Напишите сжатое изложение




НазваниеНапишите сжатое изложение
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипИзложение
Часть 1

С1. Напишите сжатое изложение.

Трудные походы в незнаемое! Каких только испытаний не пре­подносят они первооткрывателям — их мужеству и отваге, наход­чивости и разуму...

Сначала был покорён Северный полюс. Весной 1909 года его до­стиг на собачьих упряжках американский полярный путешествен­ник Роберт Пири. И теперь весь мир с интересом и даже с нетерпе­нием ждал: кто же первым поднимет флаг на другом полюсе Земли?

Уже через несколько месяцев после Пири английский исследо­ватель Антарктиды Роберт Скотт объявил о том, что готовится к походу на Южный полюс. Тогда он ещё не знал, что ту же цель пре­следовал другой — и тоже известный — полярный путешественник, норвежец Амундсен. Всё стало ясно, когда судно норвежской экспедиции уже было в Атлантическом океане.

Обе экспедиции без особых трудностей достигли берегов Ан­тарктиды и высадились на противоположных берегах моря Росса. Наступило самое трудное — достичь в ледовом походе полюса. Ка­кие испытания их ждут на этом пути?

Англичане и норвежцы устремляются к полюсу.

Отряд Скотта в составе восьми человек выступил в поход 1 но­ября 1911 года. Кроме собак и пони, которых запрягли в сани, в от­ряде были мотосани. «Попытка использовать сразу три вида транс­порта, — писал домой Отс, — поражает меня. Я абсолютно уверен, что у Скотта ничего не получится». У Амундсена были только со­бачьи упряжки.

Скоро в английском отряде стали падать одна за другой пони, животные не выдерживали жестокого мороза. Сильно страдали от холода и люди. Меховая одежда у них была далеко не лучшей. Ос­лабленные скверным питанием, с обмороженными лицами, они медленно продвигались к заветной цели...

А там уже развевался норвежский флаг. Отряд Амундсена вод­рузил его над полюсом 14 декабря 1911 года. Только через месяц пришли сюда англичане. Нетрудно себе представить, с какими тяжёлыми чувствами и мыслями они покидали Южный полюс. Рухнули надежды стать победителями, а им предстоял ещё обрат­ный путь — на базу у моря Росса.

Первые дни возвращения не предвещали трагедии. В спину дул устойчивый полярный ветер, сани шли как на парусах, под ногами хрустел прочный наст, впереди их ждал удобный спуск с вершины плато.

Но скоро этих отважных людей постигла первая большая беда: они не смогли разыскать несколько хранилищ с продуктами пита­ния, оставленных на пути к полюсу.

Люди слабели с каждым днём, передвигаясь из последних сил. Первым умер Эванс, больше других страдающий от цинги. У Отса после частых обморожений началась гангрена. У самого руково­дителя экспедиции была настолько обморожена нога, что он стал обузой для отряда.

Ночью в палатке Отс долго что-то писал в своём дневнике, а по­том попросил товарищей передать записку матери.

Утром он с трудом вылез из прорванного, отсыревшего спаль­ного мешка, проковылял к выходу и исчез в снежном буране. Боль­ше его никто не видел.

Остальные участники этого несчастного похода ещё неделю бо­ролись за жизнь. Последние три человека — Скотт, Уилсон и Бау­эре — умерли, не дойдя до базы всего восемнадцать километров.

«Мужества, твёрдости, силы им было не занимать. Немного больше опыта — и их предприятие увенчалось бы успехом», — так писал позднее Амундсен о трагическом походе Скотта к Южному полюсу земли.

(По В.Мезенцеву)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В14.

Это сделал человек

(1) Где-то в известной точке, среди безбрежного пространства Северного Ледовитого океана, умирает в снежной норе отважный путешественник. (2) При колышущемся свете полярного сияния заносит он в свой дневник коченеющей рукой героически простые строки: «Достиг широты 87о 20' 32". (3) Час назад умер последний член экспедиции, скоро моя очередь. (4) Приветствую того, кто идёт за мной, и верую, что полюс будет всё-таки открыт».

(5) Полюс ныне достигнут. (6) Определённый математичес­кий пункт на земном глобусе послужил гнездом для водружения знамени со славным девизом: «Это сделал человек». (7) Человек, совершивший столько прекрасного и смелого на своей маленькой планете!

(8) Человечество идёт дальше. (9) Полюс всегда существовал, его надо было только ощупать ногами. (10) Цель же человечест­ва — видимое небо и невидимая бесконечность. (11) От звериного вида, от обезьяноподобия оно неуклонно пробивает себе дорогу вверх, к какой-то таинственной, недосягаемой звезде. (12) Кто-то недаром сказал: «Тысячелетия понадобились для того, чтобы че­ловечество стало на две ноги; достаточно десятилетия, чтобы оно опустилось на четвереньки». (13) И, правда, часто на своём тяжё­лом, извилистом пути, усеянном острыми камнями и терновни­ком, оно склонялось до земли, блуждало среди непролазных чащ, падало и скатывалось вниз, обагряя препятствия своею горячею живою кровью. (14) Но оно тотчас же вставало — ибо столетия лишь краткий миг в истории человечества — и неутомимо взбира­лось на высоты ещё более далёкие, ещё более неприступные.

(15) Сначала оно ползло, подобно толпе слепых гусениц, пови­нуясь лишь стихийному инстинкту. (16) Но с каждым часом, с каж­дым днём — это биение пульса вечности — его восходящая дорога всё яснее и яснее озарялась чудесным светом.

(17) Настал, наконец, день, когда оно не только прочно утвер­дилось на обеих ногах, но и подняло голову к небу, к солнцу...

(18) Это случилось тогда, когда один отдельный человек ска­зал: «Если я до сей поры слепо, глухо и немо, как беспомощный червь, способствовал великому движению человечества вверх и если я теперь с гордой радостью сознаю мою неразрывную связь с миллионами поколений до и после меня, то все мои заслуги, честь, счастье и долг состоят именно в том, чтобы отдать всего себя на достижение общей недосягаемой цели». (19) И уже сколь­ко тысяч героев запечатлело своей чистой кровью и своими стра­даниями будущее торжество этой прекрасной мысли! (20) Разве напрасно чтит история их святые имена?

(А. Куприн)

К каждому заданию А1—А7 даны четыре варианта ответа, из ко­торых только один правильный. Выпишите номер правильного ответа.

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор считает путешественника героем?»

1) Путешественник в трудных условиях сумел продержаться дольше других членов экспедиции.

2) Путешественник, умирая, верит, что его дело продолжат дру­гие люди и Северный полюс будет открыт.

3) В душе путешественника живёт вера, что его не забудут.

4) Путешественник сумел достичь Северного полюса.

А2. Какая информация о путешественнике заключена в предло­жениях 1—5?

1) Путешественник — легкомысленный человек.

2) Путешественник — человек, склонный к авантюре, безрас­судным поступкам.

3) Путешественник — любитель приключений, желающий прославиться.

4) Путешественник — увлечённый своим делом человек, веря­щий, что его труд принесёт пользу человечеству.

A3. Укажите, какая мысль заключена автором в восемнадцатом (18) предложении.

1). Только совместные усилия всех людей способствуют про­движению человечества вверх, к прогрессу.

2) Человек в одиночку может достичь недосягаемой цели.

3) Счастье приносит спокойная жизнь.

4) В человеке заложено стремление к славе.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово движение (предложение 18).

1) изменение положения тела или его частей

2) общественная деятельность

3) переход из одной стадии развития в другую

4) езда, ходьба в разных направлениях

А5. Определите стиль и тип(-ы), представленные в тексте. .

1) публицистический, повествование

2) научно-популярный, повествование с элементами рассуж­дения

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) публицистический, повествование с элементами описания

А6. Среди перечисленных предложений укажите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного место­имения.

1) предложение 7 2) предложение 13 3) предложение 14 4) предложение 19

А7. Укажите предложение, в котором использована инверсия.

1) Цель же человечества — видимое небо и невидимая беско­нечность.

2) Настал, наконец, день, когда оно не только прочно утвердилось на обеих ногах, но и подняло голову к небу, к солнцу...

3) Сначала оно ползло, подобно толпе слепых гусениц, пови­нуясь лишь стихийному инстинкту.

4) Полюс ныне достигнут.

^ Ответы на задания В1—В14 записывайте словами и цифрами, раз­деляя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово утвердилось из предложения 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 1-4 выпишите слово с непроизносимой согласной буквой в корне.

В3. Из предложений 10—14 выпишите слово, правописание ко­торого определяется правилом: «Частица НЕ пишется слитно с прилагательными, которые без этой частицы не употребля­ются».

В4. Из предложений 8— 11 выпишите слово, в котором правопи­сание определяется правилом: «В страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения, пишется суффикс -ем-».

В5. Какой частью речи является слово определённый в шестом (6) предложении текста? Напишите ответ.

В6. В приведённом ниже предложении 13 из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначаю­щие запятые при вводном слове.

И, (1) правда, (2) часто на своём тяжёлом, (3) извилистом пути, (4) усеянном острыми камнями и терновником, (5) оно склонялось до земли, (6) блуждало среди непролазных чащ, (7) падало и скатывалось вниз, (8) обагряя препятствия своею горячею живою кровью.

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначаю­щую запятую между частями сложноподчинённого предло­жения.

^ Настал, (1) наконец, (2) день, (3) когда оно не только прочно утверди­лось на обеих ногах, (4) но и подняло голову к небу, (5) к солнцу...

В8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном обстоятельс­тве, выраженном деепричастным оборотом.

Сначала оно ползло, (1) подобно толпе слепых гусениц, (2) повинуясь лишь стихийному инстинкту. Но с каждым часом, (3) с каждым днём — это биение пульса вечности — его восходящая дорога всё яснее и яснее озарялась чудесным светом. Ответ:

^ В9. Замените словосочетание в снежной норе (предложение 1), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получив­шееся словосочетание.

В10. Выпишите грамматическую основу предложения 15.

В11. Среди предложений 8—15 найдите сложное предложение, имеющее в своём составе безличное предложение.

В12. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособлен­ным определением. Напишите номер этого предложения.

В13. Среди предложений 15—20 найдите сложное предложение, имеющее в своём составе придаточное определительное предложение.

^ В14. Определите вид придаточных предложений, входящих в со­став четвёртого (4) предложения. Напишите название этого вида.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отде­льном подписанном листе только одно из заданий: С 2.1 или С 2.2.

С 2.1 Ознакомьтесь с мнением Оксаны и Нины о временах гла­голов.

Оксана: «В тексте автор использует как глаголы настоящего, так и прошедшего времени. А разве нельзя обойтись только глаголами настоящего времени?»

Нина: «Нет, без глаголов прошедшего времени в тексте нельзя обойтись».

Помогите Нине доказать свою точку зрения. Напишите сочи­нение-рассуждение на тему: «Почему в русском языке глаголы имеют разные временные формы?»

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Разве напрасно чтит история их святые имена

Похожие:

Напишите сжатое изложение iconВариант №13 Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном...
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего...
Напишите сжатое изложение iconВариант №8 Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном...
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего...
Напишите сжатое изложение iconМоу «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа» Учитель русского...
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс умений
Напишите сжатое изложение iconПрослушайте текст и напишите сжатое изложение. Державин
«Водопад». Державин приехал. Он вошёл в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический...
Напишите сжатое изложение iconКонтрольно-измерительные материалы по русскому языку 7 класс в формате гиа
Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое...
Напишите сжатое изложение iconПрослушайте текст и напишите сжатое изложение
Есть неодушев­лённые люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь, творчество, это хорошо...
Напишите сжатое изложение icon«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города»
Включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение)
Напишите сжатое изложение iconПодготовка к написанию сжатого изложения
При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы можете использовать авторские ключевые...
Напишите сжатое изложение iconИзложение основ науки
Точность, не допускающая инотолкований, громоздкость, стандартное расположение материала
Напишите сжатое изложение iconДомашнее задание 6 Тема: Диены и каучуки
Напишите уравнение реакции полимеризации хлоропрена в результате 1,4-присоединения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница