Самостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении




НазваниеСамостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипСамостоятельная работа


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Георгиевская СОШ»


Тема: «Самостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении»

Учитель математики: Козьминых Екатерина Александровна
2011-2012 уч.год

На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Самостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении», цели и задачи которой: (СЛАЙД 2)

  1. Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций.

  2. Развитие творческого мышления.

  3. Поддерживание интереса учащихся к деятельности.

  4. Развитие таких качеств творческой личности, как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность.

  5. Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.

Знакомясь с работами по организации самостоятельной работы, поиску форм и методов ее активизации в процессе обучения ученых : М.И. Зайкина, В.К. Буряка,

Г.И. Саранцева, С.И. Архангельской и других ученых я сделала вывод, что в условиях дифференциации обучения самостоятельная работа учащихся должна быть дифференцированной. Только при этом условии она будет эффективно способствовать интеллектуальному развитию обучаемых, полноценному формированию их знаний, умений и навыков.

Сегодня одна из важнейших задач учителя состоит уже не в том, чтобы дать ученикам готовые знания, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую работу, т.е. обучение и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Недаром народная мудрость гласит:(СЛАЙД 3)

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне действовать самому – и я научусь»

Очень важно научить учащихся проявлять самостоятельность в усвоении знаний, преподносимых преподавателем на уроках, потому что самые прочные знания это те, которые получены самостоятельно. Умение самостоятельно работать на уроках поможет учащимся в дальнейшем самим пользоваться справочным материалом, отыскивать правильные решения. Поэтому самостоятельной работе на уроках я уделяю большое внимание, ведь дифференцированное обучение предусматривает именно этот вид работы.

Эффективность формирования навыков самостоятельной работы учащихся зависит от организации преподавания и здесь нужно помнить, что (СЛАЙД 4)

а) в организации самостоятельной работы должна быть система, то есть она не должна быть случайной;

б) уровень предлагаемых самостоятельных работ должен соответствовать учебным возможностям учащихся;

в) за каждую самостоятельную работу учащийся должен получить оценку: либо это отметка в журнал, либо устные комментарии, но работа не должна оставаться незамеченной;

г) самостоятельные работы не должны быть однообразными.

Организация самостоятельной работы имеет большое значение : учителю нужно уметь соотнести объем и сложность заданий с темпом его выполнения. Поэтому я использую следующие формы организации учебной деятельности : работа в парах, групповая , индивидуальная работа, работа с книгой, проектная деятельность.

Применяю такие методы работы, как проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, исследовательский.

Использую следующие виды самостоятельных работ :

  1. Воспроизводящие по образцу.

Это могут быть различные задания по образцам и алгоритмам с целью формирования вычислительных навыков, решешия простейших типовых задач. Работы по образцу позволяет усвоить учебный материал, но не обогащают учеников опытом познавательной деятельности. Эти работы используются для детей со слабыми учебными возможностями. В учебниках это задания из части А.

  1. Реконструктивно-вариативные.

Развитию творчества способствуют вариативные задания. Они содержат элементы творческой познавательной деятельности, требующей осуществления поиска, проявления более высокого уровня самостоятельности. Это задания из части В.

  1. Творческие.

Творческие работы – это такие, при выполнении которых ученик открывает новое для себя. Так в поиске решения ученик достигает ответа другим способом, чем ему был показан.

В своей работе я применяю систему разноуровневых заданий в самостоятельной работе:

  1. 3-х вариантные задания по степени сложности. Зачастую выбор варианта

предоставляется самим ученикам;

  1. индивидуальные дифференцированные задания по степени сложности в

зависимости от способностей учащихся. Вариант сложности определяет учитель.

  1. Равноценные 2-х вариантные задания по рядам с приложением к каждому

варианту системы дополнительных заданий возрастающей сложности.

Очень часто считают признаком самостоятельной работы отсутствие помощи учителя, неучастие его в работе. Такая точка зрения является неверной, т.к. участие учителя в самостоятельной работе очень важно, но мера этого участия ограничена специфической функцией. Я конечно же не принимаю участия в выполнении конкретного задания, в решении поставленной перед учеником задачи, но моей задачей является организация деятельности класса, направление познавательного процесса, создание необходимых условий и настроя, а это важно для того, чтобы поддержать «пробу сил» и творческие начинания учащихся, их добровольность и самостоятельность.

Я считаю, что форма работы, когда один учащийся работает у доски, а остальные воспроизводят записи в тетради, не всегда эффективна, потому что большинство списывает с доски бездумно. Такую работу провожу при закреплении изученного материала, при разборе новых типов задач, при решении упражнений повышенной сложности. А чтобы получить достаточную информацию о том, как учащиеся овладевают знаниями и умениями, каких успехов они добились, какие у них возникли трудности, какие пробелы в знаниях следует устранить, где им надо помочь, провожу самостоятельную работу. Много внимания уделяю тренировочным самостоятельным работам обучающего характера. Цель этих работ – привить практические навыки использования изученных средств и формул при решении задач, обучение «технике» их решения, развитие памяти. Обычно такие работы провожу после объяснения нового материала, даю карточки с заданиями подобных примеров. Пусть учащийся сам попробует решить пример по образцу, и, если у них получается, они чувствуют удовлетворенность. Получив следующий раз подобный пример, они его решают уже более уверенно, а я в это время могу оказать индивидуальную помощь.

Самостоятельные работы и математические диктанты я даю почти на каждом уроке. Если работа дана на следующий урок после объяснения, то цель ее проверить усвоение нового материала и выполнение домашней работы, т.к. задания даются подобно домашним. Проверяются сразу после выполнения. Это или самопроверка, или взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и по готовым ответам проверяют работу соседа по парте). Положительные оценки тут же выставляю в журнал. Если это работы тематические, то работы собираю и на следующем уроке провожу их анализ. Оценка может быть разной – одобрение, призыв к самопроверке, указания на неточности, признание успеха. Это делается обязательно, иначе учащиеся могут потерять интерес к выполняемой работе.

У каждого учителя имеется немало различных способов и приемов ведения урока. Я, к примеру, в основном начинаю урок таким способом. На доске записываю тему урока, если она новая. ( Если нет-учащиеся сами ее называют). Предлагаю детям вдумчиво вчитаться и высказать свои соображения. В результате решается сразу несколько задач : (СЛАЙД 5)

1. Ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспитывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи.

2. Перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке, что позволяет воспитывать критическое мышление, ответственность, волевые качества.

3. Ученики самостоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуализации. Происходит умственное воспитание, уверенность в своих силах.

4. Эти несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой.

Ученики активно включаются в обсуждение, не боятся высказывать свои мысли вслух. Активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.

К примеру : урок математики в 5 классе «Умножение обыкновенных дробей», урок обобщения. (СЛАДЫ 6-14)

Домашняя работа - одна из форм самостоятельной работы учащихся. Знания учащихся будут твердыми, если они закрепляются многократным повторением в разных ситуациях. Домашняя работа резко отличается от работы в кабинете: то, что на уроке казалось простым, дома вызывает трудности, поэтому на дом задания я задаю дифференцированно. Более слабым ученикам – задания обязательного уровня из части « А», сильным – из части «Б». При этом я даю возможность самим выбирать, какие задания выполнять.

Чтобы приучить учащихся выполнять домашние задания, можно использовать различные методы, но главное – проверка, которая может быть разной:

а) опрос с вызовом к доске;

б)просмотр тетрадей;

в) самостоятельная работа, которая содержит подобные задания.

Контрольные работы также являются одной из форм самостоятельной работы. Они являются подведением итогов работы учащихся по пройденной теме. Учащиеся на контрольной работе проверяют свои знания, учитель подводит итог, как учащиеся поняли данную тему, какие испытывают трудности, на что обратить внимание.

Большую помощь оказывает использование ИКТ как на уроках, так и во внеурочной деятельности . Применение ИКТ осуществляет реализацию следующих задач:

  1. Наглядность на уроках математики.

  2. Доступность и индивидуальный подход.

  3. Возможность обеспечения обратной связи.

  4. Организация коллективной и групповой работы.

Результатом моей работы является участие учеников и во внеклассных мероприятиях по математике : в школьных и районных олимпиадах по математике (2010-2011г.-Стовба А.-призер 9 кл., 2011-2012 г.-Томин Н. 9 класс-призер), в заочных всероссийских олимпиадах «Альбус» и «Олимпус»(2011-2012 г.-лауреатами стали Стегнюшин В.- 6 класс и Мусарепов Н.-6 кл.), в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру», в заочном турнире им М.В. Ломоносова (в этом году 4 ученика вышли в очный тур: Бобровников А.-11 кл., Стовба А,-10 кл., Акимова Т.-5 кл., Петроченко Н.-5 кл.), в интернетконкурсах, где ребята проявляют самостоятельность в подготовке проектов, которые затем применяю на уроках. К примеру конкурс «Симметрия вокруг нас»: учащиеся сами сделали презентацию «Симметрия в природе» и в нашем селе. На уроке математики в 6 классе и на геометрии в 10 классе показываю эту работу, где ребята определяют ось симметрии и плоскость симметрии. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Симетрия 3» , «Дома»)

По моим наблюдениям я могу сделать вывод, что ребятам на уроках математики нравится работать по парам, в группах, создавать проекты, проводить исследования, создавать презентации. Таким образом , для меня приоритетными являются следующие принципы:

- учить учащихся самостоятельности, планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельными;

- заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его;

- сотрудничать с детьми, вместе решать проблемы.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является концепция системно-деятельностного подхода, которая позволяет научить школьников самостоятельно и творчески учиться, ориентировать их на результаты обучения. Этой концепции я стараюсь придерживаться в своей педагогической деятельности.



Похожие:

Самостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении iconСамостоятельная работа на уроках математики
Выступление Ионовой Н. В. на заседании школьного методического объединения учителей математики
Самостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении iconСамостоятельная работа на уроках математики
Тогда проявляется стремление сформулировать новое положение, самостоятельно найти способы его доказательства, его применения к решению...
Самостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении iconУроках математики
Сапцына Надежда Васильевна хсш : «Исследовательская работа учащихся на уроках математики»
Самостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении iconИсследовательская работа по теме: “Использование компьютерных математических...
По теме: “Использование компьютерных математических пакетов при обучении дисциплинам прикладной математики”
Самостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении iconСамостоятельная работа по образцу. Работа с книгой
В этих словах Л. Н. Толстого отражается смысл нашей работы. Умение самостоятельно работать на уроках поможет учащимся в дальнейшем...
Самостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении iconУроках математики
Тестовые задания я использую не только на зачетных уроках, а также при организации самостоятельной работы уча­щихся в режиме самоконтроля,...
Самостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении iconУроках математики
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Самостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении iconУроках математики
Диагностика индивидуальных типологических особенностей младших школьников на уроках математики
Самостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении iconУроках математики
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода психодидактики на уроках математики
Самостоятельная работа на уроках математики при разноуровневом обучении iconВыступление на республиканском научно – методическом семинаре учителей географии на тему
Правильно организованная учителем на уроках самостоятельная работа помогает преодолеть формализм в знаниях
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница