Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»




НазваниеСтрасти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

Роман «Идиот» - одна из вершин творчества Достоевского и мировой литературы в целом. Но долгое время этот роман был вне поля зрения читателей. Это, возможно, было вызвано тем, что многие проблемы, поставленные в романе, как нам казалось, были далеки от нас, да и личность главного героя, князя Мышкина, была непонятной. В последние годы интерес к роману возрос. Это объясняется тем, что главный герой живет в гармонии с собственным внутренним миром, в нем сохранены изначальные внутренние импульсы - устремленность к подлинному братству, всеобщему примирению. В наше время этот роман стал как никогда актуален, так как именно сейчас нам не хватает всего, что есть в главном герое романа. Именно сейчас мы чувствуем отчужденность, разобщенность.

Главный герой романа «Идиот»- человек необразованный, ничему толком не обученный, больной, в течение долгих лет находившийся в состоянии полной потери сознания. Но именно он оказывается умнее и гуманнее остальных действующих лиц романа. Он способен проницательно решать самые трудные вопросы времени в тот момент, когда все остальные только говорят о праведных поступках, а на самом деле руководствуются исключительно эгоистическими желаниями.

Князь Лев Николаевич Мышкин в лучшем случае - чудак. Он бескорыстен, ему чужды эгоистические страсти, особенно денежные. Он искренен, говорит только правду, он отзывчив и любит людей, сострадает им. Герой готов пожертвовать собой для других целиком и полностью. Если сознание - болезнь, то сам герой - воплощение душевного здоровья. А общество, окружающее его, больно эгоизмом, страдает жаждой наживы, утопает во лжи и корыстолюбивых стремлениях. Герой Достоевского противопоставлен миру зла, он доверчив, как ребенок, у него чистая, непорочная душа. В «Идиоте» есть «попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия…». Жестокой человеконенавистнической морали общества того времени противопоставлена человеколюбивая этика князя Мышкина, в основе которой - сострадание, прощение, милосердие.

Начиная работу над своим романом, Достоевский писал своей племяннице: «Главная мысль романа - изобразить положительно прекрасного человека, труднее этого ничего нет на свете, а особенно теперь».

В размышлениях над характером своего героя автор сопоставлял его с образом Дон Кихота Ламанчского. Наивное обаяние, присущее Мышкину и герою Сервантеса, роднит этих двух персонажей и делает их антиподами основной части общества, погрязшей в грехах и многочисленных пороках.

Но есть еще один образ, более важный для Достоевского, чем образ Дон Кихота, - это образ Иисуса Христа. Само «явление» князя, жившего прежде где-то высоко в горах, далеко от людей, напоминает сошествие Христа к людям, в их кипящую страстями жизнь, где над чувствами властвуют деньги, где ложь и лицемерие правят бал, где даже близкие и родные разобщены и враждебны друг другу. Все светлое и честное гибнет в этом мире, здесь оскверняется красота, а прекрасная женщина становится предметом купли-продажи.

В жизненном поведении князя отражена библейская заповедь непротивления злу. Герой Достоевского не умеет защищаться, он верит в то, что в каждом человеке живет доброта, и он надеется, что эта доброта возьмет верх над темными сторонами характера человека и проявится. Но его не понимают: над ним издевается Лебедев и другие, его пытается убить Рогожин, а Ганя дает ему пощечину, на что сам Мышкин отвечает только «странным укоряющим взглядом» и «прерывающимся голосом». Как святой, он чувствует вину за окружающих, за все зло, существующее в этом мире: «Я еще не знаю, в чем именно виноват». Но в то же время князь Мышкин не ходячая проповедь. Он - живой человек, который мучается теми же сомнениями и тревогами, что и люди того времени. Так, например, он, как и все остальные размышляет о смертной казни. Другое дело, что его размышления, в отличие от размышлений других людей, полны грусти и боли и несут отрицание всего уклада жизни того времени: «Убивать за убийство - несоразмерно большее наказание, чем само преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье» - говорит князь.

Основой жизни князя Мышкина является смирение. Читатели могут увидеть в этом смирении слабость и бессилие, действие по обстоятельствам или капитуляцию перед жизнью, но каждый так или иначе приходит к выводу, что его смирение - деятельность, сила, способ «преобразования и переделки мира».

Похожие:

Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconНаполеоновская тема в романе ф. М. Достоевского «идиот»
Д 212. 168. 05 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук в Новгородском государственном университете...
Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconПространственно-временные отношения в сентиментальном романе ф. М. Достоевского «белые ночи»

Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» icon10 класс Английский язык упр. 7 стр. 87, упр. 5 стр. 100 Обществознание...
Изображение дворянского общества в романе эпопее "Война и мир". Что такое высший свет? (Салон А. П. Шерер)
Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconПушкинские цитаты в «Великом инквизиторе» Достоевского
Однако у Достоевского встречаются и отдельные слова, выделенные как цитаты, и не разглядеть их в таком качестве (причем в качестве...
Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconУрок -пролог «Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского»
Познакомиться с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; помочь учащимся осознать роль творчества...
Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» icon«дневник писателя» Ф. М. Достоевского
Ф. М. Достоевского 1876 г. Творческая эволюция и история текста специальность 10. 01. 01 — русская литература Автореферат диссертации...
Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconЛирические отступления и их место в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Всего в романе 27 лирических отступлений и около 50 лирических вставок, в них автор делится своими планами, мыслями, высказывается...
Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconЕвгений Онегин" в романе А. С. Пушкина "
В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке...
Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» icon-
Идиот – человек, страдающий идиотией, слабоумием: неверная походка, мутные глаза и бессмысленное лицо идиота. Дурак, болван, тупица...
Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconЛитература Класс 7 а тема урока «Нравственные пороки общества в «Повести...
Мбоу «Масальская средняя общеобразовательная школа». Локтевский район. Алтайский край
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница