Тема: Классификация цветковых растений




НазваниеТема: Классификация цветковых растений
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Урок - смотр знаний

Провела учитель биологии МБОУ Краснопартизанской СОШ Сёмкина О.С.

Тема: Классификация цветковых растений.
Цель: Оценить уровень усвоения теоретического материала учащимися и уровень освоения навыков практической работы.
Задачи:

1. Образовательные. Обобщить знания учащихся о характерных особенностях растений различных семейств класса однодольных и двудольных, их многообразии, значении в природе и жизни человека.
2. Развивающие. Развивать навыки работы с гербарием, совершенствовать умения определять формулы цветов по внешнему виду растений, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе, соблюдение правил укрепления своего здоровья, используя дары природы.
Ребята, поприветствуем гостей. Садитесь. Давайте, улыбнемся друг другу и начнем наш урок с хорошим настроением.
Слайд №1 Ромашковое поле (Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»)
Учитель:

Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
Ребята, мы с вами изучили такую тему, которая имеет огромное значение для нашего эстетического и практического развития, а так же бережного отношения к своему здоровью.
Цель нашего урока заключается в том, чтобы закрепить полученные знания и использовать их в своей жизни.


I Начнём урок с хорошо знакомой вам игры «Снежный ком». Передавая бумажный шарик, друг другу, нужно назвать растения из определённого семейства (в классе 8 человек, первые 4 человека называют растения из семейства Паслёновых, если происходит ошибка, учащиеся помогают определить семейство названного растения, если оно не относится к данному семейству; паслён чёрный, картофель, томат, белена, табак, левкой, гулявник; далее - 4 человека называют растения из семейства Розоцветных-рябина, груша, лапчатка гусиная, малина лесная, яблоня, земляника лесная, одуванчик).

II Слайды № 2.3,4,5,6,7.8.9.10.

Задание «Цветик-семицветик » Нужно узнать по «слайдам» к какому семейству относятся растения.
III Завершается работа с многообразием растений различных семейств следующим образом: учитель называет различные растения, учащиеся на слух определяют семейства. Например:

5. Овес посевной - злаковые

1.Ярутка полевая – крестоцветны 6.Тюльпан лесной-лилейные.

2.Клевер розовый-Бобовые. 7.Гулявник лекарственный-

крестоцветные.

3.Василёк луговой - сложноцветные. 8.Вишня садовая-розоцветные

4.Дурман обыкновенный - паслёновые.
IV Морфологическая характеристика растений с использованием рисунка.

На рисунке редька дикая (характеристику даёт 1 ученик). Затем, дополнительные вопросы другому ученику.
Вопросы:

1.Какие признаки указывают на то, что это растение относится к классу двудольных? (стержневая корневая система, сетчатое жилкование листа, семя состоит из двух долей).
2.Какой из названных признаков самый главный? (строение семядолей).
3.Записать и прокомментировать формулу растений семейства крестоцветных:
4Л4Т6(2+4)П1
Соцветие- кисть, плод-стручок или стручочек.
4.Перечислить группы растений семейства крестоцветных-овощные, кормовые, масличные, декоративные, лекарственные, дикорастущие.
Завершающий этап.
V «Порядок прежде всего». Составить характеристику с использованием систематических категорий на редьку дикую, предварительно установив порядок расположения систематических категорий (работа на магнитной доске).

I.Царство-растения.

II.Подцарство-многоклеточные.

III.Отдел- цветковые.

IV.Класс-двудольные.

V.Семейство-крестоцветные.

VI.Род-редька.

VII.Вид-редька дикая.
Назвать видовой эпитет (род- редька, вид- редька дикая).
VI Отгадайка. Загадки: (Рисунки – отгадки выставляются на магнитную доску и задаются вопросы)
1.Цветок-крылатка, 2.Цветок – напрасный, 3.На плечах Игнашки

А плод-лопатка, Плод - опасный, Сорок три рубашки-

Плод зелен и молод, А поле всё засажено. Все из ткани

отбеленной

Но сладок, как солод. (Картофель). А поверх – пиджак

Зеленый.

(Горох). (Капуста)
4. Белым шариком пушистым 5.Появились бубенчики-

Я красуюсь в поле чистом Белые горошки.

Дунул лёгкий ветерок - Распустились колокольчики

И остался стебелёк.

На зелёной ножке.

(одуванчик) (ландыш)

Задание после каждой загадки:
1.Назвать семейство растений (бобовые, паслёновые, крестоцветные…).

2.Назвать плоды (боб; ягода, коробочка; стручок…).

3.У семейства бобовых - представитель горох, назвать группы: пищевое, овощное, кормовое, декоративное, культурное.
VII На столах у ребят гербарии. Определить растение и дать ему характеристику (работа в парах). Затем уч-ся отчитываются о своей работе.
VIII Угадайка. Определить о каком растении идёт речь.

(работа в парах – печатные тексты).
I вариант

Листья ланцетные, с параллельным жилкованием, цветки одиночные в 2 круга, околоцветник раздельнолистный, ярко окрашенный, простой. Плоды-сухие многосемянные коробочки. Корень представлен луковицей (тюльпан). Семейство Лилейные, класс Однодольные. Иллюстрация.
II вариант

Растёт в садах, на огородах, небольшое травянистое растение с белыми звёздчатыми цветами, цветёт летом и осенью до самых заморозков. Зелёные плоды, листья и стебли ядовиты. Основания лепестков срастаются и образуют трубочку (паслён чёрный). Семейство Паслёновые, класс Двудольные. Иллюстрация.
III вариант

Листья тройчатосложные, перистосложные или пальчатосложные. Плод- боб, на корнях образуются вздутия в которых живут бактерии, усваивающие азот из воздуха. Чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, тычинок 10, из них 9 сросшихся, в состав венчика входят лепестки: парус, лодочка и 2 весла (горох). Семейство Бобовые, класс Двудольные. Иллюстрация.
IV вариант

Этот цветок в течение тысячелетий остается любимым у многих народов. Садоводы увеличили число его лепестков от 5 до 100. Из лепестков получают масло и варят варенье. «Дедушкой» этого растения является шиповник. Стебель покрыт шипами (роза) семейство Розоцветные, класс Двудольные. Иллюстрация.
IX Слайды № 11, 12,13,14,15,

Выбери правильный ответ (на слайдах рисунок растения и формулы цветков, необходимо выбрать правильную формулу);

X Домашнее задание «Зеленая аптечка»

1. Редька черная (с медом – хорошее средство от кашля)

2. Малина (жаропонижающее средство при простудных заболеваниях)

3. Картофель (хорошо согревает верхние дыхательные пути)

4. Пырей ползучий (потогонное и отхаркивающее средство)

5. Лук, чеснок (убивают бактерии)

6. Ромашка (потогонное, антисептическое и вяжущее средство).

7. Одуванчик (Отвар из его корней возбуждает аппетит, желчегонное и слабительное средство)

8. Ромашка – аптечная (отвар применяется для полоскания горла при ангине)

XI Работа с диаграммами. Слайды 16.17,18.
Высвечиваются диаграммы различных семейств. Например, семейство Лилейные, Крестоцветные, Бобовые, Розоцветные (учащиеся записывают формулы у доски).
XII Тестовая работа по вариантам (дифференцированно; задания распределены по степени сложности).
На «5»
1.Назовите наиболее крупную систематическую категорию:
а) класс, б) семейство, в) вид, г) царство.
2. По какому признаку растение можно отнести к семейству розоцветные?
а) цветки собраны в соцветие колос.

б) Плод стручок или стручочек.

в) формула цветка* Ч5 Л5 Т П

г) цветки напоминают мотылька.
3.Какие растения относятся к семейству паслёновые?
а) картофель и белена.

б) яблоня и гравилат

в) редис и пастушья сумка

г) подсолнечник и ромашка.
4.Какой плод у гороха, арахиса?
а) стручок, б) семянка, в) зерновка, г) боб.
5.Преобладающими культурами среди растений розоцветных являются:
а) овощные, б) зерновые, в) технические, г) плодово-ягодные.
Ответы: 1-г, 2-в, 3-а, 4-боб, 5-г. (Высвечиваются на экране, взаимопроверка)
На «4».
1.Подсолнечник-растение из семейства паслёновых.

2.Плод - капусты стручок.

3.Трубчатые цветки есть в соцветии подсолнечника.

4. Формула злаковых - ↑О4(2+2) Т3 П1

5.Соцветие пшеницы - метёлка.

Ответы: 1-, 2+, 3+, 4+, 5-. (Высвечиваются на экране, взаимопроверка)
XIII Завершающий этап работы:
Таблица « Семейства цветковых растений».

Каждому ученику даётся таблица с вопросами по особенностям строения семейств цветковых растений. Ученики отвечают на вопросы и отмечают правильные ответы крестиками.


Название семейств.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.




Крестоцветные.








































Розоцветные.








































Бобовые.








































Злаковые.








































Паслёновые.








































Сложноцветные.























































Вопросы:

1.Цветок состоит из 4 чашелистиков, 4 лепестков, 6 тычинок, из которых 4 длинных и 2 коротких, 1 пестика.

2.Лепестки цветка имеют особые названия: парус, вёсла и лодочка.

3.Плод- зерновка.

4.Цветок состоит из 5 сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и 1 пестика.

5.Плод семянка.

6.Чветок состоит из 5 чашелистиков, 5 лепестков, множества тычинок и пестиков.

7. Плоды стручки или стручочки.

8.Стебель-соломина.

9.На корнях растения, относящегося к данному семейству, имеются клубеньки.

10.Цветки в соцветиях разные - язычковые. Трубчатые, воронковидные.

11.Среди растений данного семейства много ценных.

12. К данному семейству относится много ядовитых растений.

(На слайде высвечивается таблица с ответами. Идет взаимопроверка)
XIV Рефлексия.

Ребята, перед вами лежат листочки. Выберите такие предложения,

которые соответствуют вашему настроению.

Меня удивили ответы ребят.

Я узнал новые факты о растениях.

Мне было скучно.

Мне понравилось учиться.
Работы проверяются учителем (при сдаче на оценку), если остаётся время-то на уроке.
Выставление поурочного балла (комментирование оценок).

Похожие:

Тема: Классификация цветковых растений icon«Классификация растений»
Цель: Проверить усвоение базовых знаний о систематических признаках растений, значении растений различных семейств в природе и жизни...
Тема: Классификация цветковых растений iconТема урока: Разнообразие цветковых растений Ставропольского края. Цели урока: Образовательные
Образовательные: познакомить учащихся с самыми распространенными цветковыми растениями края, их типами, хозяйственным использованием...
Тема: Классификация цветковых растений iconУрок по биологии в 6 классе. Тема: Классификация покрытосеменных растений
Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных систематических
Тема: Классификация цветковых растений iconУрок по биологии и эстетике по теме: «Цветковые растения»
Оборудование: таблицы из раздела «Систематика цветковых растений», телевизор, видиомагнитофон, видиофрагмент о венерином башмачке,...
Тема: Классификация цветковых растений iconУрок №28, 29 «Систематика цветковых растений»
Систематика – это наука, которая изучает многообразие организмов, создает их классификацию, отражающую родственные взаимоотношения,...
Тема: Классификация цветковых растений iconТема урока. Мир растений на подоконнике
Цель. Формирование у учащихся знаний о многообразии комнатных растений, особенностях ухода за ними, значении комнатных растений
Тема: Классификация цветковых растений iconКонспект урока по биологии 6 класс тема: разнообразие, распространение,...
Царства растений, местами их обитания, значением растений в природе и жизни человека
Тема: Классификация цветковых растений iconУрок изучения новых знаний. Тема : «Размножение голосеменных растений»
Цель: изучить размножение голосеменных растений, обобщить и закрепить знания о размножении споровых растений
Тема: Классификация цветковых растений iconОренбургская область
Сегодня мы с вами присутствуем на очень важной конференции. Тема конференции «Развитие растений» (слайд 1). Это очень важная тема,...
Тема: Классификация цветковых растений iconРазмножение цветковых растений
Оформление: плакаты «Природа – удивительная книга, каждая страница которой полна глубокого смысла», «Друзья, будьте щедры и великодушны,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница