.

Чтение с последующим обсуждением

Практический выход


  • Третий год (01.09.09 – 01.09.10)

Краеведение.

Чтение с последующим обсуждением

Практический выход


  • Четвёртый год (01.09.10 – 01.09.11)

Краеведение.

Чтение с последующим обсуждением

Практический выход


  • Пятый год (01.09.11 – 30.06.12)

Краеведение.

Чтение с последующим обсуждением

Практический выход

  1. Заключение. Ожидаемые результаты.


Вступление.

Пояснительная записка.

Проблемы устной и письменной речи школьников актуальны, особенно в наш век технического прогресса. Школьник не читает книги. Ему легче даётся освоение компьютерной техники, виртуальных игр и общений. Книга не является на сегодняшний момент главным источником знаний.

Не читая книг, школьник не получает развития устной и письменной речи, не владеет достаточным уровнем литературной лексики. У ребят появился свой язык, сленг, на котором они разговаривают между собой.

Одному школьному библиотекарю с данной проблемой не справиться. И если учитель и библиотекарь будут действовать заодно, можно надеяться и на понимания родителей, а значит и на положительный результат по привитию любви к чтению.

Насущной задачей сегодняшнего дня становится формирование культуры чтения. Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения. Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства. Нельзя забывать: книга - лучший источник знаний, а чтение – это освоение письменной информации, в свою очередь, письменная информация – это наиболее надёжная, выверенная информация, к которой можно многократно возвращаться.

Программа поддержки и развития чтения была разработана библиотекарем Барашковой Т.Н. совместно с классным руководителем 5 класса Егоровой Л.В. и рассчитана на её реализацию в течение четырёх с половиной лет с 01.01.08г. по 30.06.12 г.

Возраст учащихся выбран не случайно. С детьми младшего подросткового возраста (5 -7 классы) работать проще, так как они легче поддаются формированию внутреннего стимула чтения, возникающего в том случае, если ребёнок эмоционально откликается на события, происходящие в художественном произведении, сопереживает его героям, радуется их достижениям и победам. Мир современного подростка, осознание самого себя в жизни и обществе. К 8-9 классам можно будет увидеть результаты, поэтому в программу включены рассказы, цель их - способствовать развитию творческого подхода к жизни, показать книгу и чтение как «аптеку для души», важнейший инструмент духовного развития личности.

В программу включены вопросы литературного краеведения. Материалы по литературному краеведению Ульяновской области располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.

Нельзя не использовать СМИ. Поэтому в программу вошли просмотр экранизаций различных фильмов с обсуждением и сравнением с печатным текстом. Кинорежиссёр С. Говорухин сказал: «Россию можно уничтожить только одним способом – переломив духовный хребет. А где нация черпает духовные силы? Только в своей истории, культуре, искусстве. Сегодня ключевая задача – не потерять следующее поколение….Тогда Россия выживет».

Дети – актёры. Они любопытны, вездесущи, им хочется ко всему прикоснуться. Практическая направленность программы включает в себя: экскурсии, встречи с интересными людьми, участие в постановках произведений, выступление перед родителями и участие в написание истории своего посёлка.

Программа развития чтения может меняться в течение года, здесь всё зависит от интересов и потребностей учащихся. Наша задача – осторожно и настойчиво подсовывать книги. И не в коем случае не идти по пути прямых рекомендаций! Книжки должны ненавязчиво появляться в руках учащихся.

А завершением программы может быть большой школьный праздник «Умники и умницы», где участники могут увидеть результаты своего труда и труда создателей этой программы.


^ Цель программы.

Воспитать активного, грамотного читателя, который может отобрать, понять, оценить информацию, преобразовать её в знания и применить в своей жизни.

Задачи.

Пробудить интерес и привить любовь к чтению.

Воспитывать умение осознавать свои поступки через поведение героев произведений.

Развивать устную речь учащихся.

Развивать творческие способности учащихся.

Воспитывать любовь к родному краю.

Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, необходимую им в течение всей жизни.

Воспитывать умение общаться со своими сверстниками.

Развивать кругозор учащихся.


^ Содержание программы.
1 год. 5 класс.
Исследование. Изучение интересов пятиклассников через анкетирование, мои любимые книжки и просмотр читательских формуляров.

Знакомство с программой

Андрею Усачёву поверим: Читать ужасно интересно!

Вы можете сидеть, лежать,

И не сходя при этом с места,

Глазами книгу пробежать.

Да-да! Читать – ходить глазами

За ручку с мамой, после – сами,

Ходить – ведь это же пустяк!

Не бойтесь сделать первый шаг.

Я знаю скоро по страницам

Порхать вы станете, как птица,

Ведь необъятен и велик,

Как небо,

^ МИР ВОЛШЕБНЫХ КНИГ!

Детство – родители, сказки, стихи… Хорошая книжка (это, конечно, сказка) учит человечности, уверенности в том, что добрый, хотя и слабый, в конце концов, обязательно победит злого и сильного.

Задача заключается в том, чтобы пробудить в восприимчивой душе драгоценную способность со-переживать, со-страдать, со-радоваться, без которой человек не человек. Переживать чужую судьбу, как свою позволяют повести Л. Воронковой.

Тематика мероприятий.

  1. Чтение сказок Н.М. Языкова с последующем обсуждением.

    • Сказка о пастухе и диком вепре.

    • Жар – птица.




  1. Участие в областном конкурсе «Аленький цветочек»

  2. Посвящение юбилярам. С.Михалкову – 95 лет.

  3. Чтение повести Л. Воронковой «Девочка из города».

  • Обсуждение

  • Написание отзывов

  • Выполнение иллюстраций к повести.

Подведение итогов.

Выход. Выступление учащихся на родительском собрании. Конкурс стихов.
2 год. 6 класс.
Вёз купец из-за границы

Платье для старшой сестрицы.

Зеркальце – для средней,

А младшенькой, последней,

Даже самой маленькой,

Привёз цветочек АЛЕНЬКИЙ.

Ребёнка нужно растить, прежде всего, на своей родной культуре (так поступают все народы мира!). Он познает, язык и мораль своего народа, его многовековой нравственный опыт.

^ Чтение – праздник души.

В волновом генетическом коде русского человека содержатся ключевые понятия, заложенные в нас тысячелетним православным сознанием и всей языковой культурой: «честь», «достоинство», «совесть», «подвиг», «служение», «самопожертвование», нельзя потерять эту высокогуманную культуру.(повесть Ю.Яковлева)

То, что не прочитано в юности, те нравственные понятия, которые не заложены с детства, трудно воспитать в дальнейшем. Большинство мам и пап мечтают, чтобы их дети были здоровыми, счастливыми, успешными, умными и развитыми. Замечательно, когда родители эти качества ставят в один ряд с честностью, порядочностью, верностью, добротой. Но как всего этого достичь? Сообща, читаем всей семьёй.
Тематика мероприятий.

  1. Постановка сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

  2. Посвящение юбилярам. Н.Носову – 100лет.

  3. Чтение повести Юрия Яковлева «Баваклава»

    • Обсуждение

    • Написание отзывов

    • Выполнение иллюстраций к повести.

  4. Конкурс «Самая читающая семья»

  5. Посвящение первоклассников в читатели. Праздник

Подведение итогов.

Выход. Экскурсия в областную библиотеку им. С.Т. Аксакова.


3 год. 7 класс.
Сегодня на телеэкранах и на книжном рынке господствуют книги о криминале и уголовщине. «Такова жизнь и её отражение», - утверждают те, от кого зависит книжный рынок и репертуар телепередач. Неправда. Криминал и уголовщина – это не жизнь, а обочина, «дно» жизни. А выдавать обочину за жизнь – значит заведомо вводить детей в заблуждение, давая ложное представление о действительности. Противодействовать этому могут умные книжки.

^ Всем лучшим в себе я обязан книге.

Говоря о патриотическом сознании школьников, нельзя не сказать об их отношении к героям Великой Отечественной войны и литературе о них. Эти книги вызывают у современных детей огромный интерес и очень полезны для нравственного и гражданского становления. Ведь это не выдуманные истории, а сама жизнь. Отсюда интерес. Растить детей в любви к Отечеству. Живы для нас слова А.С.Пушкина: «Клянусь, что ни за что на свете я не хотел бы променять отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой Бог её дал».

Очень полезно вечером пересмотреть семейный фотоальбом за большим круглым столом. Ещё раз вспомнить о тех, кто изображён на фотографиях. И обязательно поделиться семейной реликвией со своими одноклассниками.
Тематика мероприятий.

  1. Чтение произведения Н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени» с обсуждением.

  2. Чтение повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова – внука».

  3. Чтение повестей А.Алексина

    • «Сигнальщики и горнисты»

    • «Запомни его лицо»




  1. Просмотр к/ф по известным произведениям. Обсуждение.

  • В.Железников «Чучело»

5. Сочинение. История одной фотографии.
Подведение итогов.

Выход. Встреча с Ульяновской поэтессой Светланой Матлиной. Проба пера.

4 год. 8 класс.
«Что такое биография страны? Это биография людей, в ней живущих». Мы живем в мире людей, но ничего о них не знаем. А ведь с нами рядом так много интересных историй. « И я ощущаю ответственность за своё место в общем, семейном строю, за честь дедовской, отцовской фамилии, за род, который мне продолжать. А ощущения причастности к судьбе предков и ответственности за потомков и начинается Родина. Надо воспитывать в себе потребность делать добро, азартно трудиться, дружить, уметь уважать чужое мнение и бороться за свои идеалы. Тогда вскоре исчезнет всё страшное и уродливое, что унижает человека, оскорбляет его достоинство».

Рассказ – это прежде всего свойство души художника, отражение им жизни общества. В этом художественном жанре всегда отчётливо проступает нравственная, жизненная позиция самого автора, отношение его к героям, к происходящим событиям. Небольшой объём рассказа и глубина затрагиваемых в нём нравственных проблем помогут вызвать у учащихся неподдельный интерес к произведению, желание высказать и оспорить своё мнение, согласиться или не согласиться с позицией автора. Этот жанр художественной литературы предоставляет возможность более глубокой, вдумчивой работы со словом, обретение учеником настоящей читательской культуры. Рассказ способен одарить читателя мгновенной радостью или болью, испытывать чувство сострадания, желания разделить беду, трудности, испытываемые героем, обрести силу и уверенность в решении жизненных проблем.
^ Тематика мероприятий.

  1. Сбор материала о людях нашего посёлка. Пополнение школьного мини- музея новыми материалами. «История посёлка в истории страны».

  2. Чтение повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Отзыв о прочитанном.

  3. Обсуждение понравившихся рассказов из сборника «Тихие голоса», составленный учителем МОУ Мирновской СОШ Васильевой Н.И.



^ Подведение итогов.

Выход. Экскурсия в п. Андреевку Чердаклинского района Ульяновской области, музей поэта Н. Благова.

5 год. 9 класс.
Существует преступление – это пренебрежение книгам, их нечтение. За это преступление человек расплачивается всей своей жизнью. Если же преступление это совершит нация – она платит за это своей историей. Без чтения , без литературы, поэзии, без культуры – нам не спастись. Иначе просто не выжить.

«Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углубленно; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймём , что следует читать и чего не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.

По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного, - как бы букетом собранных нами в чтении цветов…» - написал о чтении И.А.Ильин. Очень важен выбор книг.

^ Тематика мероприятий.

  1. Сбор материала о людях нашего посёлка. Пополнение школьного мини- музея новыми материалами. «История посёлка в истории страны».

  2. Обсуждение понравившихся рассказов из сборника «Приятная прогулка», составленный учителем МОУ Мирновской СОШ Васильевой Н.И.

  3. Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы»



^ Подведение итогов.

Выход. Встреча с клубом самодеятельной песни «Веста». Творческий конкурс. Пробуем сочинять и исполнять песни.

Заключение. Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения. К концу четвёртого года они должны:

  1. Уметь быстро и правильно читать.

  2. Ориентироваться в мире книг. Уметь выбрать полезную и нужную книгу.

  3. Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь.

  4. Приобрести комплекс специальных знаний и навыков в театральном творчестве, краеведении, а также применять их в быту и передавать свои знания другим людям.

  5. Внести вклад в развитие своего посёлка.

Похожие:

Программа «Молодое поколение читает» iconМолодежь в сердце европейского строительства
Символ партнерства между двмя странами, Французско-германское бюро по вопросам молодежи (ofaj) празднует в 2003 г сорок лет. Молодое...
Программа «Молодое поколение читает» iconИсследование проводится анонимно, все собранные данные будут использованы...
Целью данного исследования является выявление отношения молодёжи к телевизионной рекламе. Ваши ответы помогут изучить проблему влияния...
Программа «Молодое поколение читает» iconЕжегодно, по итогам года, лучшие детские организации приглашаются...
В честной борьбе сражаются за звание «Лучшая детская организация», которой вручается переходящий вымпел
Программа «Молодое поколение читает» iconРодительское собрание о роли отцов
«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен....
Программа «Молодое поколение читает» iconРассказчиков неукротимых
Нравы здесь отличались особой консервативностью. Пожилые люди тяжело уживаются с теми новшествами, которые несет с собой молодое...
Программа «Молодое поколение читает» iconО проведении VI областного конкурса
«Социально-информационный центр «Здоровое поколение», областным Дворцом детского творчества на средства проекта «Разбудите спящую...
Программа «Молодое поколение читает» iconПрограмма «здоровое поколение»
Создание материально-технической базы, способствующей сохранению здоровья, педагогов
Программа «Молодое поколение читает» iconКонцепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования
Концепция включениям новое поколение государственных стандар­тов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура»...
Программа «Молодое поколение читает» iconЭкскурсия №2. «Пушкин и наш край»
Три диких камня с Пушкинскими строками – «Здравствуй племя молодое незнакомое!», «Там Русский дух, там Русью пахнет», «Являться муза...
Программа «Молодое поколение читает» icon"Настоящее образование есть только самообразование" (п л. Капица)...
Школа призвана обучать и воспитывать подрастающее поколение исходя из реальных требований жизни с учетом рыночных отношений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница