Рабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка




НазваниеРабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет

ИСТОРИЯ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 7 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс истории в 7 классе предполагает изучение основных событий и проблем отечественной и мировой истории XVII – XVIII века. Цель курса: Получение знаний об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX – начала XX в. В связи с этим ставятся следующие задачи:

- продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

- овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII – XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. И Российской империи XVIII в. Во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

- воспитание учащихся в духе уважения к истории России и зарубежных стран, а также гордости за героические свершения предков;

- развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России и зарубежных стран в изучаемый период.

^ Основная функция курса – формирование исторического мышления, позволяющего учащимся самостоятельно истолковать факты и события, выстраивать свою версию событий, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Курс даёт возможность вести работу по формированию у учащихся:

- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;

- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходства и различия;

- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

- умения спорить и отстаивать свои взгляды;

- умения анализировать исторический источник;

- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой, рассчитанной на 70 часов. Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 классы. - М.: «Просвещение», 2007. Авторы программы: «История России» - А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, «Новая история» - А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. В соответствии с учебным планом МАОУ «Гимназия №4» количество учебных часов в неделю – 2 часа, согласно годовому учебному графику: рабочих недель 35. Таким образом, всего на освоение курса отводится 70 часов. В рамках этого времени – 42 часа изучается история России, 28 часов - Всеобщая история (Новое время. 1500-1800). Прохождение программы откорректировано и учебный материал планируется изучить путем уплотнения тем. Так как в 7-А классе 2 учебных занятий выпали на праздничные дни (23.02, 09.05), темы «Великая французская революция» и «Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени» уплотняются на 1 час. В 7- Б классе 2 часа выпадают на 23.03, следовательно, темы «Великая французская революция» и «Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени» уплотняются на 1 час каждая. В 7-В классе учебное занятие приходится на 09.05, т. о. на 1 час уплотняется тема: «Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени» - вместо запланированных 3 часов, материал уплотнён до 2-х.

^ Ведущие формы и методы, технологии обучения:

- уроки-семинары;

- уроки-лекции;

- интерактивные занятия с использованием ИКТ;

- тестовые контрольные задания по образцу ГИА (в упрощённом варианте);

- хронологические и терминологические диктанты;

Кроме того, работа по дидактическим карточкам-заданиям, подготовка докладов и рефератов, презентаций, задания в рабочей тетради, в течение всего учебного года.

^ Учебно – методический комплект
Данилов А. А. История России: конец XVI – XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2005.

Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800:учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2007.
Содержание рабочей программы
ИСТОРИЯ РОССИИ XVII—XVIII вв.

7 класс (42 ч)

ТЕМА 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ХУ1-ХУП вв. (4 ч)

^ Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ива­на Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Бо­рис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение динас­тии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601—1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная поли­тика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Вос­стание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский ла­герь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освобо­дительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Осво­бождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

^ Основные понятия темы

Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванство, интервенция, Семибоярщина.

ТЕМА 2. РОССИЯ В XVII в. (10 ч)

Политический строй. Первые Романовы: усиление само­державной власти. Ослабление роли Земских соборов и Бо­ярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская де­ятельность А. Л. Ордина- Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

^ Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Но­вые явления в экономике. Рост товарно-денежных отноше­ний. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

^ Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

^ Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смолен­ская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турец­кие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крым­ские походы.

^ Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемя-кином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические по­вести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитекту­ра. Живопись. Симон Ушаков.

^ Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Бояр­ский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Пов­седневный быт и обычаи крестьян.

Основные понятия темы

Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слобо­ды, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, цер­ковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч)

Россия и мир на рубеже XVII—XVIII вв.

^ ТЕМА 3. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. (12 ч)

Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697— 1698 гг.

Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и при­казной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городско­го управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреж­дение Святейшего Правительствующего синода.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России им­перией.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и мер­кантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ре­месленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. По­душная подать. Развитие путей сообщения. Начало строитель­ства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донско­го каналов.

Цена и последствия реформ Петра I.

^ Внешняя политика Петра I. Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.

Восточное направление внешней политики. Прутский по­ход. Каспийский поход.

Итоги внешней политики Петра I.

^ Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религи­озные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

^ Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библи­отеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенад­цати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Ко­робов.

^ Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Свет­ская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внед­рение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

^ Основные понятия темы

Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекци­онизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, голут-венное казачество, прелестные письма.

ТЕМА 4. РОССИЯ В 1725-1762 гг. (4 ч)

^ Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.
Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение приви­легий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономиче­ская политика. Рост мануфактурного производства. Учрежде­ние Дворянского и Купеческого банков.

^ Внешняя политика. Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-швед­ская война 1741—1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757—1762 гг. П. А. Ру­мянцев. П. С. Салтыков.

^ Основные понятия темы

Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

ТЕМА 5. РОССИЯ В 1762-1800 гг. (10 ч)

Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложен­ная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалован­ные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутрен­ней политики в 70—90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостни­чества.

^ Крестьянская война под предводительством Е. И. Пу­гачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост ману­фактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-про­мышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономи­ческого развития.

^ Развитие общественной мысли. Проникновение либе­ральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борь­ба самодержавия с вольнодумством.

Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворя­нство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для со­ставления законов Российской империи. Репрессивная по­литика.

^ Внешняя политика. Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Се­верного Причерноморья. Греческий проект Екатерины П. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в раз­делах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Ук­раины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.

^ Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. От­крытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Рус­ской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковс-кий. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Нови­ков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

^ Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фо­мин. Русская народная музыка.

^ Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение рус­ской скульптуры. Ф. И. Шубин.
Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Пав­ловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Москов­ском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

^ Основные понятия темы

Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дво­рянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комис­сия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентимента­лизм, деспотия.

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. (1 час)
^ Требования к уровню подготовки обучающихся:

- школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников гипотезы и доказательства в истории);

- выявлять предпосылки (т.е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин);

- анализировать цели и результаты;

- объяснять преимущества и недостатки;

- объяснять исторические факты;

- сопоставлять различные суждения;

- должны уметь использовать внешкольные источники информации.

В процессе изучения истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.

^ Перечень литературы и материально-технического обеспечения

Большая историческая энциклопедия. / Новиков С. В. и др. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

Большая энциклопедия знаний/ Пер. с немецкого Л. С. Беловой, Е. В. Черныш. – М.: Эксмо, 2012.

Великие россияне /Библиографическая библиотека Ф. Павленкова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

Внеклассная работа по истории / Авт. – сост. Р. Н. Чеброва, А. В. Бармин. – Саратов: Лицей, 2008.

Глущенко С. Г. Олимпиады по истории. 7-8 классы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

Зверева Л. И. Тесты. История: 5-11 кл. – М.: ООО «Астрель», 2009.

Кучерук И. В. Технология игрового обучения истории в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

Настольная книга учителя истории / Сост. Т. И. Тюляева. – М.: ООО «Астрель», 2003.

Сокровища европейских музеев (иллюстрированная энциклопедия искусства) – М.: РОССА, 2012.

Харьковская Н. И. Предметная неделя истории в школе: конкурсы, викторины, олимпиады / Н. И. Харьковская. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2007.

Шоган В. В. Новые технологии в историческом образовании / В.В. Шоган. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Энциклопедия царей и императоров. Россия IX – XX вв. – М.: РОССА, 2012.

Материально-техническое обеспечение


1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (книгопечатная продукция)




Стандарт основного общего образования по истории




Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 классы. - М.: «Просвещение», 2007.

Авторы программы: «История России» - А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. «Новая история» - А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина




Книги для чтения по истории




Сборники тестов по истории




Книги для учителя (методические рекомендации к УМК)

2.

^ ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ




Ламинированные таблицы по всем историческим периодам




Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для каждого ступени обучения




Портреты полководцев и флотоводцев




Карты настенные

3.

информационно-коммуникативные средства




Электронные учебники, практикумы и мультимедийные обучающие программы по истории




Компьютерные словари




Электронные библиотеки

4.

Видеофильмы, соответствующие исторической тематике.

5.

^ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ




Мультимедийный компьютер




Мультимедийный проектор




Телевизор

6

Учебно-практическое оборудование




Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления схем и таблиц
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа предмет русский язык основное общее образование, 8 класс Пояснительная записка
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа Предмет литература основное общее образование, 6 класс Пояснительная записка
...
Рабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа Предмет русский язык основное общее образование, 7 класс Пояснительная записка
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе следующие
Рабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа Предмет обществознание (включая экономику и право)...
Важный элемент содержания учебного предмета опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических...
Рабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа Предмет биология основное общее образование, 8...
Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность....
Рабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа Предмет ЛиТЕрАТура основное общее образование,...
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах...
Рабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа Предмет литература основное общее образование,...
Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного...
Рабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа Предмет физика основное общее образование, 7 класс...
Программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./ сост. В. А. Коровин, В....
Рабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка iconРабочая программа Предмет английский язык основное общее образование,...
Развитие умений коммуникативно-речевого общения в англоязычной среде (в рам­ках изучаемых тем, ситуаций в бытовой и административной...
Рабочая программа Предмет история основное общее образование, 7 класс пояснительная записка iconОсновное общее образование пояснительная записка
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница