Как средство подготовки руки к письму




НазваниеКак средство подготовки руки к письму
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы



ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ

КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ
Важный аспект работы - подготовка руки дошкольника к обучению письму и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников.

Существует немало кон­кретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики, совершенствования ко­ординационных способностей рук детей.

Мы рекомендуем с этой целью исполь­зовать игровой самомассаж кистей рук, яв­ляющийся эффективным и универсаль­ным средством реабилитации тонких дви­жений у детей-инвалидов, средством кор­рекции нарушений письменной речи у де­тей с локальными проблемами и развивающее-оздоровительным средством для нор­мально развивающихся детей.

Конкретные рекомендации по примене­нию массажных приемов в форме игровых процедур, сопровождаемых художественным словом в исполнении самого ребенка, приводятся ниже. Веселый спектакль, ко­торый юный актер разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых по­верхностях кистей рук), длится порой все­го несколько секунд, а текст пьесы уклады­вается в маленькое четверостишие. Но для того чтобы его сыграть, необходимо в сво­ем воображении создать яркий образ: со­держание массажного приема, т.е. механи­ческого воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворе­ния и динамике развития сюжета.

Как известно, массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействую­щий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными ве­ществами, на выведение продуктов распа­да, на сократительные способности и рабо­тоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, по­скольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активи­зируется, улучшается функциональное со­стояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мыш­цы, суставы и связки не только массируе­мой, но и массирующей кисти.

Помимо этого игровой самомассаж кис­тей рук - важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одно­временно в обеих кистях рук ребенка, отли­чаются друг от друга не только происхожде­нием, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно вос­принимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.

Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря кото­рой в мозг поступает мощный поток им­пульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздейст­вие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных воз­можностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарное взаимодействие, межполушарные интеграторы - комиссуры, работа полушарий. Синхрони­зируется деятельность ассоциативных во­локон, связывающих между собой отдель­ные участки одного и того же полушария. Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходя­щих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нижележащими отделами ЦНС. Это яв­ляется важным аспектом реабилитацион­ной работы с детьми, имеющими органи­ческое поражение коры головного мозга.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает то­тальное воздействие на кору, что предохра­няет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная моти­вация занятия «повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готов­ности к восприятию информации из внеш­него мира» (А.Г. Хрипкова и др.). Игровой самомассаж является эффективным сред­ством совершенствования и таких психи­ческих функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактиль­ная, эмоциональная, рефлекторная), зри­тельно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.

По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способст­вует прочищению энергетических кана­лов, освобождению их от застоявшейся не­гативной энергии и насыщению позитив­ной, а по нашим наблюдениям, он содей­ствует также снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, кор­рекции гиперактивности.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрыва­ющие массажные движения, их простота, до­ступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время спо­собствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздейст­вия, а это гарантия успеха реабилитацион­ной, коррекционной и развивающей работы.

Рекомендуется проводить игровой са­момассаж в виде отдельного 5-минутноп занятия ежедневно или в виде динамичес­кой паузы на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе и предлагаем примеры массажных приемов.

Поглаживание

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки поду­шечками выпрямленных двух-пяти паль­цев - это «лучи солнца».

Солнышко лучами

Гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама,

Лишь одно бывает.

Г. Виеру

Примечание. Предварительно попроси­те ребенка изобразить солнышко, распра­вив пальцы массирующей руки. Направле­ние движения - от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

^ Круговое поглаживание ладони подушеч­ками двух или трех пальцев.

Сорока, сорока,

Где была? Далеко.

Дрова рубила,

Печку топила,

Воду носила,

Кашку варила,

Деток кормила.

^ Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки поду­шечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Свистели метели,

Летели снега.

Стелила постели

Большая пурга,

Стелила постели

Морозам она,

И было метелям

Совсем не до сна.

Мы утром в окошко

Взглянули на сад -

Сугробы в саду,

Как подушки, лежат.

^ В. Степанов

Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напомина­ет дерево: предплечье - это ствол, а кисть с растопыренными пальцами - крона).

Дунул ветер на березку,

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился,

Улетел, не извинился.

^ М. Пляцковский

Растирание

Прямолинейное растирание выпрямлен­ными ладонями друг друга.

Первый вариант

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег,

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе. ^ В. Берестов

На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строчки, сжимают и раз­жимают кулаки.

Второй вариант

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец - боковой,

Называется Большой.

Пальчик второй -

Указчик старательный,

Не зря называют его

Указательный.

Третий твой пальчик

Как раз посредине,

Поэтому Средний

Дано ему имя.

Палец четвертый зовут

Безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший - любимчик.

По счету он пятый,

Зовется Мизинчик.

^ Л. Хереско

Примечание. Первые две строки сопро­вождают растирание ладоней, следующие строки - растирание пальцев подушечкой большого пальца противоположной руки.

^ Гребнеобразное круговое растирание ла­донной впадины (средними и концевыми фалангами).

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла,

Потому что Мурка - кошка. В. Левин

Примечание. Предварительно вместе с ребенком желательно вспомнить, как умы­вается кошечка.

^ Граблеобразное круговое растирание ла­дони одной руки подушечками пальцев про­тивоположной руки (пальцы слегка рас­ставлены в стороны, как лапки у паука).

Диво дивное - паук,

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек,

Выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг

Выручают восемь рук.

^ B. Суслов

Пиление ладони пальцами противопо­ложной руки.

Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

^ C. Маршак

Примечание. Обратите внимание ребен­ка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

Пиление (продольное и поперечное) ладо­ни ребром ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила,

И жужжит, как пчела,

И визжит, и поет,

Соням спать не дает.

В. Сокол

Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом).

Не секрет для нас с тобой,

Каждый знает это -

Руки мой перед едой

И после туалета.

Разминание

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Толстушка- ползушка,

Дом-завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи но ладошке,

Ползи, не спеши.

Рога покажи.

^ Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина)

Желательно вместе с ребенком вспо­мнить, как медленно ползет улитка.

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Так летите же домой. Серый волк под горой Не пускает нас домой.

^ Русский фольклор

Примечание. Предварительно попроси­те ребенка руками изобразить гуся.

Вибрация

Пунктирование двумя-пятью пальцами (игра на пианино).

Кто там топает по крыше?

Кап-кап-кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Кап-кап-кап.

Я усну теперь едва ли.

Кап-кап-кап.

Может, кошек подковали?

Кап-кап-кап.

^ Ж. Давитъянц

Поколачивание ладонной впадины кончи­ком указательного пальца противополож­ной руки.

Кто на розовой заре.

На росистом серебре

Барабанит, барабанит

По сосновой по коре?

Дятел петь захотел,

Дятел носом песню спел.

^ Э. Мошковская

Примечание. Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируе­мой поверхности: чем больше угол, тем воздействие более сильное и глубокое.

^ Поколачивание ладони кончиками сло­женных в щепоть пальцев.

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе дупло.

^ В. Линъкова

Примечание. Обратите внимание ребен­ка на то, что кисть, сложенная в щепоть, напоминает голову птицы.

Поколачивание ладони кулаком проти­воположной руки.

Тук-тук-тук,

Молоток - мой лучший друг. Г. Виеру

Примечание. Мягкость и эластичность поколачивания достигаются хорошим рас­слаблением мышц предплечья и кисти массирующей руки.

Поглаживание

Легкое плоскостное поглаживание тыль­ной поверхности кисти.

Во дворе у Толика

Маленькие кролики.

Беленькие кролики,

Целых восемь штук.

По утрам мы с Толиком


Кормим наших кроликов,

И едят морковку

Кролики из рук.

В. Кодрян

Примечание. Массируемая рука «изоб­ражает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.



Похожие:

Как средство подготовки руки к письму iconВопрос подготовки дошкольников к обучению школе становится с каждым...
И одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению является подготовки руки к письму. Это связано с психофизиологическими...
Как средство подготовки руки к письму icon«Подготовка руки к письму через развитие творческих способностей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида
Как средство подготовки руки к письму iconОтношение к рукам у человек всегда было особым, даже мистическим....
Не случайно в русском языке много выражений, связанных с руками: мастер на все руки; золотые руки; положа руку на сердце; рукой подать;...
Как средство подготовки руки к письму iconПояснительная записка основа: программа «Обучение грамоте и развитие речи»
При этом обучение первоначальному чтению и письму рас­сматривается не только как цель, но и как важнейшее средство языко­вого, нравственно-эстетического...
Как средство подготовки руки к письму iconКнига «Подготовка к школе». (О. И. Тушканова. Подготовка руки к письму....
Оценить развитие будущего первоклассника можно самим (специальные тесты для диагностики готовности к школе продаются в книжных магазинах)...
Как средство подготовки руки к письму iconЧеловек упорно искал эффективное средство борьбы с сорняками и вредителями....
Оказывается, может, и ещё какой!!! В этих баллончиках бывают вещества, которые, попадая в атмосферу, разрушают в ней озоновый слой....
Как средство подготовки руки к письму iconПрограмма подготовки учащихся к Олимпиаде по предмету «Физическая...
С каждым годом количество участников Всероссийских олимпиад школьников растет, что свидетельствует о повышении ее популярности, а...
Как средство подготовки руки к письму iconАлевтина Петровна Безбокова Воспитатель мдоу «црр- д/с №152»
Наглядное моделирование как средство развития логического мышления детей и подготовки к школе
Как средство подготовки руки к письму iconГорода Димитровграда Ульяновской области
Администрации города Димитровграда предоставляет информационные материалы для ознакомления с направлениями подготовки факультета...
Как средство подготовки руки к письму iconПри этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница