Самостоятельная работа на уроках математики




НазваниеСамостоятельная работа на уроках математики
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипСамостоятельная работа
Выступление на заседании педагогического совета школы

(протокол №5 от 31.03.2008г.)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 Пономарёва Н.М.

Важным элементом математического воспитания следует признать воспитание творческой активности учащихся. Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового, она включает и создание нового. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний. Учащиеся усваивают новые знания, если им понятна цель овладения ими, связь нового для них материала с уже известным. Тогда проявляется стремление сформулировать новое положение, самостоятельно найти способы его доказательства, его применения к решению задач. Помочь учащимся в этом можно различными путями. Одним из таких путей является правильно организованная самостоятельная работа учащихся.

В дидактике установлено, что развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения математике происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом по определённым уровням самостоятельности.

Целесообразно выделить 4 уровня самостоятельности. Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность, когда ученик, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи на его применение. Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший ещё второго уровня, использует для решения задачи или упражнения, имеющийся у него образец. Если же задача не соответствует образцу, то он решить её не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под предлогом того, что такие задачи ещё не рассматривались.

Второй уровень самостоятельности – вариативная самостоятельность. Проявляется в умении выбрать из нескольких правил, определений одно и использовать его в процессе решения задачи. На данном уровне самостоятельности учащиеся показывают умения производить мыслительные такие операции как сравнение и анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для её решения, сравнивает их и выбирает более действенное.

Третий уровень самостоятельности – частично поисковая самостоятельность. Проявляется в умении из имеющихся у ученика правил и предписаний решения задачи формировать обобщённые способы решения более широкого круга задач, в умении осуществлять перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела, в стремлении найти «собственное правило», приём, способ деятельности. В этих проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.

Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приёмов умственной деятельности: умеет проводить сравнения, анализ, синтез, абстрагирование и т.п.

На уроках в 10-х, а особенно, в 11-х классах самостоятельность некоторых учащихся носит творческий характер, что находит выражение в самостоятельной постановке ими проблемы или задачи, в составлении плана её решения и отыскании способа решения, в постановке гипотез и их проверке. Поэтому целесообразно выделить высший, четвёртый уровень самостоятельности – творческую самостоятельность.

В соответствии с выделенными уровнями осуществляются четыре этапа учебной работы.

На первом этапе учитель ставит целью выход учащегося на первый уровень самостоятельности, знакомит учащихся с элементарными формами познавательной деятельности, организует самостоятельную деятельность учеников, состоящую в изучении доступного материала учебника и решении задач, разработанных учителем в качестве примеров.

Например, при рассмотрении темы «Решение неравенств II степени» учитель после предварительного повторения рассматривает примеры на различные варианты смысла неравенства (график квадратичной функции) по 1-му примеру:

x2+5x+6 > 0; x2–4x+4£0; x2+3x+20<0.

Затем учащимся, усвоившим данную тему, даются номера заданий, которые они решают самостоятельно. Сильные учащиеся при этом загружены весь урок, основная часть класса выполняет заданий меньше. Однако, большинство ребят работает самостоятельно, лишь сверяя ответы с решениями на доске, и только со слабыми учащимися идёт индивидуальная работа у доски.

На втором этапе учитель привлекает учащихся к обсуждению различных способов решения задачи, поощряет самостоятельную деятельность учащихся при сравнении способов, отбирает наиболее рациональные способы.

Например, задано: решить уравнение sin2x+sin22x+cos23x+cos24x = 2

Учащиеся предлагают различные способы решения этого уравнения, причем не всегда они верны. Но учитель поощряет их инициативу, каждый случай обсуждается, рассматривается, находится ошибка в рассуждениях, пока не находится самый рациональный способ решения, путём понижения степени.

На третьем этапе большое внимание уделяется организации самостоятельного изучения учащимися дополнительной литературы, подготовке ими рефератов, докладов, что очень нравится учащимся. При этом для докладов и рефератов могут быть предложены классические темы, или учащиеся сами выбирают волнующую их проблему и работают над ней. На этом этапе учитель систематизирует знания учащихся, учит приёмам обобщения, учит выдвигать гипотезы, искать пути предварительного обоснования или опровержения их индуктивным путём, а затем находить дедуктивные доказательства.

На четвёртом этапе учитываются познавательные интересы и потребности каждого учащегося. Самостоятельная работа школьника носит поисково-исследовательский характер и требует творческих усилий.

Учащиеся самостоятельно, в течение сравнительно длительного срока, решают какую-то выбранную проблему или решают задания повышенной трудности. Роль учителя состоит лишь в проведении индивидуальных консультаций и в рекомендации соответствующей литературы.

Каждый этап учебной работы связан с предыдущим и последующим этапами и должен обеспечивать переход школьника с одного уровня самостоятельности на другой.


Похожие:

Самостоятельная работа на уроках математики iconСамостоятельная работа на уроках математики
Выступление Ионовой Н. В. на заседании школьного методического объединения учителей математики
Самостоятельная работа на уроках математики iconСамостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении
Развитие таких качеств творческой личности, как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность
Самостоятельная работа на уроках математики iconУроках математики
Сапцына Надежда Васильевна хсш : «Исследовательская работа учащихся на уроках математики»
Самостоятельная работа на уроках математики iconСамостоятельная работа по образцу. Работа с книгой
В этих словах Л. Н. Толстого отражается смысл нашей работы. Умение самостоятельно работать на уроках поможет учащимся в дальнейшем...
Самостоятельная работа на уроках математики iconУроках математики
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Самостоятельная работа на уроках математики iconУроках математики
Диагностика индивидуальных типологических особенностей младших школьников на уроках математики
Самостоятельная работа на уроках математики iconУроках математики
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода психодидактики на уроках математики
Самостоятельная работа на уроках математики iconВыступление на республиканском научно – методическом семинаре учителей географии на тему
Правильно организованная учителем на уроках самостоятельная работа помогает преодолеть формализм в знаниях
Самостоятельная работа на уроках математики iconУроках математики по программе Н. Б. Истоминой
Развитие логического мышления в процессе учебной деятельности на уроках математики по программе Н. Б. Истоминой
Самостоятельная работа на уроках математики iconУроках математики
Роли учебного предмета «математика» в формировании личности. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница