Карандашев Виктор Николаевич История преподавания психологии в высшей школе Периоды




НазваниеКарандашев Виктор Николаевич История преподавания психологии в высшей школе Периоды
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипТематический план
01.02.04.

Карандашев Виктор Николаевич

История преподавания психологии в высшей школе

Периоды:

1_ преп. пси. в 18-19 веках - с 1755 г. - МГУ, не преподавалось в качестве отдельного предмета, в рамках философии, красноречия, логики, риторики. В конце 19 века - первые учебники по пси. и отдельные курсы.

Преподавание в рамках мед. образования - психиатры, не готовила к исследованиям, имела образовательную роль.

2_ преп. Ψ в первой половине 20 века - 1905 г. - увеличение количества курсов Ψ, преподавателей, часов, изменение форм занятий - семинары, практика, иллюстрирование опытов, преподавание как эмпирическая наука. Челпанов МГУ - Ψ на фактах а не на рассуждениях - подготовительный. Курсы прикладной Ψ - педагогическая Ψ, юр., мед. Ψ, ПЕДОЛОГИЯ вытесняет Ψ.

3_ преп. Ψ во 2 половине 20 в. При фил.фак-е открылся Ψ-ое отделение - подготовка проф. Ψ-ов. Рубинштейн - основы общей Ψ - учебник. 1966- в ряде ВУЗов появляются Ψ-ие фак-ы. введение мед Ψ в мед. факи, юр Ψ в юрфак.

^ 1968 - ВАК выделил Ψ в отдельную науку. + 1 Ψ конгресс. рост интереса.
История преподавания Ψв ср. школе

1_ в 19 веке в России с 1804 г. в США и Евр с 1830 гг. С 1819 г. закончили преподавать. Помощь - решение жизненных проблем. С 1905 введение в гимназии. В 1917 вытеснен из программ.

2_ преп. Ψ во 2 пол 20 века: РФ 1947 - как учебный предмет ТЕПЛОВ, в 1960 - вытеснен производственной деят, 1980 - факультативный предмет, развивающий предмет.
^ Современное Ψ образование

Основные тенденции современного Ψ образования в мире

– рост интереса, необходимость в Ψ образовании (руководители, программы развития), выход за рамки высш. обр.

Послевузовское

  • магистратура

  • аспирантура

(бакалавр - специалист - магистр)

Ψ в сред. учеб. заведениях

  • предметно-ориентированная программа

  • личностно-ориентированная программа

  • уроки психологии

  • Ψ в рамках др. уроков

  • внеклассные занятия

начальное 1-4 кл

основное 5-9 кл

среднее 10-11 кл

Инвариантная часть - федерал. часть - стандарт ГОС.

Вариативная часть - регион. и школ. компоненты

Учебный план:

  • перечень дисциплин

  • распределение по семестрам

  • трудоемкость - часы

  • форма (лекции, практика, самост)

  • промежут и итоговая аттестация

Учебная программа (разр. преподавателем):

  • наименование

  • пояснительная записка (цели, значимость)

  • описание изучаемых тем

  • список литературы, на кот. опирался препод.

Тематический план - доп. описание распределение тем уч. прг. по видам занятий, необх. литер. обеспечение, формы контроля и аттестации знаний. Отдельно или в составе Уч. ПРГ.

Цели препод. Ψ

Высшее:

  • фундаментальные знания

  • прикладные знания

  • науч-исслед деятельность

  • применение

  • просвещение

  • формирование Ψ культуры

Сред. спец.:

  • представление, знакомство

  • средство познания др. людей

  • самопознание

  • саморазвитие

Ср. общеобразовательная ШК:

  • мировоззрение

  • методы

  • способ познания развития

  • проф. ориентация

Принципы обучения Ψ

  1. пр. научности

  2. системности

  3. единство рационального и эмоционального

  4. единство предметно-ориентированного и личностно-ориентированной психологии

  5. единство теоретического и эмпирического

  6. пр. доступности

  7. пр. наглядности

  8. пр. активности в общении

  9. пр. связи изучения Ψ с жизнью и практикой

  10. пр. развивающего характера

Ψ как наука и учебная дисциплина

  • как деятельность по производству знаний

  • как форма систематизации знаний (ОТБОР и способ ПЕРЕДАЧИ)

Основные тенденции развития Ψ

  • бихевиоризм

  • когнитивная Ψ

  • Ψ ЭМ. и мотивация

  • гуманистическая Ψ

  • увеличение роли прикладной практической Ψ

  • отсутствие приоритета опр. Ψ школы

  • дифференциация Ψ знаний

  • интернационализация Ψ знаний

  • англ. яз. как общенародный

  • рост интереса студентов к Ψ

Формы уч. занятий

  • экстернат

  • лекции

  • семинары

  • практическая работа

  • лабораторные

  • консультации

  • самостоят. работа

  • рефераты, курсовые, дипломы…

Лекции - обучающий монолог преподавателя.

Функции:

  • информационная

  • систематизирующая

  • разъясняющая

  • развивающая

02.02.05.

Семинарские занятия по Ψ

функции:

  • расширение и углубление знаний

  • развитие умений самостоятельной работы

  • стимулирование интеллектуальной деятельности

  • репродуктивная активность (воспроизведение)

  • продуктивная активность

Подготовка: формулировка и литература

Конспект семинара

  • тема

  • вопрос

  • литература

  • форма проверки

  • форма организации

  • результат

Подготовка студентов

  • отбор информации

  • лексика и семантика

  • схематизация и структурирование

  • формулирование выводов

Проведение семинара

  • временный регламент

  • не стеснять свободу обуч.

  • умение активизировать МАХ число участников

  • умение поставить вопрос

  • умение стимулировать свободную речь уч.

  • умение делать выводы

Практические и лабораторные занятия

  • закрепление на практике

  • усвоение умения пров. исследовательской работы

  • усвоение практической работы

  • применение теории в практике

  • самопознание

  • саморазвитие

ЛАБА - применение оборудования и приборов, деление на подгруппы.

Типы практических работ

  • демонстрация

  • индивидуальное

  • групповое

  • эксперимент в парах

  • решение психологических задач

  • групповая дискуссия

  • деловая игра, моделирование проф. деят.

Виды Лабораторных

  • репродуктивная

  • частично-поисковая

  • поисковая

Виды работ

  • фронтальный

  • групповой

  • индивидуальный

План занятия

  • внеклассная теоретическая подготовка

  • проверка теории

  • инструкция

  • практические занятия

  • обсуждение

  • отчет

  • оценка

Урок Ψ

Характеризуется:

  • группа учащихся одного возраста

  • постоянный состав

  • твердое расписание

  • единая программа обр.


План

  • орг. момент

  • проверка Д/З

  • опрос

  • изучение нового

  • закрепление

  • задание на дом

Виды уроков

  • лекция

  • объяснение с привлечением учащихся

  • эвристическая беседа

  • самостоят. работа с учебником

  • проведение эксперимента

Подготовка

  • подбор информации

  • выделение основного

  • выбор способа преподавания

  • подбор примеров

  • практическая иллюстрация

  • подбор развивающих видов активности

  • распределение по занятиям

Конспект урока

  • тема

  • цели, задачи

  • этапы урока

  • краткое содержание

  • описание наглядных пособий

  • указание времени

Самостоятельное изучение

функции:

  • закрепление

  • расширение (первоисточники)

  • усвоение

  • освоение знаний

  • освоение исследований

  • освоение умения самоосознания

  • освоение умения практической работы

Типы заданий

  • структурированный план

  • свободный пересказ

  • поиск ответов на вопрос

  • ответы на конкретные вопросы

  • формирование отдельных мыслей

  • краткий конспект

  • опорная графическая схема

  • резюме прочитанного

Дом/Работа:

  • подбор илюстр. материала

  • изложение наблюдений

  • рефераты

Виды практик

  • учебная

  • производственная

  • преддипломная

Внеклассная работа - помощь и/или получение знаний

  • индивидуально

  • групповое

  • в виде кружка

  • вечера

  • КВН

  • олимпиада

Метод закрепления материала

  • повтор

  • практические занятия

  • резюме

  • схемы, таблицы

  • опрос


Методы обучения Ψ

таксономия учебных задач при изучении Ψ-и (классификация)

Задачи

  1. задачи, требующие воспроизведения знаний

    1. узнавание

    2. воспроизведение норм, правил, текста

  2. простые мыслительные операции

    1. определение фактов

    2. описание фактов

    3. описание приемов деятельности

    4. синтез и анализ

    5. сравнение и различие

    6. упорядочивание

    7. определение отношения

    8. абстрагирование, конкретизация, обобщение

  3. задачи сложной мыслительной операции

    1. трансформация

    2. интерпретация

    3. индукция

    4. дедукция

    5. аргументация

    6. оценка

  4. обобщение и порождение высказываний

    1. составление обзора

    2. доклад, отчет

    3. самостоятельное написание работ

  5. продуктивное мышление

    1. применение в практике

    2. решение ситуаций

    3. целеполагание, постановка вопроса

    4. эвристический поиск в наблюдении

    5. оформление в письменном виде

    6. обобщение эмпирики

    7. групповые решения

  6. рефлексивные задачи

    1. освоение рефлексивной процедуры

    2. рефлексия к эвристики

    3. рефлексия в построении текста

    4. стратегии совместной/ индивидуального решения проблем

    5. выбор способа взаимодействия

    6. выработка "чувства ситуации"

Словесные методы обучения

– рассказ, обобщение, беседа, дискуссия, работа с книгой

  • неречевые средства

  • получение обратной связи

  • устные

  • письменные

Приемы ПИСЬМЕННОГО метода

  • конспектирование

  • составление плана

  • составление тезисов

  • цитирование

  • аннотирование

  • рецензирование

  • составление форм - логические модули

  • составление тематического тезауруса

  • составление матрицы идей

Словесные методы

  • монологические

  • диалогичекие (групповая дискуссия)

Перестройка на лекции:

  • разбивка на короткие предложения

  • опускание несущественных слов

  • формулировка вопросов для интереса

  • замена терминов синонимами

Эффективность речевого монолога

  • связь с опытом

  • вопрос-ответная форма изложения

  • преобладание простых предложений

  • образность и иллюстративность

  • изм. формулировок в лучш. пониманием

  • исп. прагматических высказываний

Неречевое влияние

  • дистанция в общении

  • визуальный контакт

  • мимика

  • поза

  • жестикуляция

  • фонационная характеристика (темп, тон, сила, ритм)

Виды вопросов

  • заст. задуматься

  • приведение жизненных примеров

  • связь с учебной работой

Наглядный метод обучения ВИДЫ:

  1. предметная

  2. изобразительная

    1. художественная

    2. символическая

    3. текстовая

  3. словесная

Эффективность наглядности

  • согласованность с содержанием

  • последовательно вводить, соотв. моменту

  • видимость

  • выделение главного из схем

  • детально продумать

Способы наглядности

  • доска/мел

  • транспоранты, плакаты, прозр. пленка

  • компьютер

Практические методы обучения

  • лабораторные работы

  • психодиагностика

  • решение Ψ задач

  • упражнение

  • диссертация

  • деловые игры, имитация

Типы тестов

  • сложно-профессиональные

  • общепсихологические

  • тесты прикладного характера

  • развлекательные т.

Познавательная деятельность МЕТОДЫ:

  • объективно-иллюстративное

  • репродуктивная

  • проблемные

  • частично-поисковые

  • исследовательские

  • мет. ПРОГРАММНОГО обучения

  • мет. ПРОБЛЕММНОГО обучения

  • мет. ИНТЕРАКТИВНОГО обучения

Дистанционное обучение

  • интернет

  • телекоммуникация


___

Похожие:

Карандашев Виктор Николаевич История преподавания психологии в высшей школе Периоды iconВ. Н. Карандашев «Методика преподавания психологии»
Самостоятельное изучение литературы, подготовка студентов к занятиям по психологии
Карандашев Виктор Николаевич История преподавания психологии в высшей школе Периоды iconСеминар №5. История психологии. III курс. 2 семестр. Развитие психологии в середине-конце ХХ в
Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Перев с англ. – Спб.: Изд-во «Евразия», 1998. Глава 15
Карандашев Виктор Николаевич История преподавания психологии в высшей школе Периоды iconСеминар №3. История психологии. III курс. 2 семестр. Развитие американской...
Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Перев с англ. – Спб.: Изд-во «Евразия», 2002. Главы 6-11
Карандашев Виктор Николаевич История преподавания психологии в высшей школе Периоды iconКафедры клинической психологии
...
Карандашев Виктор Николаевич История преподавания психологии в высшей школе Периоды iconТематическое планирование предназначено для преподавания курса «История...
Тематическое планирование предназначено для преподавания курса «История России», предназначенного для учащихся 10 класса средних...
Карандашев Виктор Николаевич История преподавания психологии в высшей школе Периоды iconИстория Психологии
С 1967 года – декан факультета психологии мгу и одновременно зав кафедры общей психологии
Карандашев Виктор Николаевич История преподавания психологии в высшей школе Периоды iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «История психологии» 2004-2005
Предмет, задачи и функции истории психологии. Закономерности развития научного знания. Принцип историзма в истории психологии. Проблема...
Карандашев Виктор Николаевич История преподавания психологии в высшей школе Периоды iconСеминар №4. История психологии. III курс. Психоанализ
Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Перев с англ. – Спб.: Изд-во «Евразия», 1998. Главы 13-14
Карандашев Виктор Николаевич История преподавания психологии в высшей школе Периоды iconКочетков Виктор Николаевич
Комментарии по вопросу применимости специальной теории относительности для инерциальных систем отсчета при условии симметрии пространства...
Карандашев Виктор Николаевич История преподавания психологии в высшей школе Периоды iconIii курс. История психологии Семинар №2. Развитие психологических...
Марцинковская Т. Д. История психологии: учебник для студ высш учеб заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница