Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Мсфо. Налоговый учет




НазваниеТеория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Мсфо. Налоговый учет
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипОтчет
  1   2   3   4
Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. МСФО. Налоговый учет.

  1. Организация бухгалтерского учета экономических субъектов. Статус бухгалтерской службы. Права и обязанности налогоплательщиков.


Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского уче­та большое значение имеет разработка плана его организации.

План организации бухгалтерского (финансового) учета состоит из следующих элементов: план документации и график документооборота; план инвентаризации; план счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работ­ников бухгалтерии.

Ведение бухгалтерского учета имущества, капитала и обязательств организации, а также всех происходящих финансово-хозяйственных операций осуществляется бухгалтерской службой, как правило, возглавляемой главным бухгалтером и находящейся в непосредственном подчинении первого руководителя организации. Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета.

В средних по размеру организациях в состав бухгалтерии входят, как правило, следующие группы (отделы, бюро, секторы):

- материальная, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. В этой же группе, как правило, ведется учет основных средств;

- группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда ра­бочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за ис­пользованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работни­ками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;

- производственно-калькуляционная, которая ведет учет затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции, выявляет результаты внутризаводского хозрасчета, составляет отчетность о производстве;

- учета готовой продукции, осуществляющая учет готовой продук­ции на складах и ее реализации;

- общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие фор­мы финансовой отчетности.

Среди отдельных видов хозяйственного учета бухгалтерский учет занимает центральное место.

Достоверность учетной информации базируется на: правдивости и полноте, соответствующей степени ее адекватности хозяйственным процессам; прозрачности, позволяющей подтвердить факты совершенных хозяйственных операций; нейтральности, если получение учетной информации не является результатом ее преднамеренного искажения в интересах определенных пользователей.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране принцип нейтральности не декларируется. Он опосредуется через систему иных принципов (правдивости и т. п.). Отмеченные достоинства обусловлены природой самого бухгалтерского учета:

  1. сплошным наблюдением и измерением наличия и движения имущества экономического субъекта, его источников формирования и отслеживания хозяйственных процессов;

  2. непрерывным характером регистрации хозяйственных операций;

  3. документальным их оформлением;

  4. осуществлением специфических приемов в ситуациях, когда указанные выше достоинства не могут быть реализованы (например, инвентаризация);

  5. периодическое обобщение данных текущего бухгалтерского учета в виде составления соответствующих форм отчетности от одного отчетного периода к другому.

Реализация отмеченных достоинств бухгалтерского учета в заданном режиме позволяет получать достоверную информацию о фактах хозяйственной жизни предприятия. При этом учетная информация дает возможность реализовать три функции управления: планирование, контроль и оценку.

Планирование предполагает процесс формирования порядка действий, включающий постановку определенной цели и изыскание вариантов ее достижения при наименьших издержках.

Контроль включает в себя комплекс процедур по отслеживанию фактического выполнения плановых заданий. От бухгалтера на данной стадии требуется информация, которая содержит сопоставление фактических издержек и доходов с плановыми показателями.

Оценка есть процесс изучения всей системы принятия управленческих решений. В условиях рынка правильный выбор оценки реализуется в первую очередь через обратную связь, позволяющую объективно оценить, достигнута ли поставленная цель. В том случае, если данная цель не достигнута, важно выяснить, в чем состоит причина. Источниками могут быть:

  1. недоработки планирования, когда на базе представленной учетной информации дана неправильная интерпретация фактов хозяйственной деятельности;

  2. недостатки контроля, вызванные, в свою очередь, некомпетентностью проверяющих, оказанием давления на них, несвоевременностью проведения упреждающих мер в процессе проверки;

Налогоплательщиками являются физические и юридичёские лица. Субъект налогообложения - налогоплательщик, на которого возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств; налог должен сокращать доходы субъекта.

Налог может быть удержан у источника выплаты дохода или непосредственно у самого налогоплательщика. В связи с этим следует различать понятия «налогоплательщик» и «носитель налога». Носитель налога— это лицо, которое несет тяжесть налогообложения. Именно за счет носителя налога в конечном итоге налоги уплачиваются в бюджет.

От имени налогоплательщика налог могут уплачивать представители. При этом различают представительство по закону (например, выплата налога опекуна попечителями) и представительство по доверенности (например, поручение налогоплательщика третьему лицу уплатить налог за счет причитающегося налогоплательщику долга).

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются принципом постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты.

Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов определены в разд.II части первой Налогового кодекса РФ (гл.3).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Филиалы и территориально обособленные подразделения исполняют полномочия налогоплательщиков.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд налогов. Действующим законодательством установлено, что налоговыми агентами являются организации и физические лица - предприниматели в отношении:

- налога на доходы физических лиц;

- налогообложения дивидендов и доходов от долевого участия;

- налога на добавленную стоимость с оборотов по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ иностранными юридическими лицами, не состоящими на налоговом учете, и услуг по аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества.

Права налогоплательщиков и налоговых агентов идентичны. Они имеют право:

- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах и законодательстве о налогах и сборах;

- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;

- использовать налоговые льготы;

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

- на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных или взысканных налогов, пени и штрафов;

- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов;

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;

- обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

- требовать соблюдения налоговой тайны;

- требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в отношении актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ). При этом налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

К основным обязанностям налогоплательщиков относятся обязанность уплачивать законно установленные налоги, вести учет объектов налогообложения и представлять в налоговый орган отчетность, налоговые декларации и информацию, встать на учет в налоговом органе.

Каждому налогоплательщику присваивается по всем видам налогов и сборов индивидуальный идентификационный номер (ИНН). Этот номер указывается налогоплательщиком во всех документах (декларации, отчетах, заявлении и т.п.), подаваемых в налоговый орган. В индивидуальном идентификационном номере восемь цифр. Первые две цифры идентичны номеру региона местонахождения налогоплательщика, вторые две цифры соответствуют номеру налоговой инспекции, где он поставлен на налоговый учет, остальные цифры соответствуют его регистрационному номеру. Поэтому по ИНН можно установить (идентифицировать) любого налогоплательщика.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

- об открытии или закрытии счетов в кредитных организациях - в десятидневный срок со дня открытия или закрытия;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия соответствующего решения;

- об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.


  1. Нормативное регулирование бухгалтерского и налогового учета в Российской Федерации. Принципы бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика для бухгалтерского учета и целей налогообложения.


Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Статья 5 Закона № 129 «О бухгалтерском учете» определяет три уровня системы регулирования бухгалтерского учета.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

^ 1-й уровень: законодательные акты, указы Президента и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

^ 2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств; ^ 4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Основным документом первого уровеня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. К первому уровню системы следует отнести также Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ, «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ, Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. № 283 и др.

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ. Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы: название и номер ПБУ; общие положения (указываются сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета); определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета); оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту); порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета); раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности). Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

Методические рекомендации и инструкции (3-й уровень) призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

Рабочие документы самого предприятия (4-й уровень) определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основные рабочие документы организации: документ по учетной политике предприятия; утвержденные руководителем формы первичных учетных документов; графики документооборота; утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета; утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Ведение налогового учета осуществляется в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации.

^ Базовые принципы бухгалтерского учета.

Применительно к бухгалтерскому учету с целью подчеркнуть разницу между базовыми и основными принципами принято использовать термины «допущения» и «требования», считая «допущения» базовым принципом, предполагающим определенные условия, создаваемые организацией при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться, а «требования» - основным принципом, означающим соблюдение принятых правил организации и ведения бухгалтерского учета.

^ Учетная политика организации это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, сто­имостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы груп­пировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регист­ров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответству­ющие способы и приемы.

Разработанная и утвержденная в установленном порядке организацией учетная политика применяется ею последовательно из года в год. Тем самым достигается обеспечение сопоставимости данных бухгалтерского учета, полученные в разные отчетные пе­риоды. Следовательно, в целях реализации данного требования учетная политика должна вводиться в действие с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа (приказа, распоряжения).


  1   2   3   4

Похожие:

Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Мсфо. Налоговый учет iconВыносимых на итоговый государственный экзамен
№1 Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая)...
Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Мсфо. Налоговый учет iconОсновы бухгалтерского учета
Основные законодательные документы, определяющие учет и отчетность в Российской Федерации Основными законодательными актами, определяющими...
Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Мсфо. Налоговый учет iconПрограмма государственного экзамена предназначена для подготовки...
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» специализации «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков...
Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Мсфо. Налоговый учет iconУчет кредитов банка и заемных средств на примере ООО «локус»
Бухгалтерский и налоговый учет займов и кредитов в ООО «локус»
Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Мсфо. Налоговый учет icon«Математическое обеспечение финансовых решений»
Четыркин Е. М. Финансовая математика: Учебник по спец. "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика"...
Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Мсфо. Налоговый учет iconУчет и отчетность финансовых результатов
Конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный год является бухгалтерская прибыль (убыток). Она исчисляется нарастающим...
Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Мсфо. Налоговый учет iconМетодические рекомендации по выполнению, оформлению и защите курсовой...
Мдк. 02. 01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации
Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Мсфо. Налоговый учет iconПрограмма по проведению производственной практики разработана в гбоу...
Профессиональный модуль 02 (ПМ. 02) по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Мсфо. Налоговый учет iconБухгалтерский баланс
Годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО «Таймырская энергетическая компания» за 2011г
Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Мсфо. Налоговый учет iconФедеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального...
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница