Урок по биологии и эстетике по теме: «Цветковые растения»




НазваниеУрок по биологии и эстетике по теме: «Цветковые растения»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
Интегрированный урок по биологии и эстетике по теме:

«Цветковые растения».

(2 часа)

Цели и задачи.

Образовательные: повторить, закрепить, обобщить и углубить знания

учащихся о цветковых растениях (их классификации, строении,

многообразии), развить понятие о хозяйственном значении растений, их

эстетической ценности,

закрепить умения учащихся распознавать и описывать растения; осветить

связь биологии с другими науками.

Развивающие: развивать умения обобщать, делать выводы, тренировать

мыслительные навыки, логическое мышление; формировать

экологическое сознание учащихся, умение работать в группах, выступать

перед классом; развивать любознательность, сообразительность,

познавательный интерес к биологии.

Воспитательные: воспитание любви к природе, ответственного

отношения к её использованию и охране; воспитание культуры общения

при работе в группе, умению прислушиваться к чужому мнению,

сотрудничать; содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование: таблицы из раздела «Систематика цветковых растений», телевизор, видиомагнитофон, видиофрагмент о венерином башмачке, диапроектор, слайды по МХК.

^ Г.Вступление. Приветствие.

Звучит музыка «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Ученик читает стихотворение.

И.Бунин «Полевые цветы» В блеске огней за зеркальными стёклами Пышно цветут дорогие цветы, Нежны и сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за синих морей;

Их не пугали метели холодные,

Бурные грозы и свежесть ночей. Есть на полях моей родины скромные Сестра и братья заморских цветов: Их возрастила весна благовонная В зелени майских лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой,

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой. Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они. И говорят про давно позабытые Светлые дни.

Мы начинаем наш урок с «Вальса цветов» П.И.Чайковского и такой поэтической нотки не случайно, так как тема сегодняшнего урока «Цветковые растения». Мы должны с вами повторить всё то, что узнали о цветковых растениях, их классификации строении, многообразии, хозяйственном значении. Сегодня вы будете работать по группам, индивидуально и всем классом, кому-то я дала дополнительные задания. И мы узнаем достаточно ли хорошо вы изучили эту тему, дружный вы класс или нет, умеете ли работать четко, слаженно, помогать друг другу. (Класс поделён на три группы по 7-8 человек, каждая группа на 2 подгруппы).

П.Основная часть урока (повторение, обобщение, закрепление изученного материала, его углубление) ^ 1).Конкурс разминка «Устами младенца».

Я читаю вам детские загадки. Вы называете растение, о котором идёт речь, и к какому семейству оно относится. 1 .Был зелёный плод - не просился в рот. Положили в лёжку, он сменил одёжку. Красную одел, для еды поспел. (Помидор, паслёновые) 2.На плечах Игнашки сорок три рубашки,

Все из ткани отбелёной, а поверх пиджак зелёный. (Капуста, крестоцветные) З.Во лугах растут сестрички: золотой глазок, белые реснички.

(Ромашка, сложноцветные)

4.Какой жёлтый цветок даёт белые пушок. (Одуванчик, сложноцветные)

5.Меня называют царицей цветов за запах, за цвет лепестков.

Хоть куст мой зелёный вас ранить готов, Но кто не простит мне колючих шипов. (Роза, розоцветные) б.Золотое решето чёрных домиков полно, Сколько чёрненьких домков, столько беленьких жильцов.

(Подсолнечник, сложноцветные)

2).Фронтальная беседа.

1 .Цветковые растения - самые совершенные растения, они заняли господствующее положение на Земле среди всех растений. Почему?

2.На какие классы делится отдел цветковые растения? По каким признакам?

3.Какие семейства двудольных и однодольных растений вы знаете?

4.Какие признаки в строении растений говорят о принадлежности их к тому или иному семейству?

^ 3).Конкурс «Объяснялки».

По два задания на одну группу (работа в подгруппах), затем общее обсуждение.

Инструкция по выполнению работы в группе.

1 .Внимательно прочитайте свои отрывки, попробуйте догадаться о каком растении в каждой подборке идёт речь.

2.К какому семейству оно относится? По каким признакам вы сделали такой вывод?

3.Какие отрывки послужили для вас главной отгадкой? О чём вы узнали впервые?

4.Какие объяснялки вам понравились больше всего?

5.Составьте формулу цветка этого растения. Подборки отрывков.

1) Вишня.

-Это дерево или кустарник.

-Листья простые, черешковые, с сетчатым жилкованием.

-Про плод этого растения есть загадка:

«Сижу на дереве: красная как кровь, круглая как шар, вкусная как мёд».

-Плод сочная шаровидная костянка различных оттенков красного и бурого цветов.

-Плоды этого растения употребляют в пищу в свежем виде, а также перерабатывают на мармелад, джем, варенье.

-Листья этого растения используют при засолке и мариновании овощей, грибов, а так же как заменитель чая.

-Цветки без запаха, правильные, чашечка из 5 чашелистиков, венчик из 5 белых лепестков, тычинок много, пестик один.

-Соцветие щиток.

2) Горох.

-Это однолетнее, травянистое растение.

-Листья сложные, с усиками на конце, с большими прилистниками, черешковые. С сетчатым жилкованием.

-Про плод этого растения есть загадка:

«Десять мальчиков живут в зелёных чуланчиках»

-Семена этого растения употребляют в пищу в свежем и засушенном виде (кладут в салаты, варят суп).

-Плод боб.

-На корнях этого растения в симбиозе с ним живут клубеньковые бактерии.

-Цветок неправильный, белого цвета, чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков: 2 из них срастаются в лодочку, 2 по бокам - это вёсла, 1 самый крупный - парус. Внутри лодочки 10 тычинок (9 из них срастаются) и 1 пестик.

3) Томат.

-Это однолетнее, травянистое растение.

-Зелёные части этого растения ядовиты.

-Цветки жёлтые, правильные, чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок и 1 пестик.

-О плодах этого растения есть загадка: «Ягода красна, ягода вкусна, режь да соли, ешь да хвали».

-Плоды - вкусные, сочные ягоды красного, жёлтого и оранжевого цвета.

-Плоды употребляют в пищу в свежем, солёном и маринованном виде.

-Итальянцы называли это растение «золотое яблоко» и первыми научились изготовлять из его плодов разнообразные соусы и кетчупы.

-Соцветие кисть.

^ 4) Капуста.

-Это двулетнее, травянистое растение.

-Листья простые с сетчатым жилкованием.

-О побеге этого растения есть загадка: «Сто одёжек и все без застёжек».

-Цветки белого цвета, правильные, чашечка состоит из 4 чашелистиков, венчик - из 4 лепестков, 6 тычинок ( 4 длинные, 2 короткие), 1 пестик.

-Плоды стручки.

-В пищу употребляют видоизменённый надземный побег - качан.

-Едят его в свежем виде и квашенном, делают салаты, варят борщ, щи; ценится он из-за большого содержания витамина С.

-Соцветие кисть.

^ 5) Пшеница.

-Это однолетнее, травянистое растение.

-Листья простые, длинные, узкие, с линейным жилкованием и длинным влагалищем.

-О плодах этого растения есть загадка: «Одно бросил - горсть взял».

-Плод зерновка.

-Соцветие сложный колос.

-Цветки невзрачные, состоят из 2 цветочных чешуи, 2 цветочных плёнок, 3 тычинок. 1 пестика.

-Стебель соломина.

-Об этом растении есть стихотворение:

С неба солнце золотое золотые льёт лучи В поле дружною стеною золотые усачи. Шевелят они усами и тихонько шелестят... Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят. А когда уходят с поля золотые усачи, В нашей печке золотятся золотые калачи.

^ 6) Ландыш.

-Это многолетнее травянистое растение.

-Листья простые, с дуговым жилкованием.

-Цветёт в мае, июне; цветки без чашелистиков, имеют 6 белых сросшихся лепестков, 6 тычинок, 1 пестик.

-Плод - ядовитая красная ягода.

-Об этом растении есть загадка: «Белые горошки на зелёной ножке».

-Есть легенда о том, что эти красивые цветы выросли из слез Божьей матери, которые она пролила из-за смерти своего сына Иисуса Христа.

-Это были самые любимые цветы П.И.Чайковского, им он даже посвятил стихотворение.

-Соцветие кисть.

^ 4) Кроссворд. Строение цветка.

1

2

3

4

5) Конкурс «Заполни пробелы».

В отрывок школьного сочинения впишите ответы на задания.

(Выполняется по группам, затем взаимопроверка)

«...Наступил август - последний летний месяц. Кое-где уже заметно дыхание осени.

Отцветают ромашки (семейство?.........) и колокольчики (способ опыления?.........), у многих

растений созревают семена. На пустырях и некосях жухнут пижмы (вид соцветия?.........),

луговые васильки

(семейство?.........), донники (семейство?.........). Рядом кое-где достаивают великолепные

нивянники (соцветие?.........) называемые в быту большими ромашками. Насыпи всё ещё

покрыты разноцветным вьюнком (вид стебля?.........). На берёзах (способ опыления?.........),

липах и дубах (жилкование листьев?.........) замелькали уже жёлтые листья...»

6) Конкурс «Пятый лишний». Добавь извилину.

(По два задания на группу). Найдите в каждом задании лишнее растение.

1.Пшеница, рожь, одуванчик, мятлик, овёс.

2.Редька, капуста, хрен, пастушья сумка, шиповник.

^ 3.Горох, картофель, бобы, донник, клевер.

4.Картофель, томаты, белена чёрная, сурепка обыкновенная, табак. 5.Одуванчик, василёк, лук, ромашка, астра. б.Лук, тюльпан, кукуруза, ландыш, вороний глаз.

7) Марафон эрудитов (экспресс - вопросы).

-Дикая роза (шиповник)

-Лапчатка прямостоячая (калган)

-Кто лечит от семи недуг (лук)

-Злак - «кормилец Востока» (рис)

-Самый первый злак, который человек начал возделывать на земле (пшеница)

-Самое толстое растение на земле (баобаб)

-Сахарный злак (сахарный тростник)

-Цветок всех влюблённых (эдельвейс)

-Растение с самым крупным цветком (раффлезия)

-Самое высокое цветковое растение на планете(эвкалипт)

-Символ поклонения восточных народов (лотос)

-У какого растения самое крупное семя - до 45 см (сейшельская пальма)

-У какого растения самый крупный плод (хлебное дерево)

-Кукуруза (маис)

-Самое маленькое цветковое растение (ряска).

-Его называют индейцы «следом белого человека» (подорожник).

-Самые первые у нас весенние цветы (мать-и-мачеха).

-Название какого цветка связано со звоном (колокольчик).

-Название какого цветка - кондитерское изделие (ирис).

-Из чего делают манную крупу (из твёрдой пшеницы).

-Из чего получают знаменитую солдатскую кашу - перловку (ячмень).

^ 8) Цветы в искусстве.

Выступление учителя эстетики, показ слайдов и репродукций.

Эгрет в виде букета цветов (подставка для страусовых перьев). Шпильки, броши-букеты.

- Колпы - женские височные украшения.

Букетики цветов для украшения корсажа платьев.

Шали.

Серьги в виде букета роз, гвоздик, тюльпанов и т.д.

- Веера.

Шляпки «пандоры» (разорительницы).

Броши в виде различных цветов.

Предметы русского народного быта, расписанные цветами: прялки, кружки, кадушки,

туеса.

Аристократический мужской и женский костюм 18 века с вышивкой из отдела истории

русской культуры Государственного Эрмитажа.

- Мебель художественная.

^ 9) Цветковые растения в истории.

(Индивидуальные домашние задания, выступление перед классом) 1.0 происхождении гиацинта рассказывает римский писатель Овидий в книге «Метаморфоза». В древней Греции его называли цветком весенних дождей и печали. Он был посвящён богу солнца -Аполлону. Древнее придание говорит о том, что этот цветок вырос из крови юноши, сына царя Спарты, случайно погибшего во время спортивных соревнований с богом Аполлоном.

2.Ещё печальнее история о прекрасном Нарциссе. Жил когда-то на свете прекрасный юноша, много он покорил женских сердец, но не кому не ответил взаимностью. Влюблённая в него нимфа Эхо пожаловалась богине любви и красоты Афродите, и та решила наказать гордого парня, предсказав ему, что он будет жить, пока не увидит сам себя. В жаркий полдень, утомлённый зноем, юноша прилёг на берегу звонкого ручья и в чистых струях увидел своё отражение. От любви к самому себе он стал чахнуть и умер. А на берегу ручья появился прекрасный цветок, который люди назвали по имени юноши.)

3. Тюльпаны были причиной гибели и разорения людей. В Европу они попали впервые в 16 веке. Невиданный заморский цветок стал очень знаменит. Особенно его полюбили в Голландии. Только за одну луковицу прославленного сорта там платили огромные деньги. Один чудак отдал за редкую луковицу 24 четверти пшеницы, 8 четвертей ржи, 4 быка, 6 свиней, 12 овец, 2 бочки масла, 2 пуда сыра, связку платьев и серебряный кубок. За то, что один плотник чуть не съел луковицу этого цветка, судья приговорил его к 4 месяцам тюрьмы. Каждый год из Голландии во многие страны на самолётах, кораблях, поездах отправляются эти цветы. ^.Картофель с незапамятных времён возделывали жители горных районов Южной Америки. В Европе подземные органы этого растения («земляные яблоки») успеха не имели, не смотря на пропаганду ботаников и приказы королей употреблять их в пищу. Популярностью пользовались только цветки, особенно после того,, как их в свой туалет включила французская королева. В Россию картофель был впервые ввезён по приказу Петра! в конце XVII века. Крестьяне тоже долго не знали, как использовать это растение, пытались есть его подземные органы сырыми или употребляли в пищу ядовитые плоды ягоды; поэтому долго отказывались его сажать и даже поднимали картофельные бунты.

5 .Не сразу было оценено и южноамериканское растение томат, которое переводилось с языка жителей Перу как «крупная ягода». В Испании его разводили как декоративное растение, поскольку его ярко-оранжевые плоды-ягоды считались ядовитыми. Первыми их попробовали есть итальянцы и за отменный вкус назвали «помидорро» (в переводе с итальянского- «золотое яблоко»). В России стали выращивать с 18 века.

^ 6.При Петре I был завезён к нам североамериканский «солнечный цветок»-подсолнечник. Долгое время рос он в садах и на полях как красивое и медоносное растение. Только в начале 19 века крепостной крестьянин Бокарёв открыл людям главную его ценность как источник масла. ) 1 .Древнейший злак-кукурузу выращивали индейцы Америки. Его семена, найденные в пещерах Мексики, имеют возраст 3400 -5000 лет. Древние жители Америки обожествляли это растение и изображали бога дождя рядом с его побегами. Индейцы называли его маис. 8.Эдельвейс называют цветком всех влюблённых. Этот невзрачный белый цветок растёт высоко в горах. Издавна существует поверье о том, что если юноша хочет доказать любовь к девушке, то он должен забраться в горы и принести любимой этот цветок. И влюблённых оказалось, наверно, так много, что ещё в XIX веке эдельвейс был занесён в созданную тогда Красную книгу мира. 9.Венерин башмачок - это растение, принадлежащее к семейству орхидные, тоже занесено в XIX веке в Красную книгу мира. Название оно получило из-за необычной формы цветка. Есть красивая легенда о том, что богиня любви и красоты Венере (греки называли её Афродитой) случайно потеряла свою туфельку, и на этом месте выросли эти цветы.

^ 10) Охрана природы.

Недалеко от города Вышнего Волочка есть памятник природы «Орхидная горка». В этом месте растёт много видов растений из семейства орхидные. Но самым знаменитым из них является венерин башмачок (о нём только что было рассказано), занесённый в Красную книгу РФ. Когда учёные обследовали это место, то оказалось, что это самое большое скопление венериного башмачка не только в России, но и во всей Европе. Почему он растёт именно там? Оказывается, венерин башмачок является индикатором кальция в почве, а в этом месте обнаружены залежи мела. Несколько лет назад мы с ребятами ездили туда на экскурсию и сделали видиосьёмку этого удивительного места. Давайте забудем о зимней стуже и представим себе, что мы попаяй в солнечный июньский день. Просмотр видиофрагмента под музыку Сен Санса «Лебедь».

Венерин башмачок - это очень редкое растение, т.к. оно имеет долгий период размножения. После того как семена упадут в землю, они должны прорасти и вступить в симбиоз с грибом, и новое растение вырастет через 15-20 лет. Поэтому мы должны вносить свой посильный вклад в охрану этих растений. (Показ фотографий других охраняемых растений)

^ 11). Цветы в поэзии.

Цветковые растения - это удивительные создания природы. Они вдохновляли художников, поэтов, и те посвящали им свои произведения.

^ В. Боков «Ландыши». Не на ладан, на ландыш дышите, Что бы душу свою воскрешать. И спешите, спешите, спешите Лесом, ландышами подышать.

Вот он - чистый, как совесть младенца

Образец простоты, красоты.

Не сорву и не стану владельцем

Этой ландышевой чистоты. Даже прутика не сломаю, Пусть красуется каждая ветвь. Я не маленький, понимаю: Лес губить - и себя не жалеть.

^ Киримидзе Жано «Цветы, как люди». Я помню, будто было всё вчера! Далёкий фронт и госпиталь походный. На сломанную веточку похожа

В палате умирала медсестра.

Была она белее, чем бинты.

Глаза, как тени на лице синели...

И мальчики в продымленных шинелях

Ей после боя принесли цветы. Откуда там на выжженной земле, Под пулями, под взрывами, откуда Взялось это оранжевое чудо На тоненьком изогнутом стебле?

На нестерпимой белизне бинтов -

Два мака, пересаженные в каску.

И в мире лучше не было лекарства

Нежнее и целебнее цветов! Тогда я понял, как цветы сильны! Они - как нежность, как любовь, как дети, -Сильнее зла. Сильней всего на свете, Сильнее смерти и сильней войны.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, тёплые костры. Я славлю тех, кто вырастил цветы, Как славят кузнеца или шахтёра, Я благодарен людям, у которых Добры сердца и помыслы чисты.

Ш.Заключительная часть.

Итоги урока, выставление отметок. Выставка книг.

Как окончание урока звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы»

Похожие:

Урок по биологии и эстетике по теме: «Цветковые растения» iconКонтрольная работа по теме: «Первоначальные химические понятия»
Зачет по темам: «Подцарство Низшие растения. Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные растения»
Урок по биологии и эстетике по теме: «Цветковые растения» iconУрок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц»
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан
Урок по биологии и эстетике по теме: «Цветковые растения» iconЦветковые растения. Класс однодольные
Листья очередные, с параллельным или дуговым жилкованием. Цветки правильные, обоеполые, с простым околоцветником, который состоит...
Урок по биологии и эстетике по теме: «Цветковые растения» iconУрок по биологии в классах с малой наполняемостью учащихся по теме...
Понимать фундаментальные понятия биологии и пользоваться знаниями биологических закономерностей
Урок по биологии и эстетике по теме: «Цветковые растения» iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой...
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Урок по биологии и эстетике по теме: «Цветковые растения» iconУрок биологии в 7 классе Тема: «Размножение и развитие насекомых»
Урок проведен в рамках кустового методического объединения учителей химии и биологии
Урок по биологии и эстетике по теме: «Цветковые растения» iconУрок истории по теме «Боги Древней Греции»
Место в программе: урок изучения нового материала по теме «Религия древних греков» и 5 урок в разделе «Древняя Греция»
Урок по биологии и эстетике по теме: «Цветковые растения» iconУрок обобщения знаний по теме «Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные»
Урок обобщения знаний по теме «Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные»; учитель биологии Кобзева Наталия Алексеевна
Урок по биологии и эстетике по теме: «Цветковые растения» iconУрок по теме: «Животные и растения болот»
Цели: создать условия для первичного представления о болоте, познакомить с наиболее типичными представителями животного и растительного...
Урок по биологии и эстетике по теме: «Цветковые растения» iconРабочая программа по биологии для 5 класса, 1час/нед., всего 35часов....
В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г. М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница