Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение"




НазваниеРабочая программа учебного предмета "Литературное чтение"
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение"

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" разработана на осно­ве федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования(2004г) по литературному чтению, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, и программы к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой "Литературное чтение" (1-4 кл) Москва «Просвещение»(2008г.)

Программа составлена в соответствии с региональным базисным учебным планом.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школь­ника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, спо­собствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной инте­грации с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологиче­ский курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегри­рованным курсом "Обучение грамоте и развитие речи"; его продолжительность (прибли­зительно 21—25 учебных недель, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости детей, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В ра­бочей программе содержание обучения грамоте представлено как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный (подготовительный); букварный (основной) и послебукварный (завершающий).

После курса "Обучение грамоте и развитие речи" начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Курс литературного чтения для 1-4-х классов является первой ступенью единого не­прерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Курс призван продолжить обучение чтению, ввести детей в мир художественной литературы и по­мочь в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художе­ственное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. Литератур­ное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и чтению.

Изучение литературного чтения направлено на:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональ­ной отзывчивости, формирование эстетического отношения к искусству слова;

• совершенствование всех видов речевой деятельности, умения вести диалог, выра­зительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базо­вым умением в системе образования младших школьников;

• формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

• обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представ­лений о добре и зле, справедливости и честности;

• воспитание уважения к культуре народов многонациональной России. Курс литературного чтения призван решать следующие задачи:

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произ­ведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

• учить детей понимать образный язык художественного произведения; выразительные средства, создающие художественный образ; развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произ­ведения, развивать у учащихся творческое и воссоздающее воображение, ассоциа­тивное мышление;

• развивать поэтический слух, воспитывать художественный вкус обучающихся;

• формировать потребность в постоянном чтении книг; развивать интерес к литера­турному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщать к классике ху­дожественной литературы:

• обеспечивать глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

• обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• учить работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении худо­жественных произведений, формировать у детей читательскую самостоятельность.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литера­турного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к ге­роям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстети­ческого, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

^ Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно худо­жественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто по­знавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, кото­рые раскрывают читателю богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют собственное отношение ребенка к действительности.

^ Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план худо­жественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выра­жает свои мысли, чувства, идеи.

^ Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучаю­щихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, про­текающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает:

• на первом году обучения - формирование целостных синтетических приемов чте­ния на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение);

• на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя;

• на третьем и четвертом годах обучения - наращивание скорости и овладение ра­циональными приемами чтения.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемо­го произведения, его жанре (особенностях малых фольклорных жанров, таких как за­гадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о "живопи­сании словом", о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

^ Тематический план

^ Наименование разделов и тем

Количество часов

1-й класс. "Обучение грамоте и развитие речи"

Подготовительные этап

23

Букварный (основной) период

57

Послебукварный период

18

Итого

98

1-й класс. "Литературное чтение"

"Жили-были буквы"

6

"Сказки, загадки, небылицы"

5

"Апрель, апрель! Звенит капель..."

4

"И в шутку и всерьез"

5

"Я и мои друзья"

7

"О братьях наших меньших"

7

Итого

34

Итого за год

132

2-й класс

"Самое великое чудо на свете"

1

"Устное народное творчество"

13

"Люблю природу русскую. Осень"

6

"Русские писатели"

12

"О братьях наших меньших"

7

"Из детских журналов"

6

"Люблю природу русскую. Зима"

7

"Писатели-детям"

15

"Я и мои друзья"

11

"Люблю природу русскую. Весна"

5

"И в шутку и всерьез"

10

"Литература зарубежных стран"

9

Внеклассное чтение 1 раз в неделю

34

Итого

136

3-й класс

"Самое великое чудо на свете"

3

"Устное народное творчество"

9

"Поэтическая тетрадь "

9

"Страницы русской классики"

27

"Литературные сказки"

7

"Любимые детские писатели"

41

"Зарубежная литература"

6

Внеклассное чтение в уроке

16

Итого

102

4-й класс

"Летописи. Былины. Жития"

6




"Чудесный мир классики"

20




"Поэтическая тетрадь 1"

9




"Литературные сказки"

11




"Делу время - потехе час"

8




"Страна детства"

7




"Поэтическая тетрадь 2"

6




"Природа и мы"

12




"Поэтическая тетрадь 3"

8




"Родина"

5




«Страна "Фантазия"»

3




"Зарубежная литература"

7




Внеклассное чтение в уроке

16




Итого

102



  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета \"Литературное чтение\" iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» ориентирована...
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета \"Литературное чтение\" iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа учебного предмета \"Литературное чтение\" iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана с учетом...
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа учебного предмета \"Литературное чтение\" iconРабочая программа Литературное чтение 2 «б» класс умк «Школа России»
Программа разработана на основе Примерных программ по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебного предмета \"Литературное чтение\" iconУчебники данной системы имеют грифы «Рекомендовано»
Учебная программа «Литературное чтение» составлена на основе программы «Литературное чтение» авторов: Климановой Л. Ф., Горецкого...
Рабочая программа учебного предмета \"Литературное чтение\" iconПримерная рабочая программа к курсу «Литературное чтение», 1-4 кл...
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной...
Рабочая программа учебного предмета \"Литературное чтение\" iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение»
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Рабочая программа учебного предмета \"Литературное чтение\" iconПрограмма «литературное чтение»
Федерального государствен- ного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена умк: учебниками «Литературное...
Рабочая программа учебного предмета \"Литературное чтение\" iconРабочая программа отдельного учебного предмета или курса включает...
Пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место учебного...
Рабочая программа учебного предмета \"Литературное чтение\" iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 1 класса составлена на Федерального государственного образовательного стандарта...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница