Моя педагогическая философия




НазваниеМоя педагогическая философия
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Моя педагогическая философия








Лупова Т.А., учитель МОУ средняя

общеобразовательная школа №5 г. Торжка.

2007 год
Первое сентября… Новый учебный год. С утра чувство тревоги и странно бьется сердце. Поняла. Это мысли о том, что сегодня я не встречусь со своими любимыми учениками. Они теперь пятиклассники. Значит, частичка моего сердца останется безвозвратно с ними. Эти, произнесенные в который раз, слова: «сердце отдаю детям», могут показаться банальными только тем, кто сам не привык делиться теплом сердца с другими людьми.

Много мудрых мыслей хранит для нас человеческий опыт. Я всецело поддерживаю Л.Н. Толстого, который писал: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Добро – понятие духовное. А современный мир - материальный мир. В этом мире человек стремительно несется к высокому материальному благосостоянию, увлекая всё и всех за собой. Именно этот человек является заказчиком современной школы на пути обучения и воспитания подрастающего поколения. Цели и задачи процесса обучения конкретны и понятны. Проблема развития и воспитания остается неразрешимой. Это происходит не потому, что мы, учителя и родители, не имеем конкретных представлений о задачах воспитания. Одна из них известна много сотен лет: «научить любить ближнего как самого себя». Зачем? Как? Могу ли я сама любить ближнего?

«Любить ближнего» - значит жалеть его, как самого себя. А любовь, желание любить – это добродетель? Каждый из нас, непременно, любит что-нибудь или кого-нибудь и живет своей любовью. Я люблю детей просто потому, что они дети. Ребенок – изначально беззащитное существо, полное противоречий, исканий, надежд. Каждый ребенок – открытая душа для всего: плохого и хорошего. Просто любить его – это не добродетель. Не дать закрыться этому юному цветку, захлопнуться двери чуткой души ребенка – вот добродетель учителя. Сердце! Оно подскажет верный путь. Назначение его – показать добро как правду, то есть как единственно верный себе путь жизни во всем и до конца.

Вспоминаю своих учеников, когда встретилась с ними в первый раз: незна-комые, многое еще недоступно им, внимательно наблюдают за учителем, ловят не только взгляд, но и жест, вздох. Сердцем поняла: важно им не навредить. Нечестные действия учителя, лицемерие, стремление добиться определенных результатов любой ценой дети переживают глубоко. Как потом в этом разобраться? Сердце напоминает: «Осторожно, дети!» Оно же подсказывает: «Не спеши в оценке того или иного поступка ребенка!»

Мой третьеклассник сбил с ног первоклассника. У меня нарастает чувство гнева. Я столько раз объясняла, что нельзя бегать, надо быть внимательным. Мне жаль другого ученика. Я ему сочувствую. Но гнев – плохой «советчик». Сердце шепчет: «Разберись! Выслушай! Узнай!». Оказывается, малыш выбежал из соседнего кабинета, и сам налетел на моего ученика. Спасибо сердцу, несправедливое наказание отменяется. А рядом несколько десятков глаз. Я убеждаюсь в который раз, что «учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся» (В. Соловьев). Личный пример учителя дает детям больше представлений о справедливости, добре, чем классные часы на эту тему.

Ценность добра не в факте его исполнения. Бессознательное совершение добрых поступков не соответствует достоинству человека, следовательно, не выражает человеческого добра. Его исполнение должно быть обусловлено сознанием человека. Почаще бы учителю прислушиваться к себе: не очерствело ли сердце, не подводит ли педагогическое чутьё?

К этому же призывает педагог Ш.А. Амонашвили в своей книге «В школу – с шести лет». Ш.А. Амонашвили – человек интенсивной мысли и жизни. Он разработал оригинальную методику, научно обосновал (основываясь на трудах Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, Л.В. Занкова) и проверил в школьной практике условия, содержание и принципы работы с шестилетними детьми, способствующие становлению социально значимых мотивов учения, всестороннему развитию личности школьников и гуманизации знаний. Педагог акцентирует внимание на следующем: «Чтобы ученики поверили учителю, последовали за ним, они должны открыть в нем исключительное великодушие, сердечность, отзывчивость. Ш.А. Амонашвили призывает к необходимости уметь сопереживать, прощать, помогать. Именно доброта и отзывчивость, по мнению педагога, предполагают терпение, выдержку, отношение к неудачам, проступкам учеников как к естественному явлению. Здесь забот для нашего сердца больше. Оно может стать жестким, строгим, но обязательно справедливым и последовательным.

Дети не приемлют грубость, жестокость, равнодушие, несправедливость. Они способны подсознательно чувствовать даже непрофессионализм учителя, а тем более его эгоизм. Всевидящее сердце непременно уловит проявление эгоизма: «Нельзя считать детей средством достижения наилучших результатов в своей педагогической деятельности». Пытаюсь ему возразить. В чем это может выражаться? Но факты говорят за себя. Всегда в классе есть учащиеся с низким уровнем успеваемости. Сердце не приемлет, когда таких детей учителя снимают с ответственных уроков (показательных, контрольных), заставляя оставаться дома. Сколько приходится пережить детской душе, когда ребенку об этом сообщают, когда он остается один на один со своими мыслями. Еще страшнее представить, что творится в душе ученика на следующий день по дороге в школу.

В моем классе училась девочка из асоциальной семьи. В первом классе она переживала свои неудачи в обучении, в третьем прибавились стыд, чувство неловкости за внешний вид. Сердце сжималось, когда Катя приходила в морозы в легкой обуви, тонкой куртке. После безрезультатных разговоров с мамой, долгих размышлений именно сердце заставило пойти на серьезный разговор с бабушкой девочки. Сердце позволило быть жесткой, но не жестокой в своих высказываниях, требовать конкретных действий, учить находить выход в очень сложной ситуации. Да, испытывала чувство неловкости оттого, что так глубоко проникаю в чужую жизнь, разговариваю в «сердцах». Но вскоре сердце, мужественное и переживающее, ликовало, когда бабушка взяла полный контроль над девочкой. Спасибо сердцу, что оно смогло не только уловить нужный момент, но выдержало новый этап в моей педагогической деятельности.

А может быть сердце ребенка наполнилось новыми ощущениями? Катя этим не делилась. В силу жизненных обстоятельств она не научилась быть откровенной. Только ее взгляды позволяли почувствовать, что душа ребенка наполняется теплом. Глаза ребенка – это барометр. Важно научиться понимать его показания, уметь чутко улавливать, читать настроение ребенка по едва заметным признакам, своевременно реагировать. Как? Непременно, сердцем. Разве новые ощущения ребенка, тепло его сердца - это не главная награда для учителя? Сердце наполняется чувством удовлетворения. По словам Ш.А. Амонашвили: « Разум, перемещенный в сердце, облагораживается и возвышается чувствами, становится разумом сердца». Удовлетворение или чувство радости – конец действия. В них достигается цель любой деятельности человека.

Зачем приходит маленький человек в школу? Взрослые дают четкий, бескомпромиссный ответ: «Учиться!». Опытные учителя добавят: «Приобрести необходимые умения и навыки». И все же… Я считаю, маленький человек приходит в школу, прежде всего, за счастьем. Он ждет праздника, встречи с умными, добрыми людьми, которые поведут по трудной дороге в «Страну знаний».

Каждый ребенок достоин, чтобы на его пути встретился человек с любящим, понимающим, щедрым сердцем. Учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке. В нем должно пленять многое: улыбка, строгость, сдержанность, скромность, чуткость, креативность, знания. При общении с детьми сердце учителя должно быть открытым. Оно же подскажет, что нельзя приходить в отчаяние, если ребенок «не подбирает вашей любви». Разве любовь умаляется оттого, что она пролилась, и кто-то ее не подобрал?!

Сердце учителя не может, не должно, не имеет права молчать, «спать». Каждый день на наших глазах в жизни ребенка разворачиваются «маленькие трагедии», происходят радостные события. Для взрослых, далеких от школы людей они кажутся малозначительными. За много лет работы в школе я пришла к выводу: для детей нет проблем несерьезных, поэтому к каждой надо подходить с полным пониманием. Надо дать ребенку понять, что он нам интересен, нам важны его успехи, мы переживаем его неудачи, проступки. Уверена, тогда пропусков уроков, невыученных домашних заданий станет меньше.

Возвращаюсь к своим ученикам – первоклассникам. На меня смотрят 24 пары широко открытых глаз. Они смотрят с интересом, доверием, испытующе, с желанием познать этот новый мир и даже с любовью. И сердце мое сообщает, что есть в нем место для новой любви, новой работы.

Только не молчи, СЕРЦЕ!

Похожие:

Моя педагогическая философия iconЭссе «Моя педагогическая философия»
Как я боюсь слова философия! Наука эта чересчур заумная, трудная для понимания, но отрицание философии — тоже есть философия. Поэтому...
Моя педагогическая философия iconСочинение -эссе на тему «Моя педагогическая философия»
Но самое главное-я учитель музыки,и не в музыкальной школе, а в обычной,где надо учить даже тех, «кому медведь на ухо наступил»....
Моя педагогическая философия iconМоя педагогическая философия Образование – это то, что у вас останется,...
Глубокая, мощная мысль, высказанная американским психологом, поразила меня, когда я готовилась описать свой подход к образованию...
Моя педагогическая философия iconЭссе «Моя педагогическая философия»
Они теперь пятиклассники. Значит, час­тичка моего сердца останется безвозвратно с ними. Эти, произнесенные в ко­торый раз, слова:...
Моя педагогическая философия iconТемы рефератов философия и наука списоклитератур ы
Кузнецов Б. Г. Современная наука и философия. Пути фундаментальных исследований и перспективы философии. М., 1981
Моя педагогическая философия icon«московский авиационный институт» (национальный исследовательский...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов технических факультетов, содержит программу курса «Философия» иматериалы...
Моя педагогическая философия iconФилософия силы
Философия Силы — книга об устройстве мира с метафизической точки зрения с предисловием автора. Для широкого круга читателей, неудовлетворенных...
Моя педагогическая философия iconУчебная программа дисциплины «Философия» специальности 021100 «Юриспруденция»
Программа курса «Философия» подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Моя педагогическая философия iconИли педагогическая запущенность?
...
Моя педагогическая философия iconИнновационная и экспериментальная работа Педагогическая инноватика
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница