Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики» При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» тематическое планирование курса




НазваниеПоурочное планирование. Модуль «Основы светской этики» При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» тематическое планирование курса
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4
Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики»

При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

1 ч в неделю (34 часа)

Урок 1. Россия – наша Родина

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

^ Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособия для учащихся.

  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

  4. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:

Как называется страна, в которой мы живем?

Кто является главой нашего государства?

Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России? Какие города вам известны? Назовите столицу России, покажите ее на карте.

Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны? Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? Работа с портретами

Назовите известных вам героев России. Что вам известно о защитниках нашей родины? Работа с портретами.

Подведение итогов беседы.

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

  3. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

  4. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.

  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

  6. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:

Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

  2. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

Или: Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.
^ Урок 2. Что такое светская этика?
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

^ Основные термины и понятия: культура, мораль, этика

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:

О чем беседовал с родными и друзьями?

Что нового узнал для себя?

Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?

Рассказы учащихся об известных людях России. Обсуждение того, почему были выбраны именно эти биографии.

  1. Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:

Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика?

  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

  2. Работа с понятиями мораль, нравственность, светская и религиозная этика.

  3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

  4. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

  5. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

  6. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами культура, моральный, этический.

  7. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

  8. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что ты расскажешь членам своей семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика?

Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?

  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

  2. Задание на дом: Ответь на вопросы в пособии. Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание. Подготовь вопросы по содержанию статьи.


^ Вариант

Тема урока: Этика и ее значение в жизни человека

(фрагмент урока, демонстрирующий включение в урок работу с литературным и фольклорным текстами)
^ ЧИТАЕМ

ОБСУЖДАЕМ

С. Баруздин
О человеке и его делах
- Скажи, человек,

Как твои дела?

- Дела ничего у меня.

Я спал неплохо,

Да ночь мала,

И я прихватил полдня.
- Скажи, человек,

А что же успел

Сегодня ты совершить?

- Да много успел:

Хорошо поел

И чаю успел попить.
- Скажи, человек,

Ну, а как потом,

Было ли что-нибудь?

- А что потом?

Поиграл с котом

И вновь прилег отдохнуть.
- Скажи, человек,

А когда поспал,

Вышел ли ты за порог?

- Конечно, вышел,

Да очень устал,

Вернулся, не чуя ног.
- Скажи, человек,

А что за окном

Увидеть тебе довелось?

- Да что там увидишь,

Когда темно

И лютый стоит мороз.
- Скажи, человек,

А кроме кота,

Есть друзья у тебя?

- Да что ты!

С друзьями одна маета!
…. Больше не спрашивал я.

(Идет обсуждение)
РАЗМЫШЛЯЕМ
Учитель: А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

(Идет обсуждение)
Учитель: Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.

Человек часто задумывается о правильности своих поступков и решений, о том, как он поступил в том или ином случае, не обидел ли кого и не причинил ли кому-то боль. Осознаём мы или нет, но каждый из нас придерживается правил нравственности и этики.

Человеческое общество существует лишь благодаря тому, что оно подчиняется законам или правилам, которые признают все люди, и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному желанию.

Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.
^ Урок 3. Мораль и культура

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: мораль, культура.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:

  • Кому ты читал или пересказывал текст из пособия?

  • Что их заинтересовало в твоем рассказе?

  • Чем они дополнили твой рассказ?

  • Какие вопросы у тебя возникли после пересказа статьи?

Как ты понял, что изучает наука этика? Что такое философия?

  1. Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:

  • Вспомните, что такое мораль ( в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).

  • Как вы думаете, как она возникла?

  • Всегда ли она существовала?

  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Как по-вашему, что обозначает слово культура? Как это слово соотносится со значением слова мораль?

  2. Выступление учителя. Знакомство с понятиями культуры и морали. История возникновения культуры и морали.

Примерный план выступления:

  • Понятия культуры и морали.

  • Что означает слово «культура».

  • Как возникла мораль.

  • Чем отличается природа от культуры.

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

  3. Индивидуальное задание: подготовка вопросов по содержанию статьи из пособия для учащихся.

  4. Работа в парах. Задание: задать друг другу вопросы, которые сформулированы по содержанию статьи из пособия для учащихся. Попытаться ответить на вопросы товарища. В случае затруднений обратиться к учителю.

  5. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

  6. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

  • Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?

  • Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?

  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

  2. Задание на дом: Прочитай членам семьи и друзьям статью из пособия и попроси ответить на вопросы. Составь план статьи из пособия для учащихся.


^ Урок 4. Особенности морали
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, мораль.

^ Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Возможные вопросы к учащимся:

Кому ты рассказывал о культуре и морали? Что особенно заинтересовало собеседника в твоем рассказе?

Какие твои вопросы вызвали у собеседника затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?

Работа в группах. Знакомство с планами статьи из пособия, составленными учащимися (внутри группы). Сопоставление планов (какие пункты плана повторяются, на сколько частей разбит текст). Составление единого плана для группы.

  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Вспомните, что такое мораль, как соотносятся понятия морали и культуры. Обратитесь к записям в тетради.

  2. Работа с понятиями материальная культура и духовная культура. Записать понятия в тетрадь, обратив внимание на правописание слов. Объяснить значение слов.

  3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

  4. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

  5. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

  6. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-практической культуры.

  7. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Возможные вопросы учащимся: Какие особенности вы выписали? Сравните результаты, работая в парах. Что бы вы исправили в своих записях?

  8. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

  • Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?

  • Как вы объясните разницу между этими понятиями?

  • Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?

  • Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?

  • Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

  1. Задание на дом: Подготовь рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры ( опираясь на записи в тетради и текст статьи из пособия для учащихся). Вспомни или придумай пример (историю из жизни, кино и т.д.), иллюстрирующий одну из особенностей морали.


^ Урок 5. Добро и зло
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

^ Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся. Обсуждение примеров, приведенных учащимися (Как вы думаете, соответствуют ли приведенные примеры тексту пособия для учащихся?)

  1. Беседа с учащимися по вопросам:

    • Понятны ли вам слова добро и зло?

  • Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

  • Какое отношение вызывают у вас злые люди? Почему?

  • Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему?

  1. Чтение статьи из пособия для учащихся.

  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

  3. Ответы на вопросы:

Что нового вы узнали о добре и зле?

Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

  1. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста 2-3 предложения, которые показались вам наиболее важными. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

  2. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о том, как развивались представления людей о добре и зле. Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.


^ Урок 6. Добро и зло

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность.

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:

  • Как вы поняли, как менялись представления человека о добре и зле?

  • Какие примеры вы можете привести?

  1. Запись в тетрадь темы урока.

  2. Беседа с учащимися по вопросам:

  • Как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло?

  • Назови поступки, которые ты считаешь морально добрыми. Часто ли ты сам так поступаешь?

  • Какие поступки ты осуждаешь, считаешь морально злыми?

  1. Работа со статьей из пособия для учащихся. Задание: выписать из пособия , что такое добро, что такое зло, что такое гуманность.

  2. Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:

    • Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в пособии для учащихся?

    • Что входит в современное понятие добра?

  • Согласны ли вы с утверждением: «Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла». Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.

  1. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добро, зло, гуманность. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия). и/или Подготовь рассказ с примерами добрых и злых поступков.


Вариант

  1   2   3   4

Похожие:

Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики» При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» тематическое планирование курса iconРабочая программа комплексного учебного курса 4 класса «основы религиозных...
Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания инновационного учебного курса «Основы религиозных культур и...
Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики» При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» тематическое планирование курса iconКалендарно-тематическое планирование модуля «Основы светской этики»
...
Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики» При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» тематическое планирование курса icon«Согласовано» : Заместитель директора по увр
«Основы религиозных культур и светской этики». Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана...
Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики» При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» тематическое планирование курса iconРабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе программы «Основы духовно-нравственной...
Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики» При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» тематическое планирование курса iconКурс "Основы религиозных культур и светской этики" Уважаемые родители,...
Дению в учебный процесс общеобразовательных школ нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». При получении положительных...
Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики» При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» тематическое планирование курса iconПлан основных мероприятий по подготовке к введению комплексного учебного...
Цель: создание условий для организационно управленческого и методического обеспечения организации и введения комплексного учебного...
Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики» При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» тематическое планирование курса iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики» При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» тематическое планирование курса iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики» При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» тематическое планирование курса iconО программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур...
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»– формирование российской гражданской идентичности...
Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики» При подготовке к урокам целесообразно обратиться к пособию (книге) для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» тематическое планирование курса iconРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики...
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по истории
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница