Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок»




НазваниеМетодическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок»
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4


Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме:

Тема: « Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок»

МБДОУ д\с «Чебурашка»

Воспитатель: Сковпень Т.А.

Содержание:

  1. Пояснительная записка

  2. Перспективное планирование

  3. Конспекты занятий по развитию  связной речи старших дошкольников  через обучение составлению рассказов по картине  и серии картинок

  4. Речевые игры

  5. Диагностическая карта и диагностические задания по развитию речи

  6. Консультации для родителей

  7. Сообщение из опыта работы

  8. Литература

        

Пояснительная записка.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Занятия  по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок для развития связной речи детей  предлагается проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.

Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит "Игротека" - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также записанные под диктовку детей рассказы по картинам, сериям сюжетных картинок, творческие рассказы ребят, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребёнка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.

^ Перспективное планирование.



Тема

Задачи

"Составление рассказов по картине "Спала кошка на крыше".

Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

"Составление рассказов по картине "Ежи".

Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. Развивать внимание, память.

^ Составление рассказов по картине "Кролики".

Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине по "цепочке", опираясь на план. Формировать умение анализировать загадку, подбирая к предметам и их признакам слова-антонимы. Упражнять в подборе слов-действий. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием. Развивать память, внимание.

 

"Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Как Миша с горы катался".

Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Упражнять в выделении слов зимней тематики из текста. Развивать память, внимание.

"Составление рассказов по серии сюжетных картинок "Щенок на прогулке".

Формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений. Упражнять в отгадывании слов путём подбора букв. Упражнять в подборе слов близких по значению. Воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа. Развивать внимание память.

"Составление рассказов по серии сюжетных картинок "Помощники".

Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая; поощрять здоровое соперничество.

"Составление рассказов по картине "Мишки в лесу".

Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в образовании окончаний прилагательных. Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

"Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Цыпленок и утенок".

Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её; составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений. Побуждать детей к придумыванию окончания рассказа. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать восприятие, память, внимание. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению.

"Составление рассказов по картине "Конюшня".

Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в составлении и использовании в речи распространённых предложений с однородными членами; в образовании окончаний прилагательных. Упражнять в произнесении слов с разной силой голоса. Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.

^ Конспекты занятий по развитию  связной речи старших дошкольников  через обучение составлению рассказов по картине  и серии картинок.

Тема№1 "Составление рассказов по картине "Спала кошка на крыше".

Задачи: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Материал: листы бумаги, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.

Ход: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

  • Острые коготки, мягкие подушки;

  • Шёрстка пушистая, длинные усы;

  • Мурлычет, лакает молоко;

  • Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

  • Хорошо видит в темноте, песни поёт;

  • У неё хороший слух, ходит неслышно;

  • Умеет выгибать спинку, царапается.

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке.

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая, спит на крыше, свернулась клубком). Посмотрите , кто ещё изображён на картине? (птичка).Что можно сказать о ней? Какая она? (маленькая, воробышек). Кого ещё мы видим на картине? (воробьёв).Чем отличаются птички друг от друга? Что у них разное? . Правильно, они отличаются окраской перьев. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый воробей(они замерли на дереве, боятся за товарища. Чем похожи все воробьи? (все маленькие). Почему они боятся за товарища?(кошка может его поймать).почему?(она наблюдает за птичкой).Может нам надо сказать воробышку, чтобы он быстрее улетел?(дети , как умеют, просят воробья покинуть крышу). А что вы видите справа от крыши, на которой блаженствует кошка?(крыши других домов, церковь.). Я думаю, что на картине изображено лето. Почему?(много яркой зелени. Голубое небо с облаками).

Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

  • Кто изображён на картине? Где происходит действие?

  • Чего боятся воробьи? Какие они?

  • Что может произойти, если птичка не улетит?

Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

В завершении занятия я предлагаю разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.

Итог занятия.

^ Тема№2 "Составление рассказов по картине "Ежи".

Задачи: Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. Развивать внимание, память.

Материал: картина, элементы картины.

Ход: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине. Но сначала мы проведём разминку на тему "Осень". Каждый из вас, кто даст правильный ответ, может пройти и занять своё место. (Стульчики стоят полукругом напротив мольберта с картиной).

· Сильный, порывистый, холодный (ветер);

· Моросящий, холодный, мокрый (дождь);

· Непроглядный, серый, густой (туман);

· Жидкая, чёрная, липкая (грязь);

· Серое, хмурое, облачное (небо);

· Ненастная, пасмурная, дождливая (погода);

· Сухие, жёлтые, шуршащие (листья).

После выполнения задания воспитатель предлагает отгадать загадку:

Что за ёлочка такая?

Это ёлочка живая -

В серенькой одёжке,

Ходит по дорожке. (Ёж).

Как вы догадались, что это ёж?

Посмотрите на картину. Кто изображён на картине? (ежиха и ежата). Как их можно назвать? (ежиная семья). Где они находятся? Какой лес? Что делает ежиха? Что делают вот эти ежата? (тащат червяка в разные стороны). Вспомните, что ещё едят ежи? (мышей, ягоды, грибы, личинок, жуков). Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (учит добывать пищу, охотиться). Если она учит своих ежат охотиться, то, как про неё можно сказать? (умная, заботливая, внимательная). Как можно сказать о ежатах, которые никак не поделят червяка? (голодные, жадные, прожорливые). Что делает вот этот ёжик? (свернулся в клубок). Как вы думаете, почему он это сделал? (испугался жука, спрятался от него). Как ещё можно сказать? Какой ёжик? (трусливый, боязливый, пугливый, слабый).

Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ. Составлять рассказ будем по цепочке: начинает один, продолжает другой, заканчивают третий и четвёртый ребёнок. Чтобы вам было легче рассказывать, используйте план:

Какое время года изображено на картине?

Кто изображён? Где происходит действие?

Что произошло со всеми ежами? Почему?

Чем всё закончилось?

Каждый из вас будет рассказывать только по одному пункту плана (воспитатель опрашивает детей, на какой пункт плана будет отвечать каждый из них).

Постарайтесь при составлении рассказа использовать те слова, которые мы использовали при рассматривании картины и постарайтесь рассказать так, чтобы нечего было добавить.

(дети рассказывают, воспитатель и другие дети оценивают у какой "цепочки" рассказ был интересней, аргументируя свой выбор).

Теперь я предлагаю вам подойти к столам, разделиться поровну.

Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней. (1-2 минуты).

На столах перед вами большие листы бумаги жёлтого цвета. Представьте себе, что это осенний лес. На каждом столе лежат отдельные элементы картины, которую вы сейчас рассматривали и по которой составляли рассказы. Я предлагаю вам составить картину, точно расположив все элементы картины.

^ Тема№3 "Составление рассказов по картине "Кролики".

Задачи : Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине по "цепочке", опираясь на план. Формировать умение анализировать загадку, подбирая к предметам и их признакам слова-антонимы. Упражнять в подборе слов-действий. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием. Развивать память, внимание.

Материал: картина, мяч, песочные часы.

Ход: Сегодня будем составлять рассказ по картине. Кто будет изображён, и о ком будете придумывать рассказ, узнаете, когда отгадаете загадку, в которой всё наоборот. Я говорю фразу, а вы смысл этой фразы меняете наоборот. Помните, мы играли в слова-антонимы. Вот наша сегодняшняя игра очень напоминает игру в слова с противоположным значением. Загадка моя о животном. Итак, слушайте фразы.

  • Дикое животное (домашнее животное). Можно догадаться только по одной этой фразе, о каком животном идёт речь? Слушайте следующую фразу.

  • Хвост очень длинный (короткий хвост).

  • Очень любит варёные фрукты ( сырые овощи).

Кто это?

Правильно, это кролик. Наша картина называется "Кролики".Что изображено на картине? (клетка с кроликами, овощи, трава). Расскажите о крольчихе. Какая она? (большая, пушистая). А крольчата? (маленькие, тоже пушистые). Что делает крольчиха? (ест капусту). Что делает этот крольчонок? (наклонился к миске с кормом и ест). А этот крольчонок? (ест морковку). А тот, который сидит рядом с ним? (повернулся к маме и вместе с ней ест капусту). Мы сказали, что они едят. А как ещё можно сказать? (лакомятся, лопают, грызут, угощаются, обедают). Что делает этот кролик? (лежит). Как ещё можно сказать? (разлёгся, развалился, валяется, отдыхает). Почему он лежит? Как вы думаете? (уже наелся). Посмотрите, какой у него большой живот и довольный вид! Как вы думаете, откуда в клетке у кроликов столько овощей и почему?

Я предлагаю вам встать в круг. Я по очереди бросаю вам мяч, а вы должны вспомнить, что умеют делать кролики.

Занимайте свои места. Сейчас вы будете составлять рассказ по цепочке. Послушайте план.

  • Кто изображён на картине? Где происходит действие?

  • Кто мог положить в клетку столько овощей и почему?

  • Что делают крольчиха и кролики?

Каждый из вас говорит только одно предложение. Вы должны быть очень внимательными во время выполнения такого задания, чтобы суметь продолжить мысль своего товарища и сообща составить интересный рассказ. (2-3 раза).

Теперь я предлагаю проверить вашу память. Посмотрите все внимательно на картину в течение одной минуты, постарайтесь запомнить всё, что на ней изображено (картина накрывается или убирается). А теперь, пожалуйста, ответьте на мои вопросы.

  • Сколько крольчих изобразил художник?

  • Сколько крольчат?

  • Уши у всех у них подняты или опущены?

  • Какого цвета хвост у крольчихи?

  • Сколько свеколок было изображено на картине?

  • Сколько морковей?

  • Сколько крольчат отдыхало после вкусного обеда?

Посчитаем правильные ответы и проверим себя. Что интересного сегодня было на занятии?

  1   2   3   4

Похожие:

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок» icon25 апреля 2012 года На базе гбоу цпмсс пушкинского района спб состоится семинар на тему
«Оптимизация работы воспитателя по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста»
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок» iconСоветы учителя – логопеда родителям
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок» iconВлияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок» iconИншакова О. Б. Альбом для логопеда. М.: Гуманит изд
В альбоме предоставлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста,...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок» iconМетодическая разработка «Развитие мелкой моторики и координации движений...
В зале оформлены выставки: дидактических пособий для развития мелкой моторики, выставлены образцы творческих работ обучающихся
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок» iconФормы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательно-исследовательской...
Актуальность проблемы исходит из Концепции Федеральной целевой программы «Создание системы образования детей старшего дошкольного...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок» iconРеферат «Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного...
«Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок» iconРасписание групповых занятий мбоу цппрк на 2013-2014 учебный год
Группа компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи №1
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок» iconМастер – класс «Развитие речи через воображение»
Представляю вашему вниманию мастер-класс по теме: «Развитие речи через воображение»
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме: Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок» iconКонспект урока 5 класс Тема: «Вселенная»
Задачи: повторить и обобщить материал по теме «Вселен­ная»; развить познавательную активность учащихся через творчество: создание...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница