Статья опубликована в сборнике"Учитель учителю"




НазваниеСтатья опубликована в сборнике"Учитель учителю"
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипСтатья
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ
Статья опубликована в сборнике"Учитель - учителю". Из опыта работы учителей Белгородской области. Выпуск 4. Серия "Профессиональное образование": отв.редактор Тимофеев С.П. - Белгород: ООО ИПЦ "Политерра", 2009. -353с.
Обучение в профессиональных училищах – это основной путь подготовки квалифицированных рабочих кадров соответствующего уровня и профиля, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту. Следовательно, в современных условиях возникает задача обеспечения профессиональной направленности преподавания общеобразовательных предметов, в том числе и иностранного языка, установления их связей с будущей профессией. Межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием.

Сущность принципа профессиональной направленности состоит в ориентации задач, содержания, методов и форм организации обучения общеобразовательным предметам на будущую профессию учащихся профессионального училища определенного профиля. Усвоение базисных знаний должно сочетаться с учебным материалом, наиболее важным для той или иной профессии. Преподавателям общеобразовательных предметов необходимо ознакомиться с основами спецдисциплин, так как наличие четкого представления о знании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности учащихся и их личной жизни, возможность через иностранный язык удовлетворить свои познавательные интересы активизируют их в изучении иностранного языка.

Поскольку представление о будущей профессии является самым устойчивым мотивом, придающим жизненный смысл всей деятельности учащегося старшего звена на уроке и вне урока, это побуждает преподавателя к поиску материалов, способных удовлетворить профессиональные интересы учащихся, а так же форм и методов их использования.

При обучении английскому языку учащихся профессионального училища предполагается усиление индивидуального подхода и более строгий учет интересов учащихся. Именно на этом этапе их особо привлекает практическая сторона изучения иностранного языка: они приносят инструкции об использовании бытовых приборов и техники, интересуются содержанием песен в исполнении зарубежных групп и так далее. Преподаватель иностранных языков составляет вместе с учащимися словари-справочники терминов о труде и о профессиях. Осведомлённость преподавателя в сфере профессиональных, познавательных и практических интересов учащихся позволяет стимулировать их интерес к изучению иностранного языка путем подбора художественных, научно-популярных, общественно-политических текстов на занятиях кружка, во время проведения тематических вечеров, викторин.

Учащиеся записывают в тетрадь пословицы и поговорки о труде, пишут серию сочинений-миниатюр, отражающих их знания по профессии и отношение к ней, на темы: «Что я знаю о своей будущей профессии», «Мое рабочее место», «Первый день на практике» и другие. Свои сочинения, проекты, творческие работы они сопровождают рисунками рабочего места, рабочих инструментов, трудовых процессов, моделей рабочей одежды.

При обучении английскому языку будущих сварщиков, отбирается материал из спецпредметов для уроков английского языка. Под руководством преподавателя учащиеся готовят на изучаемом ими иностранном языке материал для стендов «Сварка», «Новое в сварке и сварочных аппаратах». Такая работа способствует закреплению специальной терминологии, развитию лексики и профессиональных знаний. На уроках используются тексты по истории развития сварки, технические тексты для перевода (например, «Универсальные приспособления для сварочных работ», «Сварка в космосе»), которые вооружают учащихся профессиональными знаниями. Используя информацию из газет и журналов, учащиеся составляют карточки с рисунками и текстами на иностранном языке о достижениях в области сварки в стране изучаемого языка (в Великобритании, США и других странах). Они с удовольствием создают проекты, применяя красочные иллюстрации из журналов, карты, таблицы, Интернет-ресурсы, фотографии о сварке и составляют к ним вопросы для беседы; переводят на иностранный язык инструкции по технике безопасности при выполнении сварочных работ. Такие приемы повышают интерес учащихся к изучению иностранного языка, который приобретает для них профессиональную значимость. Следовательно, принцип коммуникативной активности в работе обеспечивается отбором языкового и речевого материала, представляющего личностный смысл для учащихся, созданием ситуаций и условий, приближающих общение учащихся к общению в естественных условиях, широком использовании технических средств обучения, предоставлением возможности интеллектуального и эмоционального самоутверждения.

Подготовка учащихся к иноязычному общению с зарубежными партнерами в различных коммуникативных ситуациях - одна из важнейших задач, стоящих перед урочной и внеурочной работой по предмету. Связь уроков иностранного языка с внеклассной работой (переписка с учащимися зарубежных стран, общение через Интернет, просмотр учебных фильмов, видеороликов, инсценировки, концерты) дает возможность практического использования иностранного языка как средства общения. Учащиеся ощущают общность социальных функций родного и иностранного языков, что формирует их лингвистическое мировоззрение.

С целью повышения мотивации изучения иностранного языка в ГОУ НПО ПУ № 28 города Валуйки разработана программа внеурочной работы с учащимися, обучающимися профессии «Повар, официант» по предмету «Английский язык» через деятельность кружка «Кулинар». Программа кружка представляет собой дополнение к профессионально направленному модулю базовой программы. Содержание программы способствует углублению знаний учащихся по английскому языку, обеспечивает создание особых условий, направленных на формирование устойчивого профессионально направленного познавательного интереса, обеспечивающих «погруженность» учащегося в языковую среду и придающих личностный смысл осуществляемой деятельности по изучению иностранного языка.

Цель данной программы - способствовать развитию мотивации и познавательного интереса к изучению английского языка путём усиления профессиональной направленности его обучения.

Задачи программы:

  • Развивать словарный запас учащихся

  • Совершенствовать навыки устной речи, чтения, аудирования, письма

  • Способствовать развитию осознанного отношения к выбранной профессии и потребности в практическом использовании английского языка в будущей профессиональной деятельности

Данный курс рассчитан на 35 учебных часов. Занятия проводятся с группой учащихся во внеурочное время по расписанию кружка «Кулинар».

В тематический состав курса входят такие разделы как: «Британская кухня», «Русская кухня», «Кулинарные рецепты», «Кулинарные предпочтения народов мира», «В ресторане», «Покупки», «Приглашения», «Устройство на работу». По окончании изучения каждого раздела предусмотрены такие формы контроля как составление проектов, написание рефератов, тестирование.

В результате освоения данного учебного материала учащиеся получат возможность формирования навыков работы с англоязычными источниками для получения профессионально-значимой информации, умения быстро и правильно разобраться в инструкциях и документации на английском языке. Предполагается расширение словарного запаса, необходимого учащимся в будущей профессиональной деятельности, для работы с различными информационными, справочными материалами на английском языке.

Кроме того, освоение данной программы обеспечивает формирование совокупности знаний, умений, способностей и качеств личности, обеспечивающих межличностное и профессиональное общение на английском языке в соответствии с нормами языка и речи, а также культурными традициями носителей языка.

Таким образом, поскольку в соответствии с современными требованиями к профессиональному образованию, ценность выпускника на рынке труда в значительной степени определяется уровнем его языковой подготовки, владение иностранным языком является необходимым компонентом квалификации современного специалиста любого профиля. Следовательно, применение инновационных образовательных технологий в сочетании с реализацией принципа профессиональной направленности позволяет приблизиться к решению проблемы развития мотивации к изучению иностранного языка в профессиональном училище, создаёт условия для повышения познавательной активности учащихся и качества знаний по данному учебному предмету.
Литература:

  1. Кузовлева, Н.Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам / Н.Е. Кузовлева // Иностранные языки в школе. – 1986. - №4 – С. 22-25.

  2. Лушина, Н.А. Профессиональная ориентация как одно из действенных средств повышения эффективности обучения английскому языку / Н.А. Лушина // Иностранные языки в школе. – 2006. - №8. – С.31-35.

  3. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Н. Максимова. – М.: Изд-во Просвещение, 1988. – 192с.

  4. Поляков, О.Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку и лингвистические факторы, влияющие на проектирование курса / О.Г. Поляков // Иностранные языки в школе. – 2004. - №2. – С. 14-20.

Похожие:

Статья опубликована в сборнике\"Учитель учителю\" iconСтатья опубликована в сборнике Региональной научно-практической конференции...
...
Статья опубликована в сборнике\"Учитель учителю\" iconСтатья опубликована в сборнике "Международный заочный форум "
Организация внеурочной деятельности по английскому языку в первом классе начальной школы
Статья опубликована в сборнике\"Учитель учителю\" iconСтатья опубликована в сборнике "Модернизация образования: Проблемы и перспективы"
Некоторые аспекты профилактики наркозависимости в молодёжной среде профессионального училища
Статья опубликована в сборнике\"Учитель учителю\" iconСтатья опубликована на сайте, в сборнике тезисов и на компакт-диске...
Портал «Сеть творческих учителей», сообщества учителей химии «Химоза», поддержки молодых специалистов «Молодой специалист», «Классный...
Статья опубликована в сборнике\"Учитель учителю\" iconСтатья была опубликована в №85/2005 газеты "Первое сентября"
Данная статья была опубликована в №85/2005 газеты "Первое сентября" Издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору...
Статья опубликована в сборнике\"Учитель учителю\" iconВ экспертную комиссию конкурса «Компьютер учителю» Заявка на участие...
Должность, преподаваемый предмет: учитель первой квалификационной категории, технология
Статья опубликована в сборнике\"Учитель учителю\" iconОценка в высказываниях о состоянии
Работа опубликована в сборнике «Проблемы языковой концептуализации и категоризации действительности: Материалы международной конференции...
Статья опубликована в сборнике\"Учитель учителю\" iconН. И. Рябкова «новояз» в рекламных текстах
Работа опубликована в сборнике «Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты. Выпуск...
Статья опубликована в сборнике\"Учитель учителю\" iconН. И. Рябкова междометные высказывания как коммуникативное средство устной речи
Работа опубликована в сборнике «Homo Ludens как отражение национальной культуры и социального варьирования языка. Материалы международной...
Статья опубликована в сборнике\"Учитель учителю\" iconСтатья опубликована в газете «Первое сентября»
Что нужно знать, чтобы полноценно включить проектирование в образовательный процесс
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница