Методические рекомендации по разработке рабочих программ по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида Составитель: Бурыкина Валентина Васильевна




НазваниеМетодические рекомендации по разработке рабочих программ по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида Составитель: Бурыкина Валентина Васильевна
страница1/2
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по разработке рабочих программ по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида

Составитель: Бурыкина Валентина Васильевна,

учитель химии
Изучение химии в 7-9 специальных (коррекционных) классах (СКК) VII вида направлено на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных классах основной школы.

В основу курса положены идеи:

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Исходными документами для составления программ являются:

    • федеральный компонент государственного образова­тельного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004, № 1089;

    • примерная программа, созданная на основе феде­рального компонента государственного образовательного стан­дарта;

    • программы по химии для общеобразовательных учреждений, составитель – О.С Габриелян;

    • адаптированная программа по химии для СКК VII вида.

Для эффективного достижения целей обучения предмету, а также исходя из особенностей учебного плана (Примерным учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида на 2008-2009 учебный год) рекомендуется организовать изучение пропедевтического курса химии в 7 классе из расчёта 1 час в неделю (выделить из школьного компонента учебного плана) и курса химии в 8-9 классах из расчета 2 часа в неделю.

Обучение предмету в СКК VII вида ведётся на основе тех же учебников, что и в общеобразовательных классах. Опыт преподавания в СКК показывает, что наиболее доступно содержание материала изложено в следующих учебниках:

7 класс – Химия. Вводный курс. 7 кл..: учебник для общеобразовательных учреждений /О.С Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлибинин/ – М.: Дрофа

8 класс – Химия. 8 кл..: учебник для общеобразовательных учреждений. /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.С. Боев/ – М.: Дрофа

9 класс – Химия. 9 кл..: учебник для общеобразовательных учреждений. /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.С. Боев/ – М.: Дрофа

Данные учебники представляют единую завершенную линию; их структура и содержание соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года.

Программы, разрабатываемые для СКК VII вида, сохраняя обязательный минимум содержания, должны отличаться своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в ознакомительном порядке (они выделены в предлагаемом тексте содержания программы курсивом), т.е. не являются обязательными для усвоения учащимися. Ряд тем, изучаемых ознакомительно на начальных этапах обучения предмету, станут обязательными для изучения в старших классах. Это, например, такие темы как: «Типы кристаллических решеток», «Амфотерность оксида и гидроксида алюминия», «Молярный объем газов» и другие. Такой подход позволит учителям СКК обеспечить усвоение учащимися по окончании основной школы обязательного минимума содержания химического образования.

Большое внимание в программах следует отвести химическому эксперименту, целью которого является формирование у учащихся практических навыков в проведении основных химических операций, приобщение их к самостоятельной химической работе, обучение безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Количество и содержание демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ определяются обязательным минимумом.

По каждому курсу определяются и результаты его изучения. Они приводятся в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся». Результаты должны быть ориентированы на содержание изучаемого материала и полностью соответствовать стандарту. Основная их направленность: реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Ниже приведены рекомендации по отбору содержания материала в каждом классе (теоретическая и практическая части), требования к уровню подготовки учащихся. Они могут быть учтены при составлении рабочих программ по химии для СКК VII вида.

7 КЛАСС
Пропедевтический курс химии 7 класса реализует принцип раннего систематического изучения химии как составной части школьного курса химии, разгруженного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7-й.

^ В основу курса положены идеи:

- освоение знаний о первоначальных химических понятиях и законах, о химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

^ Основные задачи пропедевтического курса:

- формирование первичных представлений о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;

- ознакомление с простейшей классификацией веществ, с описанием физических свойств знакомых веществ по принципу: «я вижу», «я исследую», «я работаю с литературой»;

- формирование представлений о физических явлениях и химических реакциях; показать связь химии с другими науками.

- формирование практических навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;

- пробуждение живого интереса у учащихся к изучению химии.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(1 час в неделю; всего 34 часа)
ХИМИЯ В ЦЕНТРЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (11 ч.)

Химия как часть естествознания. Предмет химии. Естествознание – комплекс наук о природе. Науки: физика, химия, биология и география.

Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения.

Методы изучения естествознания. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки.

Моделирование. Модели как абстрактные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические символы, химические формулы и уравнения).

Химическая символика. Химические символы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.

Химия и физика. Понятия «атом», «молекула», «ион». Кристаллическое состояние вещества. Диффузия. Броуновское движение.

Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления.

Химия и география. Геологическое строение планеты Земля. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические) породы.

Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Биологическое значение белков, жиров, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.

Качественные реакции в химии. Понятие о качественных реакциях как о реакциях, воспринимаемых с помощью зрения, слуха, обоняния. Определяемое вещество и реактив на него.

Демонстрации: Коллекция разных тел из одного вещества или материала. Учебное оборудование, используемое при изучении физики, биологии, географии и химии. Географические, биологические, физические и химические модели, используемые на уроках. Объемные и шаростержневые модели молекул воды, углекислого газа, сернистого газа, метана. Процесс диффузии. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток. Коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Горение натрия, магния, железа. Качественные реакции на кислород, углекислый газ, известковую воду.

Лабораторные опыты: 1. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия.2 . Строение пламени свечи. 3. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев. 4. Обнаружение жира в семенах подсолнечника. 5. Обнаружение крахмала и белка в пшеничной муке. 6. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе с помощью известковой воды.

Практические работы: 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в кабинете химии. 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки.

Правила работы с нагревательными приборами.
^ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ В ХИМИИ (9 ч.)

Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и молекулярной массах. Определение относительной атомной массы химических элементов по периодической таблице. Нахождение по формуле вещества относительной молекулярной массы как суммы относительных атомных масс составляющих вещество химических элементов.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.

^ Определение формулы сложного вещества по известным массовым долям элемента. Чистые вещества и смеси. Понятие о чистом веществе и смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси, синтетические моющие средства).

Понятие о чистом веществе и примеси.

^ Массовая доля примесей.

Объемная доля компонента газовой смеси.

Понятие об объемной доле компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа.

^ Расчет объемной доли компонента в смеси.

Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использование этих понятий.

Демонстрации: Коллекция минералов, оксида ртути. Коллекции различных видов мрамора и изделий из него. Смесь речного песка и сахара и их разделение. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Коллекция бытовых смесей. Диаграмма объемного состава воздуха и природного газа. Приготовление раствора с заданными массой и массовой долей растворенного вещества.

^ Домашний эксперимент: Изучение состава бытовых, кулинарных и хозяйственных смесей по этикеткам.

Практическая работа: 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
^ ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (10 ч.)

Разделение смесей. Понятие о разделении смесей и очистке веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей магнитом, отстаивание, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки.

Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Фильтрат.

^ Понятие об адсорбции и адсорбентах.

Дистилляция, кристаллизация и выпаривание. Дистилляция как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории и природе.

Химические реакции. Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций.

Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа.

Демонстрации: Просеивание муки и сахарного песка. Разделение порошков серы и железа. Разделение воды и растительного масла. Фильтрование. Респираторные маски и марлевые повязки. Адсорбционные свойства активированного угля. Силикагель, его применение. Получение дистиллированной воды. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода. Реакция нейтрализации окрашенного фенолфталеином раствора щелочи кислотой. Получение осадка нерастворимого основания. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой.

^ Лабораторные опыты: 7. Изготовление фильтра из фильтровальной бумаги ил бумажной салфетки.

Домашний эксперимент: Разделение смеси сухого молока и речного песка. Разложение смеси питьевой соды и сахарной пудры при нагревании. Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.

Практические работы: 4. (домашний эксперимент) Выращивание кристаллов соли. 5. Очистка поваренной соли. 6. (домашний эксперимент) Изучение процесса коррозии.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ. РАССКАЗЫ ПО ХИМИИ (4 ч.)

Рассказы об ученых. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова.

Рассказы об элементах и веществах. История открытия некоторых химических элементов. Нахождение простых и сложных веществ в природе, использование их человеком.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.

Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое вещество» Открытие, получение и значение выбранных учащимися веществ.

Конкурс ученических проектов. Исследования в области химических реакций: фотосинтез, горение и медленное окисление, коррозия металлов и способы защиты от нее, другие реакции, выбранные учащимися.
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения химии в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы некоторых химических веществ;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, физическое тело и вещество, химическая реакция, классификация химических реакций.

уметь:

- называть: химические элементы, соединения некоторых химических элементов;

- характеризовать: свойства веществ;

- определять: качественный и количественный состав вещества по их формулам, простые и сложные вещества, чистые вещества и смеси;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- вычислять: относительную молекулярную массу, массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую длю вещества в растворе;

- выполнять химический эксперимент.
8-9 КЛАССЫ
В курсе химии 8-го и 9-го классов рассматриваются основополагающие вопросы общей и неорганической химии, а также происходит знакомство с органическими веществами (на заключительном этапе изучения химии в 9 классе).

^ Основные идеи курса химии основной школы:

- освоение знаний о химических понятиях и законах, о химической символике; взаимосвязь химии с другими естественными науками, прикладные возможности химии;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

^ Основные задачи:

- формирование научной картины окружающего мира и развитие естественнонаучного мировоззрения. Представление химии как центральной науки, направленной на решение насущных проблем человечества;

- развитие химического мышления, умения анализировать явления окружающего мира в химических терминах, развитие способности говорить и думать на химическом языке;

- популяризация химического знания и внедрение представлений о роли химии в повседневной жизни и ее прикладном значении в жизни общества; развитие экологического мышления и знакомство с современными химическими технологиями;

- формирование практических навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;

- пробуждение живого интереса у учащихся к изучению химии как в рамках школьной программы, так и дополнительно.
8 КЛАСС

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(2 часа в неделю, всего 68 часов)
ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ХИМИИ. (5 ч.)

Место химии среди естественных наук. Предмет химии. Вещество и тело. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Органические и неорганические вещества. Превращения веществ. Физические и химические явления. Роль химии в жизни человека.

Периодическая система химических элементов Д.И Менделеева. Структура таблицы:

малые и большие периоды, группы и подгруппы. Знаки химических элементов.

Химическая формула. Относительная атомная и молекулярная массы. Закон постоянства состава вещества. Массовая доля химического элемента в соединении

Демонстрации: Образцы простых и сложных веществ

^ Расчетные задачи: Нахождение относительной молекулярной массы и

массовой доли химического элемента в соединении и установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.
  1   2

Похожие:

Методические рекомендации по разработке рабочих программ по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида Составитель: Бурыкина Валентина Васильевна iconМетодические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1...
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0—4 классы)» (2007 г под ред. И. М. Бгажноковой). Букварь...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида Составитель: Бурыкина Валентина Васильевна iconМетодические рекомендации о деятельности X-XII классов в специальных...

Методические рекомендации по разработке рабочих программ по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида Составитель: Бурыкина Валентина Васильевна iconРабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное...
«Швейное дело, 9 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида Составитель: Бурыкина Валентина Васильевна iconЗаконом Российской Федерации «Об образовании»
Настоящее Положение о специальных (коррекционных) классах VII вида для детей с задержкой психического развития разработано в соответствии...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида Составитель: Бурыкина Валентина Васильевна iconМетодические указания по составлению рабочей программы учебной дисциплины в тусуре томск 2010
Методические указания содержат рекомендации по разработке рабочих программ по дисциплине в Томском государственном университете систем...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида Составитель: Бурыкина Валентина Васильевна iconУчебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида Составитель: Бурыкина Валентина Васильевна iconУрок чтения и развития речи в 7 классе по программе В. Воронковой...
Урок чтения и развития речи в 7 классе по программе В. Воронковой (учебник для 7 кл специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида Составитель: Бурыкина Валентина Васильевна iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
В него могут направляться дети с низким уровнем подготовленности к обучению по программе специальных (коррекционных) образовательных...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида Составитель: Бурыкина Валентина Васильевна iconПрограмма специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
«Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Под редакцией В. В. Воронковой, Министерство образования...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ по химии для специальных (коррекционных) классов VII вида Составитель: Бурыкина Валентина Васильевна iconПрограммы, учебно-методического пособия
Учебники и учебно-методические пособия для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница