Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе»




НазваниеСтатья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипСтатья
f:\8.jpg

Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе» вошла в сборник материалов научно – практической конференции по проблеме реализации развивающей функции обучения в школе и вузе, которая была опубликована в ноябре 2008 года в городе Орске. Проблема, по которой написана статья, очень актуальна. Одно из обязательных условий успешного обучения – привитие учащихся навыков самостоятельной работы над учебным материалом.

Статья, взятая из сборника «Реализация развивающей функции обучения в школе и вузе». (с. 71 – 74)

М. В. Варшавская

(г. Новотроицк, Россия)

Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе

Вопрос о самостоятельной работе учащихся поднимался еще в педагогической литературе прошлого. Но особенно остро ставится этот вопрос в настоящее время. И это естественно: одно из обязательных условий успешного обучения - привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом.

«Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности» [1, с. 354].

Для того чтобы убедиться, что учащиеся поняли изученный материал, мы используем различные приемы работы по закреплению правил.

Опыт показывает, что закрепление наиболее эффективно, когда оно слагается из следующих элементов:

  1. проверка усвоения теоретического материала;

  2. анализ примеров, иллюстрирующих применение теории на практике;


-71 ~

3) тренировка с целью выработки практических навыков.

Во время закрепления материала широко практикуется самостоятельна работа учащихся. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно. Нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы самостоятельности, а где возможно, и творчества. Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что, в свою очередь, положительно сказывается на усвоении учебного материала, в том числе орфографии. В этих целях мы практикуем задания типа «Объясни», «Докажи», ставим вопрос «Почему?», требуем обоснования того или иного написания.

С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. С этой целью мы применяем разнообразные виды заданий. Например, списывание с подчеркиванием изучаемых орфограмм. Дописывание слогов. На доске прикрепляются рисунки, под рисунками написана часть слова; дети, добавив другую часть, записывают слова в тетрадь.

Большое место в преподавании русского языка в последние годы занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Заслуживает внимания такой вид самостоятельной работы по закреплению орфографических навыков учащихся, как диктант с элементами творчества. Сущность его состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами.

Известно, что прочные навыки грамотного письма учащиеся могут приобрести путем систематических письменных упражнений на базе усвоение правил орфографии. Одним из эффективных видов упражнений является пись- менный орфографический разбор или диктант с обоснованием. В своей практике мы часто применяем работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинение по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу и др.

Важное звено в обучении правописанию - самостоятельная работа учащихся над своими ошибками. Приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил,_ на
~72~
которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно и других условий. К этим приёмам относятся:

  1. самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем особыми знаками на полях;

  2. самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;

  3. подбор проверочных слов к данным словам;

  4. выбор слов из «Словаря» для сопоставления и проверки написания их;

  5. взаимопроверка работ учащимися;

  6. подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;

  7. подбор примеров, противоположных по написанию;

  8. письменный орфографический разбор или разбор по составу слова;

  9. выписывание слов и словосочетаний из текста диктанта с определенными орфограммами и составление с ними предложений и связных рассказов и др. При этом не следует забывать о том, что работа над ошибками должна быть обучающей, то есть являться продолжением деятельности учеников по усвоению орфографических правил.

Нет необходимости доказывать, что приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками, названные выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.

Самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средством ее логической и психологической организации [2, с. 279].

Сегодня основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Библиографический список
1. Пидкасистый, П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый, В. В. Краевский, А. Ф. Меняев и др. // Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - 608 с.

  1. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. - М.: Политиздат, 1980. - 328 с.

  2. Салатаева, А. С. Развитие самостоятельности младших школьников на уроках русского языка / А. С. Салатаева; [Электронный ресурс] www.festival 2 lseptember.ru

  3. Ясакова, Л. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками /Л. Ясакова // Начальная школа. - 1991. - № 4. - С. 6-10.



Варшавская Марина Викторовна, учитель начальных классов.

Похожие:

Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе» icon«Работа с орфографическим словарем на уроках русского языка»
Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Повышение орфографической грамотности учащихся остается...
Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе» iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание русского языка, Внеклассная работа
Элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы, особенно важны данные уроки для...
Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе» icon«Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного...
Изучение иностранного языка в современном обществе становится все более распространенным. Актуальностью темы моей статьи является...
Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе» iconСистематический курс русского языка
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального...
Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе» iconРабота с текстом на уроке Практическое пособие по русскому языку
Работа с текстом на уроке: практическое пособие по русскому языку/составитель Т. Г. Гужева, учитель русского языка и литературы
Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе» iconС. Чугуевка Чугуевского района Приморского края
«Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе», разработка программы кружка «Русские...
Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе» iconУрок-самостоятельная работа Тема: «Текстовый редактор»
Сегодня на уроке у вас будет самостоятельная работа по теме: «Текстовый редактор». План урока следующий: сначала вы в течение 10...
Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе» iconВоспитания на уроках русского языка
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя. Поэтому актуальным...
Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе» iconПояснительная записка Цели и задачи, решаемые при реализации программы....
Формирование представлений о системе русского языка и функционирования ее в речи
Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка в начальной школе» iconСамостоятельная работа на уроках математики
Тогда проявляется стремление сформулировать новое положение, самостоятельно найти способы его доказательства, его применения к решению...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница