Урок литературы в 6 классе с применением технологии индивидуализированного обучения и икт тема : «Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц»




НазваниеУрок литературы в 6 классе с применением технологии индивидуализированного обучения и икт тема : «Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
МОУ «Кушмангортская основная общеобразовательная школа» Кошелева Евдокия Павловна, учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 6 классе с применением

технологии индивидуализированного обучения и ИКТ

Тема: «Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Тип урока: обучение анализу художественного текста. Цели Образовательные: осознать и осмыслить идейное содержание сказки; постигать философию произведения, его нравственную сторону; познакомить учащихся с истинными ценностями сказки «Маленький принц»; учить анализировать художественное произведение. Развивающие: развивать устную и письменную речь; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление. Воспитательные: формировать нравственные основы жизни: воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру; воспитывать доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Оборудование: проектор для показа презентации, маршрутная карта с заданиями для организации самостоятельной работы учащихся и анализа содержания произведения, текст сказки «Маленький принц».

^ Проект урока

№ п/п

Вид деятельности

время

I.

Организационный. О целях и задачах урока

1 мин.

II.

Беседа по вопросам, предложенным учителем. Презентация. Вопросы уровня «А» (базисный); в течение урока учащиеся сами заполняют «Карту успеха».

3 мин.

III.

Самостоятельная работа учащихся. Задания в маршрутной карте

21 мин.

IV.

Беседа по вопросам маршрутной карты. Обсуждение проблем сказки

10 мин.

V.


Рефлексия. Выполнение последнего задания маршрутной карты. Уроки Маленького принца. Подведение итогов работы, выставление оценок

5 мин.

VI.

Песня М. Таривердиева «Маленький принц» с презентацией.

4 мин.

VII.

Домашнее задание

1 мин.



^ Ход урока

I. Организационный (На фоне музыки «Этюд» А. Н. Скрябина – слайды презентации, в том числе рисунки учащихся, приложение 4).

- Что вы увидели, представили, почувствовали, слушая это музыкальное произведение? А я представила красивый сад. В нём растут удивительные деревья и кустарники. И море цветов. Они издают удивительный аромат, ласкают глаза. Скажите, а у вас есть такой сад? Где его можно найти? - Да, этот сад может быть в душе каждого человека. Каким он должен быть, какие растения должны цвести в этом саду, мы определим, ответив на ряд вопросов по сказке А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц», текст которой вы прочитали. Мы попробуем выяснить, какие ценности утверждает Сент – Экзюпери в своей сказке, каким следует быть человеку на этой, ещё не очень – то устроенной, но любимой и единственной планете Земля. - В маршрутной карте, которая есть у каждого из вас, поставьте себе оценку, какую вы хотели бы получить в конце работы. По окончании урока мы сравним, совпадают ли ваши реальные отметки с желаемыми. Если нет, выясним, чего вам не хватило. Желаю успеха всем! II. Беседа с классом по вопросам.

^ Уровень «А». Несколько вопросов по содержанию сказки.

а) Кто главный герой сказки? Какой он? б) Какое у него правило? в) Почему Маленький принц каждый день ведёт борьбу с баобабом? г) Сначала Маленькому принцу было грустно на своей планете, он был один. А что появляется у него потом?

^ III. Самостоятельная работа учащихся («Путешествие по планетам вместе с Маленьким принцем»). Астероиды - 325, 326, 327, 328, 329, 330. Задания в маршрутной карте (приложение 2).

Уровень «Б» 1. Прочитайте отрывок. (У каждого ученика в маршрутной карте свой отрывок)

2. Ответьте на вопросы: - С кем встречается Маленький принц на этой планете? - Какая мысль появляется у Маленького принца при расставании? 3. На карточке №2 (приложение 3) найдите строки, которые относятся к обитателю этой планеты. 4. Маленький принц на планете Земля. Почему, по мнению Маленького принца, встреченный им на Земле лётчик не похож на тех взрослых, которые обитают на маленьких планетах? Почему лётчик и ребёнок смогли подружиться? 5. Маленький принц, увидев на Земле сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему?

Уровень «В»

1. Какие «цветы» посадил Лис в душе Маленького принца? 2. Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось его отношение к розе?

3. Викторина (компьютерный тест) Самое опасное растение на планете Маленького принца (баобаб). Пустыня, в которой летчик совершил вынужденную посадку (Сахара). Источник тепла на планете принца (вулканы). Первый друг принца, открывший ему тайну «приручения» (Лис). Разрешительница загадок, которая помогла уйти принцу с Земли (змея). Чувство, делающее людей счастливыми и заставляющее грустить (любовь). Орган, обладающий большей зоркостью, чем глаза (сердце). Подруга принца (роза). Подарки, оставшиеся у летчика от принца (звёзды). Единственный взрослый человек, понравившийся принцу во время путешествия (фонарщик). Что подарило принцу в пустыне самый прекрасный пир? (вода)

^ IV. Беседа по вопросам, предложенным для самостоятельной работы. Уровни «Б», «В».

V. Рефлексия.

а) Уроки Маленького принца (см. Слайд презентации)

1. Встань поутру, приведи себя в порядок и свою планету 2. Найди в себе силы изменить себя… 3. …Суди себя сам. 4. Если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно. 5. Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета. 6. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. 7. Надо судить не по словам, а по делам. 8. …У каждого человека свои звёзды. 9. Честолюбие хорошо в разумных пределах. 10. Всю жизнь быть для людей маяком – счастье человека. Вопросы классу Чему учит нас Маленький принц? (Необходимо трудиться каждый день, поддерживать порядок на своей планете, видеть красоту, быть терпеливыми, учиться преодолевать грусть и уныние; учит любви, учит судить не по словам, а по делам; мало быть красивым, надо быть не пустым, приносить людям пользу, делать добро, ценить дружбу). У.: Это и есть нравственные (духовные) ценности, которые проповедует сам автор, Антуан де Сент – Экзюпери. Что оказывается по - настоящему ценным на Земле?

У.: «Главное - то, чего не увидишь глазами». Сент – Экзюпери заставляет читателя как бы изменить угол зрения на привычные явления. Оказывается, по - настоящему ценным может быть желанный глоток воды, одна –единственная роза… Надо только научиться отвечать за жизнь на земле, любить и доверять своему сердцу. «Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. А как закончилась жизнь самого Антуана де Сент – Экзюпери? У.: Да. 31 июля 1944 года Антуан де Сент – Экзюпери растворился в лазурном небе над французской Ривьерой, ушёл навстречу звёздам – так же, как и его Маленький принц. Я думаю, мы много ценных мыслей извлекли из сказки «Маленький принц». Надеюсь, что в будущем, став взрослыми, вы не раз возьмёте в руки эту книгу и задумаетесь над словами героев сказки уже по – взрослому. Спасибо всем за работу на уроке!

б) Подведение итогов урока. Выставление отметок.

VI. Прослушивание песни М. Таривердиева «Маленький принц» с просмотром презентации (www.viki.rdf.ru - оформление Е.К.Берюховой). VII. Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение по мотивам сказки А. де Сент-Экзюпери. Тема сочинения «Приведи свою планету в порядок». Тип речи сочинения – рассуждение.

Литература

  1. Макаров Ю.А. Технология индивидуализированного обучения. – Пермь, 2003

  2. Сент-Экзюпери А. де Маленький принц. – М.: Высшая школа, 1992

  3. Цымбалюк Т.Р. и др. Творческий опыт работы с книгой. – Волгоград: Учитель, 2010

Ресурсы

  1. Скрябин А.Н. (композитор) Этюд

  2. www.viki.rdf.ru Презентация «Маленький принц» (оформление Берюховой Е.К.)


Приложение 2

Маршрутная карта

Фамилия, имя _____________________________________
^ Ответы на вопросы

Уровень «А»

а) Кто главный герой сказки? Какой он?

б) Какое у него правило?

в) Почему Маленький принц каждый день ведёт борьбу с баобабом?

г) Сначала Маленькому принцу было грустно на своей планете, он был один. А что появляется у него потом?

^ Уровень «Б»

1. Прочитайте отрывок.

-Король не отвечал, и Маленький принц немного помедлил в нерешительности, потом вздохнул и отправился в путь. «Назначаю тебя послом!» - поспешно крикнул вдогонку ему король. И вид у него при этом был такой, точно он не потерпел бы никаких возражений. «Странный народ эти взрослые»,- сказал себе Маленький принц, продолжая путь. (гл.10)

-Ну, доставь мне удовольствие, всё равно восхищайся мною! -Я восхищаюсь,- сказал Маленький принц, слегка пожав плечами,- но какая тебе от этого радость? И он сбежал от честолюбца. «Право же, взрослые – очень странные люди», только и подумал он, пускаясь в путь. (гл.11)

-Отчего же тебе совестно?- спросил Маленький принц; ему очень хотелось помочь бедняге. «Совестно пить!» - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова. И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий. – Да, право же, взрослые – очень, очень странный народ,- думал он, продолжая путь. (гл. 12)

-У меня есть три вулкана,- сказал Маленький принц.- И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы… Деловой человек открыл было рот, но так и не нашёлся, что ответить, и Маленький принц отправился дальше. «Нет, взрослые и правда поразительный народ»,- простодушно говорил он себе, продолжая путь. (гл.13)

-Твоя планета такая крохотная,- продолжал Маленький принц,- ты можешь её обойти в три шага, и просто нужно идти с такой скоростью, чтобы всё время оставаться на солнце. Когда тебе захочется отдохнуть, ты просто всё иди, иди… и день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь». (гл. 14)

-Смотрите-ка! Вот прибыл путешественник!- воскликнул он, заметив Маленького принца. Маленький принц сел на стол, чтобы отдышаться. Он уже столько странствовал! «Откуда ты?» – спросил его старик. -Что это за огромная книга? – спросил Маленький принц.- Что вы здесь делаете? (гл.15)

2. Ответьте на вопросы:

- С кем встречается Маленький принц на этой планете?

- Какая мысль появляется у Маленького принца при расставании?

3. На карточке №2 найдите строки, которые относятся к обитателю этой планеты.

4. Маленький принц на планете Земля. Почему, по мнению Маленького принца, встреченный им на Земле лётчик не похож на тех взрослых, которые обитают на маленьких планетах? Почему лётчик и ребёнок смогли подружиться?

5. Маленький принц, увидев на Земле сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал. Почему?

Уровень «В»

6. Какие «цветы» посадил Лис в душе Маленького принца?

7. Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось его отношение к розе?

8. Викторина. (Компьютерный тест. Напишите ответы.)

Самое опасное растение на планете Маленького принца

Пустыня, в которой летчик совершил вынужденную посадку

Источник тепла на планете принца

Первый друг принца, открывший ему тайну «приручения»

Разрешительница загадок, которая помогла уйти принцу с Земли

Чувство, делающее людей счастливыми и заставляющее грустить

Орган человека, обладающий большей зоркостью, чем глаза

Подруга принца

Подарки, оставшиеся у летчика от принца

Единственный взрослый человек, понравившийся принцу во время путешествия

Что подарило принцу в пустыне самый прекрасный пир?

Приложение 3

Карточка №2

-Ведь для короля самое важное – чтобы ему повиновались беспрекословно. Непокорства он бы не потерпел.

-Ведь тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются. Они глухи ко всему, кроме похвал.

-Пью… Хочу забыть, что мне совестно,- признался пьяница и повесил голову.

-Я владею звёздами, потому что до меня никто не догадался ими завладеть, распоряжаюсь ими, считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьёзный.

-Вот человек,- сказал себе Маленький принц, - которого все стали бы презирать – и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по – моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе.

-Географ – слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы.


15.03.2011 г.



Похожие:

Урок литературы в 6 классе с применением технологии индивидуализированного обучения и икт тема : «Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» iconУрок в 7в классе. Антуан Де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Тема: “Зорко одно лишь сердце”
Цели: познакомить учеников с биографией и личностью французского писателя, летчика Антуана де Сент-Экзюпери; помочь прикоснуться...
Урок литературы в 6 классе с применением технологии индивидуализированного обучения и икт тема : «Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» iconУрок по сказке Экзюпери "Маленький принц"
Цель: показать значимость сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в формировании высоконравственных качеств личности
Урок литературы в 6 классе с применением технологии индивидуализированного обучения и икт тема : «Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» iconУрок литературы в 5 классе. «Человеческие ценности в сказке Антуана...
...
Урок литературы в 6 классе с применением технологии индивидуализированного обучения и икт тема : «Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» iconКниги-юбиляры 2013 года
...
Урок литературы в 6 классе с применением технологии индивидуализированного обучения и икт тема : «Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» iconУрок-игра по сказке Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц”(5 класс). Цели
Вести речь о неизменных человеческих качествах, иронически изображенных писателем
Урок литературы в 6 классе с применением технологии индивидуализированного обучения и икт тема : «Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» iconУрок развития речи в 7 классе Тема: Все мы родом из детства
Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… Так считал один из самых удивительных людей – мечтатель, лётчик,...
Урок литературы в 6 классе с применением технологии индивидуализированного обучения и икт тема : «Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» icon«Взрослая мудрость детских вопросов» (по сказке А. Экзюпери «Маленький принц»)
Тема урока: «Взрослая мудрость детских вопросов» (по сказке А. Экзюпери «Маленький принц»)
Урок литературы в 6 классе с применением технологии индивидуализированного обучения и икт тема : «Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» iconУрок в 8 классе «Ты нам нужен, маленький принц!»
Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, элементы творческого проекта
Урок литературы в 6 классе с применением технологии индивидуализированного обучения и икт тема : «Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» iconТема: «Строение растительной клетки»
Разработка урока биологии в 6 классе с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения
Урок литературы в 6 классе с применением технологии индивидуализированного обучения и икт тема : «Антуан де Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц» iconТы нам нужен, Маленький принц
Цель урока: развитие понимания, для чего нам нужен Маленький принц, что мы, люди, потеряли, какие чувства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница