Эссе «Моя педагогическая философия»




НазваниеЭссе «Моя педагогическая философия»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Эссе «Моя педагогическая философия»

Моя педагогическая философия







Лупова Т.А., учитель МОУ «Средняя

общеобразовательная школа №5 г. Торжка».

2008 год

Первое сентября… Новый учебный год. С утра чувство тревоги и странно бьется сердце. Поняла. Это мысли о том, что сегодня я не встречусь со своими любимыми учениками. Они теперь пятиклассники. Значит, час­тичка моего сердца останется безвозвратно с ними. Эти, произнесенные в ко­торый раз, слова: «сердце отдаю детям», могут показаться банальными только тем, кто сам не привык делиться теплом сердца с другими людьми.

Много мудрых мыслей хранит для нас человеческий опыт. Я всецело поддерживаю Л.Н. Толстого, который писал: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Добро – понятие духовное. А современный мир - матери­альный мир. В этом мире человек стремительно несется к высокому матери­альному благосостоянию, увлекая всё и всех за собой. Именно этот человек является заказчиком современной школы на пути обучения и воспитания подрастающего поколения. Цели и задачи процесса обучения конкретны и понятны. Проблема развития и воспитания остается неразрешимой. Это про­исходит не потому, что мы, учителя и родители, не имеем конкретных пред­ставлений о задачах воспитания. Одна из них известна много сотен лет: «научить любить ближнего как самого себя». Зачем? Как? Могу ли я сама любить ближнего?

«Любить ближнего» - значит жалеть его, как самого себя. А любовь, же­лание любить – это добродетель? Каждый из нас, непременно, любит что-ни­будь или кого-нибудь и живет своей любовью. Я люблю детей просто по­тому, что они дети. Ребенок – изначально беззащитное существо, полное противоречий, исканий, надежд. Каждый ребенок – открытая душа для всего: плохого и хорошего. Просто любить его – это не добродетель. Не дать за­крыться этому юному цветку, захлопнуться двери чуткой души ребенка – вот добродетель учителя. Сердце! Оно подскажет верный путь. Назначение его – показать добро как правду, то есть как единственно верный себе путь жизни во всем и до конца.

Вспоминаю своих учеников, когда встретилась с ними в первый раз: не­знакомые, многое еще недоступно им, внимательно наблюдают за учителем, ловят не только взгляд, но и жест, вздох. Сердцем поняла: важно им не на­вредить. Нечестные действия учителя, лицемерие, стремление добиться оп­ределенных результатов любой ценой дети переживают глубоко. Как потом в этом разобраться? Сердце напоминает: «Осторожно, дети!» Оно же под­сказывает: «Не спеши в оценке того или иного поступка ребенка!»

Мой третьеклассник сбил с ног первоклассника. У меня нарастает чув­ство гнева. Я столько раз объясняла, что нельзя бегать, надо быть вниматель­ным. Мне жаль другого ученика. Я ему сочувствую. Но гнев – плохой «со­ветчик». Сердце шепчет: «Разберись! Выслушай! Узнай!». Оказывается, ма­лыш выбежал из соседнего кабинета, и сам налетел на моего ученика. Спа­сибо сердцу: несправедливое наказание отменяется. А рядом несколько де­сятков глаз. Я убеждаюсь в который раз, что «учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся» (В. Соловьев). Личный пример учителя дает детям больше представлений о справедливости, добре, чем классные часы на эту тему.

Ценность добра не в факте его исполнения. Бессознательное совершение добрых поступков не соответствует достоинству человека, следовательно, не выражает человеческого добра. Его исполнение должно быть обусловлено сознанием человека. Почаще бы учителю прислушиваться к себе: не очерст­вело ли сердце, не подводит ли педагогическое чутьё?

К этому же призывает педагог Ш.А. Амонашвили в своей книге «В школу – с шести лет». Ш.А. Амонашвили – человек интенсивной мысли и жизни. Он разработал оригинальную методику, научно обосновал (основы­ваясь на трудах Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, Л.В. Занкова) и проверил в школьной практике условия, содержание и принципы работы с шестилет­ними детьми, способствующие становлению социально значимых мотивов учения, всестороннему развитию личности школьников и гуманизации зна­ний. Педагог акцентирует внимание на следующем: «Чтобы ученики пове­рили учителю, последовали за ним, они должны открыть в нем исключитель­ное великодушие, сердечность, отзывчивость. Ш.А. Амонашвили призывает к необходимости уметь сопереживать, прощать, помогать. Именно доброта и отзывчивость, по мнению педагога, предполагают терпение, выдержку, от­ношение к неудачам, проступкам учеников как к естественному явлению. Здесь забот для нашего сердца больше. Оно может стать жестким, стро­гим, но обязательно справедливым и последовательным.

Дети не приемлют грубость, жестокость, равнодушие, несправедливость. Они способны подсознательно чувствовать даже непрофессионализм учи­теля, а тем более его эгоизм. Всевидящее сердце непременно уловит прояв­ление эгоизма: «Нельзя считать детей средством достижения наилучших ре­зультатов в своей педагогической деятельности». Пытаюсь ему возразить. В чем это может выражаться? Но факты говорят за себя. Всегда в классе есть учащиеся с низким уровнем успеваемости. Сердце не приемлет, когда таких детей учителя снимают с ответственных уроков (показательных, контроль­ных), заставляя оставаться дома. Сколько приходится пережить детской душе, когда ребенку об этом сообщают, когда он остается один на один со своими мыслями. Еще страшнее представить, что творится в душе ученика на следующий день по дороге в школу.

В моем классе училась девочка из асоциальной семьи. В первом классе она переживала свои неудачи в обучении, в третьем прибавились стыд, чув­ство неловкости за внешний вид. Сердце сжималось, когда Катя приходила в морозы в легкой обуви, тонкой куртке. После безрезультатных разговоров с мамой, долгих размышлений именно сердце заставило пойти на серьезный разговор с бабушкой девочки. Сердце позволило быть жесткой, но не жес­токой в своих высказываниях, требовать конкретных действий, учить нахо­дить выход в очень сложной ситуации. Да, испытывала чувство неловкости оттого, что так глубоко проникаю в чужую жизнь, разговариваю в «серд­цах». Но вскоре сердце, мужественное и переживающее, ликовало, когда бабушка взяла полный контроль над девочкой. Спасибо сердцу, что оно смогло не только уловить нужный момент, но выдержало новый этап в моей педагогической деятельности.

А, может быть, сердце ребенка наполнилось новыми ощущениями? Катя этим не делилась. В силу жизненных обстоятельств она не научилась быть откровенной. Только ее взгляды позволяли почувствовать, что душа ребенка наполняется теплом. Глаза ребенка – это барометр. Важно научиться пони­мать его показания, уметь чутко улавливать, читать настроение ребенка по едва заметным признакам, своевременно реагировать. Как? Непременно, сердцем. Разве новые ощущения ребенка, тепло его сердца - это не главная награда для учителя? Сердце наполняется чувством удовлетворения. По сло­вам Ш.А. Амонашвили: « Разум, перемещенный в сердце, облагораживается и возвышается чувствами, становится разумом сердца». Удовлетворение или чувство радости – конец действия. В них достигается цель любой деятельно­сти человека.

Зачем приходит маленький человек в школу? Взрослые дают четкий, бескомпромиссный ответ: «Учиться!». Опытные учителя добавят: «Приобре­сти необходимые умения и навыки». И все же… Я считаю, маленький чело­век приходит в школу, прежде всего, за счастьем. Он ждет праздника, встречи с умными, добрыми людьми, которые поведут по трудной дороге в «Страну знаний».

Каждый ребенок достоин, чтобы на его пути встретился человек с лю­бящим, понимающим, щедрым сердцем. Учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке. В нем должно пленять многое: улыбка, строгость, сдержанность, скромность, чуткость, креативность, зна­ния. При общении с детьми сердце учителя должно быть открытым. Оно же подскажет, что нельзя приходить в отчаяние, если ребенок «не подби­рает вашей любви». Разве любовь умаляется оттого, что она пролилась, и кто-то ее не подобрал?!

Сердце учителя не может, не должно, не имеет права молчать, «спать». Каждый день на наших глазах в жизни ребенка разворачиваются «маленькие трагедии», происходят радостные события. Для взрослых, дале­ких от школы людей они кажутся малозначительными. За много лет работы в школе я пришла к выводу: для детей нет проблем несерьезных, поэтому к каждой надо подходить с полным пониманием. Надо дать ребенку понять, что он нам интересен, нам важны его успехи, мы переживаем его неудачи, проступки. Уверена, тогда пропусков уроков, невыученных домашних зада­ний станет меньше.

Возвращаюсь к своим ученикам – первоклассникам. На меня смотрят 24 пары широко открытых глаз. Они смотрят с интересом, доверием, испы­тующе, с желанием познать этот новый мир и даже с любовью. И сердце мое сообщает, что есть в нем место для новой любви, новой работы.

Только не молчи, СЕРЦЕ!


ЛУПОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА Г. ТОРЖОК

Похожие:

Эссе «Моя педагогическая философия» iconЭссе «Моя педагогическая философия»
Как я боюсь слова философия! Наука эта чересчур заумная, трудная для понимания, но отрицание философии — тоже есть философия. Поэтому...
Эссе «Моя педагогическая философия» iconСочинение -эссе на тему «Моя педагогическая философия»
Но самое главное-я учитель музыки,и не в музыкальной школе, а в обычной,где надо учить даже тех, «кому медведь на ухо наступил»....
Эссе «Моя педагогическая философия» iconЭссе «Моя педагогическая профессия»
Все начинается с детства. А детство с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – прежде всего учитель
Эссе «Моя педагогическая философия» iconЭссе всегда конкретна, не может быть посвящена анализу широкого круга...
«Эссе» – от латинского «взвешивание». В переводе с французского «опыт, проба, набросок». Самые известные произведения данного жанра...
Эссе «Моя педагогическая философия» iconТемы заданий для подготовки эссе по дисциплине
...
Эссе «Моя педагогическая философия» iconМоя педагогическая философия Образование – это то, что у вас останется,...
Глубокая, мощная мысль, высказанная американским психологом, поразила меня, когда я готовилась описать свой подход к образованию...
Эссе «Моя педагогическая философия» iconМоя педагогическая философия
Они теперь пятиклассники. Значит, частичка моего сердца останется безвозвратно с ними. Эти, произнесенные в который раз, слова: «сердце...
Эссе «Моя педагогическая философия» iconТемы рефератов философия и наука списоклитератур ы
Кузнецов Б. Г. Современная наука и философия. Пути фундаментальных исследований и перспективы философии. М., 1981
Эссе «Моя педагогическая философия» icon«московский авиационный институт» (национальный исследовательский...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов технических факультетов, содержит программу курса «Философия» иматериалы...
Эссе «Моя педагогическая философия» iconСамый простой и доступный алгоритм написания эссе по обществознанию
Я разделяю точку зрения … (имя автора цитаты) по … (укажите раздел, по которому пишете эссе, например философской) проблеме … (укажите...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница