Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина




НазваниеРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина под ред. В.Я.Коровиной - Москва, «Просвещение,2009 г.).

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Цели изучения учебного курса литературы:

приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической
и зарубежной литературы, знакомство учащихся с классическими
образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими
художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства.

Задачи:

1)образовательные:

-чтение и изучение художественных произведений;

-знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;

2)развивающие:

-расширение круга чтения;

-повышение уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;

-развитие литературного вкуса учащихся;

3)воспитательные:

-расширение эмоционального восприятия обучающихся; воспитание высоких нравственных чувств учащихся.

^ Структура курса

п\п


Основные содержательные линии


Количество часов

1.

Введение

1ч.

2.

Устное народное творчество

2ч.+1в\ч

3.

Из древнерусской литературы

1ч.

4.

Из литературы 18 века

1ч.

5.

Из русской литературы 19 века

29ч.+3Р\р=2в\ч

6.

Из русской литературы 20 века

16ч.+2Р\р+1в\ч

7.

Из литературы народов России

2 в\ч.

8.

Из зарубежной литературы

4ч.+5в\ч

^ Внесенные изменения в авторскую программу и их обоснования.

Авторская программа (Программа по литературе для 5-9 классов ( авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина под ред. В.Я.Коровиной - Москва, «Просвещение», 2009 г.) соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в нее включены для изучения дополнительные произведения:: в разделе «Литература 18 века» - басня И.И.Дмитриева «Муха»; басни И.А.Крылова «Листы и Корни», «Ларчик» «Осел и Соловей»; в разделе «Литература 19 века»- Н.С.Лесков «Левша», в разделе «Литература 20 века - А.П.Платонов «Неизвестный цветок», А.С.Грин «Алые паруса», В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой», В. Г.Распутин «Уроки французского», Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения басни И.А.Крылова, И.И.Дмитриева, рассказ А.П.Платонова «Неизвестный цветок», рассказы В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», В.Г.Распутина «Уроки французского», Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.М.Шукшина «Срезал». Эти произведения расширяют читательский кругозор шестиклассников и обогащают их представления о художественном наследии русской литературы.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в рабочей программе выделено 5 часов на развитие речи и 11 часов на внеклассное чтение.

Для внеклассного чтения с целью расширения круга чтения, удовлетворения читательских интересов учащихся взяты произведения: рассказы
А.П.Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия», поэма Н.А.Некрасова «Дедушка», повесть А.С.Грина «Алые паруса», произведения К.Кулиева, Г.Тукая, М.Сервантеса, М.Твена, А.де Сент-Экзюпери.
^ Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концерна (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концерна три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому в 6 классе большое внимание уделяется чтению вслух, развитию и укреплению стремления к чтению художественной литературы.

Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, главной идеей программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19 и 20 веков. В программе соблюдена системная направленность (вертикаль) и система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе (горизонталь).

В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем, в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

В конце курса предусмотрено чтение и изучение произведений зарубежной литературы.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

В программе предусмотрен весь процесс чтения учащихся: восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного. Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать своё аргументированное суждение. В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы. Художественные тексты в учебнике-хрестоматии данной программы сопровождаются рисунками лучших художников-иллюстраторов. Материалы о художниках, композиторах. литературоведах. философах. имена которых встречаются на страницах учебника, помещены в именных указателях и словарях, помещённых в конце учебной книги. Расширению представлений о биографии писателя служат материалы о литературных местах, помещённые в учебнике и книге «Читаем, думаем, спорим…»

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
Образовательные технологии:

  1. Личностно-ориентированная.

  2. Обучение в сотрудничестве.

  3. Уровневой дифференциации.

  4. Групповые технологии.

  5. Проблемное обучение.

  6. Информационно-коммуникативные технологии

  7. 3доровьесберегающие технологии


Формы контроля

плановое количество контрольных работ:

классных сочинений-3

домашнихсочинений-1

тестирование-3

^ Содержание курса
Введение. 1 час.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. .Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

^ Устное народное творчество. 2ч.+1в\ч.

В\ч №1. Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

^ Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

^ Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

Из древнерусской литературы. 1ч.

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»Русская летопись. . Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума. находчивости).

^ Литература 18 века. 1ч.

Русские басни. И.И.Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18 столетия. Мораль в басне, аллегория. иносказание (развитие понятий).

^ Из русской литературы 19 века . 29ч.+ 3Р\р +2в\ч.

И.А.Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. «Осел и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Аллегория (развитие представлений).

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник» Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие красоты природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора ( развитие понятий0.

«^ Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (Цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. .Роль случая в композиции произведения. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям .Развитие понятия о композиции.

Р/р(1).Подготовка к домашнему сочинению: «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Тестирование по творчеству А.С.Пушкина

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения.. Особенности интонации. «Листок», «Утес», «На севере диком...». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова..«Три пальмы».Антитеза. Двусложные(ямб. хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Поэтическая интонация. В/Ч(2).Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова.

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность. впечатлительность Роль картин природы в рассказе.

Ф.И.Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья»- символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

А.А.Фет. Рассказ о поэте. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них -у дуба, у березы...«.Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. «Ель рукавом мне тропинку завесила…2. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Краски и звуки в пейзажной лирике. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ- созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

Тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н. А.Некрасова.

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость. патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект ,создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Сказ как форма повествования(начальные представления). Ирония (начальные представления). Р/р(2).Классное сочинение: «Изображение лучших качеств русского народа в сказе Н.С.Лескова «Левша».

А.П.Чехов. В\Ч (3). Краткий рассказ о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Роль художественной детали. Юмор (развитие понятия).

^ Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Я.Полонский: «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри -какая мгла...».Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике . .Е Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град…», А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы» Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе..Лирика как род литературы ( развитие представлений).

^ Из русской литературы 20 века. 16ч. +2Р\р +1в\ч.

А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок».Прекрасное- вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова.

А.С.Грин. В\Ч (4). Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса» Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям

М.М.Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Одухотворение природы. её участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Символическое содержание пейзажных образов

Р/р(4). Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина iconПрограмма по литературе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программы по...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение,...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Программы по литературе для 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Программы по литературе для 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина iconРабочая программа по литературе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина iconРабочая программа по литературе 8 класс (68 ч.)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина iconПрограмма рассчитана на 70 часов
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина iconПрограмма рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю)
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта и программы по литературе....
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина iconРабочая учебная программа по литературе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница