Помощь начинающему программисту гимназии №1. Базовый уровень. Программирование




НазваниеПомощь начинающему программисту гимназии №1. Базовый уровень. Программирование
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Помощь начинающему программисту гимназии №1.

Базовый уровень.
Программирование – это процесс создания алгоритма решения задачи и его представление в виде программы.

Алгоритм – это строгая и четкая конечная система правил, которая определяет последовательность действий над некоторыми объектами и после конечного числа шагов приводит к решению задачи.

Действие над объектом, описанное с помощью некоторого языка, называется инструкцией.

Набор инструкций, «понятных» вычислительной машине, является программой.

Вычислительная машина является исполнителем программ.
^ Основные средства описания алгоритма.

  1. Действие присваивания.
    V:=R;
    Смысл (семантика) действия: переменной в левой части присваивается значение выражения, стоящего в правой части.

  2. ^ Условное действие.
    Полная форма:
    если В то «действие1» иначе «действие2»;
    Выбор (разветвления) действия определяется значением, которое принимает логическое выражение В.
    Если В принимает значение ИСТИНА, выполняется «действие1», в противном случае выполняется «действие2».
    Краткая форма:
    если В то «действие»;
    «действие» выполняется только тогда, когда логическое выражение принимает значение ИСТИНА, в противном случае никаких действий не производится.
    Частным случаем логического выражения является отношение:
    А1 «знак отношения» А2, где А1, А2 – выражения,
    «знак отношения»: =,<>,<,>,>=,<=.

  3. ^ Циклическое действие.
    пока В выполнить «действие»;
    где В – логическое выражение; пока В выполнить – заголовок цикла (управляющая часть); «действие» - тело циклического действия (многократно выполняющая часть).
    Важное свойство циклического действия – его завершение, оно возможно только, если логическое выражение получит значение ЛОЖЬ.
    Выполнение алгоритма можно представить в наглядной табличной форме.
    Таблица, в строках которой записывается последовательное изменение значений переменных и выражений, представленных в столбцах, называется трассировочной таблицей.

  4. Составное действие.
    Begin «действие 1»; «действие 2»; …«действие R»; …; «действие N»; End;
    Это последовательность действий, заключенная в скобки и воспринимаемая как одно действие.



Системы обозначений, позволяющие представить программы в текстовом виде, называются языками программирования. Они создаются в соответствии с правилами, которые точно определяют множество правильных предложений и инструкций.
Набор таких правил называется синтаксисом языка.

Синтаксис языка устанавливает, какие фрагменты текста программы следует рассматривать как неделимые элементарные единицы. В алгоритмическом языке программирования существуют синтаксические единицы, имеющие точное операционное значение, определяемой семантикой языка. Важными синтаксическими единицами являются операторы и выражения. Исполнение таких единиц заключается в осуществлении строго определенных действий над объектами, входящими в рассматриваемую единицу.



Структура программы на Паскале.

<блок описания переменных>

^ PROGRAM <имя программы>;
<блок описания переменных>;
BEGIN
<тело программы>;
END.

Label <1,2,3,4>;

Const a=2; b=5;

Type T=(W1,W2,…,Wn);

Var ;

Procedure (…);
<блок описания переменных>;
BEGIN
<тело процедуры>;
end;
Function (…);
<блок описания переменных>;
BEGIN
<тело функции>;
end;

Формат операторов языка Паскаль.

  1. Оператор присваивания.
    V:=A;



  2. Составной оператор.
    begin S1; S2; …; SN end;



  3. Условный оператор:
    Выбор действия зависит от значения логического выражения В. Если В ИСТИНА, то выполняется S1 иначе действие S2. Возможна краткая форма, где при В - ИСТИНА выполняется только S1, в противном случае программа выполняется далее.
    if B then S1 else S2;
    if B then S1;



  4. Оператор цикла.
    С предусловием:
    while B do S;
    while B do begin S1; S2; …, SN end;
    Здесь S выполняется нуль или более раз до тех пор, пока В имеет значение ИСТИНА. Очевидно, необходимо изменить, чтобы оно приняло значение ЛОЖЬ через определенное количество шагов, иначе программа зациклится и завершится аварийно.
    ^ С постусловие:
    repeat S until B;
    Здесь S выполнится хотя бы один раз до вычисления значения логического выражения. Затем выполнение будет продолжено до тех пор, пока В ЛОЖЬ. Завершение цикла – значение В должно быть ИСТИНА.
    ^ С параметро:
    for n:=A to B do S; (шаг = 1, n:=n+1)
    for n:=A to B do begin S1; S2;…;SN end;
    for
    n:=B downto A do S; (шаг = -1, n:=n-1)
    for n:=B downto A do begin S1; S2;…;SN end;
    А – начальное значение, В – конечное значение
    Можно использовать все формы операторов цикла в качестве S для организации любого уровня вложенности.



  5. ^ Оператор ввода.
    read
    (список переменных через запятую);
    (без перехода курсора на следующую строку экрана)
    readln(список переменных через запятую);
    (с переходом курсора на следующую строку экрана)
    Обеспечивает передачу данных из внешней среды в основную память вычислительной машины, для этого прерывает выполнение программы в ожидании набора на клавиатуре чисел по количеству переменных в списке. Типы вводимых значений должны совпадать с типами переменных по описанию. Значения при вводе с клавиатуры должны отделяться пробелами, завершение ввода – нажатие клавиши ENTER.



  6. ^ Оператор вывода.
    Обеспечивает передачу данных из основной памяти вычислительной машины во внешнюю среду (экран),
    write (список переменных, выражений и текстовых констант через запятую);
    (без перехода курсора на следующую строку экрана)
    writeln (список переменных и текстовых констант через запятую);
    (с переходом курсора на следующую строку экрана)
    В операторе можно задавать ширину поля и количество дробных десятичных разрядов, например:
    writeln(I:M);
    writeln(R:M:N);
    writeln(R:M);
    writeln(S:M:N);
    где I,R,S– выражения соответственно целого, вещественного и строкового типов, - выражения целого типа. М определяет ширину поля результата, N- число позиций для дробной части вещественного числа.



  7. ^ Селективный оператор.
    Оператор Выбора выполняет одно из перечисленных в программе действий в зависимости от значения выражения – селектора. Если выражение селектора B принимает значение Li, то выбирается и выполняется оператор
    case B of
    L1: S1;
    L2: S2;

    LN: SN
    else S
    end;
    L1, L2, …, LN - списки констант выбора, состоящие из произвольного количества значений или диапазонов через запятую.
    B – выражение имеет значение упорядоченного типа , кроме строкового, где L1, L2, …, LN, В принадлежат одному типу.


  8. ^ Оператор безусловного перехода.
    Обеспечивает принудительный переход в программе по метке (LABEL), задаваемой в Паскале целыми числами из отрезка [0..9999]. Нарушает структурную целостность программы и наглядность алгоритмов, лучше использовать с осторожностью.
    GOTO <метка>;
    например:
    program z1;
    LABEl 7;
    var a,b,k:longint;
    begin
    readln(a,b);
    while (a>0) and (b>0) do
    begin
    a:=a+1;
    if a>35 then goto 7;
    b:=b-1;
    k:=k+1;
    end;
    writeln(‘k=’,k);
    7: writeln(‘a=’,a,’b=’,b);
    end.


Выражение – это формула или правило вычисления значения. Выражение состоит из операндов, знаков операций и круглых скобок.
^ Приоритеты операций при вычислении выражений в Паскале:

  1. унарные операции:
    @ (вычисление адреса переменной),
    NOT (логическое отрицание),
    унарный +,
    унарный минус -;

  2. Мультипликативные операции:
    * (умножение),
    / (деление),
    DIV (целочисленное деление),
    MOD (остаток при целочисленном делении),
    AND (логическое умножение),
    SHL (поразрядный сдвиг влево),
    SHR (поразрядный сдвиг вправо);

  3. Аддитивные операции:
    + (сложение),
    – (вычитание),
    OR (логическое сложение),
    XOR (исключающее «или» - логическое сложение по модулю два);

  4. операции отношения:



  1. = (равно),
    <> (не равно),
    < (меньше),
    > (больше),
    <= (меньше или равно),
    >= (больше или равно),
    IN (проверка принадлежности множеству).


^ Встроенные функции и процедуры.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
функции (тип аргумента):тип значения

Описание

ABS (Выражение)

Абсолютное значение аргумента (целый или вещественный тип).

SQR (Выражение)

Квадрат аргумента (целый или вещественный тип).

SQRT (Выражение:REAL):REAL

Квадратный корень аргумента.

SIN (Выражение: REAL)REAL

Синус.

COS (Выражение:REAL ):REAL

Косинус

ARCTAN(Выражение:REAL )REAL

Арктангенс

^ EXP (Выражение:REAL ):REAL

Экспонента

LN (Выражение:REAL ):REAL

Натуральный логарифм

INT(Выражение:REAL ):REAL

Целая часть числа

TRUNC(Выражение:REAL):LONGINT

Целая часть числа

ROUND(Выражение:REAL):LONGINT

Округление к ближайшему целому

INTTOSTR(Выражение)

Преобразование числового выражения целоготипа в строку

FLOATTOSTR (Выражение)

Преобразование вещественного числа в его изображение

FLOATTOSTRF (Выражение, формат, Точность,Количество цифр)

Преобразование вещественного числа в его изображение с возможностью выбора способа изображения

STRTOINT (Строка:STRING)

Преобразование строки, изображающей целое или вещественное число, в число

STRTOFLOAT(Строка: STRING)

Преобразование строки, изображающей вещественное число, в число

CONCAT(Строка1:STRING,…,СтрокаN:STRING)

Объединение нескольких строк в одну

COPY(Строка:STRING,Номер символа:INTEGER, Длина:INTEGER):STRING

Выделение подстроки

DELETE (VARСтрока: STRING, Номер Символа:INTEGER, Сколько:INTEGER)

Удаление части строки

LENGTH(СТРОКА:STRING):INTEGER

Определение длины строки

POS(Строка:STRING, Подстрока:STRING):BYTE

Позиция подстроки в строке

CHR (Код символа: byte)

Определение символа по указанному коду.

ORD (символ):byte

Определение кода по указанному символу




Символьный тип.

Формат

Диапазон


Char

0..255

Целые числа

Формат

Диапазон


SHORTINT

128.. 127


INTEGER

32768..32767


LONGINT

2147483648..2147483647


BYTE

0..255

WORD

0..65535


Числа с плавающей точкой.

Формат

Диапазон


REAL

2.9E-39..1.7E38 11-12


SINGLE

1.5E-45.. 3.4E38 7-8


DOUBLE

5.0E-324..1.7E308 15-16


EXTENDED

3.4E-4932..1.1E4932 19-20


Строки.

Формат


Имя: STRING

Объявлена переменная-строка длиной 256 символов.


Имя: STRING[Длина строки ];

Объявлена переменная-строка указанной длины


Массивы.

Формат


Имя Массива: ARRAY [Нижний индекс .. Верхний индекс] OF Тип элементов;

Объявление одномерного массива


Имя Массива: ARRAY [Нижний индекс1 .. Верхний Индекс1, Нижний индекс2 .. Верхний индекс2] OF Тип элементов;

Объявление двумерного массива


Записи

Формат


Переменная Запись: RECORD
Поле1: Тип1;
Поле2: Тип2;
….
ПолеJ: ТипJ;
End;

Объявление переменной типа Запись.


TYPE
Имя Типа Записи = RECORD
Поле1: Тип1;
Поле2: Тип2;

ПолеJ: ТипJ;
End;
VAR…

Сначала описывается тип записи. Затем объявляется переменная – запись





Похожие:

Помощь начинающему программисту гимназии №1. Базовый уровень. Программирование iconРабочая программа по русской литературе 11 класс базовый уровень
Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень),...
Помощь начинающему программисту гимназии №1. Базовый уровень. Программирование iconРабочая программа по обществознанию (базовый уровень)
Обществознание. 10 кл общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др. Под...
Помощь начинающему программисту гимназии №1. Базовый уровень. Программирование iconРабочая программа по обществознанию (базовый уровень)
Обществознание. 10 кл общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др. Под...
Помощь начинающему программисту гимназии №1. Базовый уровень. Программирование iconПояснительная записка: Системно-информационная концепция изучения...
«Информатика» в учебном предмете «Информатика и информационно-коммуникативные технологии» определяет три образовательных уровня:...
Помощь начинающему программисту гимназии №1. Базовый уровень. Программирование iconРабочая программа по биологии (базовый уровень) (с подробным календарно-тематическим...
Авторы: А. П. Пуговкин, Н. А. Пуговкина «Биология: программа для 10 – 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)....
Помощь начинающему программисту гимназии №1. Базовый уровень. Программирование iconПояснительная записка рабочая программа курса химии 10 класса разработана...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных...
Помощь начинающему программисту гимназии №1. Базовый уровень. Программирование iconПояснительная записка программа по технологии для 10-11 классов составлена...
Симоненко В. Д. Технология. Базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф,...
Помощь начинающему программисту гимназии №1. Базовый уровень. Программирование icon210 часов на этапе среднего (полного) образования (базовый уровень):...
Буп позволяет изучать курс литературы в основной школе на углублённом уровне и выбирать базовый или профильный уровень изучения предмета...
Помощь начинающему программисту гимназии №1. Базовый уровень. Программирование iconРабочая программа по обществознанию (включая экономику и право)....
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы среднего полного общего образования по обществознанию...
Помощь начинающему программисту гимназии №1. Базовый уровень. Программирование iconРабочая программа педагогов Схоменко Надежды Александровны Первая...
В рабочей программе детально раскрыто содержание изучаемого материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница