Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства»




НазваниеКонспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипКонспект
Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Болотниково

Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района

Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства»




Автор методической разработки:

Самойлина Оксана Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ ООШ с. Болотниково

2012-2013 учебный год


Открытый урок по творчеству П.П. Бажова в 5 классе

( сказ П.П. Бажова «Каменный цветок»)
Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства».

Цели урока:

1. Раскрыть тайну каменного цветка.

2.Убедиться в том, что мастер и мастерство - главные герои бажовских сказов.

( мудрость, талант, трудолюбие, доброта – главные их свойства.)

3. Понять в чем различие сказок и сказов.

4. Воспитывать в себе чувство любви к природе, уважение к талантливым

людям, хранителям красоты.

Ход урока:

Оборудование: использование ИКТ (презентация, выполненная учителем), раздаточный материал для учащихся карточки (вопросы и задания), учебный фильм о жизни и творчестве П.П.Бажова, отрывок из кинофильма «Каменный цветок», рисунки детей, выставка книг «Сказы Бажова»

^ Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас с вами необычный - открытый урок.  Посмотрите, сколько гостей присутствует здесь, но не волнуйтесь, а подарите  свои улыбки им и друг другу. Если вы будете радоваться красоте, добру, то ваша улыбка обязательно вернется к вам радостью и добром. Пропуском на наш урок должны быть добрые сердца и красивые милые улыбки на лицах.

- Ну вот, какие вы у меня красивые – вот она чудодейственная сила доброты.

И сегодня на уроке мы будем говорить о доброте, о красоте, о трудолюбии и таланте, мастерстве.

^ Открываем тетради и записываем тему урока.

Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства». СЛАЙД 1

Сегодня мы побываем на родине писателя, окунёмся волшебный мир сказов Бажова, попытаемся раскрыть тайну каменного цветка, поговорим о судьбе Данилы и попробуем понять, в чем различие сказок и сказов. СЛАЙД 2

Дома вы должны были прочитать сказ «Каменный цветок», а также были творческие и индивидуальные задания.

Ну что же все готовы? Тогда приступаем, надеюсь, будет интересно и всё у нас получится.
« В некотором царстве, Слайд 3, в некотором государстве Слайд 4 жил-был добрый волшебник. Слайд 5

У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза»…

Быт Уральский отразил, СЛАЙД 6 - 7

Мастерство изобразил, СЛАЙД 8

Он земли услышал зов, СЛАЙ 9-10

Кто сей добрый волшебник?
^ Б А Ж О В СЛАЙД 11
На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым, добрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах:

на Урале, в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек. А давайте посмотрим фильм о жизни и творчестве писателя. СЛАЙД12
А потом мы поделимся впечатлениями об услышанном и увиденном в нём.

^ Обмен впечатлениями

«Что удивило? Что показалось интересным?»

  1. Беседа о жизни и творчестве писателя

На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых люди искали объяснение земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.

П.П.Бажов родился, вырос и долго жил на Урале.

Своими сказами он открыл миру уральский быт, легенды и язык народа, показал неисчерпаемые богатства земли уральской

Я узнал, что такое малахит? . Это узорчатый, нарядный, всегда с фантазией ярко-зеленый камень.

У сказки и сказа много общего, но есть и различия
- Хорошо, ребята. Молодцы. Вот об этом давайте и поговорим.


  1. Отличие сказок от сказов

В самом деле, сказы отличаются от сказки.

-Заметили ли вы это отличие? В чем же оно? Ермошина Оля получила у нас задание сравнить сказку и сказ (элементы исследования)
Сказка Сказ

1.Есть традиционный зачин. 1.Зачина нет

2. Нет образа рассказчика 2.Слышится голос рассказчика

3. Волшебные герои или добрые, или злые 3.Нет деления на добрых и злых (чудеса объясняют

Непонятные явления природы

4. Чтобы произошло волшебство, герою надо 4.Волшебная сила присуща героям изначально

произнести заклинания

5. Не имеют реальной основы 5.Люди верят в события, происходящие с ними

Сказ - это литературный жанр, в основе которого лежит истинное происшествие. (запись в тетрадях)

СЛАЙД 13

В сказах Бажова присутствует дедушка Слышко, его устами и ведется рассказ. Рас­сказчик выступает как человек бывалый, зна­ющий все тонкости горных профессий, он сочувствует труженикам, восхищается мас­терством камнерезов и рукодельниц, мечта­ет о красоте. Его отношение к событиям и героям всегда чувствуется в повествовании и придает ему особую достоверность.

  1. Анализ сказа Бажова П.П. «Каменный цветок» СЛАЙД 14


В самом названии сказа «Каменный цветок» совмещено несовместимое. Как это цветок – нежный, душистый, красивый – может быть каменным?

Как вы себе представляете каменный цветок? Дома вы должны были нарисовать его. Под музыку дети прикрепляют рисунки на доске с помощью магнита (песня «Волшебный цветок»)

Посмотрим на ваши рисунки. Трудно было нарисовать? А придумать? Насколько труднее было Даниле и почему?

- Что такое, по-вашему, талант, мастерство?

-Что, кроме таланта, нужно настоящему мастеру?

- Ребята, кем стал Данило? Выстройте мне цепочку, показывая рост Данилушки.

^ Данилка Недокормыш – Данилко – Данило – Данило-мастер СЛАЙД 15
-Что же значит мастер? Мастерство?

Я приготовила вам значение этого слова по словарю. СЛАЙД 16
МАСТЕР.

1. Квалифицированный работник в какой–н. производственной области.

2. Специалист, достигший высокого искусства в своём деле.

3. Руководитель отдельной специальной отрасли какого–н. производства.

4.. Человек, к-рый умеет хорошо, ловко делать что–н., мастак.

  Дело мастера боится — посл. о том, что дело ладится в умелых руках.
Данило и Прокопьич были камнерезами. Труд камнерезов нелегкий, кропотливый.
- Мно­го ли было среди камнерезов мастеров вы­сокого класса? Почему вы так думаете?

(«У них ведь — у малахитчиков — дело мешкотное. Пустяковая ровно штука, а столько он над ней сидит!»), быстро отни­мает здоровье и силы («...кругом в этом де­ле худо. Присадочный вар готовить — пыли не продохнешь, щебенку колотить — глаза береги, а олово крепкой водкой на полер разводить — парами задушит»), оттого бы­стро стареют мастера, «зелень» в глазах их проглядывать начинает, болеют и умирают. Однако есть и радость творчества в этом «мешкотном» деле. Большинство жителей уральских посел­ков заняты камнем: кто добывает его, кто об­рабатывает, кто каменную красоту творит. Однако настоящих мастеров не так много — больше ремесленников, имена искусных камнерезов у всех на слуху, работа их ценит­ся особенно высоко.
- Разве могут быть целые армии настоящих ху­дожников?

Нет. ^ Это люди одаренные, талантливые, мастера своего дела.

Вот потому-то и был на виду ма­стер Прокопьич: «По этим делам первый. Лучше его никто не мог». СЛАЙД 17
- Почему Прокопьичу приказали учить мальчиков? (Хотело заводское начальство, чтобы не ушло его мастерство вместе с ним, чтобы передал он его молодым мастера Только не держались у него ученики.
- По­чему? Дело было только в том, что Прокопь­ич не умел их учить, или еще в чем-то?
(Учил Прокопьич «шибко худо»: «Все у не­го с рывка да с тычка». Но, вероятно, дело было не только в том, что Прокопьич не умел научить. Не хотели ребятишки учиться этому ремеслу, некоторые нарочно портили работу, «чтобы Прокопьич их прогнал». Видел сразу старый мастер, у кого «глаз... неспособный, рука не несет», да и не старался особо учить этих парнишек.)
- Только Данило Недокормыш пришелся ему по душе.

- Почему? Чем выделялся Данило среди других ребятишек? Что подчерки­вает Бажов в его характере?
^ Образ Данилы –мастера в сказе (по вопросам готовил задание Тюрин Никита)
(Данилко сироткой круглой был. Годов 12-ти. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки.

Взяли его сначала в казачки при господском доме. Но он был «тихоходом»

И в подпаски он не годился- потеряли коров, зато и наказание было.

Его влекла красота: «Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у нее желтенько выглядывает а ли­сток широконький... по краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сей­час выкрасили...»)
- Бажов подчеркивает в сво­ем герое поэтичность, умение видеть красоту.
- Почему приказчик после этого случая ре­шил отдать Данилку на ученье к Прокопьичу?
Необыкновенное терпение, волю и муже­ство проявил Данилка в сцене наказания: «Данилушко дрожит весь, слезы каплют, а молчит. Закусил губенку-то и укрепился. Так и сомлел, а словечка от него не слыхали». Вот и решил приказчик, что снесет этот пар­нишка все шишки и тумаки от Прокопьича, пока будет у него в ученье.
- Но шишек и побоев ни разу не получил Данилушка от учителя, потому что понравил­ся старому мастеру новый ученик. Чем?
(Прокопьич сразу увидел, что у него зор­кий и точный взгляд художника: ведь маль­чик, только подойдя к рабочему месту камне­реза, заметил ошибку, допущенную старым мастером. А искренность и простота Данилки еще больше расположили старика к нему.)
( Так как Данилушка пришел к Прокопьичу худеньким, он решил прежде всего откормить его, поправить его здоровье («С его ли здоровь­ишком нашему мастерству учиться. Пыль, от­рава — живо зачахнет. Отдохнуть бы ему сперва, подправиться, потом учить стану. Толк, видать, будет»). Одел его, обул, «а к де­лу своему не подпускал до времени». Однако Данилушко «к мастерству... присматривался».

(Прокопьич видел интерес ученика к его ремеслу, и ему было приятно его учить.)
- Как бы Прокопьич не пытался уберечь своего названого сына от тяжелого труда, ему это не удалось. Ведь оба они были крепостными. Прознали про сноровку и умение Данилушки.

Вот тогда и посыпались Данилушке заказы, а среди них и замысловатая чаша.

СЛАЙД 18
– Найдите в тексте, как работает Данило над барской чашей, а

– над своей

1 - «Одно ему не по нраву — трудности много, а красо­ты ровно и нет».

(Он лишен свободы творчества, он закован крепостным правом в рамки заказа и прихоти, что особенно угнетает талантливого человека.)

В случае с барской чашей Данило видит надуманность замысла, сложность работы, ко­торая в конечном итоге не покажет «полной силы» камня, то есть его красоты. Потому-то и ходит он все время невеселый. Когда же чаша наконец закончена, Данило не испытывает удовлетворения и радости от завершенного труда и в ответ на похвалы мастеров говорит: «То и горе, что похаять нечем. Гладко да ров­но, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок... самый что ни есть плохонь­кий, а глядишь на него — сердце радуется. Ну, а эта чаша кого обрадует? На что она?..»

Важно для Данилы в его изделиях? не сложность, удивляющая других, а красо­та, которой будет радоваться сердце.

Он хочет сделать такое из­делие, «чтобы камень полную силу имел» и приносил людям радость. СЛАЙД 19

2 ( «Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышь-ко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки — все пришлось лучше нельзя. Прокопьич и то го­ворит — живой цветок-от хоть рукой пощу­пать».

Изящная, красивая получается чаша, но закончить ее Данило не может: «Ну, а как до верху дошел — тут заколодило. Стебелек вы­точил, боковые листики тонехоньки — как только держатся! Чашку, как у дурман-цветка, а не то... Не живой стал и красоту потерял».)
- Где он старается найти образ чаши?

(Он ищет его в природе, среди трав и цветов, он мечтает создать «живую» чашу. И в конце концов решает создавать ее по образцу дур­ман-цветка.)
- Почему не получилась у Данилы дурман-чаша? Ведь и в лес, и на покосы он ходил, и над чашей подолгу сидел, придумывал, как бы поправить, лучше сделать. «Видно, не подняться мне выше-то, не поймать силу камня»- говорит он.
(Данила шел от камня, от материала, хотел показать полную его силу, искал прежде всего подходящий камень, то есть пытался подогнать природу к камню, а сам цветок не вышел, потому что не внес Данило в его образ никакой фантазии, не придал ему части­ку самого себя, а то, что является слепым подражанием (даже самому красивому), остается только подражанием и не несет души.)

- Почему у Данилы появилась мечта увидеть каменный цветок?

(старые мастера рассказали о волшебном цветке)

- Что означало увидеть каменный цветок?

( понять секрет красоты)
Вывод: талант тянется к красоте;

своеобразна красота каменного цветка, но даже в нем должна быть душа.
- Кто помогает ему в осуществлении за­мысла? (Медной горы Хозяйка, которая по­дарила ему замечательный камень: «Все, как ему надо: цвет снизу погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется...») СЛАЙД 20
Давайте прослушаем диалог Данилы и Хозяйки медной горы.

- Ну, что Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

- Не вышла, - отвечает.

- А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.

- Нет, - отвечает, - не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи

каменный цветок.

- Показать-то, - говорит, - просто, да потом жалеть будешь.

- Не отпустишь из горы?

- Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются.

- Покажи, сделай милость! Она еще его уговаривала:

- Может, еще попытаешь сам добиться! - Про Прокопьича тоже помянула: -

Он-де тебя пожалел, теперь твой черед его пожалеть. - Про невесту

напомнила: - Души в тебе девка не чает, а ты на сторону глядишь.

- Знаю я, - кричит Данилушко, - а только без цветка мне жизни нет.

Покажи!

- Когда так, - говорит, - пойдем, Данило-мастер, в мой сад…
- Ну, Данило-мастер, поглядел? - спрашивает Хозяйка.

- Не найдешь, - отвечает Данилушко, - камня, чтобы так-то сделать.

- Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу. -

Сказала и рукой махнула.
-Так какой же он каменный цветок? ( просмотр фрагмента из кинофильма «Каменный цветок»)

- Поче­му Хозяйка отказывается дать ему камень?
Хозяйка Медной горы приходит на помощь Даниле, так как знает о его муках творчества, но в то же время она хочет сказать ему, что дорогу к совершенству надо искать самому. Потому-то и отказывается она второй раз дать Даниле камень. Она предостерегает мастера о возможности остаться в горе, так как все. кто видел красоту каменного сада, остаются здесь, напоминает о Прокопьиче, о Кате — она полна сочувствия к Даниле-мастеру.

Данило же одержим желанием понять секрет красоты, готов пожертвовать всем ради этого секрета. Мы видим его здесь как художника-творца, неудовлетворенного своим искусством и стремящегося к совер­шенству.

-Как себя чувствует Данило после посещения каменного леса?
«Ровно на похоронах» (Он словно похоронил свое ма­стерство, которое оказалось бессильным превзойти природу.)
-Почему он разбил свою чашу, а чашу, сделанную по чертежу, не тронул - только плюнул в середину?
Данило решил, что он еще ничего не до­стиг, собственная работа, в которую он вкла­дывал столько сил и поисков, кажется ему ничтожной по сравнению с тем, что он видел в горе. Он беспощадно разбивает свою не­удачную чашу, будто уничтожает свое несо­вершенство. В барскую чашу он не вложил ни капли своих дум и чувств.

Ушел Данило. « Кто говорил, что он ума решился, в лесу загинул, а кто опять сказывал - Хозяйка взяла его в горные мастера.»

В горе он надеялся освоить тайны насто­ящего камнерезного искусства.

Для всех Данило будто умер. Он исчез, но на самом деле мы знаем, что он в горе у Хозяйки Медной горы познает се­креты красоты.
Почему мастер Данило, вернувшись от Хозяйки и являясь лучшим мастером, все-та­ки продолжал задумываться? Как вы думае­те, о чем ?

(Ве­роятно, он пытался вспомнить о том, что ви­дел в горе — о совершенстве и красоте кам­ня. И это рисует его нам как настоящего ма­стера, который никогда не останавливается на достигнутом и мечтает подняться на но­вую ступень мастерства.)
- Ребята, так какой вывод напрашивается:
Красота подвластна лишь настоящему ху­дожнику, который умеет не только в точности повторить живую натуру, но внести в эту нату­ру свой взгляд, выразить через нее мысль или чувство. Об этом говорит пример Данилы. В Данилушкиной душе живет стремление к гармонии и совершенству: «Вот мне и при­пало желанье так сделать, чтобы полную си­лу камня самому поглядеть и людям пока­зать».

Но Данила- крепостной, а по­тому не имеет свободы в творческом труде. Но любовь к искусству, к труду оказывается сильнее ударов судьбы, и, несмотря ни на что. красоте суждено жить.

Итак, сказы «Каменный цветок» и «Горный мастер»- это сказы о мастере Даниле и его мастерстве, об искусстве и жизни, труде и доброте. Бажов поэтизи­рует труд, который способен подарить лю­дям глубокие и сильные переживания, чувст­во взлета.
-О чем нам надо задуматься?
Красота живет в нас и вокруг нас, не все ее способны увидеть. Но кто увидит и суме­ет воссоздать, тот становится настоящим ху­дожником и хранителем ее. Благодаря ему, мы видим тихую красоту полевого цветка, нежные капли росы на листке репейника, сверкающие блики солнца в жестких лакиро­ванных крылышках жучка... И мир нам кажет­ся необыкновенно прекрасным и бесконечно разнообразным...

Д/З:

  1. Подготовьте подробный пересказ отрывка из сказа Бажова «Каменный цветок» ( на выбор).

  2. Стр. 109 – 111 вопросы и задания

Оценки.

Похожие:

Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» iconПлан работы методического объединения учителей русского языка, литературы
Основная цель деятельности методического объединения: повышение качества обучения и преподавания русского языка, литературы, словесности...
Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» iconПлан работы методического объединения учителей русского языка, литературы
Основная цель деятельности методического объединения: повышение качества обучения и преподавания русского языка, литературы, словесности...
Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» iconПлан-конспект урока русского языка 9 класс
Районный семинар для учителей русского языка и литературы «Современный урок русского языка и литературы с использованием электронных...
Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» iconПлан работы методического объединения учителей филологического цикла...
Тема методического объединения: «Использование инновационных технологий как фактор повышения качества знаний учащихся при изучении...
Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» iconРуководство исследовательской работой учащихся
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы, истории
Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» iconПлан работы шмо учителей русского языка и литературы на 2012– 2013...
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как одно из средств повышения качества знаний учащихся
Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» iconПлан работы методического объединения учителей русского языка и литературы
Совершенствование личности педагога, имеющего установку на инновационное развитие, способного разрабатывать и реализовывать проекты...
Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» iconКонспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в...
...
Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» iconСведения об учителях русского языка и литературы
Совершенствование педагогического и методического мастерства через самообразование и обобщение опыта учителя
Конспект открытого урока литературы в 5 классе для методического объединения учителей русского языка и литературы Лунинского района Тема: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» iconКонспект урока русского языка (с требованиями фгос) Учитель русского языка и литературы
Цель деятельности учителя: способствовать формированию знаний по наречию через организацию работы в паре
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница