Курсовая работа на тему: «Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе учебной деятельности»




НазваниеКурсовая работа на тему: «Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе учебной деятельности»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипКурсовая


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева»

Кафедра: ФФК
КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе учебной деятельности»

студентки IV курса

Научный руководитель:

ФИО_____________________

г. Тобольск

2004г.
Содержание

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста……….8

1.1. Младший школьник как объект психологической помощи…………..8

1.2. Развитие мотивационно-потребностной сферы у младших

школьников как критерий эффективной работы в процессе

учебной деятельности………………………………………………...11

1.3. Развитие адекватной самооценки как критерий достижения успеха..14

^ Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению мотивационно-

потребностной сферы у младших школьников……………………..21

2.1. Организация и проведение исследования по изучению самооценки

у детей младшего школьного возраста.……………………………..21

2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования самооценки

учащихся (I-IVкласса) системы образования……………………….29

2.3. Психологические выводы ……………………………………………...32

Заключение…………………………………………………………………………34

Список литературы………………………………………………………………...37

Приложения………………………………………………………………………...39

^ Из введения

…В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.
…Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.

Особую трудность для детей 6—7летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно, удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

На занятиях учитель задает детям вопросы, заставляет их думать, а дома то же самое от ребенка требуют родители при выполнении домашних заданий. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.
На сегодняшний день отчетливо прослеживается важность мотивационно-потребностной сферы у детей младшего школьного возраста. Если говорить о мотивации учащихся, то именно мотивация учащихся в системе образования является важным личностным качеством, связанным с полноценным и гармоничным развитием личности ребенка.

^ Объект исследования – познавательная активность младших школьников, их мотивация в процессе учебной деятельности.

Предмет исследования – экспериментальная работа по выявлению самооценки как эффективный критерий достижения успеха в личности младшего школьника.
^ Цель: показать значимость мотивации познавательной сферы личности младшего школьника в процессе учебной деятельности.

Гипотеза: мы предполагаем, что полноценное и гармоническое формирование личности младшего школьного возраста учащегося происходит только тогда, когда мотивационно-потребностная сфера развивается из реалистичности своих потребностей и осуществления учебной деятельности по её удовлетворению, что будет способствовать личностному развитию и создавать условия для его эмоционального благополучия.

Об эффективности познавательных интересов у учащихся можно судить, прежде всего, по тому, насколько она способствует развитию мотивации личности школьников. Ведь формирующаяся самооценка в значительной мере обусловливает потребность в достижении успеха и уровень притязаний школьников.

Задачи работы:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования мотивации младших школьников;

  2. выявить возможности мотивации успеха в процессе учебной деятельности;

  3. организовать и провести экспериментальное исследование по изучению параметров самооценки у учащихся младшего школьного возраста как закрепление мотивации достижения успеха в процессе учебной деятельности.

^ Методологической основой исследования является личностный подход в психологии. Частной методологией является положение о структуре и сущности самооценки личности С.Р. Пантелеева.

Методы: теоретические (обзор и анализ психолого-педагогической литературы и эмпирические (наблюдение, эксперимент, тестирование, количественная и качественная обработка данных, выводы и рекомендации).

^ Практическая значимость исследования обуславливается тем, что оно направлено на поиск эмоциональной поддержки личности учащегося, на выработку рекомендаций по гармонизации мотивации учащегося к учебной деятельности, способствующая эффективности учебной работы и самореализации себя в ней.

Курсовая работа представляет попытку автора описать педагогические и психологические аспекты познавательной активности детей младшего школьного возраста в системе образования, связанные с реализацией качеств мотивационно-потребностной сферы, которые способствуют личностному развития и создают условия для эмоционального благополучия.

Мы считаем, что круг проблем, намеченных для обоснованной постановки и анализа путей их возможных решений, достаточно широк и сложен. Нам предстоит непростая задача. Вместе с тем мы надеемся, что привлечение внимания младших школьников к учебной деятельности будет способствовать выявлению новых путей, нового интереса, что, в конечном счете создаст благоприятные условия для дальнейшего развития обучения в школе как важного фактора гармонизации развития личности.

Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. 296 с.

2. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопр. психологии. 1968. № 6. С. 21—33.

3. Бабанский Ю. С. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982. -192 с.

4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – Екатеринбург, 2000.с. 42-75.

5. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. М.,

2001. с. 257—284.

6. Вопросы психологии личности школьника /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. - М., 1991, 406 с.

7. Гуревич К. М. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопр. психологии. 2000. № 1. С. 9—18.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.:«Логос», 1999 - 184 стр.

9. Дворяшина М. Д. Опыт комплексного психологического и психофизиологического изучения структуры личности //Человек и общество. Л., 1990. Вып. IV. с. 138—144.

10. Коропков В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса.— М., 1983.

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1996.

12. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников.— М., 1979.— Гл. XII.

13. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Уч. Пособие. – М.: Юрайт, 1999. – с.123, 296-299.

14. Мухлынина. О.В., Костарева Е.Н. Психология личностного роста в аспекте жизненного пути человека. Уч. Пособие для вузов, Екатеринбург, 2001.

15. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.

16. Немов Р. С. Психология. - Кн. 2.3 М.,1995.

17. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Уч. Пособие для вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. с.182-188.

18. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.,1996.

19. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М.,2000.

20. Особенности обучения и психического развития школьников 11-17 лет /Под. Ред. Б.С. Круглова. – М.: «Педагогика», 1990. – с.14-16.

21. Педагогика: Уч. Пособие для пед. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. –М.: Школьная пресса, 2002. с.279.

22. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др. – М.: Педагогика, 1991.

23. Солоха Л. К. О необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей в практике тренировочного процесса. — В кн.: Педагогические аспекты спортивной тренировки. — Омск. - 2001, с. 49—51.

24. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М., 1984г.

25. Столин. - М.,1989, с.42-45с.

26. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1997. с.144.

27. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: «Логос», 1996.

29. Щуркова Н.Н. Новые технологии в воспитательном процессе.- М., 1997.


Похожие:

Курсовая работа на тему: «Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе учебной деятельности» iconСамообразования «Развитие познавательных интересов младших школьников...
Обобщение опыта по теме самообразования «Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии»
Курсовая работа на тему: «Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе учебной деятельности» iconУчастники районного фестиваля педагогических проектов «Истоки»
Обеспечение успешности дальнейшего обучения младших школьников через развитие познавательных интересов
Курсовая работа на тему: «Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе учебной деятельности» iconКурсовая работа на тему: «Значимость и место инновационной деятельности...
Цель работы: изучить значимость инновационной деятельности молодых работников в инновационном процессе культурной среды
Курсовая работа на тему: «Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе учебной деятельности» iconКарта интересов для младших школьников. Методика диагностики одаренности...
Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников....
Курсовая работа на тему: «Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе учебной деятельности» iconОсобенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности
Курсовая работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»
Курсовая работа на тему: «Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе учебной деятельности» iconРазвитие творческих способностей младших школьников в учебной деятельности...

Курсовая работа на тему: «Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе учебной деятельности» iconМуниципальное учреждение
Тема семинара-практикума: «Развитие личности младших школьников в процессе совместной деятельности ребенка и педагога»
Курсовая работа на тему: «Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе учебной деятельности» iconПояснительная записка рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей»
Рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей» составлена на основе программы курса Локаловой Н. П. «120 уроков психологического...
Курсовая работа на тему: «Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе учебной деятельности» iconРазвитие творческого потенциала младших школьников в процессе исследовательской деятельности
Биктагирова Г. А. – учитель начальных классов моу лицея №2 г. Бугульмы высшей квалификационной категории
Курсовая работа на тему: «Развитие познавательных интересов у младших школьников в процессе учебной деятельности» iconТемы самообразования и исследовательских работ учителей начальных...
Развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности через применение мультимедийных презентаций
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница