Конспект урока биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений»




НазваниеКонспект урока биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипКонспект
КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ.

ТЕМА «Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений».

Учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс».

Технология: Французские мастерские.

Цель: Создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальных, творческих способностей и практических навыков учащихся.

Задачи:

  1. Способствовать формированию коммуникативной компетенции у учащихся через групповую форму обучения на уроке;

  2. Способствовать формированию представлений о способах размножения у живых организмов, видах бесполого размножения;

  3. Организовать практическое применение изученного на уроке теоретического материала через практическую работу «Вегетативное размножение комнатных растений»;

  4. Создать ситуацию для духовного роста учащихся через наполнение содержания урока нравственно-этическими нормами в отношении человека к жизни, живому.

  5. Способствовать развитию эстетической культуры у учащихся через изучение интерьеров, украшенных комнатными растениями.



Межпредметные связи: Литература - использование фрагментов произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». ИЗО – демонстрация дизайна зданий и помещений.

Матриалы и оборудование:

  1. Мультимедийный проектор и экран;

  2. Презентация «Вегетативное размножение растений», презентация со слайдами для проверки знаний и демонстрации растений;

  3. Таблицы:

Натуральные объекты:

комнатные растения: сенполия, зефирантес, гибискус, сансевьера, хлорофитум.

Раздаточный материал:

- контрольные карты,

- инструкция для практической работы,

- этикетки для цветов,

- реклама цветов,

- ножницы и клеящий карандаш.

Оборудование для практической работы:

- небольшие горшочки, заполненные грунтом – 25 штук;

- палочки для пикировки – 25 штук;

- салфетки;

- посадочный материал: стеблевые черенки гибискуса, листовые черенки сенполии, побеги хлорофитума (отделённые от усов), корневые черенки сансевьеры, луковицы зефирантеса;

- вода для полива растений.

Организационная форма: групповая работа.

Основные этапы.

^ ЭТАП ВЫЗОВА.

Звучит мелодия песни «Кто тебя выдумал звёздная страна

Выходит маленький принц и роза (учащиеся, подготовлены заранее). Разыгрывается сценка из произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

^ Роза: Ах, я насилу проснулась…Прошу извинить…Я ещё совсем растрёпанная…

Принц: Как вы прекрасны!

Роза: Да, правда? И заметьте, я родилась вместе с солнцем.

Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…

^ Слова автора. Наша красавица имела целых 4 шипа. И однажды она заявила:

Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!

Принц: На моей планете тигры не водятся. И потом, тигры не едят траву.

Роза: Я не трава.

Принц: Простите меня…

Роза: Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы? Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета.

Принц: Напрасно я её слушал. Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так не последовательны! Но я был слишком молод, я ещё не умел любить.

Учитель: Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд, - этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым… Так выразил своё отношение к растениям известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своём произведении «Маленький принц».

Послушайте ещё один пример: в 19 веке в России появились в тюрьмах политические заключённые. Эти люди преследовались за свои убеждения. Оказавшись в каменном мешке, они просили родственников передать в камеру семена гороха, пшеницы, овса. Как вы думаете, что они с ними делали? ( Ответ – Они их проращивали, чтобы в тюремной камере были растения).

В настоящее время психологи выделяют такое понятие как «агрессивная среда». Это окружение человека, оказывающее разрушительное действие на его психику. Человек испытывает страх, тревогу, а порой, даже агрессию. Посмотрите на экран: На экране демонстрируются иллюстрации мегаполиса. Затем идут изображения зданий и комнат, украшенных цветами. Вопрос учителя: Что оживляет интерьер последних зданий? (Ответ: растения, цветы).

Сегодня с моего урока вы уйдёте с подарком. Каждый сделает его себе сам. Вы приобретёте зелёного друга, который при хорошем уходе будет радовать вас пышностью листьев и красотой цветков.

^ ЭТАП ДЕКОНСТРУКЦИИ:

Но прежде, давайте вместе подумаем: как можно получить материал для разведения комнатных растений. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Способы размножения» (слайды № 1,2). После презентации учащиеся в группах выполняют задания из учебного пособия «Мои открытия». Группа учащихся, выполнившая задание первой получает оценки. Проверяем задания по слайдам.

^ ОРГАНИЗУЮЩЕЕ ЯДРО:

Далее рассматривается понятие вегетативного размножения и возможные способы ПРЕЗЕНТАЦИЯ: слайды № 3 – 5.

А теперь давайте познакомимся с растениями, которые мы будем размножать.

Объявляю парад Цветов. Команды представляют растения.

^ ГИБИСКУС, КИТАЙСАЯ РОЗА (HIBISCUS ROSA-SINENSIS L.)

РОДИНА: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Гибискус рождает новые идеи, помогает человеку стать сильнее и решительнее. Повышает стрессоустойчивость, особенно у тех, кто вынужден часто находиться в обстановке, располагающей к нервозности.

На Гавайях гибискус называют «цветком красавиц», а в древнем Египте женщины пили чай из его листьев, сейчас известный как «каркаде». Действительно, гибискус оказывает оздоравливающее, укрепляющее и тонизирующее влияние на кожу, волосы и ногти—даже, если вы не пьёте настой из его листьев, а просто дышите выделяемыми им веществами.

Располагать гибискус лучше в светлых и солнечных местах, у окна или на утеплённом балконе. Возвращает силы и слабым растениям, поставленным рядом.

^ САНСЕВЬЕРА ТРЁХПОЛОСАЯ, ЩУЧИЙ ХВОСТ (SANSEVIERIA TRIFASCIATA PRAIN).

РОДИНА: ЮЖНАЯ АФРИКА

Сансевьера помогает определиться с целью и достичь её, прививает настойчивость, находчивость, предприимчивость, терпеливость, аккуратность, организованность, стремление к знаниям. Подходит для тех, кому учение даётся нелегко, и для тех, кто боится, что полученные в результате долгой кропотливой учёбы знания ему в жизни не пригодятся. Это растение помогает учащимся в сложной бытовой обстановке.

Устраняет из воздуха химически вредные вещества. Оказывает влияние на обмен веществ, повышает иммунитет, ограждает от простудных и инфекционных заболеваний органов дыхания.

^ ХЛОРОФИТУМ (CLOROPHITUM COMOSUM)

СЕМЕЙСТВО: ЛИЛЕЙНЫЕ

РОДИНА: МЫС ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ, АФРИКА

ЭПИФИТ

Растение с сильнейшей энергетикой, которая буквально разбрызгивается на всё помещение. Придаёт новые силы и жизненную энергию в тяжёлых ситуациях, повышает стрессоустойчивость, трансформирует негативную энергию в позитивную, поднимает настроение. Хлорофитум полезен для тех, кто находится на «финишной прямой»: заканчивает учебное заведение, готовится вступить в брак, собирается полностью переменить род занятий. Особо рекомендуется при въезде в новый дом : хлорофитум поможет скорее расстаться с мыслями о прошлом, жить в настоящем, а те силы, которые уходят на тоску по прежнему дому, он направит на благоустройство нового.

Нейтрализует ядовитые вещества, значительно быстрее других растений поглощает углекислый газ.

^ ЗЕФИРАНТЕС (ZEPHIRANTHES)

СЕМЕЙСТВО: АМАРИЛИСОВЫЕ

Название рода происходит от греческих слов zephir - западный ветер и anthos - цветок. Известно около 40 видов луковичных растений, распространенных в тропиках Центральной и Южной Америки и на островах Карибского моря.

Цветок Зефира. Так в переводе с греческого называется Зефирантес (“zephyr” – западный ветер, ”anthos” - цветок). Объясняется это тем, что эти растения неожиданно и буйно зацветают после того, как теплые и влажные ветры Атлантики принесут обильные дожди. Белые, желтые, красные, розовые цветки живут не долго, 1-2 дня, но их количество так велико, что кажется – цветение вечно.

В народе же Зефирантес получило другое название – «Выскочка» - за быстрое и как бы неожиданное появление цветоносов и распускание цветков. Растение развивается так быстро, что, кажется, видишь, как раскрываются бутоны.

^ УЗАМБАРСКАЯ ФИАЛКА

РОДИНА: ГОРНЫЕ МЕСТНОСТИ

ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ.

Сенполия (узумбарская фиалка) необычайно популярное комнатное растение. Это миниатюрное нежное создание природы покоряет обильным продолжительным (с небольшими перерывами почти в течение всего года) цветением. Более ста лет назад это растение было обнаружено ботаником Сент-Поль Иллером в Узумбарских горах Африки.

Животворная, ненавязчивая энергия этого растения повышает жизненный тонус, пробуждает жизнелюбие и оптимизм. Фиалки делают дом более уютным и гармоничным, настраивают на мирный лад, создают атмосферу радостного покоя, в которой люди могут думать о приятных перспективах. Они помогают справиться с душевным дискомфортом тем людям, которые чувствуют себя одинокими, нелюбимыми, и никому не нужными.

^ ЭТАП СОЗИДАНИЯ

Практическая работа «Вегетативное размножение растений».

  1. Обсуждаем возможные способы размножения представленных растений.

  2. Проводим посадку приготовленного материала.

Последовательность работы. Инструктаж учителя.

^ ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

«ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ»


  1. Выберите посадочный материал: луковица, стеблевой черенок, листовой черенок, корневище с побегом.

  2. В почве с помощью палочки сделайте углубление.

  3. В углубление поместите луковицу, корневище или 1/3 часть черешка листа или стебля. Луковица и корневище должны полностью находиться в почве.

  4. Присыпьте почвой и слегка придавите.

  5. Проверьте правильность посадки: слегка потяните надземную часть, если растение не вытаскивается из почвы, то посажено правильно.

  6. Обязательно полейте растение!

После выполнения п/р на горшочек наклейте этикетку для своего растения.

- Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

Ребята, теперь у вас появился зелёный друг, но помните: вы за него в ответе. Давайте сейчас скажем все вместе: «Я в ответе за растение, которое посадил(а).» Надеюсь, что вы будете хорошо заботиться о своём растении. Спасибо за урок.

Выставляем оценки.

^ Информационные источники:

Ресурсы Интернет:

http://iplants.ru/

www.senpolia.ru/

voroncovasenp.narod.ru/

iplants.ru/senpoliy.htm

floo.ru/Fotogaleri/Zephiranthes.htm

Петрик М.А. Вегетативное размножение растений. ЦОР в программе PowerPoint.

Литература:

  1. Тавлинова Г.К. Комнатное цветоводство. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: Агропромиздат, ТОО «Диамант», 1996. – 480 с., ил.

  2. Сент-Экзюпери Антуан де. Планета людей. – Хабаровск, Кн. изд., 1979. – 192 с., ил.

  3. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. Детгиз, 1954. – 335 с., ил.

  4. Сад на кухне/Пер. с фр. И. Крупичевой. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 64 с.: ил. – (Комнатное цветоводство).

Похожие:

Конспект урока биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений» iconУрок изучения новых знаний. Тема : «Размножение голосеменных растений»
Цель: изучить размножение голосеменных растений, обобщить и закрепить знания о размножении споровых растений
Конспект урока биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений» iconУрок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"
Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"
Конспект урока биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений» iconТема урока: Вегетативное размножение
Средства обучения: таблицы: «способы вегетативного размножения», презентация, живые комнатные растения
Конспект урока биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений» iconРазмножение организмов Бесполое размножение
Образующиеся особи сходны по своим наследственным признакам с родительской особью. В основе всех форм бесполого размножения: почкования,...
Конспект урока биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений» iconКонспект урока по биологии 6 класс тема: разнообразие, распространение,...
Царства растений, местами их обитания, значением растений в природе и жизни человека
Конспект урока биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений» iconУрок биологии в 7 классе Тема: «Размножение и развитие насекомых»
Урок проведен в рамках кустового методического объединения учителей химии и биологии
Конспект урока биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений» iconУрок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц»
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений» iconУрок по теме: Размножение и развитие млекопитающих
Обеспечить усвоение новых понятий: размножение и развитие млекопитающих, матка, плацента через применение опорных понятий: размножение,...
Конспект урока биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений» iconВлияние регуляторов роста на вегетативное размножение лилий соколова М. А
Гну вниис им. И. В. Мичурина Россельхозакадемии, Россия, г. Мичуринск, е-mail
Конспект урока биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений» iconРазмножение
Размножение воспроизведение себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни с ее видовой специфичностью
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница