Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?




НазваниеЧем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Литература: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме\ авт.-сост. А.В.Фёдоров, Л.В.Новикова, Е.А.Зинина.- М.: АСТ: Астрель,2010. (Федеральный институт педагогических измерений)
Примеры выполнения заданий части 2 экзаменационной работы

Задание 1

Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?

Работа 1

Емельян Пугачев интересен автору произведения и Петру Грине­ву в разных аспектах, потому что эти два человека смотрят на со­бытия того времени с разных позиций. Пушкин — как историк и ху­дожник, а Петр Андреевич как типичный представитель помест­ного дворянства, очевидец восстания, при этом человек честный и благородный.

Александру Сергеевичу Пугачев интересен, как исторический де­ятель. И это он показывает не только в романе, но и в своем труде «История Пугачева», где автор в первую очередь интересуется исто­рией бунта, хочет донести до нас правду, истинную причину и итоги восстания. Пугачев интересен автору романа как сильная историче­ская фигура, как лидер, жестокий и смелый, но не лишенный казачь­ей лихости и молодецкого задора.

Гриневу же Пугачев интересен как личность, как человек. Во-первых, главный герой не только оказался очевидцем восстания, но был знаком с Емельяном Пугачевым и был им уважаем. Во-вторых, не раз жизнь Петра Андреевича и его возлюбленной была в руках предводителя восстания, и каждый раз Гринев удивлялся тому, на­сколько жестоким и милосердным одновременно может быть Пуга­чев. Гриневу импонирует умение самозванца адекватно оценивать свое положение в среде восставших: «Мне должно держать ухо вос­тро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». При этом он остается непоколебимым и смелым в своих убеждениях и поступках, даже понимая, что конец его близок: «Для меня не будет помилования! Буду продолжать, как начал». Также Гриневу Пугачев интересен как руководитель восстания, полководец. Он сравнивал систему отношений между восставшими (между Пугачевым и его соратниками) и между теми людьми, на стороне которых воевал сам. Гринев ценил то, что Пугачев, в отличие от начальства Орен­бургской крепости, мог брать ответственность за принятые реше­ния на себя и руководствовался общим благополучием, а не личной выгодой. Таким образом, Петр ценил Пугачева как яркую, необыч­ную личность, в большей степени он был интересен главному герою как человек слова, принципа, дела, широкой души.

Александр Сергеевич Пушкин и Петр Гринев интересуются Пу­гачевым по-разному, но сопоставление их мнений позволяет нам наиболее полно и красочно представить себе образ Емельяна Пуга­чева.

Комментарий

Экзаменуемый обнаружил понимание проблемы, предложен­ной в задании, чётко сформулировал свою позицию, правильно охарактеризовал позицию автора романа. Анализируя характер ин­тереса к Пугачёву со стороны Пушкина, ученик включил «Ка­питанскую дочку» в более широкий контекст творчества писателя. В сочинении верно показаны различия в тех позициях, с которых оценивают Пугачёва главный герой и автор романа. Однако тезис о том, что Пушкин смотрит на предводителя восстания «как исто­рик и художник», не получил дальнейшего развития в работе, и противопоставление точек зрения Пушкина и Гринёва оказалось неполным. Очевидно, что писатель в оценке восстания и его пред­водителя вышел за пределы сословных представлений, в то время как главный герой находится во власти этих представлений и для него на протяжении всего текста Пугачёв остаётся «самозванцем» и «разбойником». Упоминание в первом абзаце «событий того вре­мени» без конкретного указания на время является фактической неточностью. Не вполне продуманной представляется также фраза «руководствовался общим благополучием», сказанная о Пугачёве.

Автор сочинения активно и вполне обоснованно обращается к тексту произведения, привлекая его в форме цитат и отсылок к на­иболее значимым эпизодам и образам.

В сочинении уместно используются такие литературоведчес­кие термины, как «образ», «автор», «герой». В то же время сле­дует подчеркнуть, что рассматриваемая тема не ориентирована на использование в ответе значительного количества теоретико-литературных понятий, но предполагает умение выявлять автор­скую позицию в художественном тексте, что и демонстрирует экзаменуемый.

Логика построения работы в полной мере соответствует фор­мулировке темы. Части сочинения органично связаны между со­бой. Мысль автора последовательно развивается от абзаца к абза­цу. Вывод, предлагаемый экзаменуемым, соотносится с темой и имеет практический характер, подчеркивает важность поставлен­ного вопроса для понимания романа.

В работе имеют место отдельные речевые неточности. Фраза «...донести до нас правду, истинную причину и итоги восста­ния» содержит речевую ошибку, заключающуюся в нарушении законов сочетаемости слов с однородными членами (получается: «донести правду восстания»). В предложении «был знаком с Емельяном Пугачёвым и был им уважаем» допущен немотиви­рованный повтор слова «был», что может рассматриваться как речевой недочёт.

^ Сочинение оценено 11 баллами (соответственно по критериям: 2;2;2;2;3).
Работа 2

Образ Пугачева показан Пушкиным не таким жестоким и бес­сердечным, каким самозванец был в истории. Автор провел большую работу с архивными бумагами, выяснил для себя личность «народ­ного царя» и внес его в роман уже со своими преобразованиями, на­делил его особенными чертами, о которых история умалчивает. Мне кажется, что Пушкину и главному герою романа, что собст­венно, равноценно, этот преобразованный Пугачев и интересен.

^ Емельян Пугачев в повести истинно-русский человек с ши­рокой, открытой душой. Можно сказать, что ему присущи эти черты. Несмотря на то, что Пугачев самозванец, он прекрасно понимает и осознает еще то, что его последователи хоть и назы­вают его «царем-батюшкой», но в любой момент готовы предать. Об этом Пугачев говорит сам, что они воры, и за свою голову при малейшей опасности подставят голову самого «царя-батюшки». Хоть Пугачев и самозванец, да притом применяющий к непризнающим его государем людям жесточайшие пытки и казни, на фоне этой бесчеловечности контрастирует помилование Петра Грине­ва. Причем Гринев предал (по представлению самозванца) Пугачева трижды, но тот его все же помиловал, сказав: «Казнить так каз­нить. Миловать так миловать». Мы видим, что Пугачев имеет в душе какое-то сострадание. Также интересна речь Емельяна. Она испещрена пословицами, поговорками, присказками, она таинст­венна. Еще обратим внимание на интересную притчу, рассказан­ную Пугачевым, про орла, с которым он сравнивает себя и свою жизнь. Одним словом, в Пугачеве ярко выражена народность.

^ Именно эти черты и особенности характера Пугачева, по мо­ему мнению, и заинтересовали Александра Сергеевича Пушкина и его главного героя.

Комментарий

Проблема, предложенная к осмыслению, раскрывается в со­чинении поверхностно. Учащийся не видит различий между отношением к Пугачёву А.С.Пушкина и Петра Гринёва, отож­дествляя, таким образом, авторскую позицию с позицией глав­ного героя романа. Экзаменуемый в целом правильно раскрыва­ет сущность образа Пугачёва, но допускает при этом серьёзную фактическую ошибку, утверждая, что Пушкину интересен «пре­образованный» Пугачёв, не вполне соответствующий Пугачёву историческому. Иными словами, экзаменуемый неверно пред­ставляет себе взаимодействие исторической достоверности и ху­дожественного вымысла в романе «Капитанская дочка» и поэто­му допускает в первом абзаце ряд фактических ошибок («...не таким жестоким и бессердечным, каким самозванец был в исто­рии»; «...наделил его особенными чертами, о которых история умалчивает»).

Анализируя образ Пугачёва, автор обращается к тексту произ­ведения, подкрепляя ссылками на него свои суждения и выводы.

В сочинении обоснованно использованы такие литературо­ведческие понятия, как «образ», «пословицы», «поговорки», «притча», «народность».

В целом неверно отвечая на вопрос задания, учащийся, однако, выстраивает рассуждение в соответствии с собственной внутренней логикой. При этом допущены отдельные алогизмы и несоответствия. Так, утверждая в первом абзаце, что Пугачёв показан «Пушкиным не таким жестоким и бессердечным, каким самозванец был в исто­рии», ученик во втором абзаце отмечает, что самозванец применял к людям «жесточайшие пытки и казни». Остаётся также непонят­ным, почему самозванство Пугачёва может препятствовать понима­нию им позиции его приближённых (второй абзац).

Сочинение содержит значительное количество речевых оши­бок. Лексическая сочетаемость, а также другие законы речевого оформления нарушены в выражениях: «образ Пугачёва показан не таким жестоким и бессердечным»; «за свою голову подставят...»; «...на фоне ...контрастирует помилование...»; «имеет в душе какое-то сострадание». В предложении «...про орла, с которым он срав­нивает себя и свою жизнь...» второе однородное дополнение «жизнь» неверно соотнесено с определяемым («орла») и союзным («с которым») словами (то есть «сравнивает жизнь с орлом»). Ре­чевая избыточность имеет место в сочетании слов «черты и осо­бенности характера».

Сочинение оценено 6 баллами (соответственно по критериям: 1;2;2;1;0).

Похожие:

Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? iconОбобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
...
Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? iconПроверочная работа по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Определите...
Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева
Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? iconАннотация Цель исследования
Цель исследования: сопоставить образы Пугачёва в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” и поэме С. А. Есенина “Пугачёв”
Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? iconАнализ произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Совсем недавно мною было прочитано великолепное произведение А. С. Пушкина "Капитанская дочка". В книге повествуется о юном парне...
Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? iconУрок-игра по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Обобщить знания по содержанию романа, привлечь внимание учащихся к деталям художественного произведения, которые помогают понять...
Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? iconПлан: Динамика структуры “свободного романа” “Время в романе: метаморфозы его календаря”
Вместе с тем, мы согласны с мнением М. М. Бахтина, что любое сочинение можно трактовать и глубже, чем задумал сам автор, хотя, верней...
Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? iconС 5 по 11 классы
«Война и мир» Л. Н. Толстой 21 «Капитанская дочка» А. С. Пушкин 16 «Приключения Тома Сойера» М. Твен 13
Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? iconСценарий проектной деятельности
«Благие потрясения» в жизни главного героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? iconСписок литературы на лето 8 кл
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «История Пугачевского бунта», «Повести покойного И. П. Белкина». «Пиковая дама»
Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»? iconА. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама» М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница