Учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша «Биология 8 класс» по теме: «Работа сердца»




НазваниеУчебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша «Биология 8 класс» по теме: «Работа сердца»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУчебник
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Соколовская средняя общеобразовательная школа

Мглинского района Брянской области


Урок биологии в 8 классе

по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша «Биология 8 класс»

по теме:
«Работа сердца»
(с использованием технологии педагогических мастерских)

Учитель: Горбатенко Н.И.

Задачи:

а) изучить принципы работы сердца и механизмы управления сердечной деятельностью;

б) развивать умения самостоятельного поиска знаний в процессе работы с информационными источниками и дискуссионной деятельности с товарищами;

в) воспитывать умение слушать, слышать, общаться, находить истину среди множества версий.

^ Ход урока:

Оргмомент

Индукция:

Учитель (читает текст с интерактивной доски):

- Человеческое сердце –невероятно выносливый орган. Несмотря на то, что оно составляет всего 1/215 часть массы тела у мужчин и 1/250 – у женщин и весит в среднем 220-300 грамм, каждую секунду оно перегоняет по сосудам примерно 70 мл крови; сокращается примерно 100000 раз за сутки и перекачивает при этом 10 т. крови.

За всю жизнь человека (70-72 года) сердце сокращается примерно 2,5 миллиарда раз. Ученые подсчитали, что этой работы достаточно, чтобы поднять средний железнодорожный состав на гору Монблан или электричку на вершину горы Эверест.

Самоконструкция: учащиеся предлагают свои версии.
Социоконструкция: учащиеся объединяются в группы для поиска истины.
Задания для групп: (раздаются инструкции)


  1. В чем заключается работа сердца и куда девается ежесуточно 10 тонн крови?




  1. Попробуйте объяснить, что помогает сердцу совершать такую большую работу.



  1. Если сердце – мышечный орган, то для него характерны все свойства мышц, в том числе и утомляемость. Как же сердце без остановки работает всю жизнь?


^ Социализация и афиширование:
- Идёт обсуждение вопросов по порядку. Группа в течение 1 минуты обсуждает вопрос, предлагает свой вариант ответа.




При ответе на 1-й вопрос учащиеся рассказывают о кругах кровообращения, используя таблицу или изображение на экране или интерактивной доске.
- При поиске ответа на второе задание учащиеся должны рассказать о строении сердца, сделав вывод, что сердце – это мышечный орган, используя любые таблицы или модель строения сердца.







Разрыв:
- При обсуждении третьего задания учащиеся приходят к выводу, что у них не хватает знаний и тогда учитель предлагает им воспользоваться подсказками.

Подсказка № 1

Прочитайте 2-й, 3-й, 4-й абзацы на с.130 учебника.
Заполните таблицу «Сердечный цикл»


Фазы сердечного цикла


Длительность фазы


















Подсказка №2

Автоматия – способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов самой сердечной мышцы без внешних раздражителей.
Подсказка №3

В сердце есть особые клетки, в которых периодически возникает возбуждение, и отделы сердца сокращаются последовательно – сначала предсердия, а затем желудочки. В сердце имеются два узла автоматии: один из них расположении в месте впадения полых вен в правое предсердие, а другой в перегородке правого предсердия. Благодаря свойству возбудимости, в сердечной мышце возникает возбуждение; благодаря свойству проводимости, идет распространение возбуждения от узлов автоматии по всей сердечной мышце и происходит ее сокращение в режиме ритмической автоматии. Таким образом, сердце обладает возбудимостью, проводимостью, сократимостью и ритмической автоматией. Автоматическое сокращение сердца продолжается и при его изоляции из организма.

После работы с первой подсказкой сверяют правильность заполнения таблицы с контрольным ответом на доске.

Сердечный цикл


^ Фазы сердечного цикла

Длительность фазы

Сокращение предсердий


0,1 с.

^ Сокращение желудочков

0,3 с.


Пауза (общее расслабление)


0,4 с.


Шутливый вывод учителя:

-Значит сердце сердце не такое уж у нас трудолюбивое: полжизни оно работает, а полжизни отдыхает. И как это ему удаётся?
^ Попробуйте озвучить схему. Какие бы дополнения вы внесли бы в нее?

Если вы испытываете затруднения – возьмите подсказку 2. Но, в любом случае, вы должны воспользоваться подсказкой 3



норадреналин

адреналин

После обсуждения сравниваем внесённые учащимися дополнения с оригиналом:


Норадреналин-

угнетает сердцебиение

Адреналин-

усиливает седцебиение


^ Давайте проверим, есть ли ещё что-то новое, о чём мы пока не говорили при изучении этой темы (зачитываем с доски ст. «Прочти и запомни»):




Рефлексия
И что, больше ничего интересного мы сегодня не узнаем на уроке? А хочется? Тогда давайте работать.

Вам предлагается «снежный ком» из заданий. Попробуйте, работая в группах, найти на них ответы.

Возможен другой вариант, особенно в слабом классе:

-сопоставьте вопросы снежного кома с ответами; установите соответствие.

Снежный ком



  1. Кровь человека и животных имеет вязкость, сопоставимую с вязкостью глицерина. ^ Как при такой вязкости сердцу удается прогнать ее по всем, даже самым мелким капиллярам?




  1. Однажды Гарвей, который впервые описал строение кровеносной системы человека, сказал: « Сердце – солнце нашего организма, оно- источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма». Не преувеличивал ли, на ваш взгляд, Гарвей?




  1. Почему при подъеме в гору усиливается биение сердца и учащаются дыхательные движения?




  1. Иногда ученики указывают, что кровь движется по сосудам от предсердий. Объясните, почему это невозможно.




  1. В Древней Индии факиры показывали аттракцион: прокалывали себя шпагами, даже несколькими, и в таком виде прохаживались перед зрителями. Они не только не погибали после этого, но у них не проливалось ни одной капли крови. В чем секрет – ведь шпага – боевое оружие.




  1. Естествоиспытатель Моссо проводил опыты, изучающие равновесие человека.

Он укладывал неподвижно на доске - весах человека и точно уравновешивал. Затем человеку предлагали решить задачу и при этом наблюдали нарушение равновесия. Как вы думаете, в чем оно заключалось и почему такое происходило?

^ Ответы на Снежный ком.
(найди правильный вариант)

-Это объясняется тем, что приток крови к голове при решении задачи, делает ее более тяжелой.
- Кровь движется в одном направлении: от предсердий в желудочки, а из желудочков – в кровяное русло. Это происходит благодаря наличию клапанов, обеспечивающих ток крови только в одном направлении.
- В теле человека есть места (средняя линия языка, белая линия живота), где скопление кровеносных сосудов минимальное. Помимо этого человек в ходе тренировки может научиться останавливать кровотечения, замедлять работу сердца. Острое оружие и медленно введенное, раздвигает сосуды и клетки тканей, минимально повреждая их.
- При подъеме в гору уменьшается количество кислорода. Физическая работа, совершаемая организмом, растет, а вместе с ней растет потребность в кислороде. В крови возрастает количество углекислого газа, которые стимулируют работу дыхательного центра. Учащаются дыхательные движения и частота сердечных сокращений.
-Мне кажется, что мы с вами славно поработали. Прошу вас оценить работу друг друга в группе.
После обсуждения оценок:

- Ребята, а кто из вас знает что такое гипертония? Повышенное давление. А что мы про него знаем? Ничего, потому что мы это ещё не изучали.

А вот эти животные ( на интерактивную доску выводят изображения таких животных как жираф, страус, гусь и др.) и человек болеют гипертонией, а вот эти (например, медведь, волк, свинья и др.) – нет. Не знаете, почему? А интересно узнать?

- А кто из вас слышал, чтобы у человека было 2 сердца?

А как вы думаете, эти слухи реальны?

Так вот, в Институте медицинской радиологии АМН было установлено, что кроме обычного сердца у человека существует ещё и лимфатическое. Слышали о таком?

А может мы эти темы обсудим на следующем уроке? Согласны?

Похожие:

Учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша «Биология 8 класс» по теме: «Работа сердца» iconКонкурс рисунков «День против наркотиков». Самыми активными художниками...
Маша (3 «Б» класс, школа №3), Маршунина Даша (1 «А» класс, школа №3), Белова Маша (3 «Б» класс, школа №3). Самыми юными пропагандистами...
Учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша «Биология 8 класс» по теме: «Работа сердца» iconМедиатека по биологии Дата составления: 01. 09. 2011г Каталог эор
Образовательный комплекс предназначен для изучения, повторения и закркпления учебного материала школьного курса по биологии для 8...
Учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша «Биология 8 класс» по теме: «Работа сердца» iconРабочая программа по курсу «Биология» Класс 10- 11
Умк биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова,...
Учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша «Биология 8 класс» по теме: «Работа сердца» iconПриказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень)
Умк биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова,...
Учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша «Биология 8 класс» по теме: «Работа сердца» iconПриказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень)
Умк биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова,...
Учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша «Биология 8 класс» по теме: «Работа сердца» iconРабочая программа к учебнику: Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н....
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2008, требований к уровню...
Учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша «Биология 8 класс» по теме: «Работа сердца» iconДоронина Э. И. “Физика. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование...
Используется двойная нумерация: первая цифра соответствует порядковому номеру урока, вторая- номеру урока по данной теме
Учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша «Биология 8 класс» по теме: «Работа сердца» iconУрок по теме «Военные походы фараонов»
Урок по теме «Военные походы фараонов» к учебнику «История Древнего мира. 5 класс» (авторы Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая...
Учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша «Биология 8 класс» по теме: «Работа сердца» iconЛабораторная работа: «Выявление изменчивости у особей одного вида»...
Информация для учащихся ( где можно найти учебный материал для подготовки к к/р или л/р)
Учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша «Биология 8 класс» по теме: «Работа сердца» icon«Цель музыки – трогать сердца»: «…Придет время, мне думается, когда...
Из эссе Вали Кротовой по теме: «Цель музыки – трогать сердца»: «…Придет время, мне
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница