Рабочая учебная программа по информатике и икт. Пояснительная записка




НазваниеРабочая учебная программа по информатике и икт. Пояснительная записка
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ.

Пояснительная записка.

Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать, корректировать планы.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетом для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

^ Основное содержание.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 часов)

Кодирование графической информации (пространственная дискретизация; растровые изображения на экране монитора; палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB).

Растровая и векторная графика.

Интерфейс и основные возможности графических редакторов (рисование графических примитивов, инструменты рисования растровых графических редакторов, работа с объектами в векторных графических редакторах, редактирование изображений и рисунков).

Растровая и векторная анимация.

Кодирование и обработка звуковой информации.

Цифровое фото и видео.

Практические работы:

  1. Кодирование графической информации.

  2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

  3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.

  4. Анимация.

  5. Кодирование и обработка звуковой информации.

  6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.

  7. Захват и редактирование цифрового видеос использованием системы нелинейного видеомонтажа.

Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов).

Кодирование текстовой информации

Создание документов в текстовых редакторах

Ввод и редактирование документа.

Сохранение и печать документов.

Форматирование документа: форматирование символов, абзацев; нумерованные и маркированные списки.

Таблицы.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Системы оптического распознавания документов.

Практические работы:

  1. Кодирование текстовой информации

  2. Вставка в документ формул.

  3. Форматирование символов и абзацев.

  4. Создание и форматирование списков.

  5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

  6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

  7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Кодирование и обработка числовой информации (10 часов).

Кодирование числовой информации: представление числовой информации с помощью систем счисления; арифметические операции в позиционных системах счисления; двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы: основные параметры; основные типы и форматы данных; относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Базы данных в электронных таблицах: представление базы данных в виде таблицы и формы; сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практические работы.

  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

  2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

  3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

  4. Построение диаграмм различных типов.

  5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Алгоритмизация и основы объектно-проектированного программирования (20 часов)

Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители; блок-схемы алгоритмов; выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования: линейный алгоритм; алгоритмические структуры «ветвление», «выбор», «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые, логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Практические работы:

  1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

  2. Проект «Переменные».

  3. Проект «Калькулятор».

  4. Проект «Строковый калькулятор».

  5. Проект «Даты и время».

  6. Проект «Сравнение кодов символов».

  7. Проект «Отметка».

  8. Проект «Коды символов».

  9. Проект «Слово – перевертыш».

  10. Проект «Графический редактор».

  11. Проект «Системы координат».

  12. Проект «Анимация».

Моделирование и формализация (10 часов).

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, визуализация, формализация: моделирование как метод познания; материальные и информационные модели; формализация и визуализация информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Практические работы:

  1. Проект «Бросание мячика в площадку».

  2. Проект «Графическое решение уравнения».

  3. Проект «Распознавание удобрений».

  4. Проект «Модели систем управления».

Информатизация общества (3 часа).

Информационное обществ. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Повторение, резерв времени (3 часа)

Требования к подготовке учащихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий учащиеся должны

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использование информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

^ Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в 9 классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

^ Календарно-тематическое планирование.



Примерные сроки изучения тем и проведения практических работ

урока

^ Кол-во часов

Наименование темы

Домашнее задание

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 часов).









Пространственная дискретизация; растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.1: Кодирование графической информации.












Растровая и векторная графика.












Рисование графических примитивов. Инструменты рисования растровых графических редакторов.












Работа с объектами в векторных графических редакторах












Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.2: Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.3: Создание рисунков в векторном графическом редакторе.












Растровая и векторная анимация.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.4: Анимация.












Кодирование и обработка звуковой информации.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.5: Кодирование и обработка звуковой информации.












Цифровое фото и видео.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.6: Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1.7: Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.




Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов).









Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа.

Сохранение и печать документов. Форматирование документа: форматирование символов, абзацев; нумерованные и маркированные списки.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2.1 Кодирование текстовой информации












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2.2 Вставка в документ формул.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2.3 Форматирование символов и абзацев.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2.4 Создание и форматирование списков.












Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2.5 Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2.6 Перевод текста с помощью компьютерного словаря.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2.7 Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.




Кодирование и обработка числовой информации (10 часов).









Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.1 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.












Электронные таблицы. Основные параметры. Основные типы и форматы данных.












Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.2 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.3 Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.












Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.4 Построение диаграмм различных типов.












Базы данных в электронных таблицах: представление базы данных в виде таблицы и формы; сортировка и поиск данных в электронных таблицах.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.5 Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.




Основы алгоритмизации и объектно-проектированное программирование (20 часов)









Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители; блок-схемы алгоритмов; выполнение алгоритмов компьютером.












Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования.












Линейный алгоритм; алгоритмические структуры «ветвление».












Алгоритмические структуры «выбор», «цикл».












Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые, логические выражения.












Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.












Основы объектно-ориентированного визуального программирования.












Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4.1 Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4.2 Проект «Переменные».












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4.3 Проект «Калькулятор».












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4.4 Проект «Строковый калькулятор».












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4.5 Проект «Даты и время».












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4.6 Проект «Сравнение кодов символов».












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4.7 Проект «Отметка».












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4.8 Проект «Коды символов».












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4.9 Проект «Слово – перевертыш».












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4.10 Проект «Графический редактор».












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4.11 Проект «Системы координат».












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4.12 Проект «Анимация».




Моделирование и формализация (10 часов).









Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, визуализация, формализация. Моделирование как метод познания












Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей.












Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.












Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений.












Экспертные системы распознавания химических веществ.












Информационные модели управления объектами.












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5.1 Проект «Бросание мячика в площадку».












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5.2 Проект «Графическое решение уравнения».












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5.3 Проект «Распознавание удобрений».












Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5.4 Проект «Модели систем управления».




Информатизация общества (3 часа).









Информационное общество.












Информационная культура.












Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.




Повторение, резерв времени (3 часа)


Используемая литература.

  1. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  3. Информатика. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. 8 класс». Изд 2-е, переработанное. / автор – сост. М.Г. Гилярова. Волгоград: ИТД «Корифей».2010.

  4. Информатика и ИКТ. 8 – 11 классы: методическое пособие/ Н.Д. Угринович.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  5. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

  6. Интернет.

Похожие:

Рабочая учебная программа по информатике и икт. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по информатике и икт. Пояснительная записка iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и...
...
Рабочая учебная программа по информатике и икт. Пояснительная записка iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и...
Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется...
Рабочая учебная программа по информатике и икт. Пояснительная записка iconРабочая программа Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и...
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена...
Рабочая учебная программа по информатике и икт. Пояснительная записка iconРабочая программа Луневой Софии Николаевны, учителя информатики и...
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена...
Рабочая учебная программа по информатике и икт. Пояснительная записка iconОбразовательная программа среднего (полного) образования информатике и икт пояснительная записка
Образовательная программа моу сош №2 р п. Лунино по информатике и информационным технологиям составлена на основе примерной программы...
Рабочая учебная программа по информатике и икт. Пояснительная записка iconОбразовательная программа основного общего образования информатике и икт пояснительная записка
Образовательная программа моу сош №2 р п. Лунино по информатике и икт составлена на основе примерной программы основного общего образования...
Рабочая учебная программа по информатике и икт. Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа по информатике и икт...

Рабочая учебная программа по информатике и икт. Пояснительная записка iconПояснительная записка с целью реализации непрерывного изучения курса...
Рабочая программа по Информатике для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами
Рабочая учебная программа по информатике и икт. Пояснительная записка iconРабочая программа по информатике и икт базовый уровень пояснительная записка
Икт на базовом уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия в распределении...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница